Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

5. Музыка

По мере освобождения территории Украины от фашистских захватчиков Коммунистическая партия и Советское правительство прилагали много усилий для возобновления работы культурно-просветительных и художественных учреждений. На протяжении четвертой пятилетки были достигнуты большие успехи в деятельности художественных коллективов, театров, художественных учебных заведений, концертных и творческих организаций. Украинское музыкальное искусство, вдохновленное победами народа в социалистическом строительстве, переживало новый период творческого подъема. Городская партийная организация и Совет депутатов трудящихся оказывали большую помощь в развитии музыкальной культуры столицы Советской Украины – Киева.

Как и раньше, основное внимание партийных и государственных органов направлялось на воплощение в жизнь великой и благородной ленинской идеи – «искусство принадлежит народу». Оно осуществлялось путем развертывания художественного обслуживания трудящихся предприятий и учреждений, организации разумного культурного отдыха и всевозможных мероприятий по вовлечению населения столицы в художественную самодеятельную работу различных форм. Киев превратился в один из крупнейших центров музыкальной культуры Советского Союза, стал очагом бурного расцвета украинского национального музыкального искусства.

Важным показателем состояния музыкальной культуры народа является развитие художественной самодеятельности трудящихся. В Киеве успешно работают центральный, областной и городской Дома народного творчества, которые оказывают систематическую помощь рабочим и сельским самодеятельным коллективам, обеспечивают их репертуаром, проводят широкий обмен опытом, организуют показательные концерты, смотры, олимпиады. Ежегодные городские, областные и республиканские смотры художественной самодеятельности прочно вошли в народный быт и являются значительными событиями культурной жизни не только столицы, но и всей Украины.

Развитию самодеятельного искусства содействует новая концертная организация – областная народная филармония, созданная на добровольных началах в 1960 г. Интересна и показательна ее работа. В течение двух лет вокруг нее объединились лучшие солисты, ансамбли и коллективы Киевской области, она организовала ряд бесплатных концертов в колхозах и совхозах области. В июле 1962 г. участники самодеятельности Киева выезжали в подшефные совхозы Целинного края, где дали свыше 50 концертов. Нужно отметить, что, вовлекая в искусство многочисленные слои рабоче-крестьянской молодежи, народные филармонии открывают исключительно большие перспективы в деле эстетического воспитания трудящихся, поднимают качественный уровень исполнения самодеятельных музыкальных коллективов и солистов.

Выступление сводного хора на…

Выступление сводного хора на республиканской олимпиаде художественной самодеятельности (1951 г.). [с. 710]

Выступление хоровой капеллы завода…

Выступление хоровой капеллы завода «Большевик» в день празднования ее 30-летия (1953 г.). [с. 711]

Среди лучших коллективов художественной самодеятельности Киева, отличившихся на республиканских и городских олимпиадах, – народные хоры Дворца культуры Трамвайно-троллейбусного управления (художественный руководитель С.Крапива), Дома культуры «Крещатикстроя» (художественный руководитель Новиков), народная хоровая капелла Киевского политехнического института (художественный руководитель заслуженная артистка республики Л.Падалка), заслуженная хоровая капелла Управления Юго-Западной железной дороги (художественный руководитель заслуженный артист республики Минько), женский хоровой ансамбль народной песни Октябрьского Дворца культуры (художественный руководитель С.Светличная), оркестр народных инструментов Дома культуры завода «Арсенал» (художественный руководитель П.Ананьев), симфонический оркестр Октябрьского Дворца культуры (художественный руководитель заслуженный артист республики М.Канерштейн).

Кроме того, в городе имеется большое количество самодеятельных вокальных ансамблей (дуэты, трио, квартеты), капелл и ансамблей бандуристов, несколько симфонических оркестров и оперных студий. На учете городского дома Народного творчества находится свыше 500 хоровых и инструментальных самодеятельных кружков и коллективов, охватывающих более 10-12 тыс. трудящихся Киева.

Особой популярностью пользуются хореографические ансамбли, число которых в 1960 г. выросло до 90; в них принимают участие свыше 2 тыс. человек. На городском и республиканском смотрах первые места заняли ансамбли танца Октябрьского дворца культуры, (художественный руководитель заслуженный артист республики Л.Калинин), Трамвайно-троллейбусного управления (художественный руководитель В.Соболев), Управления трудрезервов, 4-й обувной фабрики, механического завода, завода «Арсенал» и др.

Постепенно участники самодеятельности овладевают высшими и сложными видами музыкального искусства, в частности в жанре оперы. Оперная студия Дома культуры им.Фрунзе (руководитель заслуженная артистка республики Е.Гладышевская) поставила оперу «Катерина» Н.Аркаса, отрывки из опер «Запорожец за Дунаем» С.Гулака-Артемовского, «Наталка-Полтавка» Н.Лысенко; студия Дома ученых – отрывки из классических опер зарубежных и русских композиторов. Особенно интересным является опыт работы оперной студии Дворца культуры работников пищевой промышленности. Печать широко отмечала постановку оперы «Наталка-Полтавка», осуществленную этой студией и показанную не только на сценах клубов и Дворцов культуры Киева, но и в других городах республики, в колхозах Украины и в порядке обмена творческим опытом с братской Грузией – в Тбилиси. Следует отметить хорошие вокальные данные и высокую сценическую культуру рабочих и служащих В.Зайцевой, В.Згары и Н.Ханенко, исполнявших партию Наталки, С.Данилюк – Терпелихи, П.Костяного и В.Постовна – Петра, О.Иванова и В.Зозули – Миколы, А.Танцюры – возного Тетерваковского, В.Черняховского и Б.Недашковского – выборного Макогоненко.

Среди рабочих и служащих Киева – немало людей, проявивших значительные способности к музыкальному творчеству. При помощи композиторов-профессионалов они овладевают специальными знаниями и техникой композиции. Городской Дом народного творчества и Союз композиторов дают им консультации, организовывают семинары. Лучшие произведения самодеятельных композиторов исполняются самодеятельными кружками, профессиональными коллективами, часто звучат они и по радио.

К 40-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции городской Дом народного творчества выпустил сборник песен и хоров самодеятельных композиторов. Тематика его довольно разнообразна: здесь песни о партии, о великом Ленине, о коммунистическом строительстве, дружбе народов, борьбе за мир, и молодежные лирические песни. Самодеятельные композиторы создали ряд хороших песен о советских тружениках, жизни и быте киевлян. Среди них «Песня о строителях», созданная председателем Республиканского общества пожарников Л.Васильковским, «Песня про «Арсенал» старшего инженера Укргипробумдерева Г.Петрицкого, лирическая песня «Киев вечерний» старшего инженера-конструктора завода «Большевик» В.Костенко. Известны также песни и хоры самодеятельных композиторов – рабочих, инженеров и служащих – А.Андриевского, Е.Лапченко, Л.Бородянского, Р.Сушицкого, С.Рудич, В.Костецкого.

Партия и правительство уделяют большое внимание профессиональному музыкальному образованию, развитию сети низших, средних и высших учебных заведений, призванных готовить кадры для профессиональных и самодеятельных художественных коллективов, театров, концертных организаций, а также педагогов и организаторов художественного процесса. В Киеве, одном из крупнейших центров профессионального музыкального образования, воспитывается способная молодежь – дети трудящихся столицы, рабочих и колхозников со всей республики. В городе десять детских музыкальных школ, где обучается свыше 5 тыс. юных музыкантов.

Музыкальная десятилетка готовит молодежь для поступления в консерватории и музыкальные училища. Киевское музыкальное училище им.Р.Глиэра, насчитывающее 360 студентов и 150 педагогов, готовит специалистов средней квалификации: хормейстеров, руководителей оркестров народных инструментов, исполнителей и педагогов – пианистов, скрипачей, виолончелистов и др. При училище работает вечернее дирижерско-хоровое отделение, на котором повышают свою квалификацию лица, обучающиеся без отрыва от основной производственной деятельности (50 студентов), а также отделение заочного музыкального образования для дирижеров-хормейстеров и руководителей оркестров народных инструментов (150 студентов). В городе успешно работает четырехгодичная вечерняя школа общего музыкального образования, где обучается 300 человек.

Консерватория. [с. 714]

Консерватория. [с. 714]

Государственный украинский народный…

Государственный украинский народный хор. [с. 715]

Киевская государственная консерватория им.Чайковского ежегодно обеспечивает художественные коллективы Украины высококвалифицированными специалистами – певцами, оркестрантами, педагогами, теоретиками, готовит композиторов и музыковедов. Среди преподавателей консерватории немало известных в республике и за ее пределами деятелей искусства, выдающихся артистов, композиторов.

Здесь работают руководителями вокальных классов М.Литвиненко-Вольгемут, З.Гайдай, М.Тесейер-Донец, Д.Евтушенко и ряд других педагогов, которые воспитали много чудесных певцов, ныне успешно выступающих на сцене столичного театра оперы и балета, а также в других оперных театрах Украины и братских республик.

Классы духовых инструментов возглавляют такие опытные педагоги, как В.Яблонский и А.Проценко; успешно трудятся молодые способные преподаватели Р.Лысенко, В.Сечкин (класс фортепьяно), пианист и композитор Н.Сильванский, виолончелист Червов, скрипач А.Горохов. Долгие годы в консерватории преподавал знаменитый певец И.Паторжинский; на фортепьянном факультете работал К.Михайлов; кафедру истории музыки возглавлял композитор и критик Ф.Козицкий. Будущих композиторов и теоретиков воспитывают опытные мастера – композиторы Л.Ревуцкий, Б.Лятошинский, К.Данькевич, А.Штогаренко, Г.Таранов, Н.Дремлюга, В.Кирейко, А.Коломиец, М.Завалишина и др.

Особенную роль в подготовке музыкально-творческих кадров сыграла долголетняя педагогическая деятельность Л.Ревуцкого. Это его ученики прославили украинское национальное музыкальное творчество и своим вдохновенным трудом подтвердили верность принципам реализма и народности. Среди них – чудесные композиторы-песенники П.Майборода, А.Филиппенко, авторы многих симфонических произведений, опер и балетов Г.Майборода, Г.Жуковский, В.Кирейко, А.Свешников, В.Гомоляка; из творческой школы Л.Ревуцкого вышли также известный песенник и автор хоров С.Жданов, композиторы А.Зноско-Боровский, В.Рождественский, А.Коломиец, Е.Андреева и многие другие. Доктор искусствоведения, профессор, академик АН УССР народный артист СССР Л.Н.Ревуцкий является гордостью и славой украинской советской социалистической культуры.

В последние годы хорошо себя зарекомендовала оперная студия, созданная при Киевской государственной консерватории. Среди работ этого художественного коллектива, добившегося популярности и искреннего приема у зрителей, интересной была подготовка оперы «Запорожец за Дунаем» в первоначальной авторской редакции С.Гулака-Артемовского и оркестровке К.Лядова (дирижер народный артист УССР В.Тольба). Общественность Киева тепло приветствовала новое произведение композитора В.Кирейко – оперу «Лесная песня». На высоком художественном уровне прошли некоторые спектакли классического наследия, также осуществленные студией.

Значительное внимание уделяется эстетическому воспитанию детей в общеобразовательных школах. В настоящее время хоровое пение, музыкальная грамота и знакомство, с музыкальной литературой вводятся во всех школах как обязательные предметы. При многих киевских общеобразовательных школах организованы музыкальные самодеятельные кружки, студии игры на различных инструментах, работающие по программам низших специальных школ. Ежегодные смотры и олимпиады детской художественной самодеятельности привлекают большое внимание населения города и способствуют развитию художественного образования и воспитания детей. В Киевском педагогическом институте им. Горького введен целый комплекс обязательных музыкальных предметов, которыми должны овладеть студенты – будущие преподаватели литературы и других гуманитарных дисциплин.

В марте 1960 г. группа известных деятелей культуры обратилась ко всем работникам искусства, артистам, композиторам, писателям и художникам с призывом: «Пусть солнечный свет искусства раскроет детям все свои богатства». В этом обращении говорится о необходимости активнее помогать общеобразовательным школам, школам-интернатам и другим детским заведениям в эстетическом воспитании детей. Театры Киева художественные учебные заведения, творческие союзы понесли молодежи лучшие образцы мирового музыкального искусства, советской музыки и народного творчества, воспитывая таким образом художественный вкус у подрастающего поколения.

Киевские государственные художественные коллективы умело раскрывают красу многогранного украинского национального искусства Государственный украинский народный хор (художественный руководитель народный артист УССР композитор Г.Веревка) в своеобразной, неповторимой манере пения несет в широкие массы современную советскую песню замечательные образцы традиционного народного творчества. Государственная украинская капелла бандуристов (художественный руководитель народный артист СССР А.Миньковский) внесла в наше искусство эпический стиль мужества и героики, обогатила его своеобразным тонким украинским юмором.

Массовое распространение во многих районах республики самодеятельных и профессиональных ансамблей и капелл бандуристов связано с показательной работой этого прекрасного коллектива. Государственный украинский ансамбль танца (художественный руководитель народный артист СССР П.Вирский) пользуется исключительной любовью массового зрителя и знатоков профессионального искусства. Художественное лицо этого коллектива определяется ярким динамизмом, большой изобретательностью и настоящим творческим горением, сочетающимся с высокопрофессиональной техникой исполнения.

Государственная заслуженная капелла…

Государственная заслуженная капелла бандуристов. [с. 716]

М.С.Гришко. [с. 717]

М.С.Гришко. [с. 717]

Ансамбль танца является подлинным коллективом-новатором как в поисках новой, современной тематики, так и в композиционных приемах раскрытия образа советского человека, типов и характеров героического прошлого украинцев. Государственная капелла «Думка» (художественный руководитель народный артист УССР А.Сорока) ведет большую и полезную работу по пропаганде творчества советских композиторов и классического наследия. Украинский народный хор, капелла бандуристов и ансамбль танца с большим успехом выступали за рубежом, достойно отстаивая честь советского реалистического многонационального искусства.

В Киеве постоянно выступает в концертах высококвалифицированный Государственный симфонический оркестр УССР (художественный руководитель народный артист СССР Н.Рахлин), а по радио – симфонический оркестр Комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров УССР, которым долгое время руководил народный артист УССР К.Симеонов, а в настоящее время – его достойный преемник молодой дирижер заслуженный артист республики В.Гнедаш.

Большую концертную работу ведет Киевская государственная филармония. В ее составе работает несколько высокохудожественных ансамблей: квартет баянистов, струнный смычковый квартет и др. В концертах филармонии выступают все городские художественные профессиональные Коллективы, артисты Киевского театра оперы и балета, лучшие артистические силы республики. Для ознакомления слушателей с достижениями многонационального искусства СССР налажен постоянный обмен художественными коллективами и солистами между братскими республиками.

Так, на протяжении нескольких лет киевляне имели возможность слушать русские коллективы: хор им.Пятницкого, Воронежский, Омский, Уральский народные хоры, Ленинградскую хоровую капеллу, оркестр русских народных инструментов им.Осипова, много камерных ансамблей, а также выдающихся певцов, инструменталистов и дирижеров Москвы, Ленинграда и других городов Российской Федерации. Всегда являются желанными гостями в Киеве Академический хор Латвийской ССР, Казахский оркестр народных инструментов, ансамбли песни и танца Грузинской, Армянской, Белорусской, Молдавской ССР и многие другие коллективы.

Столичная филармония познакомила своих слушателей и с зарубежным современным искусством. В Киеве в концертах часто выступали коллективы братских социалистических стран: чехословацкий, румынский оркестры, различные камерные ансамбли и отдельные исполнители – дирижеры Карел Анчерл (Чехословакия), Генрих Чиж (Польша), Жоржеску, Бабеску, Иосиф Конта, Эм.Эленеску (Румыния), Дюла Борбель (Венгрия), пианистка Анни Фишер (Венгрия), скрипач Йозеф Сук (Чехословакия), а также многие певцы. Слушали киевляне и исполнителей ряда капиталистических стран: дирижеров Леопольда Стоковского (США), Гюнтера Ванда (ФРГ), Мисаси Уэда (Япония), Гауну Ханикайнена (Финляндия); пианиста Вана Клиберна (США), скрипачей И.Стерна, И.Менухина (США) и др.

Показали свое высокое техническое мастерство филадельфийский (дирижер Ю.Орманди), нью-йоркский (дирижер [Л.]Бернстейн), парижский (дирижер А.Клюитенс) симфонические оркестры. Правда, не все музыкальные произведения, демонстрировавшиеся этими оркестрами, удовлетворяли требовательного советского слушателя, так как в капиталистических странах значительное место предоставляется произведениям модернистского характера. Вместе с тем выступления зарубежных коллективов и солистов отличались высокой профессиональной культурой и этим привлекали внимание слушателей. Знакомя советских людей с зарубежным современным искусством, такие гастроли содействуют налаживанию контактов с зарубежными художественными заведениями и музыкальными деятелями, помогают делу мирного сотрудничества между странами.

Характеристика деятельности Киевской филармонии будет неполной, если не упомянуть о большой роли музыкального лектория, который, организуя концерты-лекции, служит делу эстетического воспитания трудящихся. К этому также призваны городской и районные народные университеты культуры, созданные по инициативе горкома и райкомов Коммунистической партии Украины. За сравнительно короткий срок своего существования народные университеты культуры получили широкое признание среди молодежи.

Значительная роль в обмене художественными силами как в пределах республики, так и всего Союза ССР принадлежит «Укргосконцерту». В составе этой организации немало способных исполнителей. Особенной популярностью пользуются трио бандуристок – лауреаты международного конкурса Н.Павленко, В.Третьякова и Т.Полищук, народные артисты республики Ю.Тимошенко и Е.Березин.

Растет плеяда талантливых мастеров, прославляющих украинскую вокальную школу. Преобладающее большинство лучших ее певцов работает в столичном театре оперы и балета им.Т.Г.Шевченко, который в последние годы занял одно из ведущих мест в Советском Союзе. Среди них – народные артисты СССР Е.Чавдар, Б.Руденко, Л.Руденко, Б.Гмыря, П.Билинник, Д.Гнатюк, М.Гришко, Н.Ворвулев, народные артисты УССР Л.Лобанова, М.Бем, Е.Мирошниченко, Н.Гончаренко, М.Роменский. Здесь работают заслуженные артисты УССР: Н.Миссина, Т.Пономаренко, Е.Томм, К.Огневой, В.Тимохин, Ю.Гуляев, А.Кикоть, В.Матвеев и другие. В последнее время в театр пришли талантливые молодые певцы – М.Кондратюк, А.Чулюк-Заграй, Г.Красуля, Е.Озимковская и др.

Сильный состав исполнителей оперного театра дал возможность значительно улучшить качество спектаклей, расширить репертуар. Кроме известных произведений зарубежной и русской классики, были осуществлены постановки почти всех оперных произведений Н.Лысенко. На сцене театра с успехом шли оперы «Тарас Бульба», «Рождественская ночь», «Утопленница», «Наталка-Полтавка», «Энеида», три детских оперы – «Коза-дереза», «Пан Коцкий», «Зима и весна». Украинские советские композиторы встречали в театре самый искренний прием и большую помощь со стороны всего творческого коллектива, в частности бывшего главного дирижера А.Климова и главного дирижера К.Симеонова, дирижеров В.Тольбы, Я.Карасика, режиссеров В.Стефановича, В.Скляренко, балетмейстера В.Вронского и выдающегося художника-декоратора А.Петрицкого.

Так, театром были поставлены новые оперы киевских композиторов: «Молодая гвардия» и «Заря над Двиной» Ю.Мейтуса, «Богдан Хмельницкий» и «Назар Стодоля» К.Данькевича, «Милана» и «Арсенал» Г.Майбороды, «Честь» и «Первая весна» Г.Жуковского, «Наймичка» М.Вериковского; балеты: «Лилея» К.Данькевича, «Лесная песня» М.Скорульского, «Ростислава» Г.Жуковского, «Маруся Богуславка» А.Свешникова, «Черное золото» В.Гомоляки.

Можно назвать десятки произведений русских и зарубежных классиков, «прочитанных» артистическим коллективом театра по-новому, с большим чувством ответственности перед требовательной аудиторией и настоящим творческим горением («Иван Сусанин» – отмечена Государственной премией, «Аскольдова могила», «Царская невеста», «Борис Годунов», «Демон», «Пиковая дама», «Риголетто», «Травиата» и ряд других). Многие спектакли театра не только доставляют большое эстетическое наслаждение слушателям, но и делают его настоящей образцовой школой творческого мастерства. Остановимся кратко на некоторых постановках украинского репертуара, особенно дорогого каждому киевлянину.

В первые послевоенные годы со сцены театра прозвучала мужественная песня-клятва героев-молодогвардейцев Краснодона, исполненная группой ведущих артистов – участников постановки оперы «Молодая Гвардия». Запоминается образ Любы Шевцовой, созданный народной артисткой СССР Зоей Гайдай.

Взволновала слушателей опера «Богдан Хмельницкий», в сильных художественных образах воссоздающая величественную эпопею борьбы украинского народа с иноземными захватчиками, за воссоединение Украины с Россией в середине XVII ст. (постановка режиссера народного артиста СССР М.Крушельницкого, дирижер народный артист УССР и КазССР В.Пирадов, художник народный художник СССР А.Петрицкий). Целая галерея борцов за счастливую долю родного края как бы воскресла перед слушателями. Это прежде всего – гетман Богдан Хмельницкий (народный артист СССР М.Гришко), полковник Максим Кривонос (народный артист СССР Б.Гмыря), представители легендарного запорожского казачества.

В опере «Милана» театр воссоздал один из эпизодов освобождения Советской Армией закарпатских земель от фашистского нашествия и воссоединения Закарпатской Украины с Советской Украиной (постановка режиссера народного артиста СССР В.Скляренко, дирижер народный артист УССР В.Тольба, художник народный художник УССР Ф.Нирод). Особенно яркие образы были созданы народной артисткой УССР Л.Лобановой (Милана), народной артисткой СССР Е.Чавдар, молодыми артистками Б.Руденко и Е.Мирошниченко (Йолан), народным артистом СССР Б.Гмырей (Рущак), народным артистом УССР В.Козерацким (Василь), народным артистом СССР М.Гришко (Шибак) и народным артистом СССР П.Билинником (Козолап); чудесно поставлены хоровые и танцевальные сцены.

Но, пожалуй, самое сильное впечатление из всех постановок произведений украинских советских композиторов оставляет опера «Арсенал» в интерпретации замечательного художественного коллектива Киевского театра оперы и балета. Это – целостный спектакль, где актерские и вокальные данные исполнителей слились в гармоническом единстве. Особенно запоминаются образы рабочего-революционера коммуниста Максима (Н.Ворвулев), его брата Олексы (В.Тимохин), петлюровского сотника Горбенко (М.Гришко), работницы Ярины (Б.Руденко), сестры Горбенко Марьяны (Л.Лобанова) и матери Максима (Л.Руденко). Дирижер В.Тольба с большой любовью и свойственной ему требовательностью отнесся к раскрытию музыкальных качеств партитуры оперы. Хорошее впечатление оставляют постановка спектакля (режиссер В.Скляренко) и художественное оформление (Ф.Нирод).

Значительным вкладом в исполнительское искусство является спектакль «Тарас Бульба» Н.Лысенко в редакции Л.Ревуцкого и оркестровке Б.Лятошинского (постановка режиссера В.Скляренко, дирижер А.Климов, художник А.Петрицкий). Незабываемые образы Насти и Тараса создали выдающиеся артисты М.Литвиненко-Вольгемут и И.С.Паторжинский. Вслед за ними эти роли отлично исполняют Л.Руденко и М.Роменский.

В день открытия XXII съезда Коммунистической партии Советского Союза Киевский театр оперы и балета им.Т.Шевченко порадовал зрителей постановкой «Судьбы человека» – новой оперы русского советского композитора И.Дзержинского, написанной по одноименному произведению М.Шолохова. Повествование о судьбе Андрея Соколова ведется от имени героя средствами литературной речи – монолога, драматических диалогов и очень выразительной мелодической декламации. Значительное место в опере занимают песенные и хоровые формы, а также в отдельных эпизодах ариозно-напевные построения и ансамбли. Говоря о постановке оперы-монолога «Судьба человека», необходимо упомянуть народного артиста УССР С.Козака, исполнявшего роль Андрея Соколова. То, о чем пел, рассказывал и что «показывал» этот талантливый актер, было так естественно, правдивой вдохновенно, что порою казалось, будто сцена на глазах начинает превращаться в знакомую нам, когда-то виденную и пережитую действительность. Эта замечательная постановка была осуществлена режиссером В.Скляренко, дирижировал выдающийся музыкант К.Симеонов, художественное оформление Ф.Нирода.

Балетное искусство столичного театра оперы и балета также заслуживает высокой оценки благодаря незаурядному мастерству режиссеров-балетмейстеров и хорошему составу танцевальной группы. Среди выдающихся артистов балета следует отметить народную артистку УССР А.Васильеву, заслуженную артистку УССР Л.Герасимчук (умерла в 1959 г.), народных артисток УССР Е.Ершову и Е.Потапову, заслуженных артистов УССР З.Лурье и А.Бердовского, народных артистов УССР А.Белова и Н.Апухтина. На сцене театра идут «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» П.Чайковского, «Дон Кихот» Л.Минкуса, а также балеты современных композиторов. Лучшими постановками произведений украинских советских композиторов следует считать «Лилею» К.Данькевича, «Лесную песню» М.Скорульского.

Киевский театр музыкальной комедии поставил большое количество классических оперетт («Прекрасная Елена» Оффенбаха, «Цыганский барон» и «Летучая мышь» Штрауса, «Сильва» Кальмана, «Веселая вдова» Легара и др.), произведения русских композиторов («Холопка» Н.Стрельникова, «Вольный ветер» и «Белая акация» И.Дунаевского, «Трембита», «Поцелуй Чаниты» и «Неспокойное счастье» Ю.Милютина, «Весна поет» Д.Кабалевского и др.), а также немало пьес украинских композиторов, среди которых произведения киевских авторов занимают ведущее место («Свадьба в Малиновке», «Майская ночь», «Сорочинская ярмарка», «Червона калина» А.Рябова, «За двумя зайцами» В.Рождественского, «Владимирская горка» и «Черти полосатые» В.Лукашова, «Желаем счастья» и «Гость из Вены» Я.Цегляра, «Аленушка» В.Гомоляки, «Эврика» О.Сандлера, «Тиха украинская ночь» С.Жданова и др.).

Огромную работу по пропаганде музыкального искусства Украины, в частности Киева, проводит украинское радио. Редакция музыкального вещания Комитета по радиовещанию и телевидению передает по трем программам свыше 6 тыс. концертов в год; в фондах комитета хранится более 50 тыс. записей музыкальных произведений классиков, советских композиторов, народных песен, выступлений мастеров искусств Советского Союза, художественной самодеятельности. О большой популярности радиоконцертов свидетельствуют десятки тысяч писем радиослушателей, присылающих заявки на исполнение любимых музыкальных произведений, свои пожелания и критические отзывы на передачи. Музыкальная редакция получает ежедневно в среднем около 200-300 писем.

Разнообразны и формы радиоконцертов. Здесь трансляция опер и оперетт, многочисленных городских и областных концертов, показ достижений творчества и исполнительского мастерства столичных художественных заведений; много передается музыкально-образовательных концертов; интересны передачи радиоуниверситета культуры; часто организуются специальные концерты по заявкам работников промышленности и сельского хозяйства, интеллигенции, молодежи; ведется цикл передач для детей дошкольного и школьного возраста. Дом звукозаписи при Комитете по радиовещанию и телевидению осуществляет большую программу фиксации на пленку всего лучшего, имеющегося в столице Украины и в республике. Украинское радио установило широкий обмен передачами с соответствующими комитетами РСФСР и других советских республик; обмен записями ведется также со всеми братскими социалистическими странами. Интересными были трансляции концертов на Францию, откуда получены многочисленные хорошие отзывы и пожелания простых французов еще больше крепить творческое содружество между деятелями искусства Советского Союза и Франции, развивать мирное сотрудничество между обеими странами.

На протяжении последних лет развернула творческую работу, в частности концертную деятельность, Киевская студия телевидения. Она успешно проводит также трансляции наиболее интересных концертов, постановок театров, организует встречи работников искусства с телезрителями.

В знаменательные дни 300-летия воссоединения Украины с Россией Государственный академический Большой театр Союза ССР осуществил первое за свою историю гастрольное путешествие в Киев, где показал оперы «Декабристы» Ю.Шапорина, «Князь Игорь» А.Бородина, «Иван Сусанин» М.Глинки и ряд других постановок. В свою очередь Киевский академический театр оперы и балета им.Т.Г.Шевченко дал в помещении Большого театра несколько своих спектаклей. Такой обмен творческими визитами содействовал развитию музыкальной культуры двух братских народов. Достижения украинского искусства широко отмечались во всех республиках нашей Родины. В журналах и газетах братских республик освещалась работа различных художественных коллективов Советской Украины, печатались статьи, очерки и научные исследования по истории украинской культуры, изобразительного искусства, театра и музыки. Народы нашего Отечества еще полнее познакомились с художественной жизнью украинского народа, с перспективами развития музыкальной культуры цветущего Киева.

Серьезным вкладом в укрепление интернациональных культурных связей и в дальнейшее сближение музыкальных культур братских народов были декады литературы и искусства в столице нашей Родины – Москве. Вторая Декада украинской литературы и искусства в Москве, состоявшаяся в 1951 г., продемонстрировала перед трудящимися столицы новые успехи украинского искусства. Во время декады успешно выступали Киевский театр оперы и балета, Государственный украинский народный хор, ансамбли бандуристов, танца и много исполнителей-солистов.

Отличительной особенностью декады украинской литературы и искусства 1961 г. было то, что подготовка к ней велась в очень широких масштабах в течение 1.5-2 лет и охватила большинство национальных профессиональных и самодеятельных коллективов и индивидуальных исполнителей, вызвав исключительный творческий подъем в среде деятелей искусства. Были созданы новые произведения художественной литературы, музыки, живописи в самых разнообразных жанрах. Основная тематика нового творчества воплощала многообразные стороны духовной жизни советских народов, вдохновенный труд советских людей, их борьбу за мир и счастье народов, строящих великое здание коммунизма. Подготовка к декаде в значительной мере способствовала совершенствованию качества художественного исполнения и мастерства.

Декада украинской литературы и искусства открылась в Москве 12 ноября 1961 г. Почти все сцены столичных театров, Дворцов культуры и клубов были отданы в распоряжение театральных и концертных коллективов Украины. Проходили многочисленные встречи украинских писателей, художников, композиторов и исполнителей с трудящимися московских фабрик и заводов, с интеллигенцией Москвы. Киевский ордена Ленина академический театр оперы и балета УССР имени Т.Г.Шевченко показал московским зрителям оперы «Арсенал» Г.Майбороды, «Первая весна» Г.Жуковского, «Тарас Бульба» Н.Лысенко, «Аскольдова могила» А.Верстовского и балеты «Черное золото» В.Гомоляки, «Лесная песня» М.Скорульского; Харьковский театр оперы и балета – оперу «Назар Стодоля» К.Данькевича.

В тематических и сборных концертах принимали участие Государственный симфонический оркестр УССР (художественный руководитель народный артист СССР Н.Рахлин), Государственный заслуженный ансамбль танца УССР (художественный руководитель народный артист СССР П.Вирский), Государственная заслуженная академическая капелла УССР «Думка» (художественный руководитель народный артист УССР А.Сорока), Государственная капелла бандуристов УССР (художественный руководитель народный артист СССР А.Миньковский), Государственный украинский народный хор (художественный руководитель народный артист УССР Г.Веревка), Заслуженный закарпатский народный хор (художественный руководитель народный артист УССР М.Кречко).

Коллектив артистов эстрады Украины подготовил большую программу под названием «Везли эстраду на декаду». Украинский государственный цирк показал новую цирковую программу «Здравствуй, Москва!». В многочисленных концертах принимали участие самодеятельные художественные коллективы Украины, в том числе Киева, – народная хоровая капелла Управления Донецкой железной дороги (художественный руководитель В.Вакулович), танцевальный коллектив Барышевского районного Дома культуры Киевской области (руководитель А.Витенкова), народный ансамбль танца Октябрьского дворца культуры Киева (руководитель Л.Калинин). Концерты украинской Декады литературы и искусства, встреченные москвичами с огромным интересом, широко освещались прессой. Наряду с теплым приемом высказывались полезные замечания и советы по поводу дальнейшего развития национального искусства Украины. Для участников декады был организован правительственный прием. Многие деятели искусства были удостоены почетных званий, награждены орденами и медалями.

В послевоенные годы перед композиторами встали серьезные задачи углубления и расширения современной тематики, более качественного отображения в музыке духовного мира советского народа. Основным препятствием к этому был не преодоленный еще некоторыми композиторами формализм. Постановления Коммунистической партии по идеологическим вопросам, в частности постановление ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г. «Об опере «Великая дружба» В.Мурадели» и принятое на основании его постановление ЦК КП(б)У, направили советских композиторов на борьбу за утверждение реализма и народности, на освоение и развитие лучших традиций классической музыки. В решениях партии большое внимание уделялось проблемам развития национального по форме и социалистического по содержанию музыкального творчества, вопросам преодоления тенденций космополитизма и национальной ограниченности, развитию мастерства, ясности музыкальной речи и демократичности искусства.

Изучая эти решения партии, наметившие принципиально правильное направление дальнейшего развития советского музыкального искусства, необходимо отметить, что в оценке творчества некоторых композиторов имелись известные ошибки, допущенные в период культа личности И.Сталина. Эти отдельные ошибки и были исправлены в постановлении ЦК нашей партии от 28 мая 1958 г. «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца». Данное постановление Коммунистической партии наряду с принципиальными положениями решения партии 1948 г. имело и имеет огромное значение для сплочения всех советских композиторов в борьбе за овладение методом реализма и народности, для создания глубокоидейных и высокохудожественных произведений музыкального искусства.

Советская тема давно стала преобладающей в творчестве украинских композиторов. Однако методы ее воплощения далеко не всегда отвечали художественным требованиям. Были попытки возвратиться к формализму, создавать музыку по образцам современного упаднического зарубежного конструктивизма, встречались случаи тяготения к экспрессионизму, импрессионизму, бессодержательному конструированию космополитических опусов. Причины рецидивов формализма крылись в недостаточном знании жизни народа, его растущих художественных запросов, а также в недостаточно ясном понимании марксистско-ленинских основ эстетики. Некоторые композиторы ошибочно полагали, будто новаторство в творчестве полностью зависит от неведомых до сих пор способов художественной выразительности, от оригинальничанья в музыкальном языке. После решений партии усилия композиторов и музыкальных критиков были направлены на преодоление упомянутых недостатков и ошибок. И уже на III съезде композиторов Украины, состоявшемся в Киеве в 1955 г., и на очередных пленумах и творческих отчетах украинские композиторы доказали, что они могут успешно бороться за реализм и народность музыки, защищать советское музыкальное творчество от пагубных влияний модернизма.

В своем выступлении на Юбилейной сессии Верховного Совета УССР (1957) Первый секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущев говорил:

«Творческие союзы писателей, художников, композиторов Украины показали себя стойкими, сплоченными коллективами, которые последовательно борются за осуществление политики партии в области литературы и искусства. Занятая ими принципиальная позиция в борьбе с нездоровыми настроениями оказала большое положительное влияние на повышение уровня идейно-творческой жизни наших писателей, художников и композиторов».

Такая оценка объективно отражала глубокие сдвиги, происшедшие в музыкальном творчестве Украины.

Украинская ССР по праву гордится выдающимися достижениями композиторов в песенно-хоровых жанрах. За последние 15 лет было создано много хороших песен, ярко отражающих полнокровную жизнь советского народа, его трудовые дела на фронте строительства коммунизма, борьбу за мир, социалистический быт. В стилистическом отношении их характеризует выразительная мелодичность, напевность, доходчивость.

В зале оперного театра во время…

В зале оперного театра во время постановки оперы «Князь Игорь» в исполнении артистов Большого театра (1954 г.). [с. 721]

П.И.Майборода. [с. 724]

П.И.Майборода. [с. 724]

Три песенника – киевляне А.Филиппенко, П.Майборода и Г.Веревка по праву считаются наиболее выдающимися мастерами песенного жанра на Украине. Песни этих композиторов известны каждому профессиональному и самодеятельному коллективу, их поют взрослые и дети, их любят далеко за пределами республики, потому что они воспевают советскую жизнь, самое лучшее и дорогое для каждого советского человека – мир, труд, счастье.

Чудесные патриотические песни создал композитор А.Филиппенко – «Коммунистической партии слава» (слова Лефтия), «С именем Ленина» (слова В.Бычко), «Славлю мою Батьківщину» (слова П.Тычины), «Песня бригад коммунистического труда» (слова А.Новицкого) и др. Ему принадлежит большое количество песен и хоров на общественно-политические темы, песни для школьных хоров. В его произведениях искренно и задушевно проявляются черты советской героики, местами – эпической величественности, активной и мужественной целеустремленности, а песни для детей полны неподдельного оптимизма, жизнерадостного восприятия жизни.

Огромной популярностью пользуются песни Платона Майбороды. Трудно найти самодеятельный коллектив или кружок молодежи, которые в концертах или на отдыхе не исполняли бы песен этого выдающегося песенника-лирика. Композитору принадлежит целая серия песенных портретов героев социалистического труда – Олены Хобты, Марка Озерного, Марии Лысенко. В последние годы Платон Майборода создал большое число замечательных лирических песен – «Колхозный вальс», «Киевский вальс», «Ми підем, де трави похилі», «Вчителька моя» и знаменитую «Песню про рушник» в содружестве с выдающимся украинским поэтом А.Малышко. Лирика Платона Майбороды овеяна какой-то особой теплотой, человечностью, мягким, взволнованным чувством, а в стилистическом отношении она закономерно развивает любимый на Украине жанр лирической песни-романса. П.Майборода является в подлинном смысле народным композитором. В 1962 г. песенное творчество П.Майбороды было отмечено Государственной премией им.Т.Г.Шевченко.

Чрезвычайно плодотворную работу проводит и композитор Г.Веревка. Его девичьи трудовые песни «Девушки из Донбасса» (слова Воскрекасенко), «Песня семисотенниц», «Шахтарочка» и др. – настоящие жемчужины, развивающие традиции сочных «гуртовых» народных песен, украинских частушек и коломиек. Песенное творчество П.Майбороды и Г.Веревки было отмечено Государственными премиями СССР. В последние годы выдвинулись новые талантливые авторы массовых песен: И.Шамо («Ой, вербиченько» – слова Л.Забашты, «Не шуми, калинонька» – слова Д.Луценко, «Марш друзей мира» – слова А.Новицкого, «Коммунисты» – слова Д.Луценко), К.Доминчен («Песня коммунистических бригад» – слова Д.Луценко, «Марш космонавтов» – слова А.Новицкого, «За высокий урожай» – слова А.Новицкого, «Маяки» – слова Д.Луценко, «Краю мій рідний» – слова Маевого, «Україно, сонячна земля» – слова А.Новицкого), молодые композиторы – А.Белаш, К.Мясков. В этом жанре успешно работает и старшее поколение композиторов: К.Данькевич, Н.Дремлюга, Г.Жуковский, М.Жербин, А.Лазаренко, Я.Цегляр, Т.Шутенко.

Наш обзор песенного творчества был бы неполным, если не отметить ряд хороших песен киевских композиторов о своем родном городе. Особенно большой популярностью пользуются произведения: «На прапорі Києва Леніна орден» (слова и музыка К.Данькевича), «Слався наш Київ» композитора К.Доминчена (слова А.Новицкого), «Величне місто над Дніпром» из цикла «Рідне місто моє» на слова О.Ющенко и Д.Луценко композитора Н.Дремлюги, «Київ мій» (слова В.Сосюры) Г.Жуковского, «Киевский вальс» (слова А.Малышко) П.Майбороды и другие.

Как видно, тематика песен весьма разнообразна, а в музыкально-стилистическом отношении мелодика песен исходит из богатейшего интонационного источника народного песнетворчества. Вместе с тем необходимо отметить наличие у преимущественного большинства авторов песен глубоко творческого отношения к фольклору. Близость многих массовых песен к источникам народного творчества объясняется прогрессивными традициями. Всегда Украина звенела песнями, и в памяти народа и в его быте сохранилось огромное устное песенное наследие. Поэтому вполне закономерным является тот факт, что в наше время большинство украинских композиторов-профессионалов как бы продолжает процесс развития национального народного песенного искусства. Приятно констатировать, что песенное творчество киевских композиторов занимает ведущее место в этом большом деле художественного воспитания трудящихся.

Определенные достижения имеют киевские композиторы в жанре сольной песни, романса. Большую известность получили романсы Ф.Надененко на слова М.Лермонтова, А.Пушкина, И.Франко. В своей романсовой лирике композитор успешно развивает стилевые черты вокальной музыки С.Рахманинова и П.Чайковского. В лирических песнях и романсах Георгия Майбороды на тексты И.Франко, П.Тычины, В.Сосюры, Т.Масенко напевная и выразительная мелодика продолжает благотворную линию лысенковского романсового творчества. Здесь нельзя не вспомнить изумительную по красоте и изяществу песню-романс «Гаї шумлять» на слова П.Тычины, одухотворенную большим и искренним, глубоко западающим в сердце слушателя чувством.

Серьезную и плодотворную работу в этом жанре ведет в последние годы Ю.Мейтус. Его песни и романсы на тексты выдающегося татарского советского поэта Мусы Джалиля являются своеобразными музыкально-психологическими рассказами, очень содержательными, глубокими по смыслу и эмоционально выразительными. Романсы этого цикла – «Счастье», «Песня девушки», «Избранник», а в особенности «Красная ромашка» – замечательный вклад в нашу советскую музыку. Хороши также некоторые его сольные песни и романсы на слова русского советского поэта А.Прокофьева, украинского советского поэта В.Сосюры, армянского поэта А.Исакяна. Ю.Мейтус в своем романсовом творчестве тяготеет к мелодико-декламационному стилю, и в этом отношении его произведения несколько напоминают страницы романсовой лирики М.Мусоргского. Оригинален цикл вокальных миниатюр на тексты таджикского поэта Омара Хайяма Н.Дремлюги. Некоторые из них написаны в стиле импрессионистской звукописи. Можно упомянуть интересную попытку воплощения в речитативно-декламационном стиле стихов В.Маяковского композитором В.Рыбальченко. В области романсовой лирики и песенного творчества много работает композитор М.Жербин (романсы на слова В.Сосюры, Л.Украинки и др.).

Камерная инструментальная музыка украинских советских композиторов, хотя и достигла в послевоенные годы определенных успехов, однако еще не заняла надлежащего положения как в творчестве композиторов, так и в художественной деятельности концертных организаций Украины.

Одним из первых удачных образцов программной камерной музыки является струнный квартет «Легенда о героях-партизанах» (1948) А.Филиппенко (отмечен Государственной премией). В жанре инструментальной музыки ярко проявил себя киевлянин И.Шамо: сюита на темы творчества народов СССР, фортепьянный цикл «Песни друзей» на темы народных мелодий социалистических стран, программная сюита, написанная по картинам русских художников. Довольно плодотворно и успешно работает в этом жанре композитор А.Зноско-Боровский: украинская сюита для скрипки и фортепьяно, струнный квартет «В Туркмении», соната для скрипки и фортепьяно, ряд мелких пьес педагогического репертуара для скрипки.

Композитор Н.Сильванский выдвинулся в последние годы как автор многих фортепьянных пьес для музыкальной школы (цикл «Картины родного города», «24 фортепьянных пьесы»), а также программного фортепьянного цикла «Мертвые души» по Н.Гоголю. Довольно часто исполняются в концертах фортепьянная сюита «Веснянки» Н.Дремлюги, небольшие инструментальные пьесы М.Жербина (прелюдии для фортепьяно, романс и элегия для виолончели), А.Лазаренко (детский альбом для фортепьяно, прелюдия для фортепьяно, романс для виолончели), фортепьянные пьесы для детей М.Завалишиной, пьесы для скрипки и камерные инструментальные ансамбли П.Глушкова. Исключительно интересной является последняя работа в этом жанре композитора А.Штогаренко «Армянские эскизы» – квартет для струнных инструментов. Эпиграфы взяты автором квартета из сочинений выдающегося поэта А.С.Исакяна. Весь интонационный строй этого произведения весьма близок стилю армянской национальной музыки.

В жанре вокально-симфоническом много работал композитор Г.Жуковский. Его поэма «Славься, Отчизна моя» (слова П.Глазового) отмечена Государственной премией. Содержание поэмы отражает борьбу советского народа в годы Великой Отечественной войны. В ней изображены труд советских людей на мирных полях, исполненные трагичности картины насилия фашистских варваров и большого напряжения сцены борьбы и победы Советской Армии. Поэма Жуковского – произведение глубоко эмоциональное, искреннее и самобытное. Композитор написал ряд других вокально-симфонических произведений: «Шумит Днепр» (слова П.Тычины), кантаты «Дружба народов» (слова Т.Масенко) и «Октябрьские новеллы» (слова И.Неходы). Особенной популярностью пользуется первая.

Кантата «Дружба народов» – замечательное произведение большого мастерства, сочетающее интонации украинской, русской и грузинской песенности. Талант композитора особенно ярко проявился в поэме «Славься, Отчизна моя» и в кантате «Дружба народов» – двух этапных произведениях послевоенных лет.

Вокально-симфонические произведения К.Данькевича тяготеют к монументальности и импозантности, хотя лирические эпизоды производят впечатление искренней вдохновенности. Его капитальное сочинение – оратория «Октябрь» на слова советских поэтов раскрывает разные стороны советской жизни: борьбу за власть Советов, мирный труд людей, защиту Социалистического Отечества и другие. Одночастная кантата «Зоря комунізму над нами зійшла» К.Данькевича (текст его же) отображает революционные настроения украинского народа в прошлом и его освобождение от социального и национального гнета в годы Октябрьской революции. Для более полного раскрытия этой программы автор использует революционные крестьянские и рабочие песни, а также стремится передать в музыке настроения пафоса борьбы и торжественного ликования. В поэме для хора, солистов и оркестра «Гей, несись наш спів над морем» К.Доминчена, написанной на основе современной народной украинской песни, воспевается мирный творческий труд советских людей. Значительный успех выпал на долю его кантаты «Мир и труд» (слова Д.Луценко), отмеченной на Международном смотре музыкальных произведений социалистических стран в Бухаресте.

Из других крупных произведений этого жанра следует отметить вокально-симфоническую поэму «Запорожцы» Г.Майбороды (слова Л.Забашты), «Монолог Тараса Бульбы» композитора Л.Ревуцкого на слова М.Рыльского по повести Гоголя. Очень удачную кантату «Памяти большевика» (слова М.Рыльского) написал Ф.Козицкий. В трехчастном произведении автор как бы обобщил основные черты характера и деяний передового гражданина Советской страны, отдавшего всего себя великому делу строительства коммунизма. Первая часть – траурная («Головы, братья, склоните в печали»), вторая – оживленная и динамическая («В трудовом кипучем море») и третья – торжественная клятва-присяга («Образ лучистый бойца-коммуниста»). Кантата, написанная с большим художественным мастерством и знанием хорового стиля а капелла, продолжает замечательные традиции выдающегося мастера хорового письма Леонтовича.

К.Ф.Данькевич. [с. 725]

К.Ф.Данькевич. [с. 725]

А.Я.Штогаренко. [с. 727]

А.Я.Штогаренко. [с. 727]

После решений Коммунистической партии о музыке многим композиторам пришлось серьезно проанализировать состояние и направленность музыкально-творческого процесса, в особенности в области инструментальной музыки, глубоко осознать ту ответственность, которая ложится на них в деле художественного воспитания народа в период развернутого строительства коммунистического общества. Ряду композиторов необходимо было преодолеть разрыв, сложившийся между их творчеством и возросшими художественными запросами народа. Нужно было еще теснее связать музыку с жизнью и, повышая свое мастерство, добиться высокой художественной формы, ясности и доступности творчества. Говоря об общем направлении украинской симфонической музыки послевоенного периода, нужно отметить, что ее интенсивное развитие происходит на здоровой почве реализма и народности. Ей чуждо пессимистическое восприятие жизни и настроения трагедийной обреченности.

В лучших своих симфонических произведениях украинская музыка преисполнена пафосом борьбы за самые гуманные идеалы человечества и искренне, вдохновенно отображает духовный облик советских людей. Однако это не означает, что в украинской симфонической музыке нет недочетов или она будто достигла пределов совершенства. Совсем нет. Мы просто отмечаем здоровую и жизненную направленность симфонической музыки на Украине, идущей к подлинному расцвету и художественному совершенству. Достаточно ярким подтверждением сказанному является и то, что многие симфонические произведения, созданные в послевоенный период, оказались в числе любимых и популярных у нашего слушателя.

Характерной чертой украинской симфонической музыки является и ее программность. Многие произведения написаны на важные и животрепещущие темы советской действительности, на актуальные темы, взятые из произведений украинской художественной литературы советских писателей или классического литературного наследия. Но даже и в непрограммной симфонической музыке, написанной на основе мелодий и жанровых особенностей народной музыки, мы ощущаем дыхание нашей светлой, радостной, вдохновенной напряженным творческим трудом жизни. Украина издавна славится как край широко раздольной и выразительной песни. Украинский народ – народ музыкальный, ценящий в музыке красивую напевную мелодику. И, естественно, что наши композиторы не вправе были игнорировать эту важнейшую черту народной музыкальности. Поэтому, говоря о лучших достижениях украинского симфонизма, необходимо иметь в виду его мелодичность, песенность. И если иногда появляются рецидивы формализма, то все понимают космополитические истоки его, не имеющие ровно никакого отношения к украинскому искусству.

За послевоенные годы украинскими композиторами написано было очень много симфонических произведений в разных жанрах: симфонии, симфонические поэмы, увертюры, сюиты, симфонические картины, произведения для кино и театра. Рассматривая здесь лучшие произведения киевлян, мы систематизируем их музыку по тематическому признаку, имея в виду, что программная музыка заняла основное и ведущее положение.

Значительное место в программной симфонической музыке занимала тема «войны и мира». В памяти всего советского народа остались неизгладимые следы разрушительной войны, развязанной фашистской Германией, и стремление к миру и счастливой жизни отвечало всем помыслам советского народа. Наши композиторы, отображая в симфонической музыке (да и в других жанрах) боевые эпизоды, борьбу и победы советского народа в Великой Отечественной войне, всегда, как правило, затрагивали темы мирной трудовой и счастливой жизни, противопоставляя образы созидания образам разрушения.

Краткий обзор симфонической музыки мы начнем с симфонической поэмы «Щорс» (1949) А.Свешникова, являющейся первым непосредственным откликом на решения партии о музыке. Поэма была посвящена 30-летию со дня гибели Н.Щорса. В ней есть яркое фанфарное вступление, символизирующее начало увлекательного романтического рассказа, эпическая «кобзарская» тема, передающая тяжелую жизнь народа в дореволюционный период, батальные эпизоды – образ мужественной напряженной борьбы советского народа с врагами, траурно-героический марш – прощание народа со своим полководцем и, наконец, своеобразный апофеоз, воплощающий идею торжества победы над врагами и мирного советского строительства, – справедливого дела, за которое боролся и погиб выдающийся украинский полководец.

Военной теме посвящены «Партизанские картины» (1957) для оркестра и фортепьяно А.Штогаренко. Это оригинальное произведение, занявшее видное место в украинской советской музыке, интересно и увлекательно по содержанию и художественной форме. «Партизанские картины» раскрывают боевую жизнь, быт и мир переживаний народного мстителя: воспоминания о мирной трудовой жизни, внезапный налет и удар по тылам врага, лирическая картинка – письмо матери, яркая танцевальная зарисовка отдыха партизан на привале, скорбное письмо матери и заключение, выдержанное в торжественно-светлых и радостных тонах. Образы народных мстителей нашли также отображение во многих других произведениях симфонической музыки, например, в увертюре «Партизаны» (1962) В.Рыбальченко.

3-я симфония (1951-1954) Б.Лятошинского также, по сути, является откликом композитора на тему войны и мира. Главная мысль этого произведения – борьба, жестокая схватка со зловещими враждебными силами. И хотя во второй редакции симфонии сделаны попытки противопоставить злу идеи добра и торжества справедливого начала настроения и переживания от ужасов войны оставляют подавляющее впечатление. По-видимому, слушателю необходимо самому делать оптимистические выводы из этого талантливого произведения.

Во 2-й симфонии (1950) Г.Майбороды передано глубокое философское обобщение мира переживаний советского человека, перенесшего тяжелые испытания в годы Отечественной войны и уверенно приступившего к мирному творческому труду. Совершенно изумительны по вдохновению и красоте разработки симфонические вариации на тему печальной народной песни в одной из частей симфонии, а ряд эпизодов и частей напоены какими-то особыми лучезарными и благородными чувствами и настроениями, прямо отвечающими заголовку всего произведения – «Весенняя симфония». По силе идейно-художественного замысла и выразительности музыки это произведение Г.Майбороды можно поставить в ряд выдающихся достижений украинского симфонизма последних лет.

Естественно, что самое большое место в симфонической музыке украинских композиторов занимают темы, связанные с образами мирного строительства, жизни и быта советских людей, с молодостью Советской Родины. Интересно отметить, что в произведениях, посвященных труду и мирной жизни советского народа, превалируют чувства и настроения, рожденные идеями жизнеутверждения и оптимизма, типичными для социалистического общества. В зависимости от наклонностей и стиля творчества каждого композитора по-разному трактуется тема труда. Но одно является несомненным: украинские советские художники понимают и передают образ труда как процесс глубоко творческий, созидательный, доставляющий советскому человеку счастье и радость.

Возможно потому многие симфонические произведения вышли в свет с почти одинаковыми программными заголовками: «Праздничная увертюра» (1949) К.Доминчена, «Свято» (1960) Я.Лапинского. Отдельные части или эпизоды симфонических произведений воплотили образы праздничных, ликующих настроений: 1-я симфония (1952) В.Гомоляки (3-я и частично 4-я части), обработка русской частушки «Не сама машина ходит» в «Алтайской сюите» (1958) Г.Таранова, 2-я симфония (1961) А.Зноско-Боровского (2-я часть), эпизоды симфонической поэмы «Портрет девушки – героини труда» и «Родные просторы» из симфонического цикла «Родина» (1959-1962) Н.Дремлюги и многие другие произведения. Собственно, и «Молодежная сюита» для струнного оркестра (1962) А.Штогаренко, хотя и имеет ряд лирических и эпических отступлений, пронизана ярко-праздничными настроениями. Образам советской молодежи было посвящено немало хороших произведений: 1-я симфония (1961) С.Жданова, «Молодежная увертюра» (1962) Л.Колодуба, увертюра, посвященная бригадам коммунистического труда (1961) А.Штогаренко и другие.

Серьезным вкладом в украинскую симфоническую музыку является «Сюита памяти Леси Украинки» (1950) А.Штогаренко, состоящая из пяти частей («Вступление», «Песня», «Баллада», «Гопак» и «Финал»). По-видимому, эти пьесы были отчасти навеяны образами природы и основных персонажей чудесной поэтически одухотворенной сказки-феерии «Лесная песня». В лирической «Песне» очень красиво льется трогательная и нежная мелодия, напоминающая звуки пастушеской свирели. «Баллада» повествует о чем-то грустном и скорбном. Наиболее интересная часть – «Гопак», в которой автор, оставаясь на твердой национальной почве, нашел новые и свежие художественные образы. «Гопак» в сюите – это не просто танец, а целая картинка. Связывать его непосредственно с образами драматической поэмы рискованно, ибо в этой пьесе много такого, чего нет в литературном «первоисточнике», но зато – обилие красочных и увлекательных особенностей. Внимательно вслушиваясь в музыку «Гопака», поражаешься творческой изобретательности автора: здесь и героические звучания, и неподдельный козацкий задор с напускной «грубостью», здесь образы легкой изящной поступи чередуются с удивительно комическими танцевальными «трюками», наполненными типичным украинским юмором. За создание этого произведения композитору А.Штогаренко была присуждена Государственная премия.

В послевоенные годы начался интенсивный обмен музыкальным материалом между восточными и западными украинскими землями, чему способствовал акт воссоединения Украины в едином социалистическом государстве. Этой большой теме композитор Б.Лятошинский посвятил симфоническую увертюру «Возз’єднання» (1949), где использованы коломийковые напевы и веселые танцевальные мотивы украинской «троистой музыки». Большую известность получила «Гуцульская рапсодия» (1950) Г.Майбороды, написанная на основе лирических и танцевально-колоритных западноукраинских коломиек, эффектно и блестяще разработанных оркестровыми средствами. Очень хорошо принял слушатель и «Закарпатские эскизы» (1950) В.Гомоляки, где автор сочетает элемент разработки закарпатского фольклора с раскрытием программных замыслов, посвященных картинам природы и труда; особенно увлекательна радостная и динамичная картинка лесосплава. «Закарпатские эскизы» были отмечены Государственной премией. Из последних произведений подобного цикла хотелось бы отметить «Карпатскую рапсодию» (1960) молодого композитора Л.Колодуба. Она также построена на материале западноукраинского фольклора, разработанного весьма красочно, не лишена эффектности и остроумия в гармонических приемах и оркестровке.

Правильное решение проблемы интернационализма в таком специфическом искусстве, как музыка, может быть осуществлено на основе глубокого уважения демократических достижений искусства каждого народа, каждой нации. И в этом отношении необходимо подчеркнуть, как положительный фактор общего направления украинской симфонической музыки, обращение к лучшим произведениям художественной литературы и народного творчества братских народов СССР и зарубежных стран. За последние годы украинские советские композиторы расширяют творческие связи с деятелями искусств многих народов, стараются понять, осмыслить и овладеть художественным творчеством разных народов, использовать их прогрессивные достижения в своей музыке.

Вместе с тем в музыке нельзя игнорировать такой важный элемент, как использование в разных формах народных национальных мелодий – песен, танцев, инструментальных наигрышей, которые дают нашему искусству национальный оттенок. Ибо интернационализм в музыке выражается не отвлеченными абстрактными космополитическими художественными средствами, а на основе использования, развития или разработки богатейших накоплений народного искусства – этих настоящих «национальных кладовых» каждого народа. Интересна в этом отношении большая работа композитора Б.Лятошинского. За последние годы он создал ряд крупных произведений: программную симфоническую поэму «Гражина» (1955), написанную на сюжет А.Мицкевича, программную поэму «На берегах Вислы» (1958), «Славянский концерт» для фортепьяно и оркестра (1950) и «Славянскую увертюру» (1961), где широко используется и разрабатывается мелодика славянских песен.

Композитор Н.Дремлюга в программных произведениях «В Польше» (1961) и симфонической поэме, посвященной Поронино – местности в Польше, где жил В.И.Ленин (1962), также широко пользуется польским фольклором. Композитор А.Зноско-Боровский еще со времени Отечественной войны не порывает творческих связей с Туркменией. Недавно была закончена и с успехом исполняется его 2-я симфония (1961) под названием «Джан Туркменистан» (1-я часть – «Счастливый край», 2-я часть – «Цветут колхозные сады», 3-я часть- «Пустыня Кара-Кум и развалины древнего города» и 4-я часть – «Кара-Кумский канал – комсомольская стройка»), являющаяся художественным вкладом в укрепление дружбы народов.

Благородной теме интернациональных связей посвящена также сюита «Дружба» (1960) К.Доминчена. Ее программные части («Карнавал», «Болгарский танец», «Китайский танец», украинский хоровод «Марена» и «Гопак»), а также разработка фольклорного материала раскрывают общую идею дружбы и творческих взаимосвязей между народами социалистических стран. В упомянутой ранее «Алтайской сюите», поэмах «Огни Ангары» и «Давид Гурамишвили» Г.Таранов использует в большей или меньшей мере соответствующий программным замыслам русский, грузинский и украинский фольклорный материал. На основе народных мелодий композитор В.Гомоляка написал симфонические картины «Молдавия» и «Испания».

Не все перечисленные произведения равноценны по творческой зрелости и художественному совершенству, однако общая направленность украинской советской симфонической музыки свидетельствует о широте охватываемой тематики и настойчивом стремлении композиторов полнее и глубже овладеть методом реализма и народности.

Можно также говорить и об индивидуальных особенностях и стилях в подходе и трактовке сюжетов, тем и образов. Так, например, симфоническая музыка Г.Майбороды отличается широтой и философской осмысленностью образов; его музыке присуща также искренняя теплота и лиричность высказываний. Произведениям А.Штогаренко свойственны эпичность, чувство образной картинности, динамичной и яркой ладо-гармонической красочности, а также чувство юмора в подвижных и танцевальных эпизодах. Для симфонической музыки Б.Лятошинского характерны стремление к экспрессивной драматической напряженности, острой конфликтности образов, упор на отображение трагедийных моментов, грузность и тяжеловесность построений при высоком уровне современной композиционной техники и оркестровки.

Киевские композиторы сделали значительный вклад в жанр оперного искусства. Как уже частично отмечалось, в послевоенный период были написаны Ю.Мейтусом «Молодая гвардия» (вторая редакция, 1953) по сюжету одноименного романа А.Фадеева, «Заря над Двиной» (1954) по роману «Северная Аврора» Никитина и «Украденное счастье» (1959) по пьесе И.Франко; К.Данькевичем – «Богдан Хмельницкий» (вторая редакция, 1953) (либретто В.Василевской и А.Корнейчука) и «Назар Стодоля» (1959) по пьесе Тараса Шевченко; Г.Майбородой – «Милана» (1957) (либретто А.Турчинской) и «Арсенал» (либретто А.Малышко и А.Левады); В.Кирейко – «Лесная песня» (1958) по пьесе Леси Украинки; Г.Жуковским – «Честь» (1958), «От всего сердца» (1952), «Первая весна» (1959); Е.Юцевичем – «Вулкан»; О.Сандлером – «В степях Украины» (1956) по пьесе А.Корнейчука и «Собака на сене» по пьесе Лопе де Вега.

Как и симфоническая музыка, оперное творчество украинских композиторов в своей основе идейно целенаправленно, актуально, по тематике и сюжетам связано с советским временем или выдающимися событиями из жизни прошлого. В оперном творчестве послевоенных лет ярко отразились общие успехи советской музыки, достигнутые в борьбе с различными нездоровыми тенденциями формализма и космополитизма. Реализм, народность, демократизм художественных средств выразительности, рост мастерства – типичные черты ряда произведений оперной драматургии. Следует особенно подчеркнуть тот неопровержимый факт, что оперное творчество послевоенных лет скорее находит отклик в сердцах слушателей и доставляет им большее эстетическое удовлетворение, чем оперы, написанные украинскими советскими композиторами раньше.

Украинское оперное творчество постепенно идет к вершинам художественного мастерства. Особенно это касается таких выдающихся в современной музыке оперных произведений, как «Молодая гвардия», «Богдан Хмельницкий», «Милана», «Арсенал», «Лесная песня» и «Украденное счастье».

В опере «Молодая гвардия» Ю.Мейтуса искренне и взволнованно воспроизведена эпопея борьбы молодогвардейцев против фашистских захватчиков. Она наполнена мелодизмом, правда, не везде ярко выразительным, чтобы отчетливо проявить характеры действующих лиц, но почти везде напевным. Наиболее удались автору образы коммуниста Валько, Любы Шевцовой и Ульяны Громовой, а из массовых сцен – клятва молодогвардейцев, песня молодежи в фашистском каземате, красноармейские и некоторые народные хоры. Опера «Молодая гвардия» с успехом шла во многих городах Украины (Харьков, Киев, Львов, Донецк), в театрах братских республик (Ленинград, Новосибирск, Минск, Ереван), в зарубежных социалистических странах (Чехословакия, Польша, Румыния, Венгрия, Монголия).

В опере «Богдан Хмельницкий» К.Данькевича борьба украинского народа с польской шляхтой и ее агентурой показана в чрезвычайно напряженных ситуациях. Драматургия либретто острая, конфликтная, изобилующая захватывающими неожиданными столкновениями и ситуациями. Это дало возможность композитору написать музыку в различных эмоциональных планах. Музыкальные характеристики действующих лиц: Богдана, Кривоноса, Богуна, Тура, Варвары – самобытные и ярко индивидуализированные; реалистически нарисованы и отрицательные образы – Гелена, Лизогуб, представители польской шляхты. Все они производят сильное впечатление. Весьма выразительны массовые сцены – на Запорожье, в киевской резиденции Хмельницкого, боевые эпизоды в замке Потоцкого и наполненная торжественного подъема сцена в Переяславе, раскрывающая образы дружбы и братства украинского и русского народов. В опере немало напевных арий, хорошие ансамбли. Музыка проникнута ярким национальным колоритом. Опера «Богдан Хмельницкий» является творческой удачей композитора и действительно большим шагом вперед на пути к созданию действительно новаторских опер.

Значительным достижением украинской оперной драматургии является и опера Г.Майбороды «Милана». Хороши в ней арии, дуэты, выразительны хоровые народные сцены; удачно использован закарпатский фольклор в вокальных сольных и хоровых партиях и народных танцах. Автор показал себя зрелым мастером, свободно владеющим вокалом и оркестровой палитрой. В «Милане» много красивой, действительно человечной музыки. Прежде всего следует отметить чудесные и колоритные арии Йолан, прочно вошедшие в концертный репертуар многих колоратурных сопрано. Они являются настоящим украшением оперы и большой находкой автора. Эпичная дума Рущака, арии Миланы, дуэты Миланы и Василя, рондо Шибака, выразительная партия Козолапа, великолепные хоры и танцы – все это оставляет сильное впечатление.

Как было отмечено выше, в дни последней Декады украинской литературы и искусства было исполнено новое крупное произведение Г.Майбороды – опера «Арсенал». Здесь в полной мере проявились и выдающаяся музыкальная одаренность композитора, и его предшествующий творческий опыт в области музыкальной драматургии, и, конечно, острое чувство современности.

Сюжет оперы воскрешает один из ярких эпизодов социалистической революции и гражданской войны на Украине. В Киеве происходила жестокая борьба и вооруженные схватки между революционными силами народа и буржуазно-националистической контрреволюционной реакцией. На фоне социальной и политической борьбы разворачиваются конфликты между восставшими рабочими завода «Арсенал» и петлюровцами. В основной конфликт искусно вплетается волнующая личная драма главных героев, приводящая в конце концов к гибели одного из руководителей революционного восстания арсенальцев. Смерть героя не сломила волю к сопротивлению. Опера завершается картиной освобождения Киева от петлюровцев и восстановлением Советской власти [строго кажучи, на час січневого повстання 1918 р. С.Петлюра ще не був воєнним керівником, але все одно він поганий].

Композитор преодолел некоторые условности либретто, впрочем, имеющиеся во многих операх, и создал волнующую музыку, заставляющую слушателя глубоко сочувствовать переживаниям положительных героев, вызывающую чувство ненависти к врагам и предателям революции. Положительными чертами музыки оперы, безусловно, являются выразительный мелодизм, напевность, вокальность. Композитор наделил каждого героя оперы свойственной только его характеру музыкой. Образ вожака-коммуниста очерчен лирико-героическими интонациями. Ярина – воплощение нежности, изящества, ей свойственно подлинное чувство красоты. Музыка, характеризующая Марьяну, исполнена безудержной страсти и драматизма. Отрицательный персонаж – петлюровец Горбенко – предстает перед зрителем как сильный, волевой человек и в такой же степени подлый враг народа.

Замечательно поданы в опере и массовые сцены, особенно народная манифестация у ворот «Арсенала», прекрасен хор арсенальцев на баррикадах, являющийся как бы целой хоровой симфонией, повествующей о мужестве, героизме и суровой борьбе рабочего класса за дело революции.

Опера «Арсенал» – важная веха в развитии украинской советской национальной оперной драматургии. Она искренне, правдиво и с большим мастерством запечатлела один из важных эпизодов жизни советского народа. «Арсенал» свидетельствует о новом подъеме оперного творчества Советской Украины, является ярким воплощением основных требований реализма и народности.

Художнику-реалисту Г.Майбороде ясно, что настроения и переживания советских людей должны передаваться не менее благородным и красивым музыкальным языком, чем переживания героев бессмертных творений великих мастеров прошлого, что возня некоторых современных композиторов и музыковедов, направленная на создание какого-то «нового» музыкального языка, чуждого нашим великим предшественникам, попросту является удобной ширмой для протаскивания чуждых советскому искусству буржуазных упадочнических течений экспрессионизма, додекафонии и прочих формалистических вывертов. Опера «Арсенал» Г.Майбороды в 1963 г. была отмечена Государственной премией им.Т.Г.Шевченко.

В 1959 г. на сценах Львовского театра оперы и балета и оперной студии Киевской консерватории была поставлена опера В.Кирейко «Лесная песня». Ее тепло приняли слушатели и положительно оценила критика. Отмечались мелодичность и напевность, наличие хороших арий и ансамблей, способность автора к колористическому письму, национальный стиль музыки.

Во время последней декады украинской литературы и искусства на сцене Львовского театра была показана новая работа композитора Ю.Мейтуса – опера «Украденное счастье» по одноименной драме И.Франко, тепло встреченная зрителями. По сравнению с оперой «Молодая гвардия» новая опера является значительным шагом вперед в овладении композитором приемами музыкальной драматургии. Наиболее сильная сторона музыки – выразительная и динамичная партия оркестра, ярко характеризующая конфликтно-острые ситуации, трагедийно-драматические положения. Следует также подчеркнуть, что симфонизм в опере занимает доминирующее место, удачно раскрывает характеры Миколы Задорожного, его жены – Анны, жандарма Михайла Гурмана и других персонажей. Что касается вокальной части оперы, то здесь автор музыки обращает большее внимание на выразительность декламации и речитатива, чем на мелодико-ариозную напевность, хотя в ряде эпизодов и прибегает к песенным интонациям. Положительной стороной ее является также национальный колорит благодаря использованию в массовых сценах, танцах и некоторых сольных эпизодах западноукраинского фольклора.

Из балетов киевских композиторов необходимо отметить поэтическую, полную выразительных характеристик «Лилею» К.Данькевича с ее высокогуманным содержанием и «Лесную песню» М.Скорульского, насыщенную прекрасными фольклорными элементами, мастерски развитыми в танцах, а также очень хорошую музыку балета «Тени забытых предков» В.Кирейко, поставленного Львовским театром оперы и балета.

Киев – центр искусствоведческой научно-критической мысли. Отдел музыки и музыкального фольклора Института искусствоведения, фольклора и этнографии Академии наук УССР призван обобщать достижения музыкальной культуры и творчества украинских композиторов, готовить научные исследования по эстетике, истории и теории музыки, развивать украинскую фольклористику. За послевоенные годы институт воспитал ряд музыковедов, которые провели значительную работу по собиранию образцов музыкально-поэтического творчества, особенно по собиранию и составлению сборников современного советского музыкального фольклора. Они опубликовали ряд научных и научно-популярных трудов по истории советской и классической музыки. Институт издает журнал «Народна творчість і етнографія», постоянно публикующий научные исследования по вопросам музыкального фольклора, связей профессиональной музыки с народной. Ежемесячный журнал «Мистецтво» печатает статьи, посвященные проблемам музыки, и освещает в определенной мере музыкальную жизнь республики. К этому призвана и газета «Радянська культура». Государственное издательство изобразительного искусства и музыкальной литературы УССР содействует делу пропаганды творчества украинских композиторов.

Деятели профессионального и самодеятельного музыкального искусства, композиторы Киева, понимая величественные задачи, намеченные в решениях XXII съезда Коммунистической партии и в известном партийном документе «За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа», делают все от них зависящее, чтобы с честью выполнить решения партии по подъему культуры и искусства Украины в период развернутого строительства коммунизма. Неуклонная и последовательная борьба за реализм и народность музыки, за настоящее мастерство в исполнительстве и творчестве будут достойно оценены народом.


По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 2, с. 709 – 736.