Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

1. Экономическое развитие Киева

После реформы 1861 г. в России создались более благоприятные условия для развития производительных сил. Значительно более быстрыми темпами, чем раньше, развивалась промышленность и в Киеве. Однако в общем эти темпы все же были медленными. На фактах киевской действительности полностью подтверждается ленинский анализ особенностей и темпов развития капитализма в России и, в частности, положение о том, что если

«сравнивать данную быстроту развития с той, которая была бы возможна при современном уровне техники и культуры вообще, то данное развитие капитализма в России действительно придется признать медленным. И оно не может не быть медленным, ибо ни в одной капиталистической стране не уцелели в таком обилии учреждения старины, несовместимые с капитализмом, задерживающие его развитие, безмерно ухудшающие положение производителей…» [В.И.Ленин, Соч., т. 3, стр. 527].

Рыбачьи хаты на окраине Киева. Рисунок…

Рыбачьи хаты на окраине Киева. Рисунок П.Васильченко, конец XIX в. [с. 340]

Разгрузка барж в Киевской гавани. Фото…

Разгрузка барж в Киевской гавани. Фото 90-х годов XIX в. [с. 341]

Правительство способствовало развитию производительных сил Юго-Западного края, что являлось одним из средств ослабления экономических позиций польских помещиков, которых было много на Правобережье. В отчете киевский генерал-губернатор писал:

«В 1863 году и до этого польское влияние было более мощным потому, что почти весь служилый люд состоял из поляков, владевших огромным большинством русского [украинского. –  Ред.] населения края – крепостными крестьянами…»

В связи с этим царская администрация направила свои усилия «на ослабление польского влияния и на укрепление российских начал в исконно русском крае». Через 37 лет в отчете генерал-губернатора за 1900 г. отмечалось, что «теперь все административные должности заняты исключительно лицами русского происхождения» [«Всеподданнейший отчет киевского, подольского и волынского генерал-губернатора», К., 1901, стр. 2– 3]. В результате этого в крае были усилены позиции русской буржуазии и помещиков.

Значительным толчком к развитию промышленности в Киеве было строительство железных дорог, которые связали Юго-Западный край, и в частности Киев, с крупными городами центра Российской империи и юга Украины.

Развитие капитализма в России способствовало увеличению торговых оборотов, особенно торговли хлебом, сахаром, спиртом и другими сельскохозяйственными продуктами.

Киев стал значительным торгово-промышленным городом, одновременно сохранив прежние функции военно-административного центра. Сенатор Половцев, ревизовавший в 1880-1881 гг. Киевскую губернию, отмечал, что в составе жителей Киева

«нижние чины составляют около четверти всего населения города, а именно 23,1%. Такое большое число нижних военных чинов в составе населения г.Киева объясняется стратегическим значением этого города, вследствие чего он является местом сосредоточения значительного количества войск» [ЦГИАЛ СССР, ф. Особой комиссии по составлению проектов местного управления (Кохановская комиссия), 1880-1881, оп. 1, д. 112, л. 10].

Рост Киева происходил не столько за счет расширения городских границ, сколько в результате застройки окраин: Шулявки, долины р.Лыбеди, Куреневки и т.п.

Анализируя изменения, происшедшие в России после реформы, и отмечая быстрый рост населения городов за счет уменьшения удельного веса крестьянского населения, В.И.Ленин указывал:

«Рост индустриального населения за счет земледельческого есть явление, необходимое во всяком капиталистическом обществе… Самым наглядным выражением рассматриваемого процесса является рост городов» [В.И.Ленин, Соч., т. 3, стр. 489].

Быстро росло в это время также население Киева. Если в 1864 г. в городе насчитывалось 68 тыс. человек, то по переписи 2 марта 1874 г. зарегистрировано уже 123,7 тыс., а с предместьями – 127,3 тыс. человек [«Киев и его предместия: Шулявка, Соломенка с Протасовым яром, Байкова гора, Демеевка с Саперною слободкою, по переписи 2 марта 1874 года», К., 1875, стр. 30-31]. По сравнению с 1845 г., то есть за 30 лет, число жителей увеличилось в 2,5 раза. Лишь 28,3% населения состояло из лиц, которые родились в Киеве или на его окраинах, более чем 2/3 населения составляли лица, родившиеся в местностях Юго-Западного края (45,5%), на Слободской Украине, в Новороссии (13,2%), великорусских губерниях (11,1%) и других местностях России. 1,8% жителей составляли иностранцы [ЦГИАЛ СССР, ф. Особой комиссии по составлению проектов местного управления, оп. 1, д. 112, л. 10].

Рост населения Киева был связан прежде всего с развитием промышленности и железнодорожного транспорта. Это было не случайным, а закономерным явлением, отражавшим неравномерность размещения производительных сил в период капитализма. Население города росло за счет увеличения числа промышленных рабочих. По роду занятий, согласно переписи 1874 г., население Киева распределялось так: в промышленности и ремесле было занято 15,2% всего населения, на транспорте и в страховых учреждениях – 3,05, в торговле и кредите – 5,3, на государственной службе – 13,3, в органах народного образования и здравоохранения – 2,6, домашних рабочих (горничные, повара и др.) – 12,5, поденных рабочих – 2,59, безработных – 1,1, домовладельцев, землевладельцев и капиталистов – 4,15, военнослужащих – 23,1%, свыше 17% составляли служители культа, учащиеся высших учебных заведений и т. п. [ЦГИАЛ СССР, ф. Особой комиссии по составлению проектов местного управления, оп. 1, д. 112, л. 6-7, 16-17] По сословному составу в Киеве проживало: лиц привилегированных сословий -23 199 (18,2%), купцов и почетных граждан – 5 782 (4,5%), мещан – 41 421 (32,5%), крестьян и казаков – 22 342 (17,6%), других сословий – 34 507 (27,2%) [Там же].

Через десять лет, в 1884 г., по сведениям статистического комитета, в Киеве насчитывалось 154 586 жителей, среди них 78 817 мужчин и 75 769 женщин [В.Г.Мозговой, Сборник сведений по Киевской губернии, стр 55]. В числе самодеятельного населения, которое составляло 41 319 человек по профессиям было: ремесленников – 8 119, извозчиков, чернорабочих, поденщиков – 24 285, торговцев – 1 289, арендаторов земли – 61, лиц, занятых умственным трудом, – 4 565; к остальным профессиям относилось 3 тыс. человек. Таким образом, 3/4 самодеятельного населения составляли рабочие и ремесленники.

По данным всероссийской переписи 28 января 1897 г., в городе (вместе с Шулявкой) было зарегистрировано 247 723 человека [«Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г.», т. XVI, Киевская губерния, СПб., 1904, стр. V]. По численности населения Киев занял второе место на Украине, уступая лишь Одессе, где в 1897 г. насчитывалось 404 тыс. человек. Интересно отметить, что за время с 1863 по 1897 г. городское население России возросло более чем вдвое, в то же время население Киева увеличивалось значительно быстрее, чем в стране в целом, даже быстрее, чем в Петербурге. Так, в 1897 г. население Петербурга по сравнению с 1870 г. составляло 185%, а население Киева по сравнению с 1874 г.- 199,5%. На Украине на такие города как Киев, Одесса, Харьков и Екатеринослав в конце XIX в. приходилось 35% всего городского населения.

Трудовое население Киева росло преимущественно за счет крестьян-бедняков, которые в поисках заработков шли на заводы и транспорт, в связи с чем социальный состав населения несколько изменился. По сравнению с данными переписи 1874 г. в городе значительно возросло количество рабочих, числившихся по паспортам крестьянами. Вместе с тем в Киеве проживало свыше 31 тыс. дворян, 5 тыс. почетных граждан, более 5 тыс. купцов, 4 тыс. попов и других служителей культа [«Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г.», т. XVI, Киевская губерния, стр. 50-51].

По данным 1897 г., в Киеве было 22 745 рабочих, в том числе 1313 подростков в возрасте до 15 лет [«Численность и состав рабочих Украины на основании данных первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г.», т. II, М., 1906, табл. II, стр. 34]. Больше всего рабочих было занято в таких отраслях хозяйственной деятельности:

Машиностроение и металлообработка 3868
Обработка волокнистых веществ и изготовление одежды 3846
Пищевая и вкусовая промышленность 2885
Деревообработка 1523
Обработка минеральных веществ 262
Химическое производство 147
Обработка животных (непищевых) продуктов 274
Полиграфическое производство 1312
Работы по оборудованию, ремонту и содержанию помещений 2472
Железные дороги 697
Извозчики 1568
Трактиры, гостиницы 1212
Торговля 1078
Учреждения санитарии и гигиены 1025
Другие отрасли 576

По полу и образованию рабочие Киева распределялись так: мужчин – 19 228, в том числе грамотных – 12 365, женщин – 3 514, среди них грамотных – 1 822.

Капиталисты беспощадно эксплуатировали детей и подростков. На предприятиях Киева работало 299 детей в возрасте до 12 лет, а в возрасте от 13 до 16 лет – около 3 тыс. [«Численность и состав рабочих Украины по данным первой Всероссийской переписи 1,897 г. и исследования А. В. Погожева за 1900-1902 годы», X., 1922, стр. 130]

С развитием капитализма все более резкими становились различия между районами, заселенными эксплуататорской верхушкой, и районами, где жили трудящиеся. В этом отношении Киев не был исключением, и к нему полностью можно отнести оценку, данную в 40-х годах XIX в. Ф.Энгельсом городам Англии: «Каждый большой город имеет свои густо заселенные рабочим классом трущобы, расположенные в одном или нескольких районах… Это самые отвратительные дома в самой скверной части города…» [К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., т. II, стр. 266]. Кварталы города, заселенные знатью, дворянством, крупным чиновничеством и купечеством, постоянно упорядочивались; в то же время, рабочие окраины, как и раньше, были запущены.

С 70-х годов XIX в. Крещатик становится центральной улицей города. Ускорилась застройка Шулявки. Здесь, кроме строительства крупных для того времени заводов, был сооружен Политехнический институт. Усиленно застраивалась и привокзальная часть города. На Жилянской улице (теперь ул.Жадановского) выросли корпуса Южно-русского машиностроительного завода (теперь завод «Ленинская кузница») и появилось много жилых домов рабочих, в частности железнодорожников. Рабочие заселяли также Демеевку, Караваевы дачи, Дарницу и Никольскую слободку. Однако эти районы в административном отношении все еще считались сельскими местностями, а часть из них, расположенная на левом берегу Днепра, даже входила в состав Черниговской губернии.

Реформа 1861 г. способствовала более быстрому развитию промышленности в России. Увеличилось промышленное производство во всем Юго-Западном крае, и в частности в Киеве. В это время развивалась как тяжелая, так и легкая промышленность, однако объем производства легкой промышленности был значительно больше, чем тяжелой. Не прошло и четверти века, как в 1885 г. в Киеве уже действовало 104 предприятия, на которых было занято 4 113 рабочих, производивших продукции на 7 804 тыс. руб. [В.Г.Мозговой, Сборник сведений по Киевской губернии, стр. 219-223]; только на предприятиях, подлежавших фабричному надзору, работало 3 568 рабочих [«Киевский фабричный округ. Отчет за 1885 г.», СПб., 1886, стр. 42-59].

Наряду с фабрично-заводской промышленностью в экономике города значительный удельный вес имело ремесленное производство.

Машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность создавалась в связи с развитием транспорта и пищевой промышленности. В 1862 г. на Зверинце были основаны механические мастерские, которые в 1895 г. были переведены в район вокзала и превращены в крупный Южнорусский машиностроительный завод, производивший котлы, машины для сахарной и спирто-водочной промышленности и др. В 1897 г. здесь работало 800 рабочих.

В связи с железнодорожным строительством в Киеве в 1867 г возникли Главные железнодорожные мастерские, где в 1897 г. было уже 2 500 рабочих, к этому времени они стали самым большим предприятием в городе. В 1873 г. были созданы мастерские по ремонту пароходов «Акционерного общества пароходства по Днепру и его притокам», в которых в 1897 г. было занято около 300 рабочих [«Дніпровським водник» 1932, № 153].

В этом же году на улице Кузнечной (теперь ул.Горького) предприниматель Термен открыл завод по производству оборудования для сахарных и спиртовых заводов и мельниц. В 1880 г. на Кирилловской улице (теперь ул.Фрунзе) Ницкий основал завод, изготовлявший различные изделия из меди и железа для винокуренных заводов [«Двадцатипятилетие Киевской биржи, 1869-1894 гг.», стр. 151].

Тогда же на Шулявке начал работать машиностроительный завод Гретера и К°. Вначале на нем только ремонтировали машины и котлы. Со временем он расширился и начал производить оборудование для сахарных заводов, а также металлорежущие станки. В 1894 г. на заводе насчитывалось уже около тысячи рабочих. Объем производства вырос с 315 тыс. руб. в 1888/89 г. до 1 185 тыс. руб. в 1893/94 г. [КОГА, ф. Киевского губернского статистического комитета, оп. 1, д. 12, л. 25, 42, 51]

Возникли и другие предприятия, в том числе завод сельскохозяйственных машин Фильверта и Дедина (теперь завод «Красный экскаватор»), завод Шанца по производству различных чугунных отливок и весов в 1885 г. [«Двадцатипятилетие Киевской биржи, 1869-1894 гг.», стр. 151], пивоваренный завод Общества (на Подоле) и др. Расширены были существующие заводы, в том числе «Арсенал», где в 1897 г. работало 750 рабочих.

В 1885 г. была основана Русская фабрика металлических полотен –  в то время единственное предприятие в России, где изготовлялись бесконечные металлические полотна и сита. В 1894 г. здесь произведено продукции на 75 406 руб. [КОГА, ф. Киевского биржевого комитета, оп. 1, д. 12, л. 25, 51]. Это предприятие справедливо считают первой в России металлоткацкой фабрикой [В. Г. Мозговой, Сборник сведений по Киевской губернии, стр. 180 – 214].

Существовали в городе также фортепьянные и каретные фабрики. Появились и электрические станции. Первую, крупную в то время электростанцию построило Общество киевских городских железных дорог в 1892 г. Довольно большой размах приняло производство кирпича. В Киеве были две фабрики масляных красок, на которых в 1885 г. переработано до 18 тыс. пудов сухих красок и при переработке использовано до 12 тыс. пудов конопляного и льняного масла; часть сухих красок получали из Германии и Австрии.

Вид на Киевскую гавань. Фото последней…

Вид на Киевскую гавань. Фото последней четверти XIX в. [с. 343]

Городская окраина Демеевка На втором…

Городская окраина Демеевка На втором плане справа – сахарный завод. Фото последней четверти XIX в. [с. 344]

Больше всего была развита пищевая промышленность. Главное место занимало сахарное производство. Демеевский сахаро-рафинадный завод начал действовать в 1868 г. В 1897 г. на нем работало уже 1 200 рабочих и было выработано 1 550 тыс. пудов сахара-рафинада. Стоимость годовой продукции завода составляла 8 550 тыс. руб. – более 25% стоимости всей промышленной продукции города.

Довольно значительное развитие получила мукомольная промышленность. Самыми большими были мельницы Бродского, Шлейфера и торгового дома «Фатеев, Могилевцев и Роговцев». В конце XIX в. только восемь крупных мельниц Киева перерабатывали в год не менее 6 млн. пудов зерна. Ржаную муку и отруби сбывали в Киеве, пшеничную муку – как на месте, так и в Чернигове и в других городах, расположенных вверх по Десне, Днепру и Припяти [«Весь Юго-Западный край. Справочная и адресная книга по Киевской, Подольской и Волынской губерниям», К., 1913, стр. 81]. В 1867 г. на Вознесенском спуске, 31 (теперь ул.Смирнова-Ласточкина) открылся единственный в губернии макаронный завод Золина; в 1885 г. здесь было пять рабочих, которые выработали 2 700 пудов макарон [В.Г.Мозговой, Сборник сведений по Киевской губернии, стр, 180-214].

Конфетных и кондитерских фабрик было четыре, часть их продукции сбывалась за пределами Киевской губернии [Там же, стр. 219-223]. В сравнительно больших размерах было развито табачное и папиросное производство. В 1861 г. открылась табачная фабрика С.Когена, а в 1867 г. – фабрика М.Когена. Всего в Киеве было девять табачных фабрик, на которых в 1885 г. работал 851 рабочий. Часть продукции сбывалась в городах России и даже за границей. В 60-х годах в Киеве возникло много дрожжевых заводов.

В 1864 г. начал работать дрожжевой завод Менцера. В 1872 г. купчиха Чоколова открыла на Глубочице дрожжевой завод с паровой мельницей. При другом дрожжевом заводе, который существовал с 1869 г., в 1876 г. была открыта винокурня с мельницей. В 1880 г. на Кирилловской улице, 53, немецкий подданный Марр основал дрожжево-винокуренный завод и при нем мельницу. Со временем, в 1883 г., такой же завод открыл Я.Григорович (на ул.Кирилловской, 70). На этих предприятиях в 1885 г. было занято 169 человек. Кроме потребления в самом городе, из Киева ежегодно отправлялось по железной дороге в другие города около 20 тыс. пудов дрожжей [В. Г. Мозговой, Сборник сведений по Киевской губернии, стр. 169].

В Киеве до реформы было три медо-пивоваренных завода. Со временем возникло еще пять; в 1870 г. – на Подоле (Юрковский переулок, 42), в 1872 г. – на улице Жилянской, 45, в 1873 г. – на Кирилловской, 43, Общества Киевского пивоваренного завода, который в то время являлся наиболее крупным пивоваренным заводом в губернии; в 1881 г. – на Демеевке, принадлежавший наследникам прусского подданного Шульда, и в 1885 г. – на Мало-Владимирской улице (теперь ул. Чкалова). Всего на восьми медо-пивоваренных заводах в 1885 г. работало 307 рабочих и было изготовлено 221,4 тыс. ведер пива и 21,3 тыс. ведер меда. Для изготовления пива было использовано 240 пудов отечественного хмеля (с Волыни, Черниговщины и даже из Рязанской губернии) и 865 пудов, привезенного из Богемии и Баварии [Там же, стр. 173 – 174].

Развивалось также лесопильное и кожевенное производство. В 1882 г. на Набережной улице начала действовать лесопильня Кулаковского, где работало 20 рабочих [Там же, стр. 180 – 223]. Еще раньше создан лесопильный завод Общества (на Набережной, 29).

Салотопное производство было представлено единственным на всю губернию заводом Бориспольского (на Демеевке), где изготовляли мыло и сальные свечи; всего было произведено до 3 тыс. пудов сала и до 10 тыс. пудов мыла. Крупный мыловаренный завод существовал на Житомирском шоссе; там в 1885 г. выработано около 10 тыс. пудов мыла [Там же].

В городе действовало также пять свечных заводов, которые изготовили в 1886 г. около 8400 пудов свечей [Там же].

Кожевенных заводов в Киеве насчитывалось шесть, на них в 1885 г. выделено 37 тыс. кож [Там же]. Кроме того, завод, находившийся на Глубочицком шоссе, 84, переработал около б тыс. козьих, бараньих и других кож на лайку и замшу. На костепальном заводе в 1885 г. переработано 12 тыс. пудов сырых костей; продукция завода сбывалась на сахарные заводы губернии и даже за границу.

В это же время в городе были созданы водочные заводы. В 1875 г. на Подоле был открыт завод Киевского общества водочных заводов, а в 1883 г. на Большой Васильковской улице (теперь ул. Красноармейская), 31, начал работать завод П. Комаровича. На этих предприятиях переработано 12 361 тыс. градусов спирта [1 градус спирта равен 1 проценту объема]; часть произведенной продукции сбывалась в соседние губернии и даже на Кавказ [В.Г.Мозговой, Сборник сведений по Киевской губернии, стр. 171-172].

В 1864 г. начали работать типография и переплетная мастерская В.Кульженко. В них в 1897 г. насчитывалось 170 рабочих и производилось продукции на 184 тыс. руб. в год [«Памятная книжка Киевской губернии на 1900 год», К., 1900, стр. 6]. Существовали в Киеве и другие небольшие предприятия – кафельные заводы, толевая фабрика, фабрики, изготовлявшие корсеты и шляпы.

После 1885 г. наблюдается дальнейший подъем промышленности. К концу XIX в. Киев был уже городом с довольно развитой фабрично-заводской промышленностью.

Характерными чертами промышленности России конца XIX в. были концентрация производства, развитие крупной промышленности, появление иностранного капитала, возникновение монополистических объединений.

В 1897 г. в Киеве насчитывалось 17 предприятий с количеством рабочих свыше 100 человек на каждом. Всего на этих предприятиях, производивших 72,18% всей промышленной продукции, было занято более 60% рабочих Киева. Самыми большими предприятиями были Главные железнодорожные мастерские Юго-Западной железной дороги, Южно-русский машиностроительный завод, завод Гретера и Криванека (теперь завод «Большевик»), сахаро-рафинадный завод, «Арсенал», табачные фабрики; на каждом из них работало свыше 500 рабочих.

Однако в городе существовало также много и небольших предприятий, как по количеству рабочих, так и по объему производства. По данным 1897 г., в среднем на одно предприятие Киева приходилось около 64 рабочих и на 140 тыс. руб. промышленной продукции в год.

Иностранный капитал вливался главным образом в машиностроительную промышленность. Крупные заводы про производству сельскохозяйственных машин и оборудования для пищевой промышленности принадлежали иностранному капиталу. Среди акционеров Южно-русского машиностроительного завода были также иностранные капиталисты.

Экономика России в конце XIX в. характеризуется усилением концентрации капитала в промышленности, что нашло свое выражение в создании синдикатов. Так, в 1887 г. при поддержке правительства в Киеве был создан синдикат сахарозаводчиков, в состав которого вошли владельцы сахарных заводов Бобринские, Харитоненко, братья Терещенко, Кениг, Бродский и К° и др. Усиление синдиката происходило довольно быстро и было одним из проявлений перерастания домонополистического капитала в монополистический.

Уголок Подола. Фото последней четверти…

Уголок Подола. Фото последней четверти 19 в. [с. 347]

Рынок на Галицкой площади. Фото…

Рынок на Галицкой площади. Фото последней четверти XIX в. [с. 348]

Развитие промышленности и железнодорожного транспорта способствовало дальнейшему расширению торговли. Особенно возросла в Киеве оптовая торговля сельскохозяйственной продукцией – хлебом, салом, сахаром и другими продуктами. Характерной чертой этого периода является создание первых капиталистических торговых объединений по закупке сельскохозяйственных продуктов, экспортным операциям и т.п. Развернула свою деятельность биржа. Как указывалось в ее уставе, «Киевская биржа является сборным местом для взаимных сношений и сделок по всем оборотам торговли и промышленности и с целью получения по оным сведений» [«Устав Киевской биржи с обозначением краткого содержания каждого параграфа», К., 1872, стр. 1]. Устав биржи был утвержден 5 ноября 1865 г., однако члены биржевого комитета были избраны лишь 13 февраля 1869 г. Первое заседание комитета состоялось 11 августа 1869 г., открылась биржа значительно позже, 7 января 1873 г. [«Двадцатипятилетие Киевской биржи, 1869-1894 гг.», стр. VI, VII, XI]

Торговый оборот биржи с 4 524,5 тыс. руб. в 1873 г. за 20 лет возрос до 90 890, 2 тыс. руб. [Там же, стр. XIV-XVII] Предметом биржевых операций являлся сахар-песок и в сравнительно небольшом размере хлебные продукты [ЦГИАЛ СССР, ф. Государственного банка, оп. 56, 1888, д. 1134, л. 1].

Несмотря на создание биржи, значительное место в торговле Киева и всего края, как и раньше, занимала Контрактовая ярмарка, все более приобретавшая смешанный характер торговой ярмарки и биржи, где заключались сделки купли-продажи сахара, спирта, хлеба, шерсти, соли, лесоматериалов, каменного угля, машин, мануфактуры [«Россия в конце XIX века», СПб., 1900, стр. 598-599]. Здесь же заключались договоры на подряды, поставки, аренду и продажу земли или имений и т.д. По сведениям 1885 г., на Контрактовую ярмарку было привезено товаров на 1 254 097 руб., продано на 335 144 руб. и, кроме того, заключено разных сделок на 3 830 514 руб. От ярмарки 1885 г. город получил 18 139 руб. дохода [«Краткие статистические сведения о Киевской губернии за 1885 г.», К., 1886, стр. 12]. Особое значение имели контракты в этом и последующих годах для расширения операций, связанных с производством и сбытом сахара-песка, которого только на заводах Юго-Западного края было произведено в 1889-1890 гг. свыше 13 млн. пудов [«Обзор Киевской губернии за 1901 год», К., 1902, стр. 58].

По сведениям 1896 г., торговый оборот Контрактовой ярмарки оценивали в 2 млн. руб. Основным предметом торговли был сахар [А.Яковенко, Контрактовый указатель. В память о столетии контрактов (1797-1897), К., 1897, стр. 40].

После отмены крепостного права в Юго-Западном крае началось строительство железных дорог. На Украине железные дороги появились в конце [18]60-х годов. Начало строительству железных дорог, связавших Киев с другими городами страны, было положено в 1868 г. сооружением железной дороги Курск-Киев, благодаря чему было установлено прямое сообщение Киева с Москвой. В 1868-1871 гг. построена Киево-Балтская железная дорога, связавшая Киев с Одессой. Уже в [18]80-х годах Киев имел железнодорожную связь с Москвой, Одессой, Харьковом, Донбассом и другими крупными городами и центрами России. Киев стал крупным железнодорожным узлом и транзитным пунктом, через который шли грузы из центра страны в Одессу и в другие порты Черного и Азовского морей, а оттуда в глубь страны – импортные товары.

Пароход на Днепре около Киева. Фото…

Пароход на Днепре около Киева. Фото последней четверти XIX в. [с. 350]

Здания биржи и банка на Институтской…

Здания биржи и банка на Институтской улице. Фото последней четверти 19 в. [с. 352]

Развивался также водный транспорт. С 1882 по 1894 г. количество паровых судов на Днепре увеличилось с 32 до 194; возросло также и число несамоходных судов. За это же время объем перевозок грузов увеличился в пять, а пассажиров – в четыре раза [КОГА, ф. Киевского губернского статистического комитета, д. 12, л. 47]. Правда, флот того времени был еще технически плохо оснащен и мало приспособлен для перевозок пассажиров и ценных грузов. В погоне за высокими прибылями владельцы пароходов мало заботились об интересах клиентуры. В этот период обострилась конкурентная борьба между владельцами пароходов. Кроме общества, созданного еще в 1858 г., в 1888 г. возникло второе общество пароходства по Днепру и его притокам, в скором времени слившееся с первым. Вместе с тем немало пароходов принадлежало отдельным владельцам.

Объединенное общество вело с владельцами пароходов отчаянную конкурентную борьбу. Как рассказывают современники, «плата за проезд была доведена до минимума; так, за проезд от Киева до Кременчуга брали 20 коп., но когда объединенное общество назначило ту же плату, то частные пароходовладельцы кроме билета, давали за те же 20 коп. каждому пассажиру еще и по булке, чем, конечно, отвлекали от объединенного общества массу пассажиров» [«Киев в восьмидесятых годах. Воспоминания старожила», К.., 1910, стр. 211] Однако в конце концов борьба закончилась слиянием капиталов владельцев пароходов и общества и значительным повышением тарифов за перевозки пассажиров и грузов.

Развивался и междугородный гужевой транспорт, поскольку развитие промышленности и железнодорожного сообщения способствовало втягиванию в торговый оборот сел и местечек, расположенных вокруг Киева.

Развитие промышленности, торговли и транспорта вызвало значительное расширение кредитных и страховых операций в городе. В 1860-1868 гг. в Киеве было только одно кредитное учреждение – Контора государственного банка. Ее первый управляющий Бунге со временем стал министром финансов. Контора начала операции, имея небольшую сумму вкладов, так как размер вкладов бывшей Конторы коммерческого банка под влиянием событий, связанных с Крымской войной, значительно уменьшился. На 1 января 1869 г. вклады достигли уровня 1851 г. – 10 млн. руб. [«Статистический временник Российской империи», серия II, вып. 11; «Статистика русских банков», СПб., 1875, стр. 83]. Медленный приток средств в банк свидетельствовал о нездоровом экономическом положении России, связанном с трудностями приложения капитала, хроническим «бумагоденежьем» [З.С.Каценеленбаум, Учение о деньгах и кредите, ч. I, Ярославль, 1922, стр 175]. Что же касается дисконтно-ссудных операций, то ежегодный размер их превысил в 1869 г. 2 500 тыс. руб. [«Статистический временник Российской империи», серия II, вып. 11; «Статистика русских банков», стр. 83]

В 1868 г. в городе начали функционировать два первых частных банка: Городское общество взаимного кредита и Киевский частный коммерческий банк. Общество взаимного кредита, руководимое представителями домовладельцев, преимущественно выдавало ссуды под залог недвижимого имущества. В 1897 г. собственные капиталы банка составляли 2 211 тыс. руб., вклады и текущие счета – 8 598 тыс. руб., ссуды – 11 299 тыс. руб. [С.Г.Альтерзон, Нарис розвитку київської кредитової системи, К., 1929, стр. 15] В то время это было одно из крупнейших кредитных учреждений царской России.

Киевский частный коммерческий банк основали помещики и владельцы сахарных заводов Юго-Западного края [«Статистический временник Российской империи», серия II, вып. 11, «Статистика русских банков», стр. 436]. Со временем он занял одно из ведущих мест на киевском кредитном рынке.

Через несколько лет операции киевских банков достигли значительных размеров – 21 535 тыс. руб. по вкладам и текущим счетам и 12 959 тыс. руб. по дисконту и ссудам. Такой заметный рост банковских операций был связан с развертыванием железнодорожного и промышленного строительства, работами по благоустройству города, в частности, со строительством газового завода.

Дальнейший рост производительных сил страны, в том числе и Юго-Западного края, способствовал расширению кредитно-банковской системы и основанию новых банков. Так, в 1871 г. группа киевских промышленников, среди которых был и владелец сахарных заводов Терещенко, открыла Киевский промышленный банк. Деятельность этого банка была связана прежде всего с операциями по торговле сахаром и хлебом. Он просуществовал до 1896 г., когда его купили московские капиталисты во главе с известным железнодорожным подрядчиком Поляковым. Тогда он был переименован в Южно-русский промышленный банк, а основной капитал увеличен до 5 млн. руб. В 1909 г. этот банк был объединен с Московским международным торговым и Орловским коммерческим банками в один банк с филиалом в Киеве. Однако операции филиала были незначительны.

В 1871 г. открылись филиалы еще двух банков: Волжско-Камского коммерческого и Петербургского международного коммерческого. Их операции имели важное значение на кредитном рынке. В 1898 г. дисконт и ссуды филиалов этих банков достигли 17 млн. руб., а вклады и текущие счета превысили 10 млн. руб.

В 1872 г. начал кредитные операции Киевский земельный банк (с основным капиталом 1,5 млн. руб.), который выдавал ссуды под залог земель и городского недвижимого имущества, находившихся в Киевской, Черниговской, Подольской и Волынской губерниях [«Статистический временник Российской империи», серия II, вып. 11, «Статистика русских банков», стр. 502].

На 1 января 1882 г. сальдо текущих счетов и вкладов киевских банков превысило 46 млн. руб., а оборот по кредитным операциям за 1881 г. составлял 138 млн. руб.

С конца 70-х годов XIX в. кредитные учреждения Киева заняли первое место на Украине и сохраняли его вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. Вообще на банки города в 1882 г. приходилась треть всего баланса кредитной системы Украины.

Видное место в деятельности кредитных учреждений Киева принадлежало Конторе государственного банка.

В связи с экономическим кризисом в середине [18]70-х и в начале 80-х годов, а также вследствие запрещения правительства открывать новые банки в Киеве в период 1872-1883 гг. новые кредитные учреждения не открывались. В 1883 г. был основан киевский филиал Крестьянского поземельного банка. В 1885 г. было создано Городское кредитное общество, позже – филиал Дворянского земельного банка, а в 1894 г. – филиал Полтавского земельного банка. Новые учреждения не имели непосредственного отношения к коммерческому обороту и осуществляли главным образом ипотечные операции. Наконец, в 1894 г. открылся филиал Русского банка для внешней торговли, операции которого были связаны в основном с производством и продажей сахара. Позднее он занял первое место среди кредитных учреждений Киева. Вообще сахарная промышленность рано попала под влияние банков. Это объясняется тем, что она давала капиталистам в два раза больше прибыли по сравнению с другими отраслями промышленности [Л.Я.Эвентов, Иностранные капиталы в русской промышленности, М.-Л., 1931, стр. 85].

Немалую роль в кредитных операциях играли также банкирские конторы, которые появились в Киеве в 90-х годах XIX в. Первую такую контору основал в 1892 г. Гальперин, однако уже в 1896 г. вследствие банкротства она прекратила свое существование. Вскоре появились страховые общества. В конце XIX в. в Киеве действовали 12 банкирских контор, 18 ссудно-сберегательных касс, 4 ссудных кассы и другие кредитно-финансовые учреждения [«Весь Юго-Западный край», стр. 80].

В связи с тем, что в Киеве размещались конторы 70 сахарных заводов и многих помещичьих имений, многочисленные транспортные и комиссионные конторы, связанные со многими предприятиями Юго-Западного края, кредитные операции приняли широкий размах. Конец XIX в. отмечен быстрым проникновением иностранного капитала во все отрасли хозяйства в том числе и в сферу банковских операций.


По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 338 – 353.