7. Изобразительное искусство
Послевоенные годы – период дальнейшего бурного роста творчества киевских художников.
Произведения, показанные на Восьмой украинской художественной выставке (1945 г.) и на Всесоюзной художественной выставке 1946 г. свидетельствовали о том, что в годы войны искусство киевских художников окрепло в идейном и профессиональном отношениях. Внимание зрителей особенно привлекли полотна «Н.С.Хрущев и Н.Ф.Ватутин под Киевом» М.Хмелько, «Портрет поэта-партизана П.Воронько» работы В.Костецкого, «Враг приближается» Т.Яблонской, «Подвиг сержанта Я.С.Приходько» Ф.Самусева, акварельный портрет дважды Героя Советского Союза С.А.Ковпака работы А.Шовкуненко, офорты «Дорога на Бровары», «Ветер» М.Дерегуса, линогравюры «Дяденька, я боюсь», «Рус не сдается», «Жюри» В.Литвиненко, фронтовые рисунки «В минуту отдыха» и «Вот она, Шпрее» Г.Мелихова, карандашные рисунки «Зимняя дорога», «На Урале» И.Плещинского. С интересом были встречены также работы киевских скульпторов, художников театра и мастеров украинского народного декоративного искусства.
Однако советская общественность решительно осудила проявления безыдейности, формализма и натурализма, имевшие место в работах отдельных украинских, в частности киевских художников (например, экспрессионистическую серию рисунков «Христос на Майданеке» З.Толкачева).
Преодолению этих недостатков и дальнейшему повышению идейного и художественного уровня работ киевского коллектива художников в большой мере способствовали постановления ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам, принятые в 1946-1948 гг.
Дальнейшие достижения киевских художников были обусловлены общим послевоенным подъемом и творческим воодушевлением советского народа, стремившегося в кратчайшие сроки восстановить народное хозяйство страны. В этот период были вновь открыты разграбленные немецкими захватчиками в годы оккупации Киева художественные музеи – украинского искусства, русского искусства, западного и восточного искусства. Начала издаваться газета «Радянське мистецтво» (с 1955 г. – «Радянська культура»), вновь начал готовить творческие кадры Киевский государственный художественный институт. В 1949 г. был торжественно открыт Государственный музей Тараса Григорьевича Шевченко.
Общий творческий подъем коллектива работников изобразительного искусства Киева и первые результаты идейной перестройки отдельных художников проявились на Девятой украинской художественной выставке (1947 г.), посвященной 30-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.
В результате настойчивой борьбы за дальнейшее укрепление позиций социалистического реализма мастера старшего поколения вместе с молодыми талантливыми художниками, воспитанными в Киевском государственном художественном институте, показали на этой и на очередных республиканских и всесоюзных художественных выставках, в частности на Всесоюзной художественной выставке 1947 г. в Москве и на Десятой украинской художественной выставке 1949 г. в Киеве, новые значительные произведения, которые высоко подняли уровень украинского и умножили славу всего советского искусства.
В связи с подготовкой к Декаде украинского искусства и литературы в Москве и к Всесоюзной художественной выставке 1951 г. киевские художники создали ряд новых ценных произведений, особенно в области скульптуры и графики.
На Одиннадцатой украинской художественной выставке в 1953 г. демонстрировалось немало качественно новых произведений.
Ряд интересных, художественно значительных произведений был выполнен киевскими художниками в ознаменование 300-летия воссоединения Украины с Россией, широко отмеченного в 1954 г.
За последние годы художники Киева побывали в творческих командировках во многих уголках нашей необъятной страны, некоторые из них посетили зарубежные страны и привезли большое количество интересных этюдов. Значительно выросла организация художников Киева за счет талантливой молодежи. Состоялось немало художественных выставок, персональных и групповых. Большая выставка произведений молодежи была организована в 1957 г. в Киеве в связи с подготовкой к Шестому всемирному фестивалю демократической молодежи.
Говоря об отдельных произведениях, характеризующих достижения киевского коллектива мастеров изобразительного искусства, следует отметить их богатство и разнообразие тематики. В них показаны героические подвиги советских людей на фронте и в тылу в годы Отечественной войны, восстановление народного хозяйства, трудовые будни советских людей, их борьба за укрепление дружбы между народами, за расцвет социалистической культуры, за мир во всем мире.
Среди многочисленных произведений живописи на темы Великой Отечественной войны выделяется картина В.Пузырькова «Черноморцы», в которой раскрыты героические черты советских моряков. С.Отрощенко отобразил в картине «Партизаны» образы народных мстителей, мужественных партизан Украины, беспощадно уничтожавших ненавистных оккупантов. Героям исторической битвы на Волге посвятил свое произведение художник-фронтовик А.Будников. В.Задорожный создал героические образы краснодонцев в их предсмертный час. Его картина «Они бессмертны» отмечена наградой в 1955 г. на Международном фестивале молодежи в Варшаве Мужественной борьбе украинской молодежи против фашистских захватчиков посвящена также картина В.Забашты «В дни оккупации» (1955).
Г.Яблонский в картине «Наши в Праге» правдиво показал памятные майские дни 1945 г., когда советских танкистов с непередаваемой радостью встречало все население освобожденной столицы Чехословакии. Картина П.Сулименко «Знамя победы» рассказывает о героическом штурме Сапун-горы в Севастополе и водружении на ее вершине Красного знамени – символа победы. Художник В.Костецкий в картине «Возвращение» показал волнующую сцену встречи воина-фронтовика со своей семьей после победоносного окончания войны. Отдельные киевские живописцы посвятили свои произведения теме послевоенного восстановления народного хозяйства. Из произведений живописи на индустриальную тему следует выделить картину «Молодые кадры Донбасса» П.Депутатовой, где показана забота старых опытных мастеров о воспитании надежной смены.
Художник И.Тартаковский в результате изучения жизни и условий труда рабочих завода им.Дзержинского создал картину «На вахте мира», где молодые сталевары вместе с опытным мастером показаны в момент работы у мартена.
Много киевских живописцев работало над темой восстановления украинских колхозов.
Так, в картине А.Максименко «Хозяева земли» видим участника Отечественной войны, который, возвратясь в родные места, где еще несколько месяцев тому назад гремели бои, вместе с товарищами – колхозниками по-хозяйски осматривает широкие незасеянные поля. Картина художницы Т.Яблонской «Хлеб» выделяется среди многих произведений на колхозную тематику тем, что в ней особенно талантливо и правдиво воспеты краса и величие, слаженность и радость свободного коллективного социалистического труда. Среди произведений о целинных землях привлекает внимание картина «Первые всходы» молодого художника Н.Стороженко.
Многие киевские живописцы увлекались темой бытового жанра. Наиболее удачны полотна С.Григорьева. Его картина «Прием в комсомол» впервые в советском искусстве отобразила момент волнующего для молодежи события – приема в ряды Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. В картине «Обсуждение двойки» художник поднял тему дружбы и воспитательной силы коллектива школы, глубоко взволнованного отставанием одного из учеников. Остро обличительным сюжетом отличается и картина Григорьева «Вернулся». Значительным произведением жанровой живописи явилась картина Т.Яблонской «Весна», посвященная жизни советской детворы. Заслуживает также быть отмеченным полотно художника Е.Волобуева «Утро», воссоздающее облик советского города.
Значительных успехов добились киевские живописцы в произведениях на историческую тему. Видное место здесь занимает картина Г.Мелихова «Молодой Тарас Шевченко у художника К.П.Брюллова». В ней мастерски раскрыт восторг признанного художника талантом украинского юноши-крепостного.
Среди многочисленных произведений живописи, посвященных 300-летию воссоединения Украины с Россией, выделяются картина М.Хмелько «Навеки с Москвой, навеки с русским народом», где изображена торжественная сцена Переяславской рады, и аналогичное по содержанию полотно художников М.Дерегуса, С.Репина и В.Савенкова. Драматически звучит картина В.Задорожного «Богдан Хмельницкий оставляет в залог крымскому хану своего сына Тимофея». Художник М.Кривенко в картине на тему украинской народной песни «Їхав козак на війноньку» с большим лиризмом передает сцену прощания девушки со своим милым, отправляющимся на борьбу с поработителями родного народа.
Из картин на тему борьбы за власть Советов на Украине следует упомянуть полное волнующей правды суровых дней гражданской войны произведение Ю.Киянченко «Трипольская трагедия». Крупным произведением живописи является картина А.Лопухова «В Петроград!». Вождь партии В.И.Ленин показан на историческом паровозе № 293, на котором финские железнодорожники переправили его в августе 1917 г. со станции Разлив в Финляндию и оттуда в октябре в революционный Петроград. Владимир Ильич через окно паровоза внимательно вглядывается в полную неожиданностей и опасностей даль; напряженность ситуации усиливается красным заревом и отражением огня, пылающего в топке, в которую кочегар подбрасывает уголь.
Среди произведений портретного искусства первоочередное место принадлежит акварельным работам академика А.Шовкуненко. Это портреты оперной певицы Марии Литвиненко-Вольгемут, партизанки Майи Вовчик, сталеваров Федора Трушина и Петра Кочеткова. Выразительные портреты создал также И.Тартаковский («Портрет старшего мастера завода им.Дзержинского Ф.Трушина» и «Портрет композитора Л.Ревуцкого»). К лучшим произведениям портретного искусства следует отнести и полотно Г.Светлицкого «Чайковский на Украине».
Среди пейзажных произведений киевских живописцев выделяются полотна «Возле крымских берегов» В.Пузырькова, «Утро на Днепре», «Киевская осень», «Пески одеваются лесом» Н.Глущенко. Четкий почерк и нежные переходы тонов характерны для пейзажей С.Шишко «Вид Киева», «На Днепре» и др. Серию индустриальных пейзажей «Восстановление Днепровской ГЭС» и донбасских ландшафтов правдиво выполнил Д.Безуглый. Ряд хороших пейзажей Закарпатья создал Л.Чичкан. Ценный вклад в развитие искусства пейзажной живописи, особенно этюда, вносят А.Шовкуненко («Дубы», «Разлив»), П.Сулименко («Этюды моря»), Д.Шавыкин («Чайки») и др.
Значительное развитие в послевоенные годы получило украинское монументально-декоративное искусство. В Киеве, при Академии архитектуры УССР, а с 1956 г. при Академии строительства и архитектуры УССР выросла целая плеяда живописцев и скульпторов, а также мастеров народного искусства и художников промышленности. Овладев разнообразными способами работы в традиционных и новых техниках и материалах, от фрески, энкаустики, темперы и мозаики до оргстекла и пластмасс, они создают замечательные произведения декоративно прикладного искусства на современные актуальные темы борьбы за мир и дружбу между народами, построения коммунизма в нашей стране.
Объединяясь в целенаправленные творческие коллективы, художники-живописцы (Ю.Балановский, В.Болдырев, В.Бондаренко, В.Вовченко, Н.Гаркуша, К.Гвоздик, Г.Довженко, Г.Зубенко, С.Кириченко, З.Котков, В.Ламах, Е.Мамолат, А.Мызин, С.Отрощенко, Б.Пианида, Э.Старостина, А.Чернов, Л.Чичкан, А.Цилли, Д.Шавыкин, Е.Юстина, И.Юнак и др.), скульпторы (М.Вронский, М.Декерменджи, И.Макогон, А.Нименко, А.Олейник и др.), мастера декоративного искусства (О.Грудзинская, Н.Федорова, И.Литовченко, А.Нагай и др.) сумели в течение 1947-1961 гг. создать весьма интересные росписи и скульптуры в Киеве (Выставка передового опыта в народном хозяйстве Украинской ССР (1954), Киевский метрополитен (1959), консерватория им.П.И.Чайковского, ресторан «Москва» и др.) и других городах республики (Дворцы культуры в Горловке, Рутченково, на строительстве Кременчугской ГЭС, летний театр в Новой Каховке, Дом культуры в селе Ксаверовка и др.), а также в Москве (павильон Украинской ССР на Всесоюзной выставке передового опыта в народном хозяйстве СССР (1953), мозаичные картины на станции «Киевская кольцевая» метрополитена им.В.И.Ленина (1954)).
Высоко поднялось искусство художников театра и кино. В Киевском театре оперы и балета А.Петрицкий талантливо оформил постановку оперы «Богдан Хмельницкий» и др., а в Большом театре Союза ССР оперу «Декабристы». Выразительные декорации к операм «Тарас Бульба» и «Галька» создал А.Хвостенко-Хвостов. В театрах Киева успешно работают и работали В.Меллер (умер в 1962 г.), Н.Духновский, А.Бобровников, Л.Писаренко, Г.Нестеровская. Новых успехов в кино добились художники М.Уманский, Б.Немечек, В.Мигулько и др.
Графическое искусство в послевоенные годы представлено в Киеве политическим плакатом и карикатурой, книжной и станковой графикой. Бурный рост литературы и науки вызвал подъем искусства иллюстрации и оформления книг. В этой области в Киеве работает большая группа художников – графиков и живописцев. С рядом новых работ выступил в этот период выдающийся украинский художник-иллюстратор И.Ижакевич (умер в 1962 г.). Особенно интересны его иллюстрации к рассказу Ивана Франко «В кузнице», украинской народной сказке «О Кириле Кожемяке», а также к «Энеиде» И.Котляревского, выполненные в соавторстве с Ф.Коновалюком. Художник В.Касиян создал многие иллюстрации к «Кобзарю» Тараса Шевченко, гравюры на дереве к повести И.Франко «Борислав смеется», акварельные иллюстрации к произведениям Леси Украинки, офорты к рассказам А.Тесленко, рисунки к новеллам В.Стефаника, акварели к повестям Ольги Кобылянской, а также иллюстрации к произведениям украинских советских писателей Олеся Гончара, С.Скляренко, Оксаны Иваненко, Агаты Турчинской и др.
Художник М.Дерегус выполнил большое количество иллюстраций к произведениям классиков украинской и русской литературы. Заслуживают внимания его иллюстрации к «Тарасу Бульбе» и «Вечерам на хуторе близ Диканьки», к «Украинским народным думам и историческим песням», к русским повестям Тараса Шевченко, рассказам Марко Вовчка и к роману Л.Толстого «Война и мир». Успехом пользуются иллюстрации Дерегуса к произведениям украинских советских писателей на исторические темы (например, к повести «Пути Тараса» Оксаны Иваненко, роману «Переяславская рада» Н.Рыбака).
Широко известны также иллюстрации А. Резниченко к произведениям советских писателей – Н.Островского («Как закалялась сталь», «Рожденные бурей»), О.Гончара («Земля гудит», «Таврия»), Ю.Збанацкого («Тайна Соколиного бора»).
Замечательным художником-юмористом зарекомендовал себя в иллюстрациях к басням Л.Глибова, «Охотничьим усмешкам» О.Вишни и украинским народным сказкам В.Литвиненко.
Молодой художник С.Адамович стал известен как иллюстратор повестей И.Франко «Борислав смеется» и «Boa Constrictor». Его иллюстрации правдиво отображают ужасные картины эксплуатации рабочих, показывают зарождение пролетарской классовой солидарности трудящихся. Публицистический характер имеют выполненные Адамовичем в 1957 г. черные линогравюры к роману Ф.Достоевского «Преступление и наказание». Значительным творческим достижением художника являются также его иллюстрации к произведению О.Кобылянской «Земля».
Высокую оценку широкой общественности получили иллюстрации А.Базилевича к «Запискам причетника» Марка Вовчка, «Поднятой целине» и «Тихому Дону» М.Шолохова и особенно к роману «Похождения бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека.
Способным иллюстратором проявил себя также художник И.Филонов – автор иллюстраций к повестям М.Коцюбинского («Fata morgana») и В.Кучера («Кармелюк»), к произведениям Панаса Мирного.
Историческую тему хорошо почувствовал и воссоздал А.Данченко в иллюстрациях к роману Петра Панча «Клокотала Украина» и к книге «Думы». Из произведений киевских художников-живописцев, обратившихся к иллюстрированию книг, заслуживают внимания акварели Г.Мелихова к роману С.Злобина «Степан Разин», иллюстрации А.Хвостенко-Хвостова к повести В.Короленко «Слепой музыкант», М.Иванова – к рассказам Б.Полевого «Мы – советские люди» и В.Полтавца – к произведению «Знаменосцы» Олеся Гончара и роману «Чапаев» Д.Фурманова.
Одним из важнейших средств агитации и пропаганды является плакатное искусство. Именно поэтому Коммунистическая партия уделяет особенное внимание этому наиболее массовому виду изобразительного искусства. Постановление ЦК ВКП(б) «О недостатках и мерах улучшения издания политических, плакатов», принятое в 1948 г., и Всесоюзная конференция по вопросам политического плаката, состоявшаяся в Москве в 1951 г., помогли добиться дальнейшего подъема в этой области. Начиная с 1949 г. произошел заметный сдвиг, проявившийся в расширении тематики и идейной углубленности, в поисках специфической плакатной формы. Частое обсуждение творческих вопросов, дискуссии, республиканские конкурсы на лучшие плакаты, выставка плакатов, выполненных за годы Советской власти, и т.п. – все это способствовало общему подъему плакатного искусства, росту его общественного значения.
При Союзе художников в Киеве создана специальная секция художников-плакатистов. В печати публикуются статьи по проблемным вопросам политического плаката.
Издательства Киева ежегодно выпускают сотни плакатов.
В столице Советской Украины над плакатом работают в основном молодые художники, воспитанные Киевским государственным художественным институтом.
Особенно выразительные плакаты создали Ф.Самусев – «Защита Родины – священный долг каждого гражданина СССР», В.Задорожный – «Любимой Отчизне хлеб первого обмолота сдадим досрочно», И.Крупский – «Все готово – хоть завтра в поле!», В.Кармазин – «Тут, на Днепре, наш мирный труд…», В.Ламах- «Високі врожаї – країни сила, слава людям, що їх зростили», Т.Хвостенко – «Хлеб – сила и мощь державы», Е.Кудряшов – «Ленинизм живет и побеждает».
По инициативе Н.С.Хрущева в Киеве в 1948 г. начали издаваться плакаты, пропагандирующие опыт передовиков промышленности и сельского хозяйства. Среди них выделяются плакаты Г.Титова о передовике промышленности Н.Цишнатом, В.Черникова о знатном забойщике Валигуре и др.
К произведениям, в которых удачно решалась специфика плакатной формы, можно отнести плакаты дипломантов Киевского художественного института: А.Долотина – «1917-1955» с образом красногвардейца, И.Дзюбана – «Слава героям Перекопа (1920-1955)», А.Капитана – «Станем новоселами!», Э.Коткова – «Каждый колос – за мир голос», плакат В.Яланского на слова В.И.Ленина – «Нашу мирную политику одобряет огромное большинство населения земли» и выполненный в цветной автолитографии юбилейный плакат Н.Божко «Иван Франко (1856-1956)».
В 1957 г. были изданы серии плакатов, выполненных дипломантами художественного института к 40-летию Советской власти, – А.Семенко «Слава героям гражданской войны», где воссоздаются героические образы боевых полководцев – Василия Чапаева, Николая Щорса, Григория Котовского и Александр а Пархоменко.
К 40-летию Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи были изданы плакаты работы Т.Лящука на тему о пяти орденах героического комсомола.
Следует также упомянуть плакаты художника Э.Коткова, отмеченные первой премией жюри конкурса на лучший политический плакат к 40-летию Советской власти в 1957 г., Г.Горобиевской («Мир»), М.Баландюка («Донбасс зовет») и др. В последнее время появились очень хорошие плакаты Ю.Мохора и А.Терентьева – «Коммунизм – это молодость мира и его создавать молодым!», В.Кармазина о первом советском спутнике – «Слава мыслям, деяниям и свершениям торжествующего социализма!», И.Дзюбана о кукурузе – королеве полей – «Ширше крок на наші ниви, кукурудзяні посіви» (Всесоюзная выставка плаката в Киеве, 1959).
Успешно продолжает развиваться в Киеве политическая карикатура. Об этом ярко свидетельствует сатирический журнал «Перець», вокруг которого объединились талантливые карикатуристы: В.Гливенко, В.Литвиненко, К.Агнит-Следзевский, А.Козюренко, С.Самум, Б.Шаповал (Бе-Ша) и др.
В станковой графике послевоенного времени было создано значительное количество произведений и тематических серий, посвященных современности и историческим событиям, в частности Великой Отечественной войне, восстановлению народного хозяйства страны, труду и быту советских людей, борьбе за мир между народами и др.
А.Пащенко выполнил серии цветных линогравюр на темы архитектурных памятников старого Киева, восстановления Днепрогэса, Донбасса, металлургических заводов Приднепровья, строительства Кременчугской ГЭС; в технике офорта, акварели и цветных карандашей – виды Днепра и отдельные пейзажи Кончи-Заспы (Киев) и других местностей Украины. Для его творчества характерны эстампы, выполненные в технике цветной линогравюры («Ночная плавка», «Днепровские озера», «Кременчугская ГЭС»). Тема восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства страны звучит также в офортах П.Куценко «Колхозная Чапаевка».
Историческая тема представлена произведениями В.Касияна, в частности серией офортов «Ленин и Украина», отражающих страницы истории партии и борьбы за победу социалистической революции на Украине. К 300-летию воссоединения Украины с Россией появилась оригинально задуманная серия офортов А.Данченко «Освободительная война украинского народа 1648-1654 гг.». Особенно удачными листами этой серии являются эстампы «Под Желтыми Водами» и «Подвиг трехсот под Берестечком». Теме освободительной войны посвящена также серия рисунков И.Селиванова «Непокоренные». Показательной композицией этой серии является рисунок «Ой налетіла та чорна хмара…». Художники проявили в этих произведениях чувство эпохи, подняли общий уровень графического мастерства.
Плодотворно работают киевские мастера станковой графики и в области пейзажа. Кроме уже упомянутых произведений А.Пащенко следует назвать цветную линогравюру «Охотничья лирика» В.Литвиненко и серию цветных линогравюр на тему «Киев» А.Бабковой и Г.Гаркавенко.
В 1956 г. в ознаменование 100-летия со дня рождения Ивана Франко был издан альбом автолитографий, офортов и линогравюр. В нем приняли участие и отдельные киевские графики. Из наиболее характерных произведений киевлян следует выделить иллюстрацию офортом к рассказу «Угольщик» (И.Филонова) и офорты к рассказу «Нефтяник» (А.Базилевича).
Киевские художники-графики принимали участие в ряде выставок в СССР и за границей. Первая выставка украинской советской эстампной графики 1956 г., экспонированная в Киеве, Риге и Москве, была высоко оценена советской общественностью. Специальные выставки украинского советского графического искусства были показаны в городах Российской Федерации – Курске, Астрахани, Ростове-на-Дону. Отдельные выставки были организованы в Тбилиси, городах Прибалтики и Средней Азии. Большая выставка украинской советской графики демонстрировалась в 1956 г. в Варшаве и в 1959 г. в Бухаресте. В 1958 г. в Чехословакии экспонировались графические произведения украинских художников В.Касияна, М.Дерегуса, А.Пащенко, а в 1959 г. – в столице Болгарии – Софии.
Выдающихся успехов в послевоенные годы добились киевские скульпторы, которые выполнили многочисленные скульптурные памятники, портретные бюсты и групповые скульптурные композиции. В столице Советской Украины был сооружен памятник Николаю Щорсу; авторами его являются скульпторы М.Лысенко, В.Бородай и Н.Суходолов. Статую Тараса Шевченко для памятника, сооруженного в Палермо, недалеко от города Торонто в Канаде, как подарок от Украинской ССР канадским украинцам выполнили скульпторы А.Олейник и М.Вронский. Горельефный портрет Давида Гурамишвили для монумента на его могиле в Миргороде создал Я.Ражба. В Ялте по проекту киевского скульптора Ивана Гончара был сооружен памятник Максиму Горькому. И.Гончар является также автором большого горельефа «Переяславская рада», установленного при въезде в город Переяслав-Хмельницкий.
В Киеве установлен полуфигурный памятник Ивану Франко работы молодых скульпторов А.Белостоцкого и Оксаны Супрун. В Одессе сооружен погрудный памятник герою революции 1905 г. Г.Вакуленчуку и надгробный памятник академику В.П.Филатову работы киевского скульптора А.Ковалева. И.Макогон выполнил бюст дважды Героя Социалистического Труда Степаниды Выштак, установленный в ее родном селе.
На ряде художественных выставок высокую оценку получили статуи деятелей культуры, ученых, революционеров. К ним принадлежит выполненная И.Гончаром в мраморе статуя молодого Тараса Шевченко, а также статуи Льва Толстого работы Г.Новокрещеновой, Виссариона Белинского работы П.Мовчуна, рабочего-революционера П.Алексеева работы А.Скобликова и др.
Среди многочисленных изображений В.И.Ленина выделяется статуя работы М.Декерменджи и небольшая композиция скульптора А.Олейника «Ходок у Ленина».
В этот период было создано также немало скульптурных композиций, из которых наиболее интересны: группа «Ленин и Горький» работы И.Кавалеридзе, конная статуя «Перед битвой» (Богдан Хмельницкий, Максим Кривонос и Иван Богун), созданная А.Белостоцким и О.Супрун, и вырезанная из дерева скульптором В.Знобой величественная статуя «Бокораш».
Среди большого числа произведений портретной скульптуры привлекают внимание портреты Героя Социалистического Труда Е.Хобты и Героя Социалистического Труда В.Филатова, выполненные в мраморе А.Ковалевым, а также портрет Героя Социалистического Труда Л.Водолаги работы А.Олейника, мраморный бюст Марка Озерного в исполнении И.Знобы, бюсты Федора Дубковецкого и академика Н.Стражеско работы И.Шаповала и образ украинской партизанки, созданный в мраморе О.Супрун.
Значительными достижениями отмечено развитие в послевоенные годы украинского народного декоративного искусства. Свидетельство этому – республиканские выставки этого вида искусства, показанные в Киеве и Москве.
Еще более окрепло в этот период содружество художников-живописцев и народных мастеров в создании тематических ковров. Так, например, ковер «Освобождение Украины» выполнен по картону художника Д.Шавыкина, ковер «Воссоединение Украины» по картону И.Литовченко. Орнаментальный ковер с гербами Украинской ССР и союзных республик был создан по картону А.Середы. Особенно высокую оценку широкой общественности заслужило творчество таких народных мастеров, как Петра Верны – старейшего украинского резчика по дереву, Полины Глущенко, Галины и Веры Павленко, работающих в области настенной декоративной росписи.
Обращает на себя внимание творчество таких мастеров керамической скульптуры, как Емельяна Зализняка и Дмитрия Головко. Популяризации лучших достижений в этой области в значительной мере способствует созданный в этот период в Киеве музей украинского народного и декоративного искусства.
Всенародный праздник 40-летия Великого Октября художники Киева встретили новыми творческими достижениями. На юбилейных художественных выставках в Киеве и Москве 1957-1958 гг. среди произведений живописи, посвященных В.И.Ленину, выделялись картины «Смольный. 1917 год» С.Гуецкого, «В рабочей семье» М.Кривенко, «Разговор с Лениным» В.Хитрикова, «В минуту отдыха» И.Тартаковского и др. В эти произведения художники вложили много душевного тепла, показали органическую связь вождя с народом. Событиям, предшествовавшим Великому Октябрю, посвятили свои картины художники П.Носко («Окопная правда»), А.Лопухов («Арест Временного правительства»).
Дыханием романтики гражданской войны наполнено полотно В.Шаталина, созданное на тему популярной песни «По долинам и по взгорьям…». Среди большого количества произведений живописи на темы социалистического труда выделялась картина И.Черникова «Донецкие шахтеры» и мозаичное панно С.Кириченко и Н.Клейн «Урожай». Запоминаются «Доярка» Ф.Самусева и пейзаж «Вечер на Днепре» Д.Шавыкина. Среди новых произведений графики выделялись автолитографии Н.Попова, особенно эстамп «Вы жертвою пали…», серия рисунков Г.Гаркуши «Колхозное село», цикл линогравюр И.Селиванова «Арсенальцы», иллюстрации Г.Якутовича к повести М.Коцюбинского «Fata morgana».
Высокий художественный уровень продемонстрировали на этих выставках и киевские скульпторы. М.Вронский мастерски выполнил бюст В.И.Ленина. Пластически богатый и психологически выразительный портрет поэта М.Рыльского создал А.Ковалев. Пафосом трудового подъема обращала на себя внимание статуя Л.Сабанеевой «После гражданской». Лирическим настроением наполнена скульптура Галины Петрашевич «Дитя мое». Высокую оценку общественности получила «Звеньевая» В.Клокова, создавшего в дереве типичный образ передовой труженицы украинских колхозных полей. Интересны своим композиционным решением скульптуры В.Селибера «Сиваш» и В.Галочкина «Хиросима».
Значительным событием в художественной жизни республики было открытие в Киеве по решению правительства Украинской ССР Выставочного павильона. На первой, открывшейся в нем выставке 1958 г., посвященной 40-летию ВЛКСМ, выделялись картины «Первая комсомольская ячейка на селе» В.Чеканюка и «Арсенальцы» А.Лопухова.
С успехом прошли выставки произведений киевских художников Н.Глущенко, В.Овчинникова, Д.Безуглого, В.Литвиненко, К.Агнита-Следзевского, Г.Петрашевич, С.Шишко и др.
Высокую оценку получило творчество художников-киевлян и на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе.
Золотой медали была удостоена скульптура В.Знобы «Бокораш», серебряной – полотна «Медсестра» М.Божия и «Лесорубы» Г.Глюка, мозаика «Урожай» С.Кириченко и Н.Клейн, акварель «Пароход проходит шлюз» А.Шовкуненко, бронзовой – картина Т.Яблонской «Хлеб» и скульптура В.Знобы «Звеньевая».
Заметным творческим подъемом отмечена деятельность киевских художников в последние годы. Критика культа личности Сталина на XX съезде КПСС способствовала преодолению таких отрицательных явлений в творчестве некоторой части киевских художников, как стремление к парадности, помпезности и надуманности в выборе сюжетов, трактовке и композиционном построении произведений, нарушении жизненной правды. Новые произведения художников-киевлян, в которых сказались результаты творческой перестройки после XX съезда КПСС, с успехом демонстрировались на многих художественных выставках последних лет, в частности на художественной выставке «Советская Украина», посвященной Декаде украинской литературы и искусства в Москве, выставке, посвященной 100-летию со дня смерти Тараса Шевченко и Всесоюзной художественной выставке (1960-1961 гг.).
На этих выставках были показаны новые произведения живописи, в частности картины «Любимый образ» В.Задорожного, «Подруги» Т.Голембиевской, «Первые слова» С.Григорьева, портрет звеньевой П.Сыроватко В.Зарецкого, «Вручение партийного билета» В.Костецкого, «Трембита» В.Кушнира, пейзажи Н.Глущенко, А.Шовкуненко, И.Штильмана. На персональной выставке Т.Яблонской в 1960 г. зрители познакомились с новыми и свежими по живописи этюдами маслом, а также акварельными этюдами Венеции. Персональная выставка произведении Д.Шавыкина 1961 г. еще раз засвидетельствовала отличные успехи художника в портретном и пейзажном жанрах, а также и в книжной иллюстрации.
Весьма активно и плодотворно проявили себя киевские художники-графики. Появилось много интересных эстампов, особенно линогравюр: В.Касияна – «В.И.Ленин» и серия «Киевские метростроевцы», а также ряд произведений, посвященных Т.Шевченко; А.Пащенко – серия «Кременчугская ГЭС»; В.Литвиненко – эстамп «Весенняя тишина» и др. Особенно привлекали внимание линогравюры молодых художников на темы семилетки в действии В.Калуги, В.Масика, В.Панфилова, лирические пейзажи А.Бабковой, А.Фищенко, иллюстрации Г.Якутовича, В.Куткина и др., офорты А.Данченко, портреты Героев Социалистического Труда, выполненные в монотипии Н.Божко и др.
В Киеве и в Москве на персональной выставке А.Базилевича и И.Селиванова (1961-1962 гг.) большим успехом пользовались иллюстрации А.Базилевича к произведению Г.Квитки-Основьяненко «Пан Халявский», а также серии цветных линогравюр И.Селиванова «Арсенальцы» и «Его величество рабочий класс».
Новые выразительные плакаты и карикатуры создали в эти годы художники К.Агнит-Следзевский («Недодача, дача, передача»), Ф.Глущук («У нас есть правило одно, друзей за стол, врагов на дно»), Т.Лящук («Строителям коммунизма жить при коммунизме»), А.Семенко («Народ и партия едины»), Е.Кудряшов («К коммунизму»), А.Паливода («Мир, свобода, равенство, братство, счастье»).
Ряд художественно значительных произведений создали в последнее время и киевские скульпторы. Среди них особенно выделяются величественный памятник А.С.Пушкину в Киеве, созданный скульптором А.Ковалевым и архитектором И.Гнездиловым, памятник «Навеки вместе» в Переяславе-Хмельницком, авторами которого являются В.Винайкин, И.Воропай, В.Гречаник и архитектор И.Гнездилов, а также скульптурные портреты и образы наших современников: «Евгения Долинюк» В.Винайкина, «Математик Б.Букреев» А.Олейника, «Хирург Н.Амосов» М.Вронского, «Звеньевая» М.Рапая, «Рабочий» В.Галочкина и др.
Исключительным успехом на выставках пользовались произведения украинского народного искусства и художественной промышленности. Высокую оценку зрителей получили тематические ковры, вытканные по картону М. и И.Литовченко, резьба по дереву молодого Ю.Верны, керамика А.Грядуновой, О.Грудзинской, майолика В.Головко и Е.Зализняка, фарфоровые изделия В.Павленко, декоративные росписи М.Примаченко, В.Клименко, Г.Павленко и картины Е.Белокур.
В последнее время художники Киева, выполняя указания партии об укреплении и расширении связей искусства с жизнью народа, стремясь более полно отразить практику коммунистического строительства, все чаще выезжают в творческие командировки на предприятия, новостройки, в совхозы и колхозы, активно популяризируют достижения советского изобразительного искусства путем организации передвижных художественных выставок и постоянно действующих музеев в селах. В частности, такие музеи созданы киевскими художниками в Богуславе и Ксаверовке.
Многочисленный и талантливый коллектив киевских художников активно борется за претворение в жизнь решений XXII съезда КПСС, открывающих новые, величественные перспективы развития советского искусства, призванного служить делу построения коммунизма, борьбе за мир во всем мире.
Творчество художников-киевлян в значительной мере определяет уровень развития и достижений украинского советского изобразительного искусства. И это вполне закономерно, так как в Киеве занимается творческим трудом около половины членов Союза художников УССР, насчитывающего свыше тысячи человек. В числе их народные художники СССР В.Касиян, А.Шовкуненко, М.Дерегус, народные художники УССР С.Григорьев, В.Костецкий, В.Литвиненко, К.Трохименко, А.Пащенко, А.Хвостенко-Хвостов. М.Хмелько. Художники Киева живут ныне полнокровной творческой жизнью. Из года в год они обогащают советскую культуру новыми произведениями искусства, которые способствуют воспитанию трудящихся в коммунистическом духе, формируют эстетические вкусы людей нового общества, зажигают миллионы людей на трудовые подвиги.
Залогом дальнейшего роста и расцвета творчества художников Киева является их беспредельная преданность идеям Коммунистической партии, содружество с художниками братского русского народа и всех народов Советского Союза. В идейном и творческом единстве с мастерами всего многонационального советского изобразительного искусства киевские художники ведут общую борьбу за дальнейший расцвет советского искусства на основе принципов социалистического реализма, против ревизионизма, декаденства, за произведения, правдиво отображающие жизнь, прославляющие пафос коммунистического строительства, трудовой героизм советских людей, идеи мира, дружбы и сотрудничества между народами.
По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 2, с. 743 – 761.