2. Расширение территории Киева
с конца X до середины XI в.
Время княжения Владимира Святославича (980-1015 гг.) явилось важным этапом как в истории Киевской Руси в целом, так и в истории ее столицы – города Киева. Известно, что К.Маркс считал время княжения Владимира кульминационным моментом в истории развития Киевского государства [K. Marx, Secret diplomatic history of the eighteenth century, London, 1899, стр. 75].
К этому времени относится окончательное завершение объединения всех древнерусских земель в едином государстве под властью киевского князя. Опираясь на господствующие феодальные слои, Владимир предпринял ряд мер по дальнейшему укреплению положения киевского князя. Была окончательно уничтожена политическая автономия племен; как административные единицы они были ликвидированы, а территория Руси разделена на области, где вместо князей из местных племенных династий начали править сыновья великого князя или специально назначенные им доверенные лица. Так завершился длительный (около 100 лет) процесс объединения Руси в единое государство вокруг Киева. Важной мерой, направленной на усиление центральной власти киевского князя, явилось введение христианства как официальной государственной религии. Но сначала Владимир сделал попытку реформировать язычество, приспособив его к новым историческим условиям. Для этого в Киеве был создан пантеон языческих богов. На высоком месте, к востоку от Киевского замка, между Старокиевской горой и горой, на которой позже возник Михайловский Златоглавый монастырь (там, где теперь стоит здание областных общественных учреждений), были поставлены изображения языческих богов: Хорса (бог солнца), Даждьбога (бог неба), Стрибога (бог ветра) и др.
Верховным богом был провозглашен Перун – бог грома, являвшийся одновременно и покровителем дружины, то есть феодального слоя древнерусского общества.
«И нача княжити Володимер в Киеве един, – говорит летописец, – и постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь. И жряху им, наричюще я богы…» [«Повесть временных лет», ч. I, стр. 56]
Единый пантеон, объединяя всех древнерусских богов, должен был лишить почвы сепаратистские тенденции отдельных земель, часто принимавшие религиозную форму борьбы за веру в своих, местных богов. Провозглашая Перуна (дружинного бога) верховным божеством пантеона, Владимир освящал, таким образом, отношения, которые в то время существовали между людьми, то есть феодальную систему.
Однако попытка использовать религию первобытнообщинного строя как опору феодальной власти – не имела успеха. Тогда встал вопрос о принятии какой-либо монотеистической религии (единобожия), которая отвечала бы новым условиям социально-политического развития Древней Руси. Именно такой религией было христианство.
Христианство начало проникать на Русь задолго до княжения Владимира [«История культуры Древней Руси», т II, М.- Л., 1951, стр. 61-113]. Есть сведения о христианах на Руси в IX в. В Киеве, на Подоле, в X в. уже существовала христианская церковь – Ильинская.
В 986 г. в Киев по приглашению Владимира прибыли представители различных религий: магометане – от волжских болгар, католики – от «немцев» – из Рима, иудаисты – от хозар и православные – от Византии. Каждый из них излагал перед Владимиром основные догматы своей веры и, судя по высказыванию греческого философа, приведенному в летописи, критиковал другие религии. В 987 г. Владимир созвал в Киеве совет из знатных бояр и «градских старцев», на котором было решено послать десять доверенных лиц в Волжскую Болгарию, в Германию и Византию для ознакомления с церковной службой магометанства, римского и византийского христианства. Вскоре после этого Владимир остановился на православной религии. Разумеется, этот выбор был продиктован не догматическими моментами, а политической обстановкой того времени и давними связями Руси с Византией. В 988 г. христианство было провозглашено государственной религией на Руси, и этот акт скреплен браком Владимира с греческой царевной Анной.
Сразу же после этого были приняты меры по крещению Руси, и прежде всего киевлян. По приказу Владимира в Киеве был уничтожен пантеон языческих богов. На глазах киевлян, которые должны были стать свидетелями ниспровержения старых богов, кумиры были частично изрублены, частично сожжены, а статую верховного бога, Перуна, князь приказал привязать к хвосту коня и тянуть Боричевым спуском в Почайну. При этом двенадцать дружинников били Перуна палками до тех пор, пока он не был брошен в реку.
Впечатление от этого события было огромным: люди плакали и бежали вдоль берега Днепра с криками: «Выдубай, боже, выдубай!»
Утром следующего дня всем жителям города было приказано собраться на берегу Днепра. Киевляне были согнаны в воду и крещены [«Повесть временных лет», ч. I, стр. 80-81].
Обращение в христианство населения других районов Руси затянулось и нередко происходило с помощью оружия.
Введение христианства имело прогрессивное значение для Руси X в. Будучи религией развитого классового общества, оно помогало укреплению нового, тогда еще прогрессивного феодального строя, содействовало централизации государства и укреплению власти киевского князя; наконец, распространение христианства имело большое значение и для развития древнерусской культуры.
При Владимире велось большое строительство в городах, и особенно в Киеве, что также было направлено на усиление власти и авторитета киевского князя.
Киев в это время стал одним из самых больших и богатых городов Европы. Современники называли его соперником Константинополя. Быстрый рост Киева как крупного городского центра на протяжении X в. и усиление его значения как столицы огромного государства обусловили расширение центральной укрепленной части города – Киевского кремля. Старый замок на Старокиевской горе уже не мог играть роли городского центра. В связи с этим была значительно расширена укрепленная часть Верхнего города путем сооружения новой линии укреплений, охватывающей во много раз большую площадь, чем та, которую занимал старый Киевский замок VII-X вв.
Новая линия укреплений, начинаясь от южного края Киевского городища, тянулась на восток вдоль северного края плато, над обрывами и склонами в долину Почайны и Днепра (к Подолу), то есть вдоль правой стороны современной Десятинной улицы к оврагу (теперь засыпанному), отделявшему старую часть города от Михайловской горы, где позднее возник Михайловский монастырь (теперь район Советской площади). Оттуда, вдоль западной стороны оврага линия укреплений поворачивала на юго-запад и доходила приблизительно до Большой Житомирской улицы. Вдоль этой улицы она тянулась до склонов в сторону Кожемякского оврага и дальше до первого Киевского городища.
Новая линия укреплений представляла собой земляные валы, которые возводились на основе из сырцовой кладки. Как видно из топографии новой оборонительной системы Киева, при сооружении ее использовались склоны и обрывы приднепровской долины и оврагов. Площадка, превращенная в новый кремль, почти со всех сторон, за исключением южной (вдоль нынешней Большой Житомирской улицы), была окружена оврагами и долинами. В систему новых укреплений частично вошли укрепления первого Киевского городища, сооруженные вдоль склонов к Подолу и Кожемякскому оврагу. Они составляли как бы продолжение новой линии укреплений. От этой системы укреплений до наших дней сохранился только участок вала на территории современной усадьбы Исторического музея.
Новый кремль известен в истории под названием «Города Владимира». Из числа сооружений, входивших в оборонительную систему Киева во время княжения Владимира, наиболее известны так называемые Софийские, или Батыевы, ворота – парадный въезд в Киев с южной стороны. Они находились приблизительно на перекрестке улиц Владимирской и Большой Житомирской и представляли собой каменную башню с проезжей аркой в нижнем ярусе. В земле сохранились каменные фундаменты двух пилонов, которые поддерживали арку ворот.
Одновременно с сооружением новых укреплений в Киеве велось большое городское строительство. В конце X и начале XI в. в столице Руси было возведено много новых сооружений – церковных и гражданских, вызывавших удивление и восхищение современников. Большинство их строилось из дерева – основного строительного материала того времени, – однако были и каменные сооружения.
Среди гражданских построек прежде всего следует отметить несколько княжеских дворцов, остатки которых сохранились на территории усадьбы Исторического музея [М.К.Каргер, Княжеские дворцы древнего Киева, «Ученые записки ЛГУ», 1955, № 193, стр. 67-102]. Они были сооружены за пределами первого Киевского городища. Это дает основание полагать, что их построили после реконструкции детинца при Владимире, то есть в конце X или в начале XI в. Во время татаро-монгольского нашествия эти дворцы были разрушены, и до наших дней сохранились только их фундаменты. Один из дворцов находился на краю современной усадьбы Исторического музея, остатки фундамента его видны и теперь на склоне горки возле ворот, ведущих на территорию усадьбы. Эти фундаменты состоят из глыб необработанного красного кварцита, широко употреблявшегося в строительстве конца X – начала XI в., скрепленных так называемой цемянкой – известью с примесью толченого кирпича. Археологические исследования показали, что это было вытянутое прямоугольное сооружение. Нижний этаж его состоял из трех больших помещений, из которых два крайних были в плане квадратными, а центральное имело вытянутую прямоугольную форму. Размер последнего – 25:12 м – свидетельствует о том, что это был большой зал парадного назначения (возможно, что-то подобное гриднице или тронному залу). Два других помещения были меньших размеров (10:10 м), но для того времени их также следует считать довольно большими. Толщина стен (более 1,5 м) свидетельствует о том, что строение имело несколько этажей.
Остатки другого дворца, возможно еще больших размеров, находятся в Десятинном переулке. Третий дворец был расположен над склоном Старокиевской горы вблизи нынешнего Андреевского спуска.
Дворцы были богато украшены, о чем говорят находки обломков штукатурки с остатками стенной живописи.
Первой христианской церковью, построенной в Киеве при Владимире, была деревянная Васильевская церковь, сооруженная в честь патрона великого князя (христианское имя Владимира – Василий). Она находилась на месте языческого пантеона, уничтоженного в 988 г. во время крещения Руси. Вместо нее в XIII в. была сооружена каменная Трехсвятительская церковь.
Самым выдающимся сооружением в Киеве периода княжения Владимира являлась знаменитая Десятинная церковь [М.К.Каргер, Археологические исследования древнего Киева, стр. 45-82]. Начало строительства ее относится к 989 г., окончание – к 996 г. Она была задумана как главный кафедральный собор. На содержание этой церкви Владимир выделил десятую часть доходов от своих владений, откуда и происходит ее название. В действительности же десятина предназначалась на содержание не только одного храма, но и всей русской епископии, олицетворением которой была эта церковь.
Учитывая недостаточный в то время опыт русских мастеров в области каменного зодчества, Владимир для сооружения Десятинной церкви пригласил мастеров из Царьграда. Однако византийцы осуществляли лишь инженерно-архитектурное руководство, строительные же работы выполняли русские мастера. Поэтому Десятинную церковь следует считать памятником древнерусского зодчества.
Десятинная церковь не сохранилась до наших дней, она была разрушена во время осады Киева татаро-монгольскими завоевателями в декабре 1240 г. Остался от нее только фундамент.
Грандиозная Десятинная церковь была сооружена не сразу. Древнейшим ядром церкви, относящимся к временам Владимира, было большое шестистолпное сооружение с тремя алтарными апсидами (полукруглыми выступами стен) с западной стороны. Внутреннее пространство церкви делилось на три продольные части, так называемые нефы, тремя парами столпов, которые несли на себе своды верхнего перекрытия. Это древнейшее сооружение во времена Владимира или его преемника Ярослава Мудрого было обнесено закрытыми галереями с трех сторон – южной, западной и северной, вследствие чего размеры его увеличились почти вдвое. Церковь была богато украшена. «Повесть временных лет» отмечает, что когда Десятинная церковь была построена, Владимир «украси ю иконами, и поручи ю Настасу (митрополиту. – Ред.)… и попы корсуньскыя пристави служити в ней, вдав ту все, еже бе взял в Корсуни (Херсонесе): иконы, и сосуды, и кресты» [«Повесть временных лет», ч. I, стр. 83]. Современники, которым довелось видеть Десятинную церковь, сравнивали ее с небесами.
Во время исследования руин церкви найдено большое количество фрагментов богатых архитектурных украшений сооружения. Это были остатки мозаичного пола, обломки архитектурных деталей из резного камня: мраморные капители колонн, обломки мраморных плит, мраморных и шиферных карнизов, фрагменты стенной живописи – фресковой [исполненной водяной краской по непросохшей штукатурке] и мозаичной [выложенной из маленьких кусочков цветной массы, так называемой смальты].
Перед входом в церковь, на центральной площади Киева, были поставлены бронзовые квадриги – статуи четырех коней, вывезенные из Корсуня. Эти статуи продолжали стоять на том месте и в XII в., когда о них писал автор «Повести временных лет», отмечая, что некоторые ошибочно считают их мраморными, тогда как в действительности они медные.
Дворцы, выходившие фасадами на центральную площадь, Десятинная церковь, статуи – все это создавало прекрасный архитектурный ансамбль, который производил величественное впечатление на современников.
После смерти Владимира Святославича в 1015 г. между его сыновьями вспыхнула борьба за Киев. Сначала власть захватил старший сын Святополк. Чтобы обеспечить единоличную власть, он не остановился даже перед убийством своих братьев – Бориса, Глеба и Святослава. Такая же участь готовилась и Ярославу, находившемуся в это время в Новгороде. Однако Ярослав, узнав о смерти братьев, собрал войско и выступил против Святополка. Битва произошла под Любечем; победил Ярослав, который занял Киев. Святополк убежал в Польшу к своему тестю – польскому князю Болеславу Храброму. В 1018 г. Святополк и польский князь с большим войском вторглись в пределы Руси, нанесли поражение Ярославу под г.Волынем и заняли Киев. Но вскоре в ответ на мародерство польского войска население окрестных земель начало нападать на отдельные отряды захватчиков и уничтожать их.
Боясь потерять войско, Болеслав возвратился в Польшу. При отступлении он ограбил киевскую сокровищницу и обусловил передачу Польше так называемых Червенских [название происходит от г.Червеня, считавшегося среди этих городов главным] городов по Сану и Западному Бугу. Святополк остался в Киеве один.
Тем временем Ярослав собрал новое войско, во главе которого снова выступил против Святополка. Битва, которая произошла на Льте (Альте), закончилась поражением Святополка, выступавшего вместе с печенегами. После этого Ярослав окончательно утвердился в Киеве.
Однако победой над Святополком борьба за Киев не закончилась: новым претендентом на великокняжеский стол выступил Мстислав Владимирович, княживший в Тмутаракани.
Мстислав, нанеся под Лиственом поражение Ярославу, уже готовился занять Киев, но киевляне заставили его отказаться от своего намерения. В 1026 г. между братьями был заключен договор: великокняжеский стол оставался за Ярославом, а Мстислав получил Черниговскую землю.
Время княжения Ярослава, за заботу о развитии просвещения и культуры на Руси прозванного Мудрым (1018-1054 гг.), явилось периодом нового возвышения Киевского государства и его столицы – Киева.
Рост Киева как большого ремесленно-торгового, административного и культурного центра в первой половине XI в. происходил такими быстрыми темпами, что вскоре снова встал вопрос о значительном расширении центральной укрепленной части города – кремля. Эта реконструкция началась по инициативе Ярослава в 1037 г. Начало нового широкого строительства «Повесть временных лет» связывает с нападением печенегов на Киев в 1036 г. [«Повесть временных лет», ч. I, стр. 101-102]
Согласно летописным сведениям, в этом году, во время пребывания Ярослава в Новгороде, печенеги напали на Русь и осадили Киев. Ярослав, быстро собрав войско, не теряя времени выступил к Киеву и прорвался в город. Печенеги пошли на приступ южных окраин города, где и произошла решающая битва, которая длилась целый день и только к вечеру закончилась победой русских. Печенеги были отброшены от Киева, и множество их погибло при переправе через р.Сетомль.
В следующем году в ознаменование победы Ярослав заложил на том месте, где произошла битва, новый город, получивший название «Города Ярослава»:
«В лето 6545. Заложи Ярослав город великый, у него же града суть Златая врата; заложи же и церковь святыя Софья, митрополью, и посемь церковь на Золотых воротех святыя Богородица благовещенье, посемь святаго Георгия монастырь и святыя Ирины», – писал летописец [«Повесть временных лет», ч. I, стр. 102].
«Город Ярослава» занимал площадь в несколько раз большую, чем «Город Владимира». Границы его были приблизительно такими: новая линия укреплений начиналась от укреплений времени княжения Владимира над засыпанным теперь рвом (район Советской площади) и тянулась вдоль склонов Днепра, до Крещатой долины на юг – в район нынешней улицы Свердлова. Там она поворачивала на запад и вдоль улиц Свердлова и Большой Подвальной доходила до современной Львовской площади. Улица Большая Подвальная раньше называлась Подвальной (а еще раньше – Ярославов вал), потому что шла вдоль вала, сооруженного при Ярославе Мудром («под валом»). Наконец, на месте Львовской площади линия укреплений поворачивала на восток, шла вдоль современной Большой Житомирской улицы до Кожемякского оврага и соединялась с укреплениями «Города Владимира» где-то на углу нынешних Большой Житомирской и Владимирской улиц. Поскольку укрепления, сооруженные при Владимире, были сохранены, Киевский кремль с того времени имел два центра укреплений.
І – Древнейшее городище; II – Город Владимира; III – Город Ярослава; IV – Михайловская гора; V – Детинка; VI – Копырев конец; VII – Перевесище; VIII – Подол. 1 – Десятинная церковь; 2, 3, 4 – княжеские дворцы X в.; 5 – Крестовоздвиженская церковь; 6 – Янчин монастырь; 7 – Федоровский монастырь; 8 – Софийский собор; 9 – остатки стены замка митрополита; 10 – княжеский дворец XI в.; 11 – Ирининская церковь; 11 – Георгиевский монастырь; 13 – церковь, раскопанная в 1911 г.; 14 – Софийские ворота; 15 – Львовские ворота; 16 – Золотые ворота; 17 – Лядские ворота; 18 – Дмитриевский собор; 19 – Михайловский монастырь; 20 – Трехсвятительская церковь; 21 – Боричев спуск.
Фортификационные сооружения, построенные при Ярославе, отличались мощностью и грандиозностью. Археологические исследования валов, сохранившихся на участке плато над Крещатой долиной (в районе нынешней Малой Подвальной улицы), дали возможность реконструировать вал, который являлся основной частью фортификационной системы [П.П.Ефименко, В.А.Богусевич, Крепость Ярослава Мудрого в Киеве, «Вісник АН УРСР», 1952, № 12, стр. 38-46]. Конструктивной основой вала были сооруженные из деревянных колод клети, заполненные хорошо уплотненной землей и глиной. Каждая клеть представляла в плане квадрат размерами 3:3 м. Продольная основа вала складывалась из шести непрерывных линий клетей, прилегавших одна к другой. Следовательно, общая ширина основы вала составляла 18 м. Описанные конструкции, исследованные на месте усадьбы теперешнего телецентра, сохранились на высоту до 7 м. Однако вал, как предполагают исследователи, сначала был значительно выше -до 14 м. И такой оборонительная стена нового Киева была на протяжении нескольких километров.
Новая линия городских укреплений, построенных при Ярославе, имела несколько ворот. Главными из них были Золотые ворота, служившие парадным въездом в город. Остатки этих ворот сохранились в сквере на углу улиц Большой Подвальной и Владимирской. Это было довольно сложное сооружение, имевшее два яруса. Нижний ярус составлял собственно ворота – две каменные стены с аркой, к которым с обеих сторон прилегал вал. Этот ярус оканчивался вверху площадкой с парапетом, как и любая оборонительная башня, а над ним возвышался второй ярус – Благовещенская церковь [Є.Д.Корж, Золоті ворота в Києві, «Архітектурні пам’ятки», К., 1950, стр. 18-26]. Как предполагают, купол церкви был покрыт позолоченными медными листами, откуда и происходит название сооружения.
Вторые ворота – Восточные, или Лядские, – находились в районе нынешней площади Калинина, третьи – Западные – были сооружены в районе Львовской площади. Через некоторое время они получили название Львовских, потому что от них начинался путь на Львов (позднее ул. Львовская, теперь ул. Артема) [О.Н.Тихонович, М.М.Ткаченко, Древній «Київ-град», «Архітектурні пам’ятки», стр. 7-17].
Одновременно с сооружением новой линии городских укреплений осуществлялось большое городское строительство на территории нового кремля. Можно считать, что эта территория была в какой-то степени застроена и раньше, но начиная с 1037 г. здесь был построен ряд сооружений, которые должны были украсить столицу и придать ей торжественный вид. Был создан новый центр города с княжеским дворцом, кафедральным собором, дворцом митрополита, библиотекой, школой и т.п. Остатки княжеского дворца – большого каменного сооружения – обнаружены вблизи перекрестка Владимирской и Ирининской улиц.
В архитектурный ансамбль нового центра Киева входило самое выдающееся сооружение древнего города – Софийский собор. Современное оформление его, правда, относится к более позднему времени, к XVII в. (стиль барокко); но основные конструктивные части (за исключением западной стороны хоров и западной внешней стены, частично разрушенных во время татаро-монгольского нашествия) и внутреннее оформление сохранились с XI в.
Архитектурную основу храма составляло пятинефное двенадцатистолпное сооружение с пятью алтарными апсидами с восточной стороны. Немного позже (также в XI в.) с запада, юга и севера оно было обнесено галереями, которые достигали высоты сооружения и составляли часть храма. Наконец, в XII в. была построена еще одна галерея – снова с трех сторон. Собор увенчивается тринадцатью куполами, два из них находятся над угловыми башнями, в которых имеются лестницы, ведущие на хоры. Собор отличается стройной динамичной композицией, увенчанной высоким центральным куполом, высота которого значительно превышает высоту остальных куполов.
Софийский собор был богато украшен. В его оформлении древнерусские зодчие широко использовали разнообразнейшие средства: фигурную кладку, различного рода карнизы, пилястры, ниши, аркады и т.п. Широко применялись детали из резного камня, из которых наибольшую ценность имеют богато орнаментированные шиферные плиты, служащие парапетами на хорах. Но самым ценным памятником изобразительного искусства, имеющим мировое значение, является, бесспорно, уникальная стенная живопись. Софийские фрески и мозаика XI в. сохранились почти полностью до наших дней и теперь поражают своим художественным совершенством.
Софийский собор – не единственная церковь, сооруженная в Киеве при Ярославе Мудром. Кроме этого собора, был построен Георгиевский собор с монастырем в честь патрона великого князя (христианское имя Ярослава – Георгий). Он находился недалеко от Софийского собора – на перекрестке нынешних Владимирской и Рейтарской улиц – и также входил в архитектурный комплекс нового княжеского центра. Тут же, недалеко от княжеского дворца (на нынешней Ирининской ул.), была Ирининская церковь, построенная в честь патронессы супруги Ярослава Ингигерды – Ирины.
Софийский собор был задуман Ярославом как центр новообразованной русской православной митрополии. Поэтому возле него соорудили также дворец митрополита, позже обнесенный каменной стеной (остатки ее обнаружены во время археологических раскопок на территории усадьбы Софийского заповедника в 1948-1949 гг.).
При Софийском соборе были основаны школа и первая на Руси библиотека.
Площадь Киева в первой половине XI в. не ограничивалась территорией «Города Ярослава», хотя последняя превышала площадь многих городов средневековой Европы. Существовали ремесленно-торговые кварталы на Подоле, густо заселенном до Глубочицы (теперь улицы Верхний Вал и Нижний Вал), где также в XI в. были построены укрепления нижнего города, на Замковой горе, Щекавице, в районе Кудрявца, где находился так называемый Копырев конец. Дальше шли монастыри, окрестные слободы и пригородные села.
С юга и востока к городу прилегал заповедный парк – место охоты князя и близких ему лиц. Он занимал территорию Крещатой долины (Перевесище) и ее склоны до Печерска и Клова, где снова начинались пригородные слободы, монастыри и села.
По свидетельствам иностранцев, в XI в. в Киеве насчитывалось свыше 400 церквей [«Сборник материалов для исторической топографии Киева и его окрестностей», отд. II, К., 1874, стр. 2]. Возможно, эта цифра преувеличена, но, бесспорно, отражает впечатление, которое производил Киев XI в. на своих гостей. По некоторым данным, население города в то время составляло около ста тысяч человек.
По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 47 – 57.