Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Мужество и боль

Специальные корреспонденты «Труда» С.Таранов, В.Харламов передают из Новороссийска

Сообщаем подробности

По вечерам в ресторане гостиницы «Новороссийск» молчит оркестр. Не до веселья сейчас тем, кто пережил аварию, родственникам погибших. Их боль, их горе разделяют те, кто, рискуя собственной жизнью, бросился на помощь терпящим бедствие, – моряки, авиаторы, курсанты…

Люди хотят знать, почему стряслась эта беда, кто виноват в аварии. В результате проведенного расследования многое уже понятно. Об этом шла речь на очередной встрече правительственной комиссии, которую возглавляет член Политбюро ЦК КПСС, первый заместитель Председателя Совета Министров СССР Г.А.Алиев, с родственниками погибших.

Главная причина – в преступно халатном отношении капитанов обоих кораблей к своим обязанностям. В первые минуты рейса судоводители «Адмирала Нахимова» и сухогруза «Петр Васев» знали, что их курсы пересекутся. 45 минут они шли друг на друга. Дважды переговаривались по радио. Сухогруз был обязан, сбавив ход, пропустить пассажирский лайнер. Но капитан «Петра Васева» Ткаченко по необъяснимым причинам вовремя скорость не снизил, а капитан «Адмирала Нахимова» Марков ушел в каюту, доверив вахту второму помощнику. Когда до столкновения оставались минуты, Ткаченко скомандовал-таки дать задний ход, но инерция двигала громадный корабль дальше. Однако второй помощник на пароходе «Адмирал Нахимов» потерял драгоценные минуты и лишь потом отвернул от прежнего курса влево. Сейчас оба капитана взяты под стражу. Работники Прокуратуры СССР опросили по делу больше 500 человек.

Могли бы после столкновения спастись все пассажиры и экипаж? Нет. Сила удара исчисляется миллионами тонн. В корпусе парохода образовалась пробоина площадью свыше 80 квадратных метров. По расчетам ученых вода заливала судно со скоростью 29 тысяч кубометров в минуту. Пароход оставался на плаву всего семь минут. Спасаться пришлось в полной темноте. Не хватило времени спустить на воду шлюпки.

Действия по спасению пострадавших, предпринятые организациями Новороссийска, военными подразделениями, оцениваются комиссией как успешные и достаточные. Кстати, пассажиры «Адмирала Нахимова» думают так же. Спасено и доставлено на берег 836 человек. Их могло быть меньше, если бы кто-то из участников спасения в море и на берегу допустил оплошность. Но этого не случилось.

Член комиссии министр морского флота СССР Т.Б.Гуженко сообщил, что пароход соответствовал принятому в стране регистру, а значит – требованиям безопасности мореплавания. Судно много раз модернизировалось, последний ремонт был сделан в этом году в Болгарии. Но удар был столь большой сипы, подчеркнул Т.Б.Гуженко, что проломил бы и не такой корпус.

Окончательный ответ на все вопросы даст расследование. Те, кто его проводит, учитывают все мнения – и экспертов, и очевидцев случившейся беды.

Сейчас поиски ведутся в двух направлениях: в открытом море корабли, самолеты и вертолеты обследуют пространство в направлении до 60 миль на запад и 40 – на юг. На судне работают 79 водолазов. Задействованы все возможные средства Азово-Черноморского бассейна.

В гостинице всех приезжающих родственников поселяют без всяких проволочек. Буфеты работают круглосуточно, установлены прямые междугородные телефоны. В Краснодаре, Новороссийске, Сочи, Туапсе, Анапе, Геленджике без перерывов дежурят работники для встречи и проводов пострадавших, их близких. В Новороссийск прибыли заместители председателей облисполкомов тех областей, где жили жертвы аварии.

В месте, где затонул пароход «Адмирал Нахимов», продолжаются поисково-спасательные работы. Мы побывали в районе катастрофы.

Быстроходный катер отходит от причала Новороссийского порта и берет курс на мыс Дооб, на место поисково-спасательных работ. Туда, где ночью 31 августа произошла роковая встреча пассажирского лайнера «Адмирал Нахимов» с сухогрузом «Петр Васев».

С левой стороны у грузового причала хорошо виден корпус «Васева». Смятый нос – вот и все видимые повреждения, которые получила махина общей массой свыше 50 тысяч тонн. Корабль дошел в порт своим ходом, и сейчас, пока идут разгрузочные работы, водолазы обследуют так называемую бульбу – острую, выдающуюся вперед подводную носовую часть сухогруза, которая, собственно говоря, и нанесла смертельную рану «Адмиралу Нахимову».

Наша «Радуга» выходит на траверс Дообского маяка. Как раз под нами примерно на 50-метровой глубине лежит на правом боку «Адмирал Нахимов». Над нами кружатся вертолеты поисковой команды, десятки катеров прочесывают место аварии, эфир заполнен переговорами спасателей.

– «Радуга-13», я «Аметист», швартуйтесь к правому борту спасательного судна «Гепард».

Рядом с «Гепардом» наш катер выглядит крошкой – такие мощные суда пришли на помощь из Одессы. На борту спасателя непотопляемые шлюпки, контейнеры заграждения, специальные установки для очистки морской воды от мазута и краски, которые разлились по морю после катастрофы. Все место аварии оцеплено специальными бонами заграждения. Отсюда, с «Гепарда», осуществляется все руководство подводными работами, которые ведут водолазные боты «Аметист» и «Антарес», а также суда Черноморского флота.

Перехватив взгляд, которым мы проводили опускающегося под воду водолаза, Иван Георгиевич Черемных, капитан флагманского спасательного судна, заметил:

– Только не думайте, что добраться до «Нахимова» так просто. Каждый спуск для водолаза сопряжен с риском для жизни: времени на работу в обрез – всего час, узкие коридоры и переходы на затонувшем лайнере сильно затрудняют поисковую работу. С помощью специальных установок удалось получить первые снимки с затонувшего судна.

Круглые сутки, не щадя себя, работают водолазы. Они выполняют свой благородный долг, как и все, кто несет сегодня мужественную, человечную вахту в Новороссийске.

Труд, 1986 г., 6.09, № 207 (19954).