Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

5. Окраины Киева

Площадь собственно города в X – первой половине XIII в. ограничивалась территорией кремля (города Владимира и Ярослава), прилегающей к нему с северо-запада частью плато (район Львовской площади и ул.Артема), так называемым Копыревым концом, площадью Замковой горы и Щекавицы, а также нижней частью города – Подолом и Кожемякским оврагом.

Эта площадь в несколько квадратных километров была очень значительной для средневекового города, к тому же вокруг него располагались пригородные слободы, села, замки, крепости, усадьбы, монастыри, непосредственно связанные с Киевом и составлявшие его неотъемлемую часть.

Северным форпостом Киева являлся Вышгород – довольно крупный городской центр [В.Й.Довженок, Древній Вишгород, «Вісник АН УРСР», 1949, № 8, стр. 40 – 48], по сути вынесенный на несколько километров к северу район Киева. Вышгород возник, очевидно, одновременно с Киевом. Археологическое исследование его территории свидетельствует о существовании здесь поселений в IX в. и даже раньше. В X в. тут находился замок киевских князей, в частности замок Ольги («Вышегород град Вользин») [«Повесть временных лет», ч. I, стр. 43].

Начиная с X в. Вышгород, расположенный в удобном с военной точки зрения месте и хорошо укрепленный земляными сооружениями, представлял собой сильную крепость, которая защищала подступы к Киеву с севера. Вместе с тем в нем развивалось ремесленное производство. Известны остатки находившихся здесь ремесленных мастерских, гончарные и металлургические горны и т.п. Именно в Вышгороде письменные источники отмечают наличие организации ремесленников, в частности строителей. Однако, несмотря на значительное развитие ремесла и торговли, Вышгород оставался аристократическим городом: вышгородское боярство было очень сильным. Оно являлось частью киевского, и не удивительно, что одни и те же лица выступали как деятели киевские и вместе с тем вышгородские.

С Вышгородом связан культ первых русских святых – Бориса и Глеба, здесь находился Борисоглебский собор, ставший усыпальницей обоих этих князей и центром их почитания.

Путь из Киева в Вышгород тянулся вдоль крутого высокого правого берега Днепра (так называемые Кирилловские высоты), где были расположены слободы и дворы киевских феодалов [Л.А.Голубева, Киевский некрополь, «МИА СССР», 1949, № И, стр. 103-118]. При выходе в долину Днепра Бабьего яра на высокой горе находилось городище, в котором в XII в. была возведена Кирилловская церковь. Построенная на средства князей из династии черниговских Ольговичей (женой князя Всеволода Ольговича – Марией Мстиславной), эта церковь стала усыпальницей князей этой династии (в том числе и великого князя киевского Святослава Всеволодовича, упоминаемого в «Слове о полку Игореве»). Можно предполагать, что здесь была усадьба или замок этих князей.

Над дорогой в Вышгород, немного западнее, находилось с.Дорогожичи. Возможно, оно лежало в том районе, где теперь кончается улица Мельникова (бывшая ул.Дорогожицкая).

Западным форпостом Киева являлся Белгород – город на р.Ирпень, подобно Вышгороду представлявший собой сильную крепость. По свидетельству летописи, Белгород был построен в X в. киевским князем Владимиром Святославичем и, очевидно, входил в систему оборонительных пунктов и крепостей, сооружавшихся им по Стугне, Десне, Остру, Трубежу, Суле с целью укрепления южных рубежей Киевской Руси [«Повесть временных лет», ч. I, стр. 83]. Остатки укреплений Белгородского городища сохранились до наших дней.

Построенный как княжеская крепость для защиты Киева с запада, Белгород вскоре превратился в значительный ремесленно-торговый центр [В.В.Хвойка, Древние обитатели Среднего Приднепровья и их культура в доисторические времена].

На юге и юго-западе окрестности Киева были заняты пригородными селами, среди которых известны Берестово, Выдубичи, Предславино, Рудица.

Село Берестово лежало над Днепром, несколькими километрами ниже Киева, за большим заповедным парком, служившим киевскому князю местом охоты. Во времена правления Владимира Святославича в Берестове был княжеский загородный замок. По свидетельству «Повести временных лет», в этом замке проживало 200 наложниц князя [«Повесть временных лет», ч. I, стр. 57]. В XI в. вблизи Берестова возник Печерский монастырь, вскоре превратившийся в один из крупнейших монастырей на Руси [«Повесть временных лет», ч. I, стр. 104 – 108].

Начало монастырской жизни на Печерске связывается с именем священника (впоследствии митрополита) Иллариона, о котором уже упоминалось. В начале XI в. в пещере, выкопанной Илларионом, поселился Антоний, родом из Любеча. Вокруг него начала собираться братия, насчитывавшая в середине XI в. около 20 человек. Среди них был Феодосии Печерский – один из наиболее активных деятелей Печерского монастыря в начальный период его существования.

Устав монастыря был дан печерской братии уже после смерти Ярослава Мудрого его преемником князем Изяславом Ярославичем. Первым игуменом был рукоположен Варлаам, а после него – Никон – известный как автор одного из летописных сводов.

Печерский монастырь сыграл видную роль в истории Древней Руси. Вскоре он стал центром борьбы за независимость русской православной церкви (русская митрополия официально подчинялась константинопольскому патриарху). Это имело не только религиозное, но и политическое значение, поскольку церковные дела были для Византии поводом для вмешательства в политическую жизнь Руси. Поэтому Печерский монастырь пользовался поддержкой князей и благодаря их щедрым пожертвованиям стал одним из самых богатых землевладельцев на Руси. Так, известно, что во второй половине XI в. князь Ярополк Изяславич и его дети пожаловали монастырю Деревскую и Луцкую волости вблизи Киева с пятью селами; в последующие годы наделение монастыря новыми землями происходило неоднократно.

С Печерским монастырем связана деятельность выдающихся представителей древнерусской культуры: летописца Нестора, художника Алимпия, врача Агапита и др. Этот монастырь являлся важнейшим центром древнерусского летописания.

Ниже с.Берестова и Печерского монастыря находилось с.Выдубичи, название которого происходит от древнерусского слова «выдубать» (выплывать). По преданию, тут якобы волны Днепра вынесли на берег статую Перуна, сброшенную в Почайну по приказанию князя Владимира при введении им христианства на Руси.

В середине XI в. один из сыновей Ярослава Мудрого – Всеволод Ярославич построил здесь замок (так называемый «Красный двор») и основал Михайловский Выдубицкий монастырь. «Красный двор» Всеволода и монастырь стали важными опорными пунктами в политической борьбе за Киев, разгоревшейся во второй половине XI в., и играли на южных подступах к Киеву такую же важную роль, как Вышгород на севере.

На высоких кручах над Выдубичами (плато Зверинец), на нынешней Зверинецкой улице и находятся так называемые Зверинецкие пещеры, которые до конца XI в. использовались как монастырские помещения [И.Каманин, Зверинецкие пещеры в Киеве, К., 1914]. В одном из подземных залов этих пещер, служившим церковью, сохранились интересные надписи XI в.

Еще дальше на юг, за Выдубичами, лежало с.Китаево, в котором и до сих пор сохранилось городище IX-X вв. и связанный с ним курганный могильник. Это городище было расположено на высокой горе, теперь покрытой лесом. У подножия горы, на противоположной стороне небольшой речки, в районе современной Китаевской улицы, находилось поселение периода Киевской Руси. Предполагают, что это летописный Звенигород.

Южные подступы к Киеву были самыми опасными: оттуда приходили кочевники. Поэтому в X-XI вв. на юге сооружалось немало замков и крепостей – Тумащь, Треполь, Витичев, Василев и др., которые входили в оборонительную систему южных рубежей Руси [П.А.Раппопорт, К вопросу о системе обороны Киевской земли, «КСИА АН УССР», вып. 3, 1954, стр. 21-26].

Известное по летописным упоминаниям с.Предславино [«Повесть временных лет», ч. I, стр. 56] находилось на склонах долины р.Лыбеди, в районе нынешней Красноармейской улицы. Там был загородный двор киевского князя. Владимир Святославич отдал Предславино своей жене Рогнеде (дочери полоцкого князя Рогволода) и ее сыну Изяславу.

Местонахождение с.Рудицы следует искать где-то на южной или юго-западной окраине древнего Киева. Название его упоминается в летописях в связи с событиями конца XI в. [«Повесть временных лет», ч. I, стр. 171]

Наконец, следует отметить Кловский монастырь, находившийся в районе нынешней ул.Р.Люксембург [«Повесть временных лет», ч. I, стр. 187].

В литературе не раз высказывалось мнение, будто Киев в XI-XII вв. был окружен глухими непроходимыми лесами. В действительности же леса вокруг города в значительной степени были уничтожены еще до образования Киевского государства, за исключением массива княжеского парка в Крещатой долине. Вокруг Киева располагались села и замки – княжеские дворы, усадьбы феодальных землевладельцев и т.д., а земли вокруг города были распаханы под поля. Из Киева через села, слободы и замки пролегали торные пути: на юг – вдоль Днепра, на Василев, Юрьев, Торческ и дальше в половецкую степь; на запад – в Белгород, оттуда расходились через Звиждень на Волынь и Приднестровье; на север через Вышгород в направлении на Туров и далее – в северорусские земли; с левого берега к городу подходили пути из Чернигова и Переяслава и т.д.


По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 75 – 78.