Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

6. Театр

После окончания Великой Отечественной войны советское искусство продолжает служить делу коммунистического воспитания широких масс, активно вторгается в жизнь, борется с растленным влиянием буржуазной идеологии, пропагандирует высокие принципы коммунистической морали.

Однако в первые послевоенные годы в различных областях искусства, в частности в театре, начали проявляться ошибочные тенденции, сказавшиеся в снижении идейного уровня постановок. Театры Киева в некоторой степени снизили требовательность при подборе репертуара, мало обращались к советской драматургии. На сценах стали появляться слабые в идейно-художественном отношении пьесы, а также произведения, искажавшие советскую действительность.

Решения партии по идеологическим вопросам, в частности постановление ЦК ВКП(б) от 26 августа 1946 г. «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», подвергли справедливой критике эти вредные для социалистического искусства тенденции. Перед драматургами и работниками театров была поставлена задача создавать яркие, художественно полноценные спектакли о жизни советского общества, о советском человеке-труженике. Партия призвала работников искусств активно участвовать в коммунистическом воспитании людей, создавать спектакли, отвечающие возрастающим культурным запросам народа.

Решения партии были восприняты творческими работниками киевских театров как программа борьбы за дальнейший подъем искусства.

Коренная перестройка работы театральных коллективов проявилась прежде всего в более интенсивной подготовке новых высокохудожественных постановок на современную тематику. Театры установили тесную связь с драматургами.

Сцена из пьесы «Макар Дубрава» в…

Сцена из пьесы «Макар Дубрава» в постановке театра им.И.Франко (1948 г.). [с. 737]

М.Ф.Романов. [с. 738]

М.Ф.Романов. [с. 738]

Советские драматурги и театры, в том числе киевские, создали ряд ярких в идейном и художественном отношении пьес и постановок, раскрывающих величие многогранной, полнокровной жизни советского общества. Такие спектакли, как «Молодая гвардия» по А.Фадееву, «Макар Дубрава», «Калиновая роща» А.Корнейчука, «Счастье» П.Павленко, «За вторым фронтом» В.Собко, «Заговор обреченных» Н.Вирты, «Профессор Буйко» и «Днепровские звезды» Я.Баша, «Юлиус Фучик» Ю.Буряковского, «Не называя фамилий» В.Минко, «Последняя встреча» А.Левады (театр им.И.Франко), «Обыкновенный человек» Л.Леонова, «Русский вопрос» К.Симонова, «Жизнь начинается снова» В.Собко, «Под золотым орлом» Я.Галана, «В добрый час» В.Розова (театр им.Леси Украинки), – с большой идейной глубиной и художественной правдой отображали героизм советского народа в годы Отечественной войны и в период восстановления народного хозяйства и борьбы за коммунизм, руководящую роль Коммунистической партии в жизни советского общества, разоблачали враждебную деятельность поджигателей новой войны, остро высмеивали пережитки мещанской психологии в сознании некоторой части интеллигенции.

«Мартын Боруля» И.Карпенко-Карого.…

«Мартын Боруля» И.Карпенко-Карого. И.Юра –  Боруля, О.Кусенко –  Марися. Театр им.И.Франко (1950 г.). [с. 739]

Сцена из пьесы «Именем революции» в…

Сцена из пьесы «Именем революции» в постановке театра юного зрителя (1957 г.). [с. 740]

Интересное сценическое воплощение нашли произведения русской и украинской классической драматургии: «Вишневый сад» А.Чехова, «Без вины виноватые» А.Островского, «Житейское море» и «Мартын Боруля» И.Карпенко-Карого, «Дядюшкин сон» Ф.Достоевского – в театре им.И.Франко, «Дети солнца» и «Последние» М.Горького, «Горе от ума» А.Грибоедова, «На бойком месте» А.Островского, «Каменный властелин» Леси Украинки, «Маскарад» М.Лермонтова, «Мертвые души» по Н.Гоголю – в театре им.Леси Украинки.

К большим творческим удачам относятся спектакли театра им.И.Франко «Макар Дубрава» (1948) и «Калиновая роща» (1950) А.Корнейчука, в которых ярко отображено стремление народа к укреплению социалистического государства. Пьесы раскрывают замечательную жизнь и вдохновенный труд простых советских людей – шахтеров, колхозников, служащих, самоотверженная работа которых приближает светлое будущее – коммунизм. Жизненная правда, глубокая идейность, партийная направленность и высокий художественный уровень сценического воплощения обеспечили большой успех этим постановкам.

Вдохновенный творческий труд режиссера И.Юры, художника А.Петрицкого, исполнителей главных ролей: А.Бучмы (Макар Дубрава), Н.Ужвий (Ольга Дубрава, Наталия Ковшик), Ю.Шумского (Романюк), П.Нятко (Мария Смерека, Ага Щука), В.Добровольского (Ветровой), О.Кусенко (Василина) был отмечен Государственной премией. Свои достижения театр им.И.Франко продемонстрировал в 1951 г. в Москве во время Декады украинской литературы и искусства. Его постановки «Макар Дубрава» и «Калиновая роща» А.Корнейчука, «На грани ночи и дня» А.Якобсона, «Назар Стодоля» Т.Шевченко, «Мартын Боруля» И.Карпенко-Карого были тепло приняты столичным зрителем, получили высокую оценку в прессе.

После длительного перерыва в 1947 г. в Киеве возобновил свою работу театр юного зрителя. Стремясь удовлетворить запросы детей и юношества, коллектив подбирал пьесы на современные темы. Хотя не сразу удалось театру очистить репертуар от произведений идейно слабых и художественно серых, однако и он уверенно выходил в ряды лучших. Такие постановки, как «Непокоренная полтавчанка» П.Лубенского, «Комсомольская линия» Е.Кравченко, «Как закалялась сталь» по Н.Островскому, «Два капитана» по В.Каверину, «Ее друзья» В.Розова, «Аттестат зрелости» Л.Гераскиной, «Суворовцы» И.Моторина и Е.Рисса, «Гастелло» И.Штока, «Тимур и его команда» по повести А.Гайдара, «Я хочу домой» и «Красный галстук» С.Михалкова, воспитывали молодое поколение в духе преданности Коммунистической партии, способным на великие боевые и трудовые подвиги во имя Родины, помогали формированию его характера и мировоззрения, прививали чувство дружбы и товарищеской взаимопомощи.

В режиссуре упомянутых постановок, в актерском исполнении чувствовалось возросшее художественное мастерство, вдумчивый подход к анализу образов, проявлялось богатство сценических средств и приемов изображения жизни.

Выдающимся событием в театральной жизни столицы республики была Декада русского искусства и литературы, состоявшаяся в связи с празднованием 300-летия воссоединения Украины с Россией. Выступления прославленных коллективов Малого театра и МХАТа, театров им.Ермоловой, Центрального детского, им.Ленинского комсомола, а также Большого театра

Союза ССР имели огромное значение для творческого взаимообогащения и обмена опытом. Большую роль в этом отношении сыграли гастроли театров братских республик в Киеве, а киевских – в Москве, Ленинграде, Казани и других городах Союза ССР. Так, на протяжении последних 10 лет киевляне видели у себя спектакли московских театров (кроме названных) им.Моссовета, им.К.Станиславского, им.В.Маяковского, им.Пушкина, Театра сатиры, Центрального театра кукол; ленинградских – Большого драматического им.М.Горького, им.А.Пушкина, театра комедии; белорусских – им.Ленинского комсомола, им.Янки Купалы, им.Якуба Коласа; Азербайджанского театра русской драмы; Дагестанского драматического театра им.Горького; Казанского большого драматического театра им.В.Качалова; Молдавского музыкально-драматического театра; Русского драматического театра Латвийской ССР; эстонского театра «Ванемуйне»; Ярославского драматического театра им.Ф.Волкова; Русского драматического театра Чувашской АССР и др.

В столице Украины выступают со своими лучшими постановками театры Одессы, Львова, Харькова, Винницы, Днепропетровска, Чернигова, Запорожья, Черновиц, Николаева, Жданова и других городов республики.

Новым этапом в развитии искусства Украины был XX съезд Коммунистической партии Советского Союза. Съезд указал пути дальнейшего подъема советского искусства, национального по форме и социалистического по содержанию.

Сцена из пьесы «Дума о Британке» в…

Сцена из пьесы «Дума о Британке» в постановке театра им.И.Франко (1957 г.). [с. 741]

Сцена из пьесы «Машенька» в исполнении…

Сцена из пьесы «Машенька» в исполнении участников драмкружка завода «Красный экскаватор» (1956 г.). [с. 743]

К 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции и 40-летию Советской власти на Украине киевские театры пришли со значительными достижениями. Украинский театр им.И.Франко осуществил постановку народной трагедии «Дума о Британке» Ю.Яновского, раскрывающей героические страницы революционной борьбы на Украине (режиссер И.Юра), и новой комедии А.Корнейчука «Почему улыбались звезды», в острой сатирической форме высмеивающей пережитки мещанской психологии у некоторой части интеллигенции (режиссер М.Крушельницкий). Во время Всесоюзного фестиваля драматических театров и музыкальных коллективов, посвященного 40-летию Советской власти, оба спектакля получили высокую оценку прессы и общественности Киева и Москвы и были отмечены дипломами первой степени.

Театр русской драмы им.Леси Украинки показал «Огненный мост» Б.Ромашова (режиссеры М.Романов и М.Соколов), а театр юного зрителя- пьесу «Именем революции» М.Шатрова (режиссер А.Соломарский), удостоенную диплома первой степени, и «Сказку о Чугайстре» П.Воронько (режиссер А.Соломарский).

В Киеве находится Институт театрального искусства им.И.Карпенко-Карого, имеющий актерский, режиссерский и театроведческий факультеты. В этом институте учились известные деятели театра, народные артисты СССР – Д.Антонович, А.Бучма, А.Сердюк, В.Магар, народные артисты УССР – В.Данченко, Н.Доценко, Е.Осмяловская, П.Сергиенко, В.Скляренко, Б.Тягно, В.Харченко, О.Кусенко и др.

Хорошей традицией, особенно в последние годы, стали выезды киевских театров непосредственно в села Киевской, Полтавской, Черниговской, Житомирской и других областей республики.

Бурно расцветает художественная самодеятельность трудящихся Киева.

Начиная с 1945 г. в городе было проведено 8 смотров городской и республиканской художественной самодеятельности, фестиваль молодежи и студентов. В городе насчитывается 66 драматических кружков; лучшие среди них: коллективы Дома ученых, клуба Трамвайно-троллейбусного управления, Дома культуры «Пищевик», Дома культуры им.Фрунзе, заводов «Большевик», «Арсенал» им.В.И.Ленина, Дарницкого вагоноремонтного завода, Дома культуры глухонемых, Дома культуры Дарницкого железнодорожного узла и др. Кроме пьес так называемых малых форм, они ставят сложные произведения классической и советской драматургии.

Репертуар драматических кружков за последние годы значительно расширился, повысился и художественный уровень постановок. Знакомя зрителя с лучшими драматическими произведениями, борясь за высокое художественное мастерство, участники самодеятельных коллективов вместе с опытными мастерами профессиональных театров вносят свою частицу в почетное дело развития социалистической культуры.

Родилось и новое в художественной жизни республики – самодеятельные народные театры. Основываясь на добровольных творческих началах и сосредотачивая в своих коллективах наиболее выдающиеся народные таланты, эти театры являются свидетельством того, как с неудержимым движением народа к коммунизму развиваются и достигают высокого уровня его духовные, эстетические и художественные вкусы, как активно развивается творческая индивидуальность советского человека.

В 1959 г. по постановлению Министерства культуры УССР лучшим драматическим коллективам Киева – Дворца культуры работников пищевой промышленности и клуба Трамвайно-троллейбусного управления, а в 1961 г. – заводов «Большевик» и «Арсенал» было присвоено наименование «Самодеятельный народный драматический театр».

Киевские профессиональные театры оказывают значительную помощь участникам драматических коллективов. Они шефствуют над кружками художественной самодеятельности, устраивают творческие встречи с их участниками, консультируют их по вопросам режиссерского и актерского мастерства, помогают в оформлении постановок (И.Юра, Н.Ужвий, В.Добровольский, А.Сумароков, А.Соломарский, Е.Пономаренко, О.Липковский).

Ряд известных мастеров сцены непосредственно руководит самодеятельными коллективами. Так, народная артистка УССР П.Нятко работала с театром рабочей молодежи при Доме культуры завода «Большевик», артист А.Гранатов – с самодеятельным народным театром клуба Трамвайно-троллейбусного управления, народный артист СССР Ю.Лавров много лет руководил драматическим коллективом Дома ученых.

Театральное искусство столицы Украины как составная часть всего фронта советского искусства расцветает все пышнее. Киевские театры вместе со всеми театральными коллективами республики активно помогают строить культуру коммунистического завтра, пути к которому озаряют решения XXII съезда КПСС.


По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 2, с. 736 – 743.