Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

3. Социально-экономическая жизнь и культура Киева до середины XII в.

Основу экономики Киева составляли ремесло и торговля, хотя это не означало, что его население в конце X-XI вв. окончательно порвало с земледелием. В условиях господства натурального хозяйства в течение почти всего средневековья занятие ремеслом в городах сочеталось с обработкой земли под огороды и поля и разведением скота. Полностью порвала с сельским хозяйством только верхушка ремесленного населения.

Киевская Русь в период раннего средневековья была экономически высокоразвитой страной. Мнение о полном отсутствии местной древнерусской промышленности или ее ограниченности, распространенное в старой литературе, теперь полностью опровергнуто. Как убедительно свидетельствует огромный археологический материал, на Руси существовали все основные виды ремесел, причем некоторые из них были развиты больше, чем в Западной Европе и большинстве других стран [«История культуры Древней Руси», т. I, 1948; т. II, 1951]

Киев был самым большим ремесленно-торговым центром Руси X- XIII вв. В этом, в частности, убеждают остатки многочисленных ремесленных мастерских, найденные на территории различных районов древнего Киева – на Подоле, в верхней части города, на Копыревом конце, Замковой горе и т.д.

Одним из важнейших ремесленных районов старого Киева был Подол, где сосредоточивалась основная часть свободного ремесленного населения. Во время раскопок на углу Волошской и Набережно-Никольской улиц обнаружены культурные слои различных периодов Киевской Руси от IX-X до XIII вв. [В.А.Богусевич, Археологічні розкопки в Києві на Подолі в 1950 р., «Археологія», т. IX, стр. 42] В частности, раскопаны остатки деревянного дома, в котором найдены орудия токарного производства. Здесь в XI – в начале XII в. жил мастер, изготовлявший деревянную посуду. Вблизи жилища были найдены остатки двух жилищ с немного углубленными в землю частями (полуземлянки), с глинобитными печами, а также остатки производства и обработки стекла, куски стеклянного шлака, большое количество браслетов и перстней, много осколков кубков и т. д.

Найденная здесь византийская монета императора Алексея Комнина (1081-1118 гг.) свидетельствует о том, что эта мастерская существовала в XI – в начале XII в. В этом же районе были обнаружены и остатки мастерской по производству железа, которые автор раскопок относит к более древнему времени (IX-X вв.).

Важные данные о киевских ремесленниках содержат письменные источники, свидетельствующие даже о наличии наемного труда в Киеве XI в. Так, например, строительные работы при Ярославе Мудром осуществлялись не крепостными, а наемными работниками – ремесленниками.

В XI-XIII вв. древнерусское ремесло достигло высокой ступени специализации. Уже тогда было известно более 60 производственных специальностей. Кроме таких распространенных групп ремесленников, как кузнецы, ювелиры, гончары, сапожники, портные, бондари, кожемяки, столяры и т.д., имелось много специальностей очень узких, отражавших глубокое разделение труда в древнерусском ремесле. Среди них можна назвать, например, лучников, занимавшихся изготовлением луков, тульников, делавших колчаны, мечников и т.д. [Б.А.Рыбаков, Ремесло древней Руси, М., 1948].

Конечно, не все из этих специальностей были одинаково широко распространены, поскольку спрос на их продукцию был довольно ограничен. Ремесленники некоторых специальностей обычно встречались только в крупных ремесленных центрах, и прежде всего в Киеве. Здесь существовали специализированные производства, продукция которых расходилась по всей Руси. Полагают, что, например, киевские ремесленники, изготовлявшие медные кресты-складни (так называемые энколпионы), поставляли свою продукцию почти во все районы Руси, так как медные кресты, отлитые в одной форме, встречаются в самых отдаленных концах страны.

Ремесленники, на продукцию которых существовал массовый спрос, занимали в Киеве целые кварталы. Так, известные кварталы Гончары и Кожемяки были заселены ремесленниками соответствующих профессий. Ремесленников этих и подобных специальностей, вероятно, насчитывалось в Киеве десятки и сотни.

Тот факт, что ремесленники селились отдельными кварталами, играл большую роль. Такой квартал, бесспорно, имел свою организацию, во главе которой стоял староста или старшина. Организация строительных работников в предместье Киева – Вышгороде – имела, например, своего старшину, о котором упоминается в летописи [С.Бугославський, Пам’ятки XI-XVIII ст. про князів Бориса і Гліба, К., 1928, стр. 9]. Это были зародыши цехового устройства.

Строительство Киева. Миниатюра…

Строительство Киева. Миниатюра Кенигсбергской летописи. [с. 58]

Ювелирные изделия. Из раскопок 1955 г.…

Ювелирные изделия. Из раскопок 1955 г. [с. 61]

Ремесленники принадлежали к различным сословиям. Наряду со свободными ремесленниками существовали такие, которые находились в феодальной зависимости от князей, бояр и монастырей, имевших в верхней аристократической части города свои дворы. Ремесленные мастерские, остатки которых обнаружены во время раскопок этой части Киева, преимущественно принадлежали именно к таким феодальным дворам. Мастера, которые здесь работали, были крепостными, своим трудом обогащавшие феодалов.

Интересным памятником монастырского вотчинного ремесла в Киеве XI в. являются остатки стекловарного производства, обнаруженные на территории Печерского монастыря. При раскопках здесь были найдены остатки двух горнов для плавки стекла [В.А.Богусевич, Мастерские XI в. по изготовлению стекла и смальты в Киеве, «Краткие сообщения Института археологии АН УССР» (дальше – «КСИА АН УССР»), вып. 3, 1954, стр. 14-20]. Эта мастерская специализировалась преимущественно на производстве смальты для мозаичных изображений, поскольку смальта была необходима в первую очередь для украшений церковных сооружений.

С развитием ремесла в Киеве интенсивно развивалась тесно связанная с ним торговля. Часть продукции киевских ремесленников продавалась на месте, а часть вывозилась за пределы города. Кроме того, в Киев привозилось много товаров, среди которых главное место принадлежало, во-первых, продуктам сельского хозяйства, поставлявшимся крестьянами окружающих сел, а во-вторых, – иноземным товарам.

В Киеве проживало многочисленное купеческое население. Наряду с местным купечеством здесь жили купцы из Германии, Италии, скандинавских стран, Польши, Чехии, Венгрии, сюда приезжали купцы из Византии, Хозарии, Волжской Болгарии, из стран Арабского Востока, Кавказа и т. д. К началу XII в. Киев являлся важным центром транзитной торговли между Западом и Востоком.

О широком развитии международной торговли в Киеве свидетельствовал тот факт, что в городе существовали специальные слободы и кварталы, заселенные иноземными купцами. Так, урочище Венгерское [«Повесть временных лет», ч. I, стр. 20; в літописі стоїть «Угорське», маємо нездалий переклад. – М. Ж., 16.02.2021 р.], очевидно, представляло собой слободу, заселенную венгерскими купцами (из Венгрии пригоняли лошадей, которые высоко ценились, привозили вино и т.п.). В районе современного Пионерского парка, над склонами Днепра, открыт могильник X в. с предметами салтовской (хозаро-аланской) культуры; возможно, он был связан со слободой, заселенной выходцами из Хозарии [І.М.Самойловський, Слов’янський могильник у Києві над Дніпром, «Археологія», т. III, К., 1950, стр. 179-184].

По свидетельству иностранцев, в Киеве существовало восемь торгов. Главным из них считался так называемый Бабий торжок на территории «Города Владимира». Не меньшее экономическое значение имел торг на Подоле, вблизи гавани – в устье р.Почайны, впадавшей тогда в Днепр в районе Почтовой площади. Здесь разгружались торговые суда и находилась таможня. Вероятно, именно этим обусловлено старое название улицы Боричев спуск (борич, или бюрич [бирюч], – служащий, который ведал пошлинами).

Социальный состав населения X-XI вв. очень разнообразен. Здесь жили как представители господствующей общественной верхушки, так и низшие, трудовые слои общества. В верхней части Киева находились аристократические кварталы города, дворцы великого князя, а также дворы менее знатных князей и бояр. Именно тут (особенно в пределах «Города Владимира») найдено большинство кладов ценных вещей.

Великий князь имел в Киеве несколько дворов и дворцов. Основным местом его пребывания был большой, или Ярославов, двор, построенный при Ярославе Мудром. Кроме того, были более старые княжеские дворцы в районе Десятинной церкви, а также загородные дворы и усадьбы: в Берестове, Предславине и других местах.

Висячая печать Ярослава Мудрого. Из раскопок 1955 г. [с. 64]

Другие князья также имели в Киеве собственные дворы, о чем свидетельствуют письменные источники. Так, из летописи известно, что двор князя Мстислава Владимировича находился на территории «Города Владимира», вблизи Софийских, или Батыевых, ворот [«Летопись по Ипатскому списку», СПб., 1871, стр. 248-249].

В верхней части города находилось много боярских дворов. Из летописей известны дворы тысяцких Коснячко и Путяты, бояр Гордяты, Чудина, Никифора, Воротислава и др. [«Повесть временных лет», ч. I, стр. 40, 114, 196] Большинство бояр имело, кроме того, замки за пределами города.

Городские дворы князей и бояр представляли довольно сложные комплексы жилых строений и служб. Кроме дома, в котором жил феодал с семьей и многочисленной челядью, здесь были различные подсобные постройки, кухни, конюшни, кладовые, погреба, а нередко и ремесленные мастерские.

Княжеско-боярская верхушка составляла количественно незначительную часть населения, однако в ее руках концентрировалась вся власть в городе и стране.

Наряду с ней в Киеве жило значительное количество населения, принадлежавшего к низшим прослойкам общественной верхушки. Прежде всего это дружинники, которые составляли основную часть древнерусского войска. Они были вассалами князей и знатных бояр и, не имея собственных дворов, жили при дворах своих сеньоров, составляя их военные отряды. Но и они принадлежали к феодальному классу, поскольку существовали за счет эксплуатации тех или иных земельных владений или на долю участия в ренте, которую собирали их сюзерены.

К классу феодалов принадлежало также духовенство – белое и черное. Оно, в свою очередь, создавало иерархическую систему – от митрополита и епископов до приходских священников и рядовых монахов. Эта часть населения занимала важное место в общественной жизни города и страны. Духовенство на Руси появилось вместе с распространением христианства. Сначала его ряды пополнялись за счет выходцев из Византии, но вскоре на Руси появилось немало собственных церковнослужителей. Некоторые из них, как, например, известный философ и писатель Илларион, ставший митрополитом при Ярославе Мудром, сыграли значительную роль в истории Руси и древнерусской культуры.

Сразу же с введением христианства на Руси начали возникать монастыри. Так, в XI в. в Киеве существовали Печерский, Георгиевский, Выдубицкий и другие монастыри, со временем превратившиеся в крупных феодальных землевладельцев.

К классу феодалов тяготела богатая верхушка ремесленного и торгового населения – главы ремесленных объединений, наиболее богатые мастера и купцы. Последние, вероятно, имели в городе собственные дома и дворы, которые пышностью и богатством не уступали иным боярским.

Однако основную массу населения древнего Киева составлял трудовой люд – мелкие ремесленники, торговцы и феодально зависимые слои. Это те киевляне, которые в минуту опасности – во время вражеских набегов и осад – становились грудью на защиту родного города; которые не раз, доведенные до отчаяния притеснениями князей и бояр, с оружием в руках вставали на защиту своих прав и свободы и громили дворы ненавистных феодалов.

Во время археологических исследований на территории древнего Киева часто встречаются остатки бедных жилищ, принадлежавших ремесленникам, мелким торговцам и т.п. Княжеские каменные дворцы, украшенные стенной живописью, церкви, наподобие Десятинной или Софийской, – это одна сторона материальной культуры средневекового Киева; другая, основная, – обычные кварталы деревянных, обмазанных глиной, домов, которые принадлежали трудовому люду.

По своей конструкции они мало чем отличались от примитивных построек, существовавших в раннеславянских поселениях начала нашей эры. Эти дома также имели углубленную в землю часть, размером в среднем 3:3 или 4:4 м, с глинобитной печью в углу, из-за чего их обычно называют землянками или полуземлянками, хотя, по сути, это название не отвечает характеру сооружений (многие из них имели верхние этажи). Внутри их во время раскопок находят бытовые предметы – довольно грубую кухонную посуду, иногда обломки обгоревшей деревянной посуды, орудий производства и др. [М.К.Каргер, Археологические исследования древнего Киева] Украшения здесь встречаются редко и в большинстве случаев недорогие. Чаще всего это осколки стеклянных браслетов и перстней – самых распространенных видов украшений среди бедных слоев древнерусского населения. Значительно реже попадаются отдельные изделия из бронзы или серебра. Во многих жилищах во время раскопок обнаружены остатки ремесленного производства в виде специальных печей и оборудования, орудий труда и готовой продукции. Тут жило трудовое население города, за счет жестокой эксплуатации которого существовала общественная верхушка.

Значительную часть трудового населения Киева составляли феодально зависимые производители. Это прежде всего многочисленная челядь, обслуживавшая быт феодалов, – слуги, экономы, повара, сапожники, портные и т.д. Среди них были и доверенные феодала – тиуны, ключники и управители, в чьих руках находилось управление хозяйством.

Самый низший слой населения Киева X-XI вв. составлял городской люмпен-пролетариат – деклассированная часть населения, существовавшая за счет случайных заработков, нищенства, воровства и т.п.

На протяжении всей истории древнего Киева не прекращалась борьба между угнетенными низами трудового населения и господствующими княжеско-боярскими слоями, которая не раз выливалась в народные восстания [М.Н.Тихомиров, Крестьянские и городские восстания на Руси XI-XII вв., М., 1955, стр. 82-104, 130-162]. «Гора», то есть аристократический кремль, и Подол – демократическая ремесленно-торговая часть нижнего города – всегда противостояли друг другу, как два полюса, что было проявлением глубоких общественных противоречий, характерных для феодального города.

Киев являлся политическим центром Древнерусского государства и резиденцией главы его – великого князя, в руках которого сосредоточивалась вся полнота власти – законодательной, исполнительной, судебной и военной. Здесь заключались международные договоры, издавались законы и т.д. Во времена Ярослава Мудрого в Киеве была составлена «Русская Правда» – кодекс законов, который юридически утверждал порядки на Руси и обеспечивал интересы господствующего класса. Тут же были изданы и многие другие законодательные акты: церковные уставы Владимира и Ярослава, «Правда Ярославичей», «Устав Владимира Мономаха» и т.д.

Великого князя окружала боярско-дружинная верхушка, которая делила с ним власть и принимала участие в управлении государством, хотя какого-либо специально оформленного органа политической власти боярства (боярской думы) в Киеве в то время не существовало.

Во главе киевской администрации стоял тысяцкий, роль которого в общественной жизни Киева и Руси в целом была очень велика. Он назначался из числа наиболее знатных бояр. Именно тысяцкий являлся в Киеве проводником официальной политики, направленной на обеспечение интересов феодальной верхушки, поэтому во время народных восстаний киевляне обычно прежде всего громили двор тысяцкого.

Киевского веча как органа народной власти письменная история уже не застала: оно было ликвидировано раньше, чем политическая жизнь Киева нашла свое отражение на страницах источников. Начиная с IX-X вв. вече в Киеве собиралось только в исключительных случаях, когда широкие слои местного населения под давлением тех или иных обстоятельств были вынуждены – в нарушение права великого князя – проявлять политическую активность. Так, за весь X в. есть лишь одно упоминание о вече в Киеве – в 968 г., во время осады города печенегами [«Повесть временных лет», ч. I, стр 47]. Но и тогда летописец слова «вече» не употребляет, хотя характер событий дает возможность считать, что киевляне созывали какое-то широкое совещание для обсуждения положения. Однако это произошло в необычных условиях: в осажденном врагом городе, когда князь с войском находился в Болгарии.

В XI в. и позже созывом веча начинались все народные восстания, направленные против феодальной верхушки. В связи с этим княжеская администрация принимала меры, чтобы помешать трудовым слоям населения свободно собираться на нижнем торге. Одной из мер было перенесение торга на «Гору» после восстания 1069 г. [«Повесть временных лет», ч. I, стр. 116]

Киев был одним из самых крупных политических центров международного значения. Тесные взаимоотношения Руси с другими странами подтверждаются династическими связями. Так, дочери Ярослава Мудрого были выданы замуж за королей Норвегии и Франции, сестра – за короля польского, внучка – за германского императора; сын Ярослава Всеволод был женат на византийской царевне, другие сыновья – на дочерях богатых немецких государей и т.д. Все это свидетельствует о том, что в XI в. Киев играл большую роль в международной политике того времени.

X-XI вв. были периодом бурного развития древнерусской культуры. Значительная роль в этом принадлежала Киеву – главному культурному центру Древней Руси.

В этот период на Руси широкое распространение получили письменность, просвещение, имеющие решающее значение для развития культуры вообще.

Введение христианства и создание монастырей на Руси значительно содействовали развитию письменности. В XI в. и позднее в них широкое распространение получило переписывание книг. Особенно прославились этим большие монастыри в крупных городских центрах, и прежде всего в Киеве (в частности, Печерский монастырь). Однако необходимо отметить, что письменность на Руси существовала задолго до принятия христианства [«История культуры Древней Руси», т. II, стр. 114-138].

Надпись на горшке, найденная во время раскопок в Киеве. [с. 65]

Как свидетельствуют новооткрытые материалы, в частности находки берестяных грамот в Новгороде и Смоленске [А.В.Арциховский и М.Н.Тихомиров, Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1951 г.), М., 1953], письменность в Древней Руси была достоянием не только духовенства и высших феодальных слоев общества, но и в значительной степени ремесленников, торговцев и т.д. Известно немало случаев, когда ремесленники делали надписи на своих изделиях. В Киеве найден горшок местного производства, на котором по еще не просохшей глине гончар сделал надпись: «Благодатнейшая полна корчага сия» [Б.А.Рыбаков, Надпись киевского гончара XI в., «КСИИМК АН СССР», вып. XII, 1946, стр. 134-138].

Часто встречаются надписи на шиферных пряслах (преимущественно имена их владельцев); известны многочисленные надписи (так называемые графиты [граффити]) на стенах Софийского собора, датируемые XI-XII вв. [Б.О.Рибаков, Іменні написи в XII ст. в Київському Софійському соборі, «Археологія», т. І, стр. 53-64] Большая часть этих надписей была оставлена мирянами и является, следовательно, свидетельством распространения образования среди широких слоев населения Киева.

Начиная с рубежа X и XI вв. о развитии письменности и просвещения заботится государственная власть. Под 988 г. летопись сообщает, что Владимир Святославич начал брать у «нарочитые чади» (т.е. у представителей феодальной верхушки) детей и отдавать их в «ученье книжное». Комментируя этот факт, летописец добавляет: «Сим же раздаянном на ученье книгам, собысться пророчество на Русстей земли, глаголющее: «Во оны днии услышать глусии словеса книжная, и ясн будеть язык гугнивых» [«Повесть временных лет», ч. I, стр. 81]. Исследователи считают это сообщение свидетельством открытия в Киеве первой школы для детей феодалов.

Известно также, что Ярослав Мудрый приказывал попам в Киеве и Новгороде учить людей [«История культуры Древней Руси», т. II, стр. 216-226]. Есть известия о том, что княгиня Анна Всеволодовна (внучка Ярослава) основала при Андреевском монастыре в Киеве женскую школу [«История культуры Древней Руси», т. II, стр. 220].

Большое значение для распространения просвещения в Древней Руси имели библиотеки. Первая библиотека на Руси была основана в 1037 г. Ярославом Мудрым при Киевской Софии. По свидетельствам летописца, Ярослав «собра писцы многы и перекладаше от грек на словенское писмо. И списаша книгы многы, ими же поучащеся вернии людье… Ярослав же сей, якоже рекохом, любим бе книгам, и многы написав положи в святой Софии церкви, юже созда сам» [«Повесть временных лет», ч. I, стр. 102-103].

Основание первой библиотеки в Киеве.…

Основание первой библиотеки в Киеве. Миниатюра Кенигсбергской летописи. [с. 66]

Страница из «Изборника» Святослава. XI…

Страница из «Изборника» Святослава. XI в. [с. 67]

Позже в Киеве возникли и другие библиотеки, среди которых наиболее известной была библиотека Печерского монастыря.

В X-XI вв. значительное место занимала переводная литература византийского происхождения – богослужебные книги, агиографические произведения («жития святых») и др., а также распространенные в середине века философские и натурфилософские сборники и развлекательная литература («Александрия», «Повесть об Акире Премудром»), Но в это время уже создавалась и оригинальная древнерусская литература, выдвигавшая ряд талантливых писателей. Среди них следует отметить выдающегося древнерусского писателя-публициста Иллариона, деятельность которого тесно связана с Киевом. Илларион считается основателем Печерского монастыря. В 1051 г. по инициативе Ярослава Мудрого, вопреки воле константинопольского патриарха, Илларион собором русских епископов был избран киевским митрополитом [1 «Повесть временных лет», ч. I, стр. 104]

В истории древнерусской литературы Илларион известен как автор знаменитого «Слова о законе и благодати», в котором рассматривается важный философско-исторический вопрос о месте и значении Руси в мировой истории. Это произведение, написанное высокохудожественным языком, характеризует Иллариона как пламенного патриота, поборника чести и славы Руси.

Важное значение имело киевское летописание, которое велось от самого возникновения древнерусской письменности. Как полагают исследователи, во времена княжения Ярослава Мудрого был составлен первый летописный свод. Именно киевское летописание дало впоследствии такую жемчужину древнерусской литературы, как «Повесть временных лет» [Д.С.Лихачев, Русские летописи и их культурно-историческое значение, М.-Л., 1947].

Бурно развивались в Киеве архитектура, живопись, скульптура и прикладное искусство. Древнерусская архитектура уже в XI в. достигла чрезвычайно високого уровня и создала собственную школу [«История культуры Древней Руси», т. 2, стр. 245 – 264]. До конца X в. строительство на Руси велось только из дерева, вследствие чего эти памятники до наших дней не сохранились. Судить о его стиле можно только на основании некоторых второстепенных данных. Исследователи считают, что характерными чертами древнерусского деревянного зодчества было широкое применение шатровых перекрытий, использование деревянных украшений и орнаментов.

Каменное строительство в древнерусских городах, и в частности в Киеве, начало распространяться в конце X в. При Владимире Святославиче в Киеве было построено несколько больших каменных сооружений под руководством архитекторов, приглашенных из Византии. Поэтому они до некоторой степени отражают традиции византийской архитектуры. Однако уже во времена Ярослава Мудрого строительство приобрело ярко выраженные национальные черты. Такой шедевр древнерусской архитектуры, как, например, Софийский собор, характеризуется своеобразным стилем, отличным от византийского. Оригинальной чертой его, в частности, является многокупольность сооружений, что совсем не характерно для византийской архитектуры.

Ряд характерных черт присущ древнерусской архитектуре времени Ярослава Мудрого и с инженерной стороны. Например, оригинальным является применение деревянных лежней под фундаментами зданий. При сооружении Софийского собора впервые в практике европейского строительства были применены подпорные контрфорсы (так называемые аркбутаны), назначение которых – поддерживать стены постройки снаружи. Много оригинального находим в архитектурной орнаментике зданий и т.д.

После смерти Ярослава Мудрого, при его преемниках, Киев обогатился новыми чудесными сооружениями. Из памятников конца XI в. следует отметить Михайловский Златоглавый собор, богато украшенный фресками и мозаикой. Он представляет собой большой шестистолпный храм с тремя апсидами и башней возле северо-западного угла, в которой были лестницы на хоры.

Значительное строительство в конце XI – начале XII в. велось в Печерской лавре. Здесь в конце XI в. был сооружен собор Успения – главная, или как ее называли, Большая лаврская церковь, представлявшая собой шестистолпное сооружение с тремя гранеными алтарными апсидами. У северной стены церкви находилась небольшая постройка крещальни, впоследствии ставшая составной частью храма. Осенью 1941 г. Успенская церковь Печерского монастыря была варварски разрушена немецко-фашистскими захватчиками.

Строительство велось и в других монастырях. В частности, к концу XI в. относится сооружение в Выдубицком монастыре Михайловского собора, частично сохранившегося до наших дней.

Из числа немонастырских церковных строений конца XI в. на территории Киева можно отметить Симеоновскую церковь на Копыревом конце. К рубежу XI-XII вв. относится строительство церкви Спаса на Берестове.

Церковь Спаса на Берестове.…

Церковь Спаса на Берестове. Современный вид. [с. 69]

Музыканты и скоморохи. Фреска…

Музыканты и скоморохи. Фреска Софийского собора. XI в. [с. 71]

Скульптура и живопись были тесно связаны с архитектурой [«История культуры Древней Руси», т. II, стр. 396-464]. Древняя Русь хорошо знала искусство резьбы по камню, основной задачей которого являлось изготовление архитектурных деталей – капителей, колонн и пилястров, орнаментированных плит для парапетов и декораций зданий и т.д. Почти все значительные сооружения древнего Киева: церкви, дворцы и т.п. имели скульптурные детали.

Однако как самостоятельный вид искусства скульптура в Киевской Руси почти не развивалась. В более ранний период (до принятия христианства) из письменных источников известны скульптурные изображения языческих богов – Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога и др. Известно также, что у статуи Перуна, поставленного в Киеве Владимиром Святославичем, была серебряная голова и золотые усы. Эти скульптуры, сделанные из дерева, были уничтожены в 988 г. во время крещения киевлян. Очевидно, кроме них, существовали и другие скульптурные изображения.

В дальнейшем, ввиду того что православная церковь в своем обиходе скульптур не применяла, этот вид искусства не получил существенного развития.

Древнерусская живопись – одно из наиболее ярких достижений древнерусской культуры. Большого развития достигло искусство монументальной живописи, живописи, непосредственно связанной с архитектурой и строительством. Все значительные архитектурные сооружения в Киеве X-XI вв. были богато украшены стенной росписью, представление о которой дают фрески и мозаика Софийского собора.

Мозаика и фрески были самыми популярными видами живописной техники в древней Руси. Они могли в неизменном виде существовать долгое время, свидетельством чего являются образцы древнерусской монументальной живописи, сохранившиеся до наших дней и не утратившие своей художественной выразительности

Софийские фрески и мозаика не имеют себе равных в истории мирового искусства XI в. Здесь и масштабные мозаичные изображения Богоматери (Оранты) и Вседержителя (Пантакратора), являющихся идеологическими доминантами живописного украшения храма, и ряд больших мозаичных и фресковых композиций на религиозные сюжеты. Среди них наибольшей популярностью пользуются композиции евхаристии, то есть причащения апостолов, и изображения святителей на внутренней стороне центральной алтарной апсиды (ниже изображения Оранты), композиции Благовещения на двух первых центральных столпах и др. Вместе с тем среди фресковых композиций находим несколько изображений светского содержания, украшающих лестницы на хоры: сцены охоты на диких зверей – одного из любимейших развлечений феодалов Древней Руси, а также изображения музыкантов, скоморохов, акробатов, ряженых.

Мозаика и фрески украшали и другие сооружения, которые не сохранились до нашего времени, в частности Десятинную церковь, княжеские дворцы и т.д.

Наряду с монументальной живописью, в Киеве развивалась и станковая живопись, прежде всего иконописное искусство.

Чрезвычайно высокого уровня достигло в Киеве прикладное искусство [«История культуры Древней Руси», т. II, стр 396-464]. Изделия киевских ювелиров пользовались большой популярностью и за пределами древнерусских земель. Ювелиры-ремесленники X-XII вв. применяли самые разнообразные технические приемы орнаментации: чеканку, тиснение, зернь, филигрань, скань, чернь, перегородчатую эмаль и др., большинство из которых уже к X в. имели древнюю традицию в восточнославянском ремесле. Изделия киевских ювелиров отличались высокими художественными качествами.

Но не только в изготовлении украшений (различного рода подвесок, серег, перстней, браслетов и т.д.) находило свое проявление прикладное искусство киевских мастеров. Тенденция украшать изделия была характерной почти для всех отраслей ремесла. Орнаментировались даже такие предметы домашнего обихода, как кухонная глиняная посуда или мелкие орудия домашнего труда (ножи, прясла и др ). Что же касается таких изделий, как металлические части одежды, оружие, металлическая посуда и т.д., то они нередко представляли собой подлинные шедевры художественного творчества.

В Киеве конца X-XII вв. развивалось и музыкально-театральное искусство [«История культуры Древней Руси», т. II, стр. 492-509]. Важным источником для изучения этой стороны культурной жизни древнего Киева являются упоминавшиеся уже фрески Софийского собора. На одной из них видим музыканта, который играет на каком-то инструменте, похожем на скрипку. На другой изображен целый оркестр: музыканты, играющие на трубах, флейтах, лютнях и гуслях; здесь же изображены скоморохи: один из них лезет по жерди, которую держит на голове его товарищ. На третьей фреске видим ряженых, изображающих битву человека со сказочным чудовищем.

Можно полагать, что фрески Софийского собора более или менее реалистически изображают киевскую действительность первой половины XI в. и что такие артисты действительно выступали при дворах киевского князя и многих других представителей феодальной верхушки древнерусского общества. Однако кроме скоморохов и музыкантов, развлекавших князя и его окружение, были артисты, которые выступали перед широкими кругами зрителей на ярмарках, улицах и площадях.

Краткий обзор развития культуры в Киеве конца X-XI в. свидетельствует о том, что столица древнерусского государства представляла собой ведущий культурный центр древней Руси, наиболее полно отражавший развитие древнерусской культуры в целом. Вместе с тем, Киев в то время являлся одним из крупнейших культурных центров всей средневековой Европы, который оставил заметный след в развитии мировой культуры.


По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 57 – 70.