3. Городское хозяйство
Общий экономический подъем города сказался на его благоустройстве. С 1888 г. в городе уже был телефон.
Благоустраивались в Киеве только центральные кварталы; районы города, заселенные трудящимися слоями – рабочими и ремесленниками, городской беднотой, как и раньше, оставались неблагоустроенными.
По сведениям современников, по дороге, идущей от товарной станции до Большой Васильковской улицы,
«в сухое время и при санной дороге проехать по ней с товарами можно, но в осеннее и весеннее время и вообще в дождливое и грязное, она буквально делается не проездною, а между тем все товары, передаваемые на Киево-Курскую дорогу и получаемые от нее, должны перевозиться по этой дороге» [С.Еремеев, Киев и его городовое положение, стр. 64].
Городская дума не нашла средств, чтобы замостить эту дорогу; в то же время она выделила большие суммы для того, чтобы заасфальтировать улицу около дома генерал-губернатора и вымостить гранитными кубиками Крещатик и Александровскую улицу (теперь ул.Кирова) [Ясногурский, Киев былой, настоящий и будущий, К., 1913, стр. 172].
Поддержание чистоты на улицах долго было нерешенной проблемой. До введения «Городского положения» очистку главных улиц и площадей Киева производили арестанты. С 1878 г. очистка главных улиц и некоторых базарных площадей производилась на средства городской управы подрядным способом [ЦГИАЛ СССР, ф. Особой комиссии по составлению проектов местного управления, оп. 1, д. 111, л. 230], что в некоторой степени улучшило их санитарное состояние.
В 70-х годах XIX в. уже в 22 городах России были водопроводы. Пока Киев был сравнительно небольшим городом, природные источники и относительно неглубокое залегание водоносного слоя давали возможность удовлетворить потребности населения в питьевой воде из колодцев. Однако в связи с ростом населения такая система водоснабжения уже не удовлетворяла потребностей города. После длительных подготовительных работ в 1870-1872 гг. в Киеве был сооружен городской водопровод, ежесуточно подававший из Днепра 500 тыс. ведер воды; забор воды осуществлялся вблизи памятника магдебургского права, после очистки через песочные фильтры вода поступала к потребителям. Но водопровод удовлетворял потребности лишь незначительной части населения, большинство жителей продолжало пользоваться водой из колодцев, которых в [18]70-х годах в Киеве насчитывалось более 1 300.
Из-за сложности устройства больших песочных фильтров Водопроводное общество с 1895 г. начало бурить артезианские колодцы Первые такие колодцы были сооружены на Подоле на Набережной Днепра (в усадьбе Водопроводного общества). Улучшение системы водоснабжения привело к относительному уменьшению числа пожаров в городе, а также способствовало уменьшению кишечных заболеваний.
Зображення на с. 357 – і не літографія, і не 4-ї чверті 19 ст. В перспективі вул. Олександрівської (Грушевського) видно музей, збудований в 1897 – 1909 рр. Отже, фото поч. 20 ст. М. Ж., 12.01.2021 р.
Канализация в Киеве была построена в 1894 г., однако обслуживала она небольшую часть территории города. На Подоле (улицы Глубочицкая и Нижний Вал) долго существовала канава, по которой дрожжевой завод Чоколова и мыловаренный завод Яковлева спускали сточные воды. Тяжелый смрад отравлял воздух района. Несмотря на требования жителей, владельцы отказывались очищать сточные воды или закрыть свои предприятия.
Важным событием в жизни Киева явилось сооружение в 1890 г. первой электростанции с двигателем мощностью в 100 лошадиных сил. Электроэнергия использовалась городским транспортом, для освещения театра и т.п. В 1894 г. в районе современной площади Калинина была построена паровая электростанция с паровым двигателем мощностью в 500 лошадиных сил и на Подоле – в 400 лошадиных сил. Однако из-за дороговизны электроэнергии и небольшой мощности электростанций электроэнергией пользовалась только зажиточная верхушка населения города. Улицы освещались редкими газовыми фонарями.
Дальнейшее развитие города и увеличение численности населения требовали создания городского транспорта общего пользования. Вначале были проложены линии конного трамвая – конки, начавшей действовать в июле 1890 г. Маршрутов конки было два. Один начинался на Подоле (около Контрактового дома) и проходил по улицам Александровской (теперь ул. Жданова и Владимирский спуск), Крещатику, Большой Васильковской, Караваевской (теперь ул. Толстого), Большой Владимирской, Мало-Житомирской и выходил на Крещатик. Второй маршрут связывал Подол с вокзалом. Однако вследствие гористого рельефа, обусловливающего высокие эксплуатационные расходы и сравнительно небольшую скорость движения, этот вид транспорта не мог в достаточной степени удовлетворить потребности населения. Сделана была попытка использовать для городской железной дороги паровую тягу, но от этого вскоре отказались.
Первую попытку использования электрической тяги городским железнодорожным транспортом сделал в 1876 г. русский инженер Ф.А.Пироцкий. 3 сентября 1880 г. он продемонстрировал на одной из улиц Петербурга движение первого в мире электрического трамвайного вагона. На основе исследований Пироцкого началось строительство электрического трамвая в Киеве. 14 июня 1892 г. открылось движение по трамвайной линии Подол – Крещатик. Это был первый электрический трамвай в России. Все оборудование трамвая было изготовлено на русских заводах и смонтировано отечественными специалистами. Однако наряду с электрическим транспортом в Киеве насчитывалось еще очень много извозчиков.
Вследствие роста населения, занятого в промышленности и торговле, росли цены на земельные участки. В погоне за прибылями владельцы участков начали продавать их под застройку. В связи с этим в конце XIX и в начале XX в. площадь фруктовых садов города катастрофически уменьшилась. Быстро исчезали сады на Большой Житомирской и Львовской улицах (теперь ул.Артема), в районе Куреневки, а на их месте сооружались фабрики, заводы и доходные дома. Оставшиеся сады были спрятаны за высокими заборами, а в лесопарках строила дачи буржуазия.
По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 356 – 360.