Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Малоизвестные руины древних построек

Каргер М.К.

На территории Киева в разное время были обнаружены руины неизвестных древних построек, которые, к сожалению, не были своевременно подвергнуты серьезному архитектурно-археологическому исследованию. В настоящее время они либо полностью уничтожены позднейшей застройкой города, либо самое их месторасположение основательно забыто. Развивавший в 1830-х годах энергичную деятельность по отысканию древних киевских каменных сооружений К.Лохвицкий не ограничился раскопками наиболее известных киевских построек, о которых была речь в первых главах настоящего исследования.

В 1832 г. К.Лохвицкий подверг частичным раскопкам руины древнего храма, расположенные на территории усадьбы Марра (Кирилловская ул., ныне ул.Фрунзе), широко известной находками погребений Х в. [M.K.Каргер. Древний Киев. Очерки по истории материальной культуры древнерусского города, т. І, М.-Л., 1958, стр. 210-211], неподалеку от Иорданской церкви, на берегу Иорданского ручья. По словам Лохвицкого,

«строение каменных фундаментов… доказывает самое древнейшее происхождение его: в фундаменте положены огромные нетесаные камни между кирпичами древней работы, тонкими, шириной в 6, длиной до 8 вершков (т.е. 26.6:35.5 см, – М.К.), на цементе, который так связал дикие камни с кирпичами, что [с. 407] трудно ломом отделить» [Н.Оглоблин. Из бумаг К.А.Лохвицкого. КС, т. XXVI, Киев, 1889, июль, стр. 245-247].

В «цементе» автор отмечает наличие толченого кирпича и угля. В строительном щебне найдены фрагменты фресковой росписи [там же].

По мнению К. Лохвицкого, открытая им церковь, «судя по положению пространного бугра, покрытого землей более сажени», «должна быть обширной». По словам Лохвицкого, здание, «будучи в полгоры, заплыло землей глинистой с гор, то и остается еще не совсем раскрытое, а потому и плана снять нельзя».. Лохвицкий не смог раскопать руины полностью, «как все здание требует большого разрытия и на то значительных издержек» [там же].

Как неоднократно отмечалось выше, К.Лохвицкий был весьма смел и уверен в попытках атрибуций раскопанных им руин. Так было и в настоящем случае.. Он категорически утверждал, что раскопал развалины древнейшей киевской церкви Ильи, упоминаемой в летописи под 945 г. [там же], уверяя, что лишь «вследствие недостаточного исследования развалин» митрополит Евгений «усумнился в существовании когда-либо на сем месте Ильинской церкви» [там же].

Позже большинство историков Киева признавали обнаруженные Лохвицким руины за остатки древней церкви Николы Иорданского, связывая с ней «Сказание о чуде св. Николая над половчином», относящееся к XI-XII вв. [Н.И.Петров. Историко-топографические очерки древнего Киева. Киев, 1897, стр. 37-38. – К.Шероцкий. Киев. Путеводитель. Киев, 1917, стр. 204] Судя по приведенному выше описанию кладки, здание, по-видимому, действительно можно отнести к XI в. Церковь Николая Иорданского существовала еще в начале XVII в., как об этом свидетельствует один акт 1614 г. [там же. См. также: Н.И.Петров. Описание рукописей Церковно-археологического музея КДА, вып. 1. Киев, 1875, стр. 184-185]

Разведочными раскопками, проведенными на территории бывш. усадьбы Марра Киевской экспедицией АН СССР в 1947 г., удалось обнаружить лишь. часть плохо сохранившихся фундаментных рвов древнего храма. Основная территория его оказалась недоступной для раскопок. Обломки плинфы, обнаруженные в засыпке рвов, несомненно относились ко второй половине XI в.

Еще в первой половине 19 века внимание киевских археологов привлекли развалины древнего храма Гнилецкого монастыря, сохранившиеся в южных предместьях Киева, неподалеку от села Пирогова, вблизи от так называемой Феодосиевой пещеры. М.А.Максимович, изучивший поздние письменные свидетельства по истории этого монастыря, пришел к выводу, что Гнилецкий монастырь возник еще в домонгольский период. Тогда же была выстроена мо[с. 408]настырская каменная церковь Богородицы, руины которой известны под названием Церковщины [М.А.Максимович. О монастыре Гнилецком. Собр. соч., т. II, Киев, 1877, стр. 292 и сл.].

В 1830-х годах Гнилецкая пустынь поступила во владение Киевского Братского монастыря. В 1900 г. на месте древнего храма была начата постройка небольшого нового храма. Полагая, что при выемке земли под фундамент нового храма могут встретиться остатки старины, В.З.Завитневич провел наблюдения за земляными работами, о результатах которых опубликовал заметку в «Киевлянине» (№ 152) [Краткое изложение наблюдений В.З.Завитневича было опубликовано также: АЛЮР, т. II, Киев, 1900, июль-август, Разные известия, стр. 156-158].

По словам наблюдателя, при выемке земли были обнаружены целые кирпичи размером 31:22:4.5 см, происходящие, по-видимому, из развалин древней церкви [Архитектурные остатки «Церковщины» в 1900 г. поступили в Церковно-археологический музей при КДА. См.: АЛЮР, Киев, 1901, июнь, стр. 85]. Кроме того, были найдены поливные плитки, которыми в древности был вымощен пол церкви. Завитневич считал эти плитки тождественными с теми, которые были открыты тогда же на хорах Успенского собора Печерской лавры, хотя отличались от последних несколько большими размерами. Плитки были покрыты желтой и темно-коричневой поливой. Особый интерес вызвала находка фрагментов фресковой штукатурки красного, желтого, темно-синего, зеленого и светло-голубого цвета. Завитневич упоминает также о находке узкой оловянной (свинцовой ? – М.К.), пробитой железным гвоздем полосы. Подобная же находка ранее была сделана П.А.Лашкаревым. Обе находки являются обломками древних свинцовых кровель.

Новая церковь была построена, как полагали строители, на месте старой. Трудно сказать, насколько точно было установлено местоположение древних развалин. Древний храм, по-видимому, был значительно больше, чем современный, и потому частичное раскрытие древних фундаментов вполне осуществимо.

Находки отдельных плинф с остатками приставшего к ним розоватого от примеси толченого кирпича раствора отмечались почти всеми исследователями, которым приходилось вести раскопки на Киселевке. Особенно много таких кирпичей встречается на плато горы в районе нового кладбища, при рытье могил. Образцы древних, квадратной формы, кирпичей, найденных на Киселевке (к северу от кладбищенской церкви), хранились в Музее Киевской духовной академии [Н.Петров. Указатель Церковно-археологического музея при Киевской духовной академии. Изд. 2-е, Киев, 1897, стр. 228]. По-видимому, в XI-XII вв. на территории Киселевки существовала какая-то каменная постройка, может быть церковь, местоположение которой, однако, остается пока неизвестным [Н.Ф.Беляшевский. Следы великокняжеской эпохи на горе Киселевке. КС, т. XXII, Киев, 1888, август, стр. 54. – Розкопи в Києві на горі Кисілівці в 1940 р. Археологія, т. І, Київ, 1947, стр. 143]. [с. 409]