Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Собственными глазами

Александр Швец, специальный корреспондент «Вечернего Киева»

Что увидели иностранные журналисты во время поездки по Киевской области

Те, кто на днях смотрел по телевидению пресс-конференцию руководителей правительственной комиссии о ходе работ по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, наверняка обратили внимание на просьбу иностранных журналистов побывать в столице Украины и в Киевской области с целью подготовки материалов для своих изданий. И вот такая поездка состоялась. Вместе с представителями крупнейших телеграфных агентств, радио и телевидения США, Югославии, ФРГ, Франции, Японии, Болгарии, ГДР и многих других стран в этой поездке принял участие и наш специальный корреспондент.

Сотрудник канадской газеты был явно разочарован. Битых пятнадцать минут он пытался «вызвать на откровенность» своих собеседников – переселенцев из села Опачичи Чернобыльского района Ивана Аксентьевича и Ефросинью Михайловну Погребняк, но их ответы его не устраивали.

– Ну, неужели у вас не было ощущения паники? В момент эвакуации? Или в тот час, когда вы узнали о случившемся на АЭС? – не унимался дотошный профессионал.

А Погребняки, на какое-то мгновение задумавшись, словно снова прокручивая в памяти недавние события, участниками которых им пришлось быть, как-то просто и буднично качали в ответ головой:

– Да какая ж там паника! Если автобусов было достаточно. И транспорта для перевозки скота – тоже. Вот мы даже корову с собой привезли. И кабанчика…

Уже более часа иностранные журналисты находились в селе Копылово Макаровского района – в центре опытного семеноводческого хозяйства с одноименным названием. Побывали в эвакопункте, размещенном в Копыловском культурном комплексе, посетили сельский фельдшерско-акушерский пункт. Разговаривали с теми, кто приехал сюда из Чернобыльского района, и с теми, кто встречал их здесь. А наиболее любопытные журналисты даже присоединились к группе сельчан, проходивших дозиметрический контроль, поинтересовались показаниями прибора: уровень радиации был значительно ниже допустимого. И уже затем, когда после долгих сборов все заняли свои места в «Икарусе», сопровождавший журналистов в поездке член правительственной комиссии, председатель Киевского облисполкома И.С.Плющ предложил:

– Будем ехать по селу. У кого возникнет желание посмотреть, как разместились переселенцы, пожалуйста, укажите на любой дом.

Буквально тут же энергичная шведская журналистка подняла руку:

– А в этот можно?

Естественно, можно было и в этот, и в любой другой. И уже через минуту многоголосая толпа журналистов высыпала из автобуса.

Так сотрудник канадской газеты познакомился с семьей Погребняков.

В своем колхозе имени 1-го Мая Иван Аксентьевич работал комбайнером, а Ефросинья Михайловна – в полеводческой бригаде.

– На работу здесь мы вышли буквально на следующий день после переезда, – говорит Иван Аксентьевич. – Уже, вроде, и время прошло, а все никак не можем забыть, как нас здесь люди встречали. Сами подходили к автобусам, предлагали кров и помощь. Детей определили в школу. Это радушие, это искреннее сочувствие и понимание случившегося прямо-таки задело за самое сердце.

Иностранные журналисты внимательно слушали, что-то быстро записывали в блокноты, понимающе кивали головами. Из встреч с людьми, во время посещения Макаровского молокозавода, знакомства с организацией радиационного контроля и медицинского обслуживания в области, корреспонденты увидели, как все обстоит на самом деле, и могли сопоставить действительность с тем, что пишут о ней буржуазные средства массовой информации. А они порой несут такую околесицу, что даже представить трудно. Небылицы о «тысячах жертв», о якобы царящей в Киеве и области панике многотысячно тиражировались и тиражируются сейчас на Западе.

О том, как стряпаются подобного рода «сенсации», я услышал в беседе с одним из западных коллег по перу. Позвонив из гостиницы домой (это было сразу после возвращения из поездки), он с удивлением узнал о том, что одна из вечерних газет опубликовала на первой полосе его фотографию с якобы переданным от него сообщением: мол, результаты посещения Киева и области подтвердили, что население находится на грани паники, обстановка напряжена до предела…

– Что собираетесь предпринять в связи с этим? Будете опротестовывать? Подадите в суд?

Грустно улыбается:

– Опротестовывать? Нет. На это никто не обратит внимания. Буду писать правду. Надеюсь, ее услышат.

– Могу ли я передать наш разговор читателям, сославшись на ваше имя?

– Передать разговор можете, а ссылаться на меня не нужно. Мое руководство не рекомендовало давать интервью советским журналистам.

А вот еще одно интервью. Мусафир Салям представляет в нашей стране кувейтскую газету «Аль-Анба»:

– Подводя итоги поездки, хотел бы поделиться такими соображениями. Еще до посещения Киева был поражен той огромной, но хорошо спланированной на Западе шумихой вокруг чернобыльской аварии. Во-первых, во всем этом четко прослеживалась антисоветская направленность кампании, во-вторых, по-моему, все это было намерением отвлечь внимание мировой общественности, стран и организаций, горячо поддерживающих советские мирные инициативы, от дальнейшего развертывания империалистическими государствами гонки ядерных вооружений, от не поддающихся трезвому пониманию жестоких актов государственного терроризма, подобных недавним бомбардировкам американской авиацией мирных ливийских городов.

Кстати, тогда, когда в Ливии гибли десятки ни в чем не повинных женщин, стариков и детей, многие западные журналисты всячески старались приуменьшить результаты варварских налетов. В случае же с чернобыльской аварией – все наоборот. Считаю, что члены нашей группы имели сегодня возможность убедиться в том, что нет оснований сомневаться в истинности официальных сообщений советских властей о ходе работ на Чернобыльской АЭС. А кроме того, убедиться, что жизнь в прекрасном зеленом Киеве и в районах, непосредственно прилегающих к 30-километровой зоне, идет своим чередом – спокойно и организованно. Долг каждого честного журналиста – донести эту правду до своих читателей. Лично я это уже сделал. Сегодня же. По телефону.

Вечерний Киев, 1986 г., 12.05, № 109 (12724).