Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

В Политбюро ЦК КПСС

Политбюро ЦК КПСС на специальном заседании обсудило доклад правительственной комиссии о результатах расследования причин происшедшей 26 апреля 1986 г. аварии на Чернобыльской АЭС, мерах по ликвидации ее последствий и обеспечению безопасности атомной энергетики.

Установлено, что авария произошла из-за целого ряда допущенных работниками этой электростанции грубых нарушений правил эксплуатации реакторных установок. На четвертом энергоблоке при выводе его на плановый ремонт в ночное время проводились эксперименты, связанные с исследованием режимов работы турбогенераторов. При этом руководители и специалисты АЭС и сами не подготовились к этому эксперименту, и не согласовали его с соответствующими организациями, хотя обязаны были это сделать. Наконец, при самом проведении работ не обеспечивался должный контроль и не были приняты надлежащие меры безопасности.

Министерство энергетики и электрификации СССР и Госатомэнергонадзор допустили бесконтрольность за положением дел на Чернобыльской станции, не приняли эффективных мер по обеспечению требований безопасности, недопущению нарушений дисциплины и правил эксплуатации этой станции.

Безответственность и халатность, недисциплинированность привели к тяжелым последствиям. В результате аварии погибли 28 человек, нанесен ущерб здоровью многих людей.

Политбюро ЦК КПСС выражает глубокое соболезнование родным и близким погибших. Их семьям государство оказывает всестороннюю помощь. Организована большая профилактическая работа. Проведено медицинское обследование нескольких сотен тысяч человек. Диагноз лучевой болезни в настоящее время установлен у 203 человек, из них 30 человек проходят курс лечения в стационарных условиях.

Разрушение реактора привело к радиоактивному загрязнению территории вокруг станции на площади около одной тысячи кв. км [1]. Здесь выведены из оборота сельскохозяйственные угодья, остановлена работа предприятий, строек и других организаций. Только прямые потери в связи с аварией составляют около 2 млрд. рублей. Осложнено энергообеспечение народного хозяйства.

Политбюро приняло к сведению, что Прокуратура СССР возбудила уголовные дела против лиц, виновных в аварии на Чернобыльской АЭС, и ведет расследование, после завершения которого материалы следствия будут переданы в суд [2].

За крупные ошибки и недостатки в работе, приведшие к аварии с тяжелыми последствиями, сняты с занимаемых должностей председатель Госатомэнергонадзора т.Кулов, заместитель министра энергетики и электрификации СССР т.Шашарин, первый заместитель министра среднего машиностроения т.Мешков, заместитель директора Научно-исследовательского и конструкторского института т.Емельянов [3]. Одновременно они привлечены к строгой партийной ответственности. Исключен из партии бывший директор Чернобыльской АЭС Брюханов [4].

Отмечено, что министр энергетики и электрификации СССР т.Майорец за серьезные недостатки в руководстве Чернобыльской АЭС заслуживает снятия с работы. Но учитывая, что он непродолжительное время занимает эту должность, Политбюро объявило ему строгое партийное взыскание и предупредило, что если он не сделает надлежащих выводов из случившегося, то будет подвергнут более строгому наказанию.

Комитету Партийного Контроля при ЦК КПСС, Центральному Комитету Компартии Украины, Московскому горкому партии поручено рассмотреть вопрос об ответственности других работников [5].

На заседании подчеркнуто, что осуществление крупных и энергичных мер по устранению последствий аварии позволило в короткие сроки коренным образом изменить обстановку на электростанции и прилегающей местности. Для эвакуированного из опасной зоны Чернобыльской АЭС населения ведется строительство жилья, объектов культурно-бытового назначения, ему возмещается материальный ущерб. Проводится необходимая работа по трудоустройству людей.

Состояние поврежденного реактора надежно контролируется и не вызывает никаких опасений. Осуществляются сложные инженерные мероприятия по консервации аварийного энергоблока.

Широким фронтом ведется очистка площадки электростанции от радиоактивного загрязнения, дезактивация окружающей территории, зданий, сооружений, оборудования. Выполнены большие объемы работ по снятию и захоронению грунта, обработке местности специальными химическими составами. В результате уровень радиации в районах, где он был выше нормы, резко снизился, и сейчас только в Чернобыле и некоторых прилегающих к нему пунктах он еще превышает допустимые пределы.

Для охраны водных ресурсов, кроме проведенного на протяжении 20 километров обвалования реки Припяти, создается система сооружений, обеспечивающая надежную защиту водного бассейна.

Политбюро отметило, что постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о неотложных мерах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с глубоким пониманием восприняты советским народом. Это выразилось в стремлении трудовых коллективов, каждого советского человека внести свой вклад в решение поставленных задач. Тысячи добровольцев изъявили желание непосредственно участвовать в восстановительных работах.

Советские люди внесли в фонд помощи по ликвидации последствий аварии свыше 400 млн. рублей. Трудящиеся многих коллективов безвозмездно отработали рабочую смену.

Политбюро ЦК КПСС высоко оценивает самоотверженность и трудовой героизм, проявленные рабочими, специалистами, учеными, военнослужащими, медицинским персоналом, работниками сферы обслуживания при проведении работ по ликвидации аварии и преодолению ее последствий. Принято решение о представлении особо отличившихся товарищей к награждению орденами и медалями СССР.

Подчеркнуто, что авария на Чернобыльской атомной электростанции является серьезным уроком, из которого министерства и ведомства, научные, конструкторские и проектные организации, хозяйственные, советские, партийные органы должны сделать исчерпывающие выводы [6].

Политбюро ЦК КПСС потребовало от министерств и ведомств в кратчайшие сроки разработать и осуществить дополнительные меры по обеспечению безопасной эксплуатации действующих атомных электростанций, укреплению технологической дисциплины на всех уровнях, повышению требовательности за неукоснительное соблюдение регламентов работы реакторных установок и другого оборудования. Предусмотрено провести переподготовку и аттестацию обслуживающего персонала, расширить сеть учебно-тренировочных центров, оснащенных специальными тренажерами [7]. Органам государственного надзора поручено строго контролировать работу всех атомных электростанций.

Высочайшая организованность, четкость и исполнительность в работе, глубокие знания и мастерство должны быть законом жизни каждого трудового коллектива в атомной энергетике.

Особое внимание правительственной комиссии, министерств и ведомств СССР, партийных и советских органов Украины и Белоруссии обращено на важность завершения в установленные сроки всех работ по консервации аварийного энергоблока, включая надежное его захоронение. Предложено взять под неослабный контроль выполнение заданий по поставкам машин, средств дезактивации, материалов, необходимых для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Первостепенной задачей является жилищное и социально-бытовое обустройство эвакуированного населения. Только для сельских жителей необходимо построить жилые дома общей площадью около 700 тыс.кв.метров.

В целях повышения уровня руководства и ответственности за развитие ядерной энергетики, улучшения эксплуатации атомных электростанций образовано общесоюзное Министерство атомной энергетики.

ЦК компартий союзных республик, крайкомам и обкомам партии поручено поднять уровень руководства партийными организациями атомных электростанций, воспитывать рабочих, инженерно-технические и руководящие кадры в духе высокой ответственности, настойчиво укреплять дисциплину и порядок в трудовых коллективах, уделять первостепенное внимание вопросам обеспечения безопасного функционирования этих предприятий. Для усиления партийного влияния на решение этих задач признано целесообразным ввести для парторганизаций атомных электростанций должности парторгов ЦК КПСС [8].

Советский Союз глубоко благодарен социалистическим государствам, проявившим солидарность с советским народом в связи с аварией на Чернобыльской АЭС [9]. Он признателен многим другим странам, их гражданам за моральную поддержку и практическую помощь.

На заседании подчеркнута необходимость широкого международного сотрудничества и совместных усилий различных стран для обеспечения ядерной безопасности. СССР предлагает другим странам вместе добиваться того, чтобы возможность аварий в работе атомных установок в мире была сведена к нулю. Важное значение в этом отношении имеет намеченная на сентябрь специальная сессия Генеральной конференции МАГАТЭ. Наша страна готова конструктивно участвовать в ее работе и считает актуальной задачей совместное создание учеными разных государств реактора нового поколения [10]. Вместе с тем следует придать ускорение сотрудничеству в освоении управляемого термоядерного синтеза, который мог бы стать неисчерпаемым источником энергии.

Другая сторона проблемы безопасности объектов ядерной энергетики связана с тем, чтобы не допустить преднамеренного их разрушения в результате военных действий или террористических актов. Следует разработать надежную систему мер по предотвращению ядерного терроризма в любом его проявлении.

Ядерная безопасность на нашей планете немыслима без прекращения материальной подготовки атомной войны, полной ликвидации средств ее ведения. Советский Союз исполнен решимости добиваться, вопреки ожесточенному сопротивлению военно-промышленного комплекса на Западе, претворения в жизнь предложенной программы освобождения мира от ядерного оружия уже до конца нынешнего столетия. Со времени ее выдвижения 15 января 1986 г. на всех переговорах об ограничении вооружений и разоружении наша страна внесла конкретные предложения, позволяющие достичь реальной договоренности.

Поворотным пунктом в деле обеспечения международной безопасности должны быть обуздание гонки ядерных вооружений, переход к реальным мерам по сокращению ядерного оружия и прекращению его испытаний. Мировая общественность ждет от американской администрации позитивного ответа на односторонний мораторий Советского Союза на ядерные взрывы. Действительное ограничение вооружений является лучшим вкладом в дело укрепления мира и надежной ядерной безопасности.

Политбюро ЦК КПСС выразило твердую уверенность, что министерства и ведомства, местные партийные и советские органы, руководители предприятий и организаций примут надлежащие меры для скорейшего преодоления, последствий аварии на Чернобыльской АЭС, обеспечения четкой и безопасной работы атомных электростанций, дальнейшего развития советской атомной энергетики в интересах народного хозяйства, в интересах трудящихся.

Правда, 1986 г., 20.07, № 201 (24823).

[1] Думаю, що тут мається на увазі забруднення плутонієм-239, тобто землі, втрачені безповоротно. Але виразно цього не сказано – хай кожен розуміє як знає. В той же час зона забруднення цезієм-137 становила понад 130 000 кв.км («Панорама «особой зоны»» під 26.04.1991 р.), що в 130 разів більше тієї величини, яку Політбюро вважало можливим довести до відома совбидла. З цього можна дорозумітися: а) про масштаби викривлення реальних даних; б) про те, що в кампанію дезінформації включилось само Політбюро; в) що офіційні 2 мільярди збитків треба помножити на 130 – отримаємо 260 мільярдів збитків як більш реальну оцінку.

[2] Тобто вказівку знайти і засудити офірних козлів Політбюро дало ще раніше, бо припустити, буцімто прокуратура без наказу вищого начальства насмілилась щось учинити проти номенклатури ЦК – дорівнює революції.

[3] Академік Іван Ємельянов – конструктор реактора РБМК, тому-то його інститут і не названо повністю; а Мінсередмаш – відомство, яке виготовляло ці реактори. За що ж їх деградували, якщо винен в усьому персонал станції, який буцімто щось не узгодив? А за те, що реактор був сконструйований погано, а виготовлений халтурно. Але говорити про це Політбюро не вважало можливим.

[4] Поки там прокуратура розвернеться, а тут винних уже своїм партійним судом покарали. Виключення Брюханова з партії означає зняття статусу недоторканості, який він мав як номенклатура ЦК. Це пряма вказівка прокуратурі його схопити і засудити.

[5] А чому Мосміському доручили судити і карати? Тому, що Політбюро вважало винними у катастрофі ще багатьох дрібніших московських начальників, яких не личило судити на Політбюро, але яких треба було покарати. Отже, і тут коло винуватців далеко не обмежувалось персоналом станції, як то представлялося назверх. Див. також «В ЦК Компартии Украины» під 28.07.1986 р., «В Комитете Партийного Контроля при ЦК КПСС» під 14.08.1986 р. – про судові розгляди і кари в цих інстанціях.

[6] Якщо в усьому винен персонал АЕС, то які висновки з цього можуть зробити конструкторські і проектні організації? Знову бачимо, що для себе, для внутрішнього використання Політбюро взяло до уваги дані про ненадійність РБМК і необхідність його вдосконалення. Отже, Політбюро уже тоді знало, що винен не персонал. А подальші спроби вдосконалення РБМК виявились безвиглядними, і від будівництва таких реакторів довелось відмовитись.

[7] Попри те, що наказ будувати тренажери виходив від самого Політбюро, їх таки не будували і далі («Инерция покоя» під 5.04.1987 р.); справа виглядала так безнадійно, що навіть автори цієї статті, яким дана ситуація не подобалась, не вважали доречним нагадувати про постанову Політбюро, яка для кожної совлюдини мала б бути найвищим законом.

[8] Хто вивчав історію КПСС – пам'ятає, що інститут надзвичайних і повноважних сатрапів (парторгів ЦК КПСС), не передбачений, здається, статутом КПСС, вводився щоразу, коли комуністичному пануванню загрожувала безпосередня небезпека (наприклад, після нападу німців в 1941 р.). Отже, за цим показником ситуація літа 1986 р. дійсно нагадувала літо 1941 р.

[9] Але жодного такого листа співчуття так і не оприлюднено. Навіть соціалістичні країни ухилились від цього. Всі у світі раділи з того, що СССР нарешті потрапив у яму, з якої він – дасть бог – не вибереться.

[10] Ще одне додаткове свідчення того, що на вдосконалення «найбільш безпечного у світі» реактора РБМК вже тоді особливих надій не покладали.