1. Народное образование
Во время Великой Отечественной войны Советское государство продемонстрировало перед всем миром не только свое военное и экономическое преимущество, но и торжество марксистско-ленинской идеологии. Огромнейшая роль в победе над врагом принадлежала советской культуре, науке, искусству, тесно связанным с жизнью народа.
Основные задачи послевоенной пятилетки в области школьного строительства состояли в том, чтобы в 1950 г. довести количество семилетних и средних школ по Союзу ССР до 193 тыс., охватив обучением до 31,8 млн. детей, обеспечить всеобщее обязательное обучение детей с семилетнего возраста как в городе, так и в деревне.
Кроме того, предусматривалось на базе широкой организации школ рабочей и сельской молодежи предоставить возможность учиться той части юношей и девушек, которая в связи с Отечественной войной и временной оккупацией ряда районов не смогла получить образование. Эти задачи пятилетнего плана были полностью осуществлены.
Серьезных успехов в развитии народного образования добились киевляне. Уже в первом году четвертой пятилетки в столице Украины работало 115 школ: 77 средних, 19 семилетних и 19 начальных. В них обучалось 86,8 тыс. учащихся, то есть 92,2% школьного контингента довоенного времени. В 1947 г. количество школ достигает 119. К началу 1947/48 учебного года число учащихся увеличилось на 5,5 тыс., то есть уже приближалось к уровню довоенного 1940 г. Все же объем школьных помещений резко отставал от довоенного времени. Поэтому школы работали в две, а то и в три смены.
В 1945-1947 гг. в Киеве наблюдается рост школ совместного обучения. Например, в 1945 г. таких школ было 25, в 1946 г.- 33, а в 1947 г. – 38. Это свидетельствует о том, что раздельное обучение себя не оправдывало. Органы народного образования и родительская общественность отдавали предпочтение школам совместного обучения.
В 1947 г. в 16 школьных помещениях работало по две школы. Отсутствие школьных помещений, чрезмерная их перегруженность не могли не влиять на ход учебно-воспитательной работы, на усвоение учащимися знаний и даже на состояние их здоровья. Кроме того, школы не были обеспечены необходимым количеством учебников и учебных пособий. Эти результаты недавней войны отрицательно сказались на успеваемости учащихся. Так, в первом полугодии 1948 г. 14,9% учащихся киевских школ не успевало.
В годы четвертой пятилетки происходит неуклонное расширение школьной сети и рост контингента учащихся. Это характеризуется следующими данными:
1940 г. | 1946 г. | 1950 г. | |
Всего общеобразовательных школ (в ведении городского отдела народного образования) | 159 | 115 | 130 |
В том числе: | 117 | 77 | 96 |
Средних | 117 | 77 | 96 |
семилетних | 34 | 19 | 29 |
начальных | 8 | 19 | 5 |
Всего учащихся к началу учебного года (в тыс.) | 94,1 | 86,4 | 105,5 |
Всего школ рабочей молодежи | 22 | 26 | 40 |
В них учащихся к началу учебного года (в тыс.) | 5,3 | 6,0 | 11,5 |
В 1950 г. были ликвидированы занятия в третью смену, а также реорганизована часть начальных школ в семилетние, а семилетних в средние. Последнее обстоятельство дало возможность прекратить перевод учеников в другие школы после окончания ими четвертых и седьмых классов. Это имело особенно большое значение для детей, живущих на окраинах города.
Кроме средних школ в 1950 г. в Киеве было 29 техникумов. В них обучалось 13 332 учащихся на стационаре и 950 заочно. В 16 детских домах находилось 1534 воспитанника; 67 детских садов посещало 6120 детей.
Еще более величественные задачи встали перед работниками народного образования в пятой пятилетке. Как и в предыдущие годы, школы Киева, выполняя решения Коммунистической партии по идеологическим вопросам, повышали уровень всей учебно-воспитательной работы. Осуществлялись задачи, поставленные XIX съездом КПСС, особенно по расширению политехнического обучения. На этом пути приходилось преодолевать некоторые трудности. Остро ощущалась нехватка школьных помещений, учебных принадлежностей и многого другого, что составляет материальную базу учебно-воспитательной работы.
XX съездом КПСС были поставлены перед работниками школы большие задачи по распространению среднего образования, ликвидации определенного отрыва учебно-воспитательной работы от жизни, по коренному улучшению дела политехнического обучения и трудового воспитания учащихся. Повышению уровня школьной работы способствовал и рост школ. Так, за годы пятой пятилетки в Киеве было сооружено 18 новых школ. Соответственно выросло и количество учеников. К концу пятилетки, в 1955/56 учебном году, школьная сеть столицы выглядела так по сравнению с 1940 г.:
1940 г. | 1955 г. | |
Всего общеобразовательных школ (в ведении городского отдела народного образования) | 159 | 146 |
В том числе: | ||
средних | 117 | 134 |
семилетних | 34 | 9 |
начальных | 8 | 3 |
Учащихся (в тыс.) | 94.1 | 111.4 |
Всех общеобразовательных школ вместе с ведомственными школами в Киеве в 1955/56 учебном году было 163, в них обучалось 121 338 учеников. Кроме этого, в городе работали 53 общеобразовательные средние школы рабочей молодежи, в которых было около 7500 учащихся, 32 техникума, где обучалось стационарно 22 155 человек и заочно 3010, 8 технических училищ с 1543 учащимися, 8 строительных училищ с 1341 учеником, 7 ремесленных училищ с 1867 учениками, железнодорожное училище, в котором обучалось 472 ученика, специальное ремесленное училище с 297 учениками и 2 художественных училища, в которых было 352 ученика. В соответствии с решениями XX съезда КПСС в начале 1956/57 учебного года в Киеве было открыто три школы-интерната.
В киевских школах в начале 1956/57 учебного года работало 133 комсомольские организации, насчитывавшие в своих рядах 20 365 членов ВЛКСМ, 144 пионерские дружины, в которых было 49 490 пионеров. Этот актив помогал педагогам осуществлять большие и благородные задачи коммунистического воспитания детей.
Решающая роль в системе народного образования принадлежит учителям. К концу 1955/56 учебного года, когда страна вступила в борьбу за решение величественных задач шестой пятилетки, в школах Киева работало 6,3 тыс. учителей. Большинство из них имело специальное педагогическое образование: учителей с законченным высшим образованием было 3900 человек, окончивших учительские институты и приравненные к ним учебные заведения – 1158, а остальные имели среднее педагогическое образование.
Одним из важных факторов борьбы за успеваемость учащихся является культура педагогической работы, ее стиль, традиции. В процессе преподавания решают дело, как показывает опыт, наличие сплоченных, требовательных к себе и школьникам педагогических коллективов, творческая высококвалифицированная деятельность каждого учителя, настойчивая борьба ученического коллектива в целом, каждого ученика за знания. Это видно на примере работы педагогического коллектива 78-й средней школы, возглавляемого заслуженной учительницей школы УССР, членом КПСС А.В.Семенцовой. Ядром, вокруг которого создавался педагогический коллектив этой школы, были педагоги-коммунисты. Самым характерным в работе школы уже в первые послевоенные годы явилось сочетание высоких требований к себе и ученикам с педагогическими мероприятиями во всех звеньях учебного и воспитательного процесса.
Разнообразная творческая работа ведется во многих школах Киева. Такие педагоги-мастера, как А.В.Пасхина (6-я школа), Э.Л.Приступова (65-я школа), П.В.Гусак (141-я школа), Н.И.Салтыков (61-я школа), Г.П.Попова (102-я школа) и многие другие, не только добивались глубоких знаний учащихся, но и обобщали свой опыт на страницах педагогической печати, научно-педагогических сборников, в брошюрах. Уже в первых выпущенных после войны сборниках Научно-исследовательского института педагогики УССР напечатаны труды А.В.Пасхиной («Работа по развитию языка в связи с изучением грамматики русского языка в школах с украинским языком преподавания», «Преподавание русского языка в старших классах украинской школы»), Э.Л.Приступовой («Работа по картине в 5 классе»), Н.И.Салтыкова («Изучение «имени числительного» и «местоимения» в 5 классе школ с украинским языком обучения»), Г.П.Поповой («Изложение в связи с литературным чтением») и др.
Не менее важную работу ведут преподаватели украинской и русской литератур и среди них такие передовые педагоги, как Г.П.Божко (130-я школа), Г.И.Куприенко (95-я школа), В.Я.Андрущенко (58-я школа), А.Ф.Тесля (10-я школа) и многие другие. Творческий подход к решению различных вопросов педагогической практики находит свое конкретное отображение не только в их деятельности, но и на трибуне «Республиканских педагогических чтений», и на страницах научно-педагогических изданий [«Українська література в школі» и другие методические сборники Научно-исследовательского институт педагогики УССР].
Постановления ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам глубоко отразились на учебно-воспитательной работе в школах и особенно на преподавании гуманитарных дисциплин. Так, на уроках истории педагоги в центре внимания ставили воспитание у учащихся советского патриотизма, веры в свои силы, бодрости, умения преодолевать трудности, убеждения в торжестве коммунизма.
Примером хорошей организации внеклассной и внешкольной работы может служить 45-я средняя школа. Здесь наряду с настойчивой борьбой учителя за глубокие и прочные знания проводились памятные встречи пионеров и комсомольцев со знатными людьми города. На пионерских сборах не раз бывали дважды Герой Советского Союза партизанский командир С.А.Ковпак, мать Гули Королевой – любимой героини книги «Четвертая высота», молодогвардеец Георгий Арутюнянц и др. Были организованы волнующие встречи учеников школы с молодежью стран народной демократии, с опытными производственниками и молодыми новаторами заводов «Ленинская кузница», «Большевик». Учителя и ученики на протяжении двух лет готовили выставку, посвященную 300-летию воссоединения Украины с Россией. Из собранных материалов была потом оформлена постоянно действующая выставка документов, фотоматериалов, детских работ, подарков школе на тему «Наш родной Киев».
На выставке имеются следующие отделы: «Киев в XI-XVIII столетиях», «Киев XIX и начала XX столетия», «Киев советский». Последний отдел начинается репродукцией картины «Ленин провозглашает Советскую власть». В экспозициях поданы материалы об октябрьских днях в Киеве, об участии в революции трудящихся города и т.д. Экспонируются перерисованный ученицей Удоденко фотопортрет Андрея Иванова – руководителя большевиков Киева в октябрьские дни, копия приказа по 10-й армии в 1918 г., документы о братской помощи великого русского народа трудящимся Украины и многие материалы, показывающие Киев в советское время [Л.С.Коваленко, Позакласна та позашкільна робота по вивченню історії та Конституції СРСР, К., 1954, стр. 77-83]. Все экспонаты направлены на воспитание учеников в духе преданности народу, Советской Родине.
Как и до войны, широко использовала для учебных и воспитательных целей разнообразную деятельность исторических кружков преподаватель истории О.А.Пелехова.
Среди передовых педагогов-математиков следует назвать заслуженного учителя школы УССР Павла Анастасиевича Горбатого, работавшего много лет в 33-й средней школе. Он мастерски преподавал самые сложные вопросы основ математики, до тонкостей знал психологию учащихся. Не случайно его бывшие воспитанники через много лет вспоминают своего учителя как человека светлого и чистого, благодарят за приобретенные ими серьезные и глубокие знания. П.А.Горбатый проявил себя и как мастер-экспериментатор, и как педагог-ученый. Много приборов, сделанных его собственными руками для школьного математического кабинета, книга «Опыт преподавания математики в средней школе», научные статьи «Оборудование школьного математического кабинета», «Как я прорабатываю в X классе тему «Уравнения высших степеней» и ряд других – яркое свидетельство этого. За многолетний добросовестный труд П.А.Горбатый награжден орденом Ленина.
Много лет жизни отдал советской школе заслуженный учитель школы УССР, преподаватель физики 131-й средней школы Григорий Михайлович Дубовик. За послевоенные годы он вместе с учащимися старших классов сконструировал десятки различных физических и технических приборов, в результате чего физический кабинет был превращен в хорошо оборудованную лабораторию. Г.М.Дубовик является педагогом-новатором. Еще до внедрения в школьные программы изучения трехфазного тока и его применения ученики Г.М.Дубовика получили знания по этому разделу физики. Г.М.Дубовик одним из первых ввел изучение полупроводников.
Среди бывших учеников Г.М.Дубовика есть ученые, работающие в области использования атомной энергии в мирных целях, квалифицированные рабочие и инженеры, которые трудятся в различных отраслях народного хозяйства Союза ССР.
Образцы настойчивой творческой работы по вооружению учащихся знаниями показывают преподаватели физики: заслуженная учительница школы УССР О.И.Кравченко (6-я школа) Н.А.Пушкарь (25-я школа) и многие другие.
Коренным образом изменилось преподавание естествознания в школе после известной сессии ВАСХНИЛ 1948 г. и объединенной сессии Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, посвященных вопросам физиологического учения академика И.П.Павлова. Перестроив преподавание биологии в средней школе, передовые педагоги опубликовали ряд обобщающих научных статей: А.П.Логвиненко (61-я школа) – «Практические работы по ботанике в курсе средней школы» и «Какие растения можно собрать на экскурсии в окрестностях Киева»; А.П.Толстая (78-я школа) – «Индивидуальные задания по биологии в средней школе» и «Преподавание анатомии и физиологии человека на основе учения И.П.Павлова»; О.О.Шушковский (67-я школа) – «Освещение достижений мичуринской биологической науки в курсе «Основы дарвинизма» и др. В этих трудах отражен серьезный научный подход и глубокое знание практики изучения естествознания в школе. Более 15 научных статей было опубликовано и преподавателями географии. Можно привести немало примеров добросовестной работы киевских педагогов, направляющих все свои силы и знания на воспитание достойной смены – строителей коммунистического общества.
Среди киевских педагогов ведущее место занимают заслуженные учителя школы УССР. В начале 1960 г. в школах Киева работало 62 заслуженных учителя школы УССР, среди них В.В.Бодрова, Н.И.Буряченко, Р.П.Даниленко, А.О.Иванова, М.Г.Клочко, О.В.Красногорова, О.Л.Максимчук, Е.А.Николаева, Л.М.Олесюк, Ю.М.Рябошапка, П.П.Солдатенок, О.П.Телегань, Г.П.Циганок, Р.Г.Числовская и др.
После XX съезда КПСС партийные и советские организации, педагогические коллективы Киева работали над улучшением всей системы учебно-воспитательной работы, укреплением материальной базы школ, внедрением политехнизации. Решающее значение в этом деле имела организация производственного обучения в восьмых – десятых классах средних школ. В начале 1954/55 учебного года оно было внедрено в восьмых классах 14-й, 54-й, 66-й школ, а в начале 1956/57 учебного года классов производственного обучения уже было 100. Киевский горком партии, исполком городского Совета депутатов трудящихся и городской отдел народного образования, выполняя решения XX съезда КПСС, провели ряд мероприятий, направленных на перестройку работы школ Киева.
В общеобразовательных средних школах в 1956-1958 гг. была создана необходимая учебная база – 509 хорошо оборудованных кабинетов, из них 138 физических, 113 химических, 121 биологический, 43 – по машиноведению, 17 – по электротехнике. Только в 1958 г. было дополнительно организовано 38 учебных кабинетов. За то же время при школах построено и оборудовано 237 мастерских: по обработке металла – 103, дерева – 108, комбинированных – 11 и межшкольных – 15. Во всех средних школах учащиеся 9-10 классов проходили производственное обучение на фабриках, заводах, в производственно-учебных мастерских.
Для проведения с учениками практических занятий по биологии и сельскому хозяйству при 109 школах были созданы учебно-опытные участки и сады. При 17 средних школах построены теплицы и оранжереи, где ученики 5-9 классов на протяжении учебного года проводили опыты по ботанике, основам дарвинизма, выращивали цветы и другие культуры. С целью коренного улучшения политехнического обучения школы приобрели 128 звуковых и немых киноустановок и другую проекционную аппаратуру; при городском институте усовершенствования учителей оборудован кинокабинет. Школьные библиотеки значительно пополнились художественной, научно-популярной и другой литературой. В начале 1959/60 учебного года в школьных библиотеках Киева насчитывалось более 1,4 млн. томов книг.
Материальная база школ создавалась прежде всего за счет государственных ассигнований, которые с каждым годом увеличиваются. Наряду с этим большую помощь школам оказывали промышленные предприятия и организации. Они передали им сотни двигателей, электромоторов, токарных, фрезерных, сверлильных и других станков, десятки автомашин и много другого оборудования.
Особенно большую помощь школам оказали партийные организации и промышленные предприятия Печерского, Подольского, Октябрьского, Дарницкого, Железнодорожного и Шевченковского районов города, в частности коллективы заводов «Газаппарат», «Ленинская кузница», «Большевик», «Точэлектроприбор», «Арсенал», «Кинап», мотоциклетного, Дарницкого шелкового комбината и др. Это содействовало осуществлению задачи подготовки учащихся к практической деятельности на производстве.
Еще в 1954/55 учебном году над 44-й средней школой взяла шефство фабрика им.Розы Люксембург. Шефы помогли перестроить школьные помещения, оборудовать и пополнить приборами физический, химический, биологический и электротехнический кабинеты, мастерскую, автокласс, соорудить две оранжереи. В школе есть радиоузел, телефон, киноустановка.
Всестороннюю помощь 129-й средней школе оказал коллектив Дарницкого шелкового комбината. Преподавание производственных дисциплин в школе возложили на себя специалисты предприятия, а мастера – руководство практикой учеников. В цехах оборудованы рабочие места для школьников. На занятиях по теории изучаются вопросы технологии производства. Учащиеся овладевают основами специальностей.
Производственное обучение способствует более глубокому усвоению учениками физики, химии и других дисциплин. Показательным является опыт преподавателя физики этой школы П.К.Белаша. Он особенно удачно увязывает работу учеников на предприятиях с прохождением курса физики.
1958 год вошел в историю народного образования СССР как год, когда Коммунистическая партия одновременно с разработкой важнейших задач семилетнего плана на 1959-1965 гг. наметила и новые пути дальнейшего развития всей системы обучения и воспитания подрастающего поколения. Речь Н.С.Хрущева на XIII съезде ВЛКСМ, его записка в Президиум ЦК КПСС, одобренные ноябрьским Пленумом ЦК КПСС тезисы «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране» и принятый в декабре 1958 г. соответствующий закон положили начало новому этапу в развитии советской школы.
Советская Родина вступила в новую историческую полосу своего развития – период развернутого строительства коммунизма. Необходимым условием величественных начертаний XXI съезда КПСС является подъем уровня сознательности всех граждан социалистического общества.
«Чтобы прийти к коммунизму, – говорил Н.С.Хрущев, – самому справедливому и совершенному обществу, когда полностью раскроются все лучшие нравственные черты свободного человека, нам надо уже сейчас воспитывать человека будущего» [Н.С.Хрущев, О. контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959-1965 годы, Госполитиздат, 1959, стр. 59].
Чрезвычайно важную роль в этом деле сыграет советская школа. 1959/60 учебный год был первым годом большой работы по осуществлению исторической программы перестройки школы. В начале учебного года в Киеве работали 182 общеобразовательные школы, в том числе: средних – 154, восьмилетних – 20, школ-интернатов – 8. В них было 7,3 тыс. учителей и 130,2 тыс. учащихся. Кроме того, в городе насчитывалось 65 школ рабочей молодежи (вместе с заочными), в которых обучалось 19 138 человек. В 29 средних специальных учебных заведениях обучалось 18,8 тыс. учеников, а заочно – 17,1 тыс. В 24 училищах и школах трудовых резервов приобретали профессии 7463 человека.
Государственные ассигнования на народное образование в Киеве из года в год увеличиваются. В 1959 г. на эти цели было отпущено 251,8 млн. руб., а в 1960 г. уже – 325,4 млн. руб. Если за 1956-1958 гг. построено 20 новых двухкомплектных школ, 2 школы-интерната, 32 мастерских, то только в одном 1959 г. к началу учебного года прибавилось 16 новых школьных помещений, одно общежитие для школы-интерната на 300 мест, 11 школьных мастерских и т.д. Еще больший размах получит школьное строительство в 1959-1965 гг.
Опыт 1959/60 учебного года убедительно свидетельствует о том, что сочетание учебы с полезным трудом учащихся способствует подъему уровня образования.
В 1960/61 учебном году в Киеве было 313 детских садов (32 149 детей), 191 общеобразовательная школа (средних – 155, восьмилетних – 28, других – 8), где обучалось 138 898 учеников, 66 школ рабочей молодежи (22 638 учащихся), 9 школ-интернатов (4144 ученика), 7 заочных школ (5316 учеников), 19 внешкольных учреждений (городской Дворец пионеров, районные Дома пионеров, детская железная дорога и др.). В школах Киева работало свыше 7,5 тыс. учителей и среди них 62 заслуженных учителя школы УССР.
Большое развитие приобрело профессиональное образование, в том числе среднее и высшее.
В 1960/61 учебном году в Киеве было 24 училища и школы профессионально-технического образования (7463 ученика), 34 средних специальных учебных заведения (включая заочные), в которых обучалось 39 430 учащихся.
Мероприятия Коммунистической партии и Советского правительства в деле перестройки школы и всей системы народного образования направлены на то, чтобы подрастающее поколение воспитывалось как активные строители коммунизма. В решениях партии и правительства воплощены ленинские принципы построения коммунистического общества. Школы Киева приобрели большой опыт, который будет использован и обогащен в борьбе за нового человека, человека коммунизма.
По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 2, с. 663 – 673.