Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Дни забот и тревог

Андрей Иллеш

Специальный корреспондент «Известий» Андрей Иллеш передает из района Чернобыльской АЭС.

Киев, 10 мая. (По телефону). Сотрудник ГАИ поднял жезл – и наша редакционная машина затормозила у пункта проверки на шоссе, ведущем в Киев. В колонне рядом с нами стояли грузовики, рефрижераторы, «Волги»… Понятно: гигантский город пропускает через себя немалый поток транспорта. Сюда везут и продукты, и промышленные товары, и все надобное для киевских заводов и фабрик. Эхо чернобыльской аварии не должно помешать деловому ритму жизни столицы Украины.

Вот подходит наша очередь. Мы медленно подъезжаем к специалистам, проводящим дозиметрическую проверку автомобилей и пассажиров. Выходим из кабины. Колеса, кузов наших «Жигулей» при осмотре «не трещат», а показания приборов говорят о том, что радиационной «грязи» нет. Однако и нас осматривают. Прежде всего обувь.

– Мало ли по каким местам вы ходили, – улыбается стоящий рядом начальник второго дивизиона управления ГАИ области Н.Псурцев, который успел ознакомиться с нашими удостоверениями.

– Читал репортажи в «Известиях», – говорит он. А когда мы поинтересовались его работой, ответил: – Вынужден «разочаровать» – у меня на участке сенсаций нет. Весь транспорт, прибывающий в Киев, в норме. Но это не значит, что дело можно бросить. Ситуация призывает к особой бдительности.

Собственный корреспондент Н.Бакланов, уже исписавший не один блокнот, нажимает на газ. Прямая трасса, ведущая на Житомир, уходит из-под колес назад.

В Макаровском районе, что прижался справа к этой трассе, сегодня, как, впрочем, и в других местах, идет напряженная – с двойной нагрузкой – жизнь. Сюда прибыли и размещаются эвакуированные из 30-километровой зоны.

– Можете представить всю сложность положения хотя бы по тому факту, что наш хлебозавод увеличил теперь выпуск вдвое – выдает по 24 тонны продукции в сутки, – говорит председатель Макаровского райисполкома И.Кожуховский. – У наших соседей график тоже уплотнился. Надо предусмотреть тысячи мелочей и немелочей, все успеть – речь идет о людях, покинувших свое жилье, резко изменивших обстановку…

Все необходимое и делается. Вот справка, которую предоставил нашему корреспонденту А.Доленко первый заместитель председателя Киевского облисполкома Н.Степаненко:

– Эвакуированным – а их сегодня почти 92 тысячи – уже выдана безвозмездная денежная помощь, 2 тысячи комплектов одежды, 1 500 швейных и 4 000 шерстяных изделий – всего на 150 тысяч рублей выдало бесплатно нуждающимся управление обслуживания населения Киевского облисполкома.

Еще немного цифр, которые точно характеризуют и обстановку, и то, как в этой обстановке действуют различные министерства и ведомства. Как уже сообщала газета, торгующим организациям разрешено отпускать эвакуированным товары в кредит без первого денежного взноса. И вот только магазины потребкооперации за первую неделю после аварии оформили в рассрочку товаров на 16 тысяч рублей. Помогли эвакуированным постельными принадлежностями – их выдано 16 400 комплектов. У некоторых появилась нужда в мебели – предоставили и ее. 3 800 кроватей и раскладушек, три с половиной тысячи матрацев, на 62 тысячи рублей посуды, 300 газовых плит с баллонами – всем этим уже пользуются новоселы. Условия, в которых они оказались, потребовали особого внимания к гигиене и чистоте. Для этого им было выдано восемь с половиной тонн моющих средств. В Полесский, Иванковский, Бородянский и Макаровский районы кооператоры дополнительно направили автолавки.

Матерям с детьми государство бесплатно предоставляет места в здравницах, домах отдыха, санаториях-профилакториях, используются и пионерские лагеря. В них сейчас находятся более двух тысяч человек…

Но вернемся в Макаров. В тот день, когда мы здесь были, шло размещение очередной группы людей, вывезенных из зоны. Расчет таков: на один двор – два подселенных. Еще в райисполкоме мы внимательно разглядывали бланки, отпечатанные специально в первые же дни после аварии. В этих листах, которые заполняют прибывшие, учтено все: возраст, пол, прежний адрес, специальность, количество детей… Такая строгая «бухгалтерия» необходима. Это один из рычагов, сводящих на нет естественные в условиях срочной эвакуации «накладки». И действительно, порядок здесь царит на удивление. При нас заполнялась последняя графа этой спецанкеты: куда эвакуированного подселили.

– Райком партии и райисполком имеют свой штаб, – говорит первый секретарь Макаровского райкома КП Украины В.Кострома. – Работает он практически и днем, и ночью. Через сутки сменяются его руководители, иначе человеку не выдержать. А необходимо не просто выдержать – хорошо и четко работать! То, что не доделаем в первые дни, после переделывать, ой, как трудно будет! Все понимают: люди к нам прибывают из особого района. Их заботы – главные. Но и свои дела на второй план не отодвинешь: весна ждать не будет. И урожаем осенним кормить придется куда больше людей, чем обычно.

Тактика сегодняшией работы партийных и советских органов – в решении самых прозаических, но оттого не менее важных вопросов. Скажем, в Макаровский район вместе с переселенцами привезли 17 446 голов скота. Разместили его в девяти здешних колхозах. А ведь его не только доить, но и кормить надо. Вот и ломают голову о завтрашнем обеспечении кормами разросшегося поголовья…

В срочном порядке началось строительство временных загонов, летних кошар. Те, что были, ремонтируются. В этом деле большую помощь могут оказать прибывшие: никогда на селе лишних рук не бывало. Для подобных работ организуются новые бригады. Механизатор спешит к механизатору, плотник – к плотнику, дояр – к дояру. Заранее, с хитрецой, обдуманно подселили прибывших: у председателя колхоза разместили председателя, к бригадиру пригласили жить бригадира. Так они на дому быстрей о будущей совместной работе договорятся, В результате скорее и к делу приступят. А дело уже делается. На двух местных заводах организованы из вновь прибывших дополнительные смены.

– Да, к работам мы уже почти везде приступили, – замечает И.Кожуховский. – Теперь в каждом хозяйстве у нас как бы два хозяйства. Там, где площади позволяют, сразу же с расчетом под новые корма пустили в поля тракторы. Досеиваем кукурузу, травы…

Вот еще какое впечатление вынесли мы, побывав в «разросшихся» селах. Психологически многие приехавшие еще не подготовлены к тому, что надо обосновываться основательно. Выдают картошку для посадки – не поздно еще, забирай, сажай. Но не все свой огород спешат завести.

– Вы правы, – подтверждает секретарь райкома. – То, что уже сделано, – еще полдела. И, как это ни парадоксально, самое простое. Впереди ждет хоть и обыденная, крестьянская, однако, очень напряженная для всех нас жизнь. Тут-то и «вылезут» проблемы, о которых уже теперь думать надо. Даже желанные гости, и те со временем тяготить начинают. Известное дело: две хозяйки на кухне – тишина лишь до срока…

Прав Кострома: завтрашние заботы и дела встают во весь рост уже сегодня. И то, как четко решалось все связанное с эвакуацией (например, полная сводка по прибытию переселенцев давалась буквально по часам), обнадеживает. Убеждает: справятся здесь и с новыми трудностями.

А в киевском горисполкоме каждое утро ровно в 9 звучат слова экспертов: сегодня уровень радиации в городе такой-то, количество питьевой воды такое-то.

Об обстановке, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС, руководителей города информируют представители научно-исследовательских институтов, Самое современное оборудование НИИ перепрофилировано нынче с академической тематики на житейские нужды горожан и жителей области.

Мы возвращаемся к этому в своем репортаже недаром. Многих читателей «Известий» по-прежнему волнует, несмотря на то, что материалы об атмосферном загрязнении уже публиковались, обстановка в городе. Коротко говоря, она нормальная, рабочая. Вот что думают во этому поводу специалисты.

– Если говорить о тенденции, – рассказал нашему корреспонденту С.Цикоре профессор М.Шандала, – то по нашим графикам радиационный фон в Киеве возвратится к норме где-то к 19 мая. Сегодня, понятно, он еще выше нормы, но опасности для людей не представляет.

«Откроем» справочник. Радиация (или излучение) присуща нашей планете изначально, до появления на ней человека. Поэтому всю свою жизнь каждый из нас ощущает на себе ее воздействие. Естественное это воздействие ничего плохого нам не приносит. Повышенное – грозный враг. Принцип оценки, какое опасно, а какое нет, – суммарная доза радиации, «поглощенная» человеком за год.

– В СССР действуют следующие нормы радиационной безопасности, – продолжает ученый. – Для профессионалов, работающих с радиоактивными веществами, допускается годовая нагрузка в 5 рентген. Для тех, кто с такими веществами не работает, но живет вблизи их производства, нагрузка уменьшена в десять раз и равна 0.5 рентгена за год. Это касается обычных условий работы и жиэни. При аварийных ситуациях – а они всегда скоротечны – действуют иные нормы безопасности. Но и эти не выходят ни в коем случае за порог доз, грозящих человеку какими-либо серьезными недугами, например, лучевой болезнью.

– Проиллюстрирую эти положения на недавней ситуации в Киеве, – говорит профессор. – Сейчас весь город переведен на нормативы аварийной ситуации, и «планка» радиационной нагрузки поднята до 10 рентген в год. Так вот: при нынешнем уровне радиации в городе для получения этой дозы каждому киевлянину надо беспрерывно облучаться в течение 2 000 суток, т.е.более пяти лет! Вот почему все специалисты в один голос утверждают: нынешний уровень радиации в городе, хотя и превышает обычный радиоактивный фон, но угрозы для здоровья людей не представляет.

Конечно, необходимы тщательные меры профилактики. Это значит, что нужно соблюдать гигиену, в помещении не допускать скопления пыли, протирать его мокрой тряпкой, ограничить пребывание маленьких детей на улице… Объявления такого рода налажены теперь по местному телевидению, выступают врачи со статьями и в печати.

Город Чернобыль, 10 мая. Расстояние до атомной электростанции – восемнадцать километров. Отсюда идет наступление, цель которого – нейтрализовать очаг излучения. И это произошло!

И.С.Силаев, заместитель Председателя Совета Министров СССР: «Сегодня твердо можно говорить о новом этапе в работе по ликвидации последствий аварии. Главная опасность устранена, можно работать спокойно. Возможность катастрофы, о которой много писали западные средства массовой информации, теперь исключается. Но это, естественно, не значит, что можно сворачивать всю нашу деятельность. Впереди большая работа. Одна из главных задач – произвести полное обеззараживание станции и прилегающей к ней местности».

Е.П.Велихов, академик, вице-президент АН СССР: «Действительно, теоретически до сегодняшнего дня существовала возможность катастрофы – большое количество топлива и реакторного графита находилось в раскаленном состоянии. Теперь этого нет. Как уже было сказано, специалистам предстоит труднейшее дело. Они займутся дезактивацией и капсулированием всех радиоактивных веществ. Это в свою очередь гарантирует от их попадания в грунтовые воды. А пока в труднейших условиях высокой радиоактивности внутри блока ведутся специальные работы. Сейчас много делают строители. Они замораживают почву, подают большое количество бетона. Цель действий – «похоронить» аварийный реактор».

Известия, 1986 г., 12.05, № 131 (21574).