8. Кино
Восстановление художественной кинематографии в Киеве в первые послевоенные годы проходило в сложных условиях. Особенно давала себя знать нехватка творческих кадров.
Ранние послевоенные фильмы Киевской студии «Третий удар» (1948) И.Савченко, «Подвиг разведчика» (1947) Б.Барнета были посвящены теме Великой Отечественной войны.
В «Третьем ударе» автору удалось показать грандиозный масштаб битвы за освобождение Крыма, в которой проявилось преимущество Советских Вооруженных Сил над отборными фашистскими полчищами, духовное единство и патриотизм советских воинов – представителей разных национальностей Советского Союза. Идейно-художественные качества этого произведения, вследствие влияния культа личности, в некоторой степени снижаются тем, что образы солдат в фильме очерчены бегло.
Герои фильма «Подвиг разведчика» – простые советские люди, которые ведут борьбу в глубоком тылу врага. В обстановке постоянной опасности, требующей напряжения всех моральных сил, мужества, находчивости и хладнокровия, раскрывается характер главного действующего лица – майора Федотова. Артист П.Кадочников показал Федотова не только как человека энергичного, обладающего недюжинной физической силой, ловкостью, самообладанием; за всеми этими качествами зритель увидел духовную красоту советского патриота, чьими поступками руководит безграничная любовь к Родине и высокая коммунистическая идейность.
Актерский ансамбль, включавший выдающихся мастеров кино и театра – А.Бучму, М.Романова, В.Добровольского, Д.Милютенко, С.Мартинсона, В.Халатова, С.Петрова, В.Драгу и др., определил высокий уровень исполнения как больших, так и малых ролей. Правдиво изображая жизнь и характеры, фильм захватывал необычайностью и остротой ситуаций, динамикой действия. Чудесные съемки Д.Демуцкого и В.Филиппова способствовали тому, что фильм «Подвиг разведчика» справедливо признан одним из лучших советских кинопроизведений приключенческого жанр а.
Самым выдающимся явлением в украинском киноискусстве первых послевоенных лет был художественный фильм И.Савченко «Тарас Шевченко» (1951). Великий народный поэт Тарас Шевченко изображен как предвестник грядущей революции, как воплощение разбуженных в украинском народе сил, вступивших в борьбу за устранение социальной несправедливости, за революционное преобразование жизни. В ярких художественных образах фильм отражал общественные противоречия середины XIX ст., раскрывал психологию передовых борцов за освободительные идеи, показывал судьбы украинцев и русских, связанных общностью национальных, исторических и классовых интересов, общностью целей и стремлений.
Исполнитель роли Тараса Шевченко киноактер С.Бондарчук создал правдивый образ человека несгибаемой воли, больших страстей и высоких стремлений. Огромнейшей внутренней силой, огненной душой наделил артист М.Кузнецов образ свободолюбивого, прямодушного солдата Скобелева, осмелившегося выступить против своих обидчиков и угнетателей. Правдиво и естественно изобразил прямого, честного, добросердечного майора Ускова артист Д.Милютенко. В небольшой роли Михаила Щепкина Игнатий Юра передал обаяние великого русского актера, теплоту его чувств к Тарасу Шевченко.
В фильме «Тарас Шевченко» ярко проявилось режиссерское мастерство И.Савченко, сумевшего придать эпизоду, сцене глубокий философский смысл. Например, в кадрах, где Шевченко сажает подобранную им на месте наказания Скобелева лозу и она превращается в дерево, образно выражена мысль о том, что жертвы, принесенные народом, не напрасны. На крови погибших взойдут ростки новой жизни.
Чудесно сделана полностью построенная на подтексте и внутреннем действии сцена идейного поединка Тараса Шевченко с группой офицеров, которые пригласили поэта для того, чтобы поиздеваться над ним, и оказались морально побежденными.
Национальное своеобразие фильма проявляется в характерах действующих лиц, их образном языке, в кадрах украинской природы, в исторической достоверности костюмов и декораций, во всем построении произведения. Фильм «Тарас Шевченко» направлен против враждебного народу буржуазного национализма, черты которого воплощены в образах двуличных либеральных интеллигентов, на словах защищающих народ, а на деле предающих его.
Режиссер и операторы Д.Демуцкий, И.Шеккер, А.Кальцатый пытались подчинить изобразительную трактовку эпизодов и сцен раскрытию их внутреннего содержания. В образе Тараса Шевченко подчеркиваются черты характера героя, его чувства, переживания, восприятие им происходящего. Живописные достоинства фильма – это выразительность кадров. Цвет органически связан с драматургией сюжета, он подчеркивает идейный смысл сцены, характеризует героев, события, дает им оценку. Например, азиатские пейзажи с преобладанием в них желтого цвета передают характер казахской природы, подчеркивают мысль о беспросветной жизни гарнизона форта.
Чарующей поэзии исполнены кадры Невы и Петербурга, задумчивые украинские пейзажи, где Днепр несет свои воды по широким просторам степей, где освещенные отблесками пламени парни и девушки веселятся у костров в ночь на Ивана Купала.
В характеристике персонажей и событий фильма, в драматургическом развитии действия большую роль сыграла выразительная, проникнутая народными мелодиями музыка композитора Б.Лятошинского.
Значительными художественными достоинствами обладал фильм режиссера В.Брауна «В далеком плаваньи», в основу которого легли рассказы К.Станюковича. Артист А.Бучма, выступивший в роли боцмана Дзюбы, создал глубоко человечный, колоритный образ русского моряка времен парусного флота.
Изображению советской действительности были посвящены фильмы «Голубые дороги» (1946), «В мирные дни» (1950), «Щедрое лето» (1950).
В фильме «Голубые дороги» режиссера В.Брауна показаны насыщенные драматизмом события из жизни военных моряков отряда тральщиков. Зрители испытывали глубокое волнение за судьбу отважных советских людей в эпизодах обезвреживания магнитных мин. Однако трактовка характера главного героя вызывала чувство неудовлетворенности.
Фильму режиссера В. Брауна «В мирные дни» на Международном кинофестивале 1951 г. в Карловых Варах была присуждена премия за лучшую операторскую работу. Снимал фильм прославленный художник украинского кино Д.Демуцкий.
Следует сказать, что на протяжении 1945-1951 гг. Киевская киностудия ежегодно выпускала одну-две художественные картины. Такое положение наблюдалось на многих студиях страны.
С 1952 г. количество выпускаемых Киевской киностудией фильмов начинает постепенно возрастать.
В годы, предшествовавшие XX съезду КПСС, Киевская студия выпускает ряд кинофильмов, в которых авторы ставят перед собой задачу показать различные стороны жизни социалистического общества, красоту советских людей – строителей коммунизма. На экраны выходят фильмы «Судьба Марины» (1953) режиссеров В.Ивченко и И.Шмарука по сценарию Л.Компаниец, «Командир корабля» (1954) В.Брауна по сценарию Л.Зайцева, Г.Скульского и Г.Колтунова, «Море зовет» (1955) В.Брауна по сценарию Н. и В.Морозовых, «Пути и судьбы» (1955) Я.Базеляна по сценарию Л.Неменовой, «Тревожная молодость» (1955) А.Алова и В.Наумова по сценарию В.Беляева, «Педагогическая поэма» (1955) А.Маслюкова и М.Маевской по сценарию И.Маневича и А.Маслюкова. Это совершенно разные по своим идейно-художественным качествам фильмы. Но сам факт широкого обращения к наиболее насущным темам современности свидетельствует о том, что киевские кинематографисты приблизились к требованиям жизни, что в развитии украинского киноискусства произошли серьезные сдвиги.
Среди фильмов о советской действительности значительностью художественного замысла выделялись «Судьба Марины», «Командир корабля», «Тревожная молодость» и «Педагогическая поэма». Авторы их, не закрывая глаза на существующие в жизни противоречия, стремились показать советских людей действующими, активными, в столкновениях и борьбе.
Фильм «Судьба Марины» рассказывает правдивую историю простой колхозницы, жизнь которой стала содержательной и разносторонней в условиях социалистической действительности. Марина (арт.К.Литвиненко) стремится к знаниям, к тому, чтобы ее труд был наиболее плодотворным и полезным обществу. Связь героини с общественной жизнью, с коллективом помогла ей выстоять, не пошатнуться в часы тяжких личных испытаний. Фильм вызывает волнение зрителей, образы его запечатлеваются в памяти.
Интересный конфликт лег в основу фильма «Командир корабля». В повседневной жизни советского Военно-Морского Флота увидели авторы своих героев, сильных, независимых и вместе с тем совершенно отличающихся по своим качествам и характерам. «Запальчивому» командиру Светову (арт.А.Вербицкий), чрезмерно самонадеянному и самовлюбленному, склонному к внешним эффектам, противопоставляется скромный, вдумчивый офицер-новатор. Высотин (арт.М.Кузнецов). Однако в этом произведении внимание автора более привлекают действия героев, а не раскрытие их внутреннего мира, психологии и чувств.
Названные два фильма дают ясное представление как о достижениях украинского кино тех лет в изображении советской действительности, так и о не решенных еще художественных задачах.
Деятели украинского киноискусства в Киеве нашли интересные, жизненно правдивые сюжеты, характеризующие социалистическую действительность в ее развитии и борьбе, показали правдиво намеченные характеры. На очереди стали проблемы глубокого проникновения в психологию героя, раскрытие внутреннего мира советского человека, его мыслей, изображение сложного процесса движения характеров, поиски новых способов кинематографической образности и выразительности.
Произведением, в котором значительное идейное содержание нашло воплощение в яркой кинематографической художественной форме, был фильм «Тревожная молодость», поставленный по мотивам популярной трилогии В. Беляева «Старая крепость». В фильме воссозданы полные самоотверженной борьбы и романтики события первых лет революции. Его герои- комсомольцы Манджура (арт.А.Суснин), Маремуха (арт.М.Крамар), Галя (арт.Т.Логинова) и Тиктор (арт.С.Гурзо) – привлекают твердостью убеждений, моральной чистотой, энтузиазмом. Эти образы олицетворяют собой рабочую молодежь Украины, которая помогала партии устанавливать Советскую власть и строить фундамент социалистического общества.
Характеры героев даны в движении. В борьбе с силами контрреволюции, буржуазными националистами, комсомольцы учатся понимать жизнь, созревают политически, закаляют волю. Они становятся стойкими борцами за идеи коммунизма – эти простые, славные юноши, переступившие границу детства в ту минуту, когда петлюровцы расстреляли у них на глазах бесстрашного комиссара Сергушина (арт.Н.Крючков). На его могиле друзья клянутся посвятить свою жизнь делу, во имя которого он погиб.
Небольшую роль секретаря ЦК КП(б)У исполнил создатель образа Чапаева в кино Б.Бабочкин. Актер передал человеческое тепло, скромность, мудрость и ясность мысли партийного руководителя, воспитателя первых отрядов комсомольцев – ядра героического поколения строителей социализма. Большим мастерством отличается и игра актеров-исполнителей ролей отрицательных персонажей фильма: петлюровцев Григоренко (арт.Н.Рыбников) и Печерицы (арт.Ю.Лавров). Они, тонко и убедительно раскрывая психологию врагов, показывают их злобную ненависть к человечеству одиночество и обреченность. Осуществлению оригинального режиссерского замысла постановщиков фильма А.Алова и В.Наумова (учеников И.Савченко) во многом содействовало мастерство кинооператора А.Пищикова.
Чудесный советский педагог А.С.Макаренко мечтал о создании фильма на материале собранных им фактов из жизни трудовых коммун им.Горького, им.Дзержинского и др. Его идея нашла воплощение в фильме «Педагогическая поэма» – одном из признанных произведений, выпущенных Киевской киностудией в послевоенные годы. В «Педагогической поэме» перед зрителем предстают четко очерченные сильные, самобытные характеры раскрывающиеся в событиях, полных драматизма, непримиримой и самоотверженной борьбы нового со старым. Действие происходит в [19]20-х годах когда Советское государство, одержав победу над внешними и внутренними врагами, сосредоточило усилия на устранении последствий войны и разрухи. Макаренко ведет борьбу против всего темного, антиобщественного аморального деформирующего сознание молодежи, против реакционной педагогики и буржуазных методов воспитания. Артист В.Емельянов, исполняющий роль Макаренко, наделяет героя фильма сильным, собранным характером.
В образах ребят-колонистов в фильме представлены разнообразные, яркие характеры – Задоров (арт.Г.Юматов), Бурун (арт.Ю.Саранцев), Карабанов (арт.Ю.Панич), Митягин (арт.П.Грубник), показано изменение психологии ранее опасных для общества людей, их восходящий путь от анархического индивидуализма к советскому коллективизму.
К всенародному празднику 300-летия воссоединения Украины с Россией Киевская киностудия выпустила фильм «Пламя гнева» (режиссер Т.Левчук, сценарист Л.Дмитерко), повествующий о незыблемом союзе братских народов России и Украины, их совместной борьбе против врагов после Переяславской рады, и картину «300 лет тому назад…» (режиссер В.Петров, сценарист А.Корнейчук), посвященную борьбе украинского народа против польской шляхты в 1648-1654 гг.
Киевская киностудия экранизировала ряд произведений украинской и русской классики: «Запорожец за Дунаем» (1953) по опере С.Гулака-Артемовского, «Назар Стодоля» (1954) по пьесе Тараса Шевченко, «Лимеривна» (1954) по пьесе П.Мирного, «Земля» (1954) по повести О.Кобылянской, «Максимка» (1952) и «Матрос Чижик» (1955) по мотивам рассказов К.Станюковича, «Мать» (1955) по роману М.Горького.
Успехи в экранизации достаточно четко проявились в фильмах «Земля», «Мать» и «Матрос Чижик». В этих кинопроизведениях не только с большим пафосом воссозданы сюжеты и образы героев – их авторы стремились также сохранить и передать индивидуальное художественное своеобразие литературных источников.
Фильм «Земля», поставленный А.Бучмой и А.Швачко, примечателен блестящей актерской игрой, согласованностью ансамбля исполнителей и ярким образно-художественным воссозданием исторической атмосферы, социальных противоречий, характерных для Буковины в годы, когда она изнемогала под властью австро-венгерской монархии.
Артисты Н.Ужвий (Мария), В.Сокирко (старый крестьянин Ивоника), С.Фещенко (их сын Михайло) создали образы, исполненные подлинного жизненного драматизма, выразительные и естественные. Музыка композиторов В.Гомоляки и Б.Крыжановского, в основу которой легли украинские народные мелодии, бытующие на Буковине, органически связана с драматургией фильма и во многом способствует раскрытию переживаний действующих лиц и углублению их характеристик.
Обобщающую картину пробуждения и политического созревания русского рабочего класса стремился нарисовать постановщик фильма «Мать» М.Донской. Экранизация романа М.Горького отмечена чертами высокой режиссерской культуры; автор умело использует специфические средства кино для передачи идейного содержания основополагающего произведения социалистического реализма.
Образ матери рабочего – Ниловны (арт.В.Марецкая) проникнут огромным пафосом революционной борьбы. Он символизирует собой рождение нового поколения сознательных борцов рабочего класса, которые видят свое жизненное назначение в служении народу.
Разнообразные художественные средства для характеристики образа Ниловны включают и такой психологический прием, как внутренний монолог, раскрывающий сокровенные чувства и мысли героини.
В ролях Павла и крестьянского бунтаря Рыбина артисты А.Баталов и П.Усовниченко показывают развитие различных по индивидуальным свойствам и сходных неудержимым стремлением к правде характеров.
В фильме много выразительных кинематографических кадров: пейзажи, передающие настроение безысходности жизни дореволюционной России, величественный разлив Волги и ледоход, знаменующие обновление жизни, буря, сквозь которую Рыбин продвигается вперед. Эти кадры – по существу художественные образы, содержащие в себе глубокие мысли.
Наряду с очень эмоциональными сценами, сочетающими достоверность с высокой патетикой, – как, например, разгон демонстрации, свидание Ниловны с сыном в тюрьме, – режиссер прибегает к приподнятой символике. Но, пользуясь символическим художественным образом, он не отклоняется от строгого горьковского реализма в передаче характеров людей и оценке изображаемых событий. Таковы кадры, в которых из статуи Фемиды с повязкой на глазах возникает мрачный облик царского судебного чиновника. Нечто общее с манерой Эйзенштейна есть в сцене убийства мальчика, выпустившего на свободу голубей.
Фильм «Мать» имеет и некоторые слабые стороны. Режиссеру больше удались главные герои. Другие персонажи, во вред гармонической завершенности произведения, лишены той впечатляющей силы, какую придавал им М.Горький в романе.
Глубоко раскрыт внутренний мир человека в фильме «Матрос Чижик», поставленном В.Брауном по мотивам рассказа К.Станюковича «Нянька»; картина воспроизводит эпизод из русской жизни середины XIX ст. Сохранив идейный замысел произведения Станюковича, постановщик показал черты русского национального характера. Чем больше знакомится зритель с матросом Чижиком (арт.М.Кузнецов), тем понятнее его благородство, моральная чистота, любовь к своему народу. Тонкой кистью художника созданы и другие образы фильма, особенно мальчика Шуры – воспитанника Чижика.
В первой половине [19]50-х годов Киевская киностудия выпустила ряд фильмов-спектаклей. Некоторые критики сомневались, целесообразно ли снимать спектакли, которые, де, можно посмотреть в театре. Конечно, фильму-спектаклю недостает выразительных средств кино – настоящей природы, больших пространств, глубокой динамической перспективы, разнообразия мест действия, монтажных сопоставлений. Театральные декорации в кино всегда кажутся подчеркнуто неестественными. Но в то же время фильмы-спектакли оказали неоценимую услугу украинской национальной культуре и всему советскому искусству.
В кинокартинах «Украденное счастье» (1952) режиссера И.Шмарука, «В степях Украины» (1952) и «Калиновая роща» (1953) режиссера Т.Левчука, «Мартын Боруля» (1953) режиссера А.Швачко для многих поколений запечатлена игра замечательных украинских актеров А.Бучмы, Ю.Шуйского, Н.Ужвий, М.Крушельницкого, И.Юры, В.Добровольского. Их талант по-новому раскрылся в фильмах-спектаклях. Киноаппарат приблизил актера к зрителю, давая возможность видеть тончайшие нюансы мимики, выражение глаз и др. Кроме того, в театре названные спектакли смотрели только тысячи зрителей, а в кино они обрели многомиллионную аудиторию.
Интересную попытку создать биографическое кинопроизведение о гениальном итальянском мыслителе эпохи Возрождения Джордано Бруно предпринял режиссер А.Народицкий, поставивший фильм «Костер бессмертия» (1955) по сценарию, написанному им совместно с М.Луковским.
XX съезд Коммунистической партии Советского Союза поставил перед деятелями кино новые серьезные задачи. Н.С.Хрущев в отчетном докладе съезду, отметив некоторые сдвиги в области увеличения выпуска фильмов, указал на то, что «работники кино в погоне за количеством нередко снижают требовательность к идейно-художественному качеству картин, создают слабенькие, поверхностные произведения, посвященные мелким и непримечательным явлениям» [«XX съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет», М., 1956, стр. 116].
На Киевской киностудии 1956 год знаменовал собой новый, важный этап борьбы за устранение недостатков, за повышение идейно-художественных качеств фильмов.
Преобладающее большинство фильмов 1956 г. посвящено современной теме. Художники кино в своих произведениях затрагивают актуальные вопросы сегодняшнего дня, стараются воплотить свои замыслы в близкой и понятной народу форме.
Значительным по теме и оригинальным по художественному решению является фильм «Павел Корчагин» молодых режиссеров А.Алова и В.Наумова, поставленный по сценарию К.Исаева. Литературной основой картины служил роман Н.Островского «Как закалялась сталь».
В фильме «Павел Корчагин» много отличного от книги Островского, но в нем живо и верно переданы дух времени, правда эпохи. Величайшие трудности, вставшие перед поколением первых строителей коммунизма, их преодоление составляют пафос и романтику фильма.
Изображенные в картине события – это этапы становления и укрепления характера молодого борца за коммунистические идеи. В образе Павки Корчагина (арт.В.Лановой) перед зрителем предстает человек самоотверженный, со стальной волей, готовый во имя революции бороться с любыми опасностями и трудностями. Главный герой фильма – один из многих рядовых комсомольцев. Подчеркивая это, авторы утверждают массовый героизм как характерную черту времени, ставшую впоследствии нерушимой традицией ленинского комсомола.
[Ця ілюстрація розміщена у розділі «1. Киев в период восстановления народного хозяйства (1921 – 1925 гг.)» як нібито-документальне фото, але в тексті розділу про «подвиг» у Боярці немає ані слова. Здається, це кадр із кінофільма «Павел Корчагин», тому я переніс цю ілюстрацію сюди. М. Ж., 24.01.2021 р.]
В повседневных делах юношей и девушек предстает героика революции. Особенно ярко духовное и физическое возмужание молодежи показано в эпизодах, где, выполняя задание партии, комсомольцы строят узкоколейную железную дорогу на ст.Боярка, чтобы дать Киеву необходимое в дни разрухи топливо.
А.Алов и В.Наумов стремятся создать синтетические кинообразы. Живописно-изобразительное решение сцен и эпизодов (операторы И.Миньковский и С.Шахбазян), декорации (художники В.Агранов и А.Яблонская) и музыка (композитор Ю.Щуровский) объединены общим художественным замыслом, гармонически взаимодействуют. Например, в сцене похорон чеха Клавичека о глубокой скорби друзей погибшего говорит и серое беспросветное небо, и воткнутые в землю лопаты, и полная сердечной боли траурная мелодия. Большим внутренним смыслом проникнута сцена, в которой сжигается комсомольский билет дезертира труда, бросившего работу и товарищей. О темных силах, стремящихся попрать все светлое и прекрасное в жизни, красноречиво и эмоционально говорит кадр, где зритель, как бы находясь на месте заключенного, видит снизу петлюровского часового, тяжело шагающего по решетке над тюремной камерой. Подобных кинематографически выразительных художественных образов в фильме много, и все они даны в строгом стилевом единстве.
Появление «Павла Корчагина» на экранах страны вызвало большой общественный резонанс. Зрители и критика, отметив некоторую односторонность образа главного героя, справедливо отнесли фильм к лучшим молодежным кинопроизведениям, имеющим большое воспитательное значение.
В кинопроизведениях «Главный проспект» (постановка Л.Эстрина по сценарию Г.Кушниренко), «Пропавший без вести» (постановка И.Шмарука по сценарию В.Закруткина), «Девушка с маяка» (постановка Г.Крикуна по сценарию Олеся Гончара), «Когда поют соловьи» (постановка Е.Брюнчугина по сценарию Л.Компаниец), «Долина синих скал» (постановка Н.Красил по сценарию Ю.Мокриева,) «Есть такой парень» (постановка В.Ивченко по сценарию А.Андреева) авторы пытались рассказать о патриотизме и благородстве советского человека, о его творческом труде и личной жизни. Следует отметить, что в некоторых из этих фильмов образ советского человека – нашего современника подан примитивно, без глубокого раскрытия характера и проникновения в сферу духовной жизни героя. Кроме того, в них очень слабо проявлялись или совсем отсутствовали черты национального своеобразия.
Исторической теме посвящены фильмы «Кровавый рассвет» по повести М.Коцюбинского «Fata morgana» и «Иван Франко» (оба 1956 г.).
Сценарист Ю.Дольд-Михайлик и постановщик фильма «Кровавый рассвет» А.Швачко сохранили основную гуманистическую идею произведения, его сюжетные мотивы, передали своеобразие характеров ряда основных героев, образность и музыку их речи. Картину консультировал А.Бучма. Это была последняя работа большого украинского художника в кино.
Рассказывая о революционном пробуждении украинского села, о крестьянском бунте, явившемся отзвуком на исторические события 1905 года, фильм раскрывал социальный смысл восстания, его движущие силы.
Слабыми сторонами режиссерской работы является схематичность ряда образов, некоторая иллюстративность и недостаточная поэтичность фильма.
Сильное впечатление оставляет игра М.Крушельницкого в роли Андрея Волика. В этом трагическом образе забитого бедняка актер показал черты ослепленной нищетой и несчастьями малосознательной части крестьянства. В образе жены Волика – Маланки (арт.Л.Гриценко) воплощена любовь неимущих крестьян к труду и к земле, о которой они, вынужденные трудиться на других, страстно мечтали всю жизнь.
Исполнитель роли Хомы Гудзя актер Н.Пишванов создал интересный образ стихийного бунтаря – человека, сердце которого переполнено глубокой ненавистью к угнетателям.
Значительный интерес советской общественности вызвал историко-биографический фильм «Иван Франко». Жизнь Ивана Франко – это прежде всего история самоотверженной и мужественной борьбы великого писателя, революционера-демократа за лучшее будущее своего народа. Общественная жизнь героя и в фильме тесно переплетается с его личными переживаниями.
Освободительные стремления народа, идеи великих борцов за счастье человечества вдохновляют Ивана Франко на жизненный подвиг. Отсюда его горячая вера в непобедимость дела революции, пламенный патриотизм, готовность жертвовать всем во имя благородной цели свержения строя угнетения и рабства. Исполнителю роли Ивана Франко актеру С.Бондарчуку удалось показать безграничную любовь великого гуманиста – сына кузнеца из с.Нагуевичи – к своему народу, ненависть к эксплуататорам и реакционерам, его глубокую человечность и духовную красоту.
Личная драма Ивана Франко, который пережил всю горесть измены любимого человека, является в то же время разоблачением роли церкви, ее иезуитских методов идеологической борьбы на стороне реакции.
Внутренним светом, теплотой чувства проникнут образ жены Ивана Франко – Ольги. Артистка Л.Гриценко сдержанно и правдиво раскрывает благородство этой скромной, тихой женщины, разделяющей с мужем его полную невзгод и лишений судьбу.
Постановщик фильма Т.Левчук и оператор Н.Кульчицкий в ряде эпизодов достигли большой смысловой и зрительной выразительности. Очень сильное впечатление производит сцена переселения крестьян с.Нагуевичи, покидающих обжитые места с тем, чтобы искать в Бразилии лучшей жизни. Символ счастья – аист на крыше оставленной хаты – говорит о тщетности их надежд.
Большая правда жизни раскрывается в эпизоде возвращения Ивана Франко в родное село. Измученный, босой, по жаре и под дождем медленно идет впереди конвоира человек, у которого ничего не осталось, кроме его идей и всенародной любви, поддерживающих его талант и волю к борьбе.
Свободолюбие украинского народа хорошо передано в сценах кровавых выборов в парламент и революционных демонстраций во Львове. Достоверность здесь сочетается с ярким выражением смысла событий.
Раскрытию идейно-художественного замысла фильма служат и кадры роскошной украинской природы с ее живописными галицийскими пейзажами, величественным Днепром, древними городами – Киевом и Львовом.
Сценарий Л.Смилянского далеко не исчерпывал огромнейших возможностей темы. Построенный по принципу чередования драматургически слабо связанных эпизодов, он обусловил фрагментарность фильма, схематичность ряда образов, некоторую декларативность. Несмотря на это, фильм «Иван Франко» имеет несомненные достоинства.
К 40-летию Великой Октябрьской революции Киевская киностудия выпустила ряд фильмов, которые воспроизводят славный путь борьбы за революционные идеалы в период самодержавия и в годы гражданской войны: «Ласточка» Г.Липшица (сценарий Д.Вишневского), «Крутые ступени» С.Навроцкого (сценарий В.Золотаревского), «Правда» И.Шмарука и В.Добровольского (сценарий А.Левады по мотивам пьесы А.Корнейчука).
В фильме «Правда» впервые в истории украинского киноискусства был воспроизведен образ В.И.Ленина. Актер Г.Юченков достиг в этой роли не только внешнего сходства, в его исполнении зрители оценили стремление передать кипучую ленинскую энергию, остроту и глубину мысли, пламенную веру в неодолимые силы народа, чуткость и человечность великого вождя.
Среди юбилейных кинопроизведений был также широкоэкранный фильм «Партизанская искра» А.Маслюкова и М.Маевской (сценарий Олеся Гончара), в котором воспевался бессмертный подвиг украинских комсомольцев-подпольщиков во время Великой Отечественной войны. В основу сценария и фильма положены исторические факты из жизни с.Крымки Николаевской области, местные жители которого – юные народные герои Парфен Гречаный, Иван Герасименко, Михаил Кравец, Дмитрий и Полина Попики, Иван Беличков, Даша Дьяченко и др. – вели мужественную борьбу против врага, посягнувшего на независимость Родины. В фильме много волнующих и запоминающихся эпизодов, например, клятва комсомольцев на тайном собрании до последнего вздоха бороться за честь родной земли, отомстить врагу за кровь советских людей.
Выполняя решения XX съезда КПСС и указания партии о том, что «главная линия развития состоит в том, чтобы литература и искусство были всегда неразрывно связаны с жизнью народа, правдиво отображали богатство и многообразие нашей социалистической действительности, ярко и убедительно показывали великую преобразовательную деятельность советского народа, благородство его стремлений и целей, высокие моральные качества» [Н.С.Хрущев, За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа, К., 1957, стр. 20], творческие работники кинематографии добились значительного увеличения количества и улучшения качества продукции Киевской киностудии, в частности за 1957-1958 гг. был создан 31 фильм.
Ряд этих фильмов по своим художественным качествам может быть отнесен к произведениям в той или иной степени зрелым и оригинальным. Это «Киевлянка» Т.Левчука, «Чрезвычайное происшествие» В.Ивченко, «Григорий Сковорода» И.Кавалеридзе, «Гроза над полями» Н.Красия и Ю.Лысенко.
В «Киевлянке» и «Чрезвычайном происшествии» изображены люди новой формации, с сильным чувством ответственности за общее благо. Их поступками руководят высокие стремления – любовь к своему народу и безграничная преданность коммунистическим идеалам. В этих фильмах есть образы, созданные актерами с большим мастерством. Например, исполнитель роли рабочего Середы в «Киевлянке» известный киноактер Борис Чирков проникновенно показал духовную эволюцию человека, который под влиянием революционных событий и участия в строительстве Советского государства превращается из ограниченного семейными интересами индивидуалиста в высокосознательного гражданина нового мира.
Сюжетной основой фильма «Чрезвычайное происшествие» стал реальный факт – пиратский захват чанкайшистами советского танкера «Туапсе». В столкновении представителей двух идеологий, двух общественных систем раскрываются характеры советских людей, от которых обстоятельства требовали защиты чести своей страны, чрезвычайной силы воли, стойкости. Этот фильм был удостоен диплома второй степени на II Всесоюзном кинофестивале в Киеве (1959).
Борьбе украинского народа за власть Советов посвящен фильм «Гроза над полями». Драматургия этой картины строится на столкновении двух самобытных, сильных натур – односельчан Якова Македона и Софии Изаровой, взаимная любовь которых вступает в противоречие с их классовым сознанием и вытекающими отсюда жизненными устремлениями.
Имя Григория Сковороды вписано золотыми буквами в историю украинской культуры, в историю борьбы украинского народа против его поработителей, против крепостничества. В фильме «Григорий Сковорода» режиссера И.Кавалеридзе выдающийся философ XVIII ст., ученый-гуманист выступает как носитель народной мудрости и идей свободолюбия. Роль Сковороды исполняет актер Львовского драматического театра А.Гай.
В последние годы создано также несколько комедийных кинокартин. На классические сюжеты были поставлены фильмы «Сватанье на Гончаровке» (постановщик И.Земгано) и «Шельменко-денщик» (В.Иванов), современная тема отражена в комедиях «Штепсель женит Тарапуньку» Ю.Тимошенко и Е.Березина и «Годы молодые» А.Мишурина.
Киевская киностудия художественных фильмов имеет традицию экранизировать лучшие произведения украинской и русской литературы. Во второй половине [19]50-х годов режиссер М.Донской создал фильм «Дорогой ценой» по произведению М.Коцюбинского, а режиссер Ю.Лысенко – картину «Если б камни говорили» по мотивам «Бориславских рассказов» Ивана Франко.
Впервые в украинской кинематографии был снят фильм-балет «Лилея» (режиссеры В.Вронский и В.Лапокныш), сделанный по мотивам произведения Тараса Шевченко. Фильм проникнут народной поэзией. Высокое мастерство танца показали исполнители главных ролей: Е.Ершова – в поэтической роли сельской девушки Лилеи и Р.Визиренко-Клявин – в роли казака Степана.
Для юношества выпущены фильмы «Флаги на башнях» А.Народицкого и «Сашко» Е.Брюнчугина. В интересной форме в них рассказывается о различных детских судьбах; юные зрители задумываются над большим значением труда в жизни человека, они видят, как выполнение патриотического долга делает человека прекрасным.
Продолжая установившуюся в довоенные годы традицию братского содружества в создании кинофильмов, русские деятели кино приняли участие в выпуске ряда украинских фильмов: режиссер В.Петров поставил фильм «300 лет тому назад…», режиссер М.Донской – фильм «Мать», известный киноактер Б.Чирков снимался в роли рабочего Середы в фильме «Киевлянка» и т.д. Обмен творческим опытом сыграл большую роль в повышении идейного и художественного уровня произведений украинского киноискусства.
1959 год ознаменовался появлением таких произведений киноискусства, как вторая серия «Киевлянки» Т.Левчука по сценарию И.Луковского и «Иванна» В.Ивченко по сценарию В.Беляева.
«Киевлянка» продолжает повествование о рабочем классе столицы Украины, о судьбе семьи, которой Октябрьская революция открыла путь к счастью. В картине дается художественный образ советского народа в предвоенные годы и в период Великой Отечественной войны. Знакомые по первой серии герои выступают активными строителями социализма.
Представителю старшего поколения рабочих киевского «Арсенала» – Якову Середе присущи новые черты характера, которые в нем воспитала партия и советское общество. Он – хозяин новой жизни, человек, чувствующий себя ответственным не только за свой завод, но и за судьбу всего государства. Он принимает в свою семью обездоленного фашистскими головорезами испанского мальчика. И делает это не только ради любви к детям, но и по чувству солидарности с борющимся на баррикадах рабочим классом Испании.
Народный артист СССР Б.Чирков создал образ человека сильного, бодрого, богатого жизненным опытом, душевного и веселого, сурового и мужественного в часы тяжелых испытаний, вызванных военной бурей.
Характер Гали Очеретько раскрывается в обстановке, полной драматизма и опасности. Она проявляет большую силу воли, не покоряется насилию фашистских захватчиков. Традиции семьи, завода, коллектива, которые воспитывали, закаляли характер молодой киевлянки, вооружили ее идейно, дали ей возможность выстоять. Стремление авторов воплотить в образе Гали основные черты нашей современницы, наличие в фильме ряда глубоко волнующих сцен, в которых эти черты раскрываются, естественность игры Н.Ивановой – исполнительницы роли киевлянки Гали – все это было по достоинству оценено зрителями. И все же образ Гали затеняется образом Середы – не только благодаря блестящему актерскому дарованию Б.Чиркова, но и из-за некоторой драматургической слабости и фрагментарности ее роли.
В фильме «Иванна» с новой силой проявился оригинальный талант режиссера В.Ивченко. В «Иванне» много искреннего чувства, художественной проникновенности, глубоких жизненных наблюдений. Режиссер мыслит обобщающими кинематографическими образами, в которых правда жизни выражена с большим душевным волнением. В основу фильма положены исторические факты, документы, свидетельства участников изображаемых событии. Рассказывая о судьбе юной, чистой душой украинской девушки Иванны авторы разоблачают предательскую деятельность буржуазных националистов, которые вместе с фашистскими оккупантами пытались поработить украинский народ.
Греко-католическая церковь во главе с митрополитом графом Андреем Шептицким предстает в фильме как антинародная сила, объединившая врагов социалистического строя для помощи иностранным захватчикам
В столкновении двух мировоззрений, двух общественных систем фильм дает изображение характеров, в которых ярко проявляются черты людей стоящих по обе стороны баррикад.
«Иванна» – фильм поистине национальный, затрагивающий коренные интересы народа. Исконная борьба с унией, связанная с борьбой за свободу и независимость украинского народа, показана в картине как один из этапов его исторического развития. Фильм передает непобедимость народа шагающего в светлое будущее.
Роли в «Иванне» исполняют украинские актеры, хорошо знакомые с изображаемыми в картине событиями, что помогает им играть правдиво и вдохновенно. В роли Иванны выступила молодая актриса И.Бурдученко – воспитанница Киевского театрального института, роль Шептицкого сыграл актер Д.Стеновой, националиста Каблака – Б.Мирус, капитана Журженко – В.Гончаров, оберштурмбанфюрера Дитца – В.Дальский, коммуниста Садаклия – Е.Пономаренко.
В фильме «Небо зовет» А.Козыря и М.Карюкова по сценарию А.Сазонова, Е.Помещикова и М.Карюкова впервые сделана попытка показать на экране освоение советским человеком космических просторов. Картина свидетельствовала о больших возможностях, заложенных в этой теме. В фильме удачно использованы комбинированные съемки для демонстрации техники недалекого будущего, с помощью которой человек откроет для себя дверь во Вселенную.
Выдающимся событием, повлиявшим на творческую жизнь киевских кинематографистов, было появление чудесного произведения Александра Довженко «Поэма о море» («Мосфильм»), в котором с большим художественным мастерством воспета современность.
Довженко создал вдохновенную поэму о советской действительности, о трудовом подвиге нового человека, строящего коммунизм.
«Поэма о море» – вершина творчества художника. В ней весь его талант, огонь души, любовь к своим современникам – строителям человеческого счастья. Жизнь, современность показаны здесь в стремительном течении. Фильм полон драматических столкновений, борьбы идей, конфликтов, в которых новое одерживает победу над старым.
Оригинальное, глубоко философское решение сцен, эпизодов, вся композиция «Поэмы» обусловили ее большую художественную ценность. «Поэма о море» была удостоена Ленинской премии.
В ноябре 1960 г. итог деятельности украинских художников кино был подведен на Декаде украинского искусства, проходившей в Москве.
Партия и Советское правительство высоко оценили вклад киевских киноработников в социалистическую культуру эпохи построения коммунизма. Орденами и медалями были награждены кинорежиссеры: Т.Левчук, А.Маслюков, М.Маевская, С.Навроцкий, А.Мишурин, А.Швачко; кинооператоры: М.Черный, А.Пищиков, А.Панкратьев, А.Прокопенко. Почетных званий удостоены кинорежиссеры В.Ивченко и В.Небера, художник М.Юферов.
В 1959-1961 гг. проблема художественного изображения современника в украинском киноискусстве становится еще более острой. Настойчивым требованием времени является сокращение дистанции между киноискусством и жизнью с ее грандиозными достижениями в области развития экономики, науки, практики космических исследований и использования энергии атома, с ее всеобщим воодушевлением и высокой моралью восстановленных ленинских норм.
Теме современности посвящены фильмы: «Наследники» Т.Левчука, «Катя-Катюша» Г.Липшица, «Солдатка» В.Денисенко, «Люди моей долины» С.Навроцкого, «Самолет уходит в 9» Ю.Лысенко, «Украинская рапсодия» С.Параджанова и др.
В фильме «Наследники», являющемся заключительной частью трилогии, посвященной истории семьи коммуниста-арсенальца Якова Середы, рассказывается о современном поколении молодежи. Внук Якова – Матвей (арт.В.Гусев) – один из передовых рабочих «Арсенала». Автор стремится раскрыть высокие моральные качества Матвея и его товарищей, показать их отношение друг к другу и окружающим, уменье отлично работать и совершенствовать свой труд. Иллюстративный сценарий обусловил схематичность этих образов, созданных без углубленного проникновения в духовный мир современника, без психологического анализа, сильных страстей.
Значительно содержательнее получился образ приемного сына Середы – Мигеля (арт.В.Квитка). Волевой характер юноши, душевное благородство и любовь к Советской Родине проявляются в его поступках и действиях в в условиях, когда человек несет ответственность не только за себя, но и за свои убеждения, за тот общественный строй, который он представляет.
Другой фильм о молодых строителях коммунизма – «Катя-Катюша» рассказывает о судьбе девушки, впервые вступившей на самостоятельную дорогу жизни. В повседневных обыденных делах раскрывается цельный характер героини. Фильм отражает широкое патриотическое движение среди советских юношей и девушек, идущих по окончании школы на новостройки и предприятия страны.
Нашему современнику посвящен также фильм «Самолет уходит в 9». В нем авторы стремятся показать одну из характерных особенностей нашего общества, в котором советский человек не остается одиноким в беде. Коллектив всегда поможет ему и поддержит. Актриса С.Сергейчикова, исполняющая главную роль Любы Ярчук, раскрывает сложные переживания героини, показывает ее психологическую эволюцию от отчаяния, неверия в себя, в свои силы и в свое будущее, к душевному равновесию, радостному ощущению своей пользы в обществе, к предчувствию личного счастья.
В фильме «Украинская рапсодия» отражена закономерность нашего общества – гармония, единство личности и народа. Героиня фильма – сельская девушка Оксана, достигшая мировой славы благодаря своему артистическому таланту, не только вдохновенный художник, но, прежде всего, гражданин и патриот своего отечества. Автор сценария А.Левада и режиссер воспевают в фильме духовную красоту нового человека.
Среди ряда кинопроизведений, посвященных колхозной жизни примечательны фильмы «Люди моей долины» и «Солдатка». В «Людях моей долины» показано столкновение созидательных сил, осуществляющих строительство коммунизма на одном из сельских участков, со всем тем, что тяготеет к статичности, ограниченности, связано с отжившими понятиями и представлениями. Вдохновителями и организаторами борьбы колхозников за расширение посевных площадей в фильме выведены парторг Парася (арт.В.Васильева), председатель колхоза Стойвода (арт.Н.Тимофеев) и инженер-мелиоратор Бурчак (арт.Е.Самойлов). Противником смелых планов сельских новаторов выступает прежний председатель колхоза Товкач, в образе которого актер В.Добровольский осуждает практику равнодушия к общегосударственным интересам в угоду местным и личным.
Молодой режиссер В.Денисенко в фильме «Солдатка», поставленном им по его же сценарию, раскрывает мужество, высокое чувство патриотического долга, организаторский талант и большую человеческую чуткость советской женщины-фронтовика Ярины Гаевой (арт.З.Дегтярева).
Другой фильм В.Денисенко «Роман и Франческа» по сценарию А.Ильченко посвящен одной из важнейших проблем современности – дружбе между народами. Он призывает к общей борьбе против разрушительных, уничтожающих надежды людей на труд и счастье сил войны, за мир, за красоту и искренность отношений между людьми труда разных наций, жителями разных стран. Роль героини фильма – неаполитанской уличной певицы Франчески исполняла Людмила Гурченко. Популярная советская актриса создала образ, покоряющий чистотой помыслов, чувств и стремлений, отмеченный национальными чертами, согретый горячим солнцем Италии. В ролях советских моряков – борцов за свободу итальянского народа Романа и Ивана Семеновича выступили актеры П.Морозенко и М.Заднепровский.
Теме Отечественной войны посвящены фильмы «Крепость на колесах» режиссера О.Ланциуса по сценарию В.Кондратенко и «И один в поле воин» режиссера А.Швачко.
В первом воспроизведен имевший место в действительности эпизод героического единоборства советского бронепоезда, прикрывавшего отход 26-й армии, вырывавшейся из окружения, с превосходящими силами противника.
«И один в поле воин» представлял собой экранизацию известного романа Ю.Дольд-Михайлика того же названия о подвигах советского разведчика в фашистском тылу.
Значительным событием в жизни украинской кинематографии была экранизация режиссером Н.Макаренко одного из лучших литературных произведений послевоенного периода – романа Михаила Стельмаха «Кровь людская – не водица».
Фильм рассказывает о событиях героического периода борьбы украинского народа за Советскую власть и осуществление социалистического переустройства жизни. В образах Мирошниченко (арт.Е.Бондаренко), Горицвета (арт.А.Соловьев), Нечуйветра (арт.Г.Осташевский) воплощены черты борцов за общенародные идеалы, за идеи революции, великую ленинскую правду.
Лучшие произведения киевских кинематографистов наследуют установившуюся традицию изображать то, что значительно для всего народа, показывать жизнь в ее поступательном движении, борьбе противоречий.
Интенсивно развивается в Киеве документальная и научно-популярная кинематография.
С началом работы Киевской студии кинохроники (15 ноября 1939 г.) производство документальных фильмов значительно выросло. Документальные картины охватывают все более широкий круг событий в жизни республики. В 40-е годы выходят фильмы «Искусство Советской Украины» и «Украина возрождается» Г.Тасина, «Донбасс» М.Билинского. Особенным успехом пользовались полнометражные документальные фильмы – цветной «Советская Украина» М.Слуцкого и Г.Тасина, «Советская Молдавия» и «Восстановление Донбасса» М.Билинского, «Днепрогэс» О.Подгорецкой.
В последние годы создано большое количество тематически разнообразных фильмов, в частности: «Земля Киевская» и «Молодость строит» (реж.Н.Мельников), «В степи под Херсоном» и «Герои семилетки» (реж.М.Романов), «Кукуруза – культура больших возможностей» и «На новые подвиги» (реж.Я.Авдеенко), «Колхозники Украины отвечают на призыв партии» и «Высокая награда» (реж.А.Фернандес), «Город шахтерской славы» (реж.М.Билинский), «В дружбе с трудом» (реж.Л.Френкель), «Мы из Донбасса» и «Украина 1960 года» (М.Юдин), «Всегда с народом» (реж.В.Небера), «Мыс Украины» (реж.В.Небера и В.Быковец), «Киев – город-герой» (реж.Р.Фощенко).
Разнообразные события и факты социалистической действительности, творческий труд советских людей, отраженные в документальных фильмах, все более становятся глубокими политическими обобщениями; возрастает кинематографическая выразительность документальных кинопроизведений.
На I Всесоюзном кинофестивале в 1958 г. получил награду посвященный 40-летию Октябрьской революции, достижениям трудящихся Советской Украины полнометражный документальный фильм «Живи, Украина», поставленный М.Юдиным по сценарию М.Стельмаха. На II Всесоюзном кинофестивале в 1959 г. премию получил документальный фильм «С киноаппаратом по Кракову» В.Неберы.
Величественные достижения советской науки, ярким свидетельством чего является запуск космических ракет, вступление в строй действующих кораблей атомохода «Ленин», находят свое отражение в научно-популярной кинематографии, значение и задачи которой все возрастают. Она призвана расширять научные знания в массах, расчищать пути новому, прогрессивному.
Работники научно-популярной кинематографии Киева занимают одно из почетных мест. Киностудия учебных и научно-популярных фильмов была организована в столице 4 декабря 1940 г. Как отмечалось, до того времени научно-популярные фильмы выпускали студии художественных фильмов и кинохроники. Многие из созданных студией научно-популярных фильмов отмечены премиями и наградами, например, известный во всем мире фильм Н.Грачева «Они видят вновь» (1947).
В 1957-1961 гг. киностудия научно-популярных фильмов выпустила ряд картин, имеющих значительную познавательную ценность, в частности, фильмы: «Завод заводов» и «Леса Закарпатья» режиссера С.Снитко, «Чугун и сталь» Н.Храпуна, «Украинские художники-передвижники» В.Гомоляки, «Александр Гиталов рассказывает» Д.Федоровского, «Полтавская битва» Л.Любченко, «Об этом спорят в мире» К.Лундышева, «Евгения Долинюк» Е.Григорович, «В Институте электросварки им.Е.О.Патона» П.Зиновьева, «Окно в день завтрашний» С.Кореняка, «Амвросий Бучма» Г.Крикуна, «Не для меча – для орала» Е.Уваева, «Днепр» и «Думы Кобзаря» Л.Островской, «Они должны слышать» С.Шульмана и др.
На II Всесоюзном кинофестивале в Киеве в 1959 г. был отмечен фильм «Атом служит нам» П.Зиновьева, получивший также премии и дипломы на международных кинофестивалях в Англии, Венеции и Падуе. Первой премии на Всесоюзном кинофестивале 1960 г. в Минске был удостоен фильм режиссера С.Шульмана «Электронный консилиум». На Международном кинофестивале в Будапеште в 1959 г. фильм режисера Д.Федоровского «Автоматизация производственных процессов в машиностроении» получил золотую медаль.
Киевские кинематографисты с успехом возрождают искусство украинской мультипликации. Студия научно-популярных фильмов выпустила сатирический мультипликационный фильм «Приключения Перца», поставленный режиссерами И.Лазарчуком и И.Гурвич по сценарию Ф.Макивчука, П.Глазового и Н.Билкуна.
В послевоенные годы все более расширяется кинофикация Киева, развивается кинопрокат. В 1945 г. в городе функционировало лишь 13 стационарных кинотеатров и 12 передвижных.
В 1961 г. в Киеве государственная сеть насчитывала 51 кинотеатр, включая 8 широкоэкранных, а профсоюзная сеть располагала 58 кинотеатрами, из них 2 широкоэкранных.
В городе были открыты новые кинотеатры: «Стереокино» (1953 г.), широкоэкранные «Октябрь» (1955 г.) и «Коммунар» (1957 г.).
В 1958 г. вступил в строй панорамный кинотеатр, оборудованный по последнему слову техники. Сложная аппаратура для него была изготовлена на киевском заводе «Кинап». Этот завод за последние годы выдвинулся в число крупных кинопредприятий, снабжающих советскую кинематографию совершенным оборудованием.
Семилетний план предусматривает сооружение в Киеве новых кинотеатров, в том числе широкоэкранных и панорамного. Намечено построить циркораму. Ряд действующих кинотеатров будет модернизирован. Число клубных киноустановок за семилетие значительно возрастет.
К XXII съезду КПСС киевские работники кино пришли с определенными достижениями, что нашло свое проявление в количественном росте выпуска картин и в усилении внимания к актуальным проблемам современности. Однако задача всесторонней и глубокой связи киноискусства с жизнью народа еще далеко не решена.
Наше время – время больших страстей, дел и дерзаний. Вдохновленные начертанной XXII съездом КПСС величественной программой построения коммунизма, киевские кинематографисты создадут еще много художественных, научно-популярных и документальных фильмов, достойных нашей великой эпохи.
По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 2, с. 761 – 782.