Трагедия и мужество
Наши специальные корреспонденты В.Котовсков, П.Аркадьев передают из Новороссийска
– Преждевременно делать окончательные выводы, однако уже сейчас можно сказать, что при возникшей экстремальной ситуации можно было избежать столкновения, если бы тот и другой капитаны проявили должную находчивость, – сообщил журналистам на пресс-конференции член Политбюро ЦК КПСС, первый заместитель Председателя Совета Министров СССР Г.А.Алиев, возглавляющий государственную комиссию по рассмотрению причин аварии парохода «Адмирал Нахимов».
…Вахтенный помощник капитана лоцманского катера ЛК-90 В.Беловол поначалу прислушивался к переговорам вахтенных помощников капитанов «Адмирала Нахимова» и крупнотоннажного балкера «Петр Васёв» чисто машинально. Обычный обмен информацией двух судов, одно из которых покидает порт, а другое входит в него. Стрелки часов близились к 23.15. По возраставшему накалу переговоров В.Беловол понял: что-то происходит не так.
Сигнал бедствия на ЛК-90 приняли меньше чем через две минуты после того, как груженный 41 тысячей тонн ячменя сухогруз пропорол в борту «Адмирала Нахимова», 45 минут назад вышедшего из Новороссийска и следовавшего курсом на Сочи с 888 пассажирами и 346 членами экипажа, пробоину размером более девяноста квадратных метров. Туристы из Москвы, Молдавии, Сибири, с Украины, многих других районов страны попали в страшную беду.
На ЛК-90 слышали сигнал штормового предупреждения и, не задумываясь ни на мгновение, изменили курс и на полном ходу пошли к месту столкновения. В 23 часа 50 минут лоцманский катер – небольшое суденышко с несколькими членами экипажа – уже прибыл на место катастрофы, и моряки приступили к спасательным работам. Вахтенный помощник капитана В.Беловол, лоцман А.Карпов, молодой матрос В.Володин и другие их товарищи сделали все, что могли, и даже, пожалуй, больше: работая в кромешной тьме, среди угрожавших катеру обломков, они спасли и приняли на борт 84 человека.
Трудно сейчас перечислить всех, кто пришел на помощь людям, пережившим трагедию «Адмирала Нахимова»: в спасательных работах только в первые часы участвовало более 60 единиц плавсредств из Новороссийска, Геленджика, Сочи – моряки «Южморгеологии», рыбаки колхоза «Черноморец», экипажи портовых буксиров…
Особенно благодарны спасенные люди экипажам пограничных катеров под командованием мичманов А.Гусева и Е.Терехова. Поднявшийся ветер усилил волнение, которое до этого было совсем небольшим. Плохо помогал даже свет мощных береговых прожекторов, освещавших место аварии. На обломках и бочках, надувных плотиках, с кругом, а то и пустым чемоданом в руках из последних сил держались на воде пассажиры «Адмирала Нахимова». Их разносило в стороны волной и ветром, накрывало валами (верхний слой воды к тому же покрылся мазутом), и молодым морякам-пограничникам стоило немалых усилий не то что поднять на борт – хотя бы отыскать в волнах человека, только что мелькнувшего в волнующемся море.
Матросы С.Усанов, X.Кадыров, Б.Хазанов под командованием мичмана В.Леднева бросались в воду, поддерживали обессилевших, помогали принять их на борт. 146 человек спасли матросы с катера А.Гусева, 88 – Е.Терехова. А самих моряков на двух суденышках – восемнадцать.
Сколько их было, людей, воспринявших чужое горе как свое личное! Курсанты Новороссийского высшего инженерного морского училища, вертолетчики Сочинского аэропорта, которые вели поиск на такой малой высоте, что в другое время были бы наказаны за нарушение инструкции, экипажи гидросамолетов, моряки порта…
О четкости и оперативности всех этих действий говорит не только число спасенных людей – 836 человек. Но и организация всех видов помощи.
Город не спал. Казалось, весь Новороссийск поднялся по тревоге, объявленной в первую очередь для врачей и работников милиции. Были подняты на ноги таксисты – они доставили специально скомплектованные медицинские бригады к морскому вокзалу и гостиницам, где уже разворачивались стационарные медпункты. Они развозили людей, здоровье которых было вне опасности, по адресам, указанным Краснодарской краевой комиссией. Двадцать девять человек увезла в городскую больницу «скорая помощь». Мы должны особо сказать о действиях комиссии во главе с председателем крайисполкома В.Щербаком и секретарем крайкома КПСС Б.Пономаренко, а также городского штаба, которым руководил первый секретарь Новороссийского горкома партии Н.Хворостянский. Сотни разных вопросов пришлось решать в считанные часы.
Судите сами. Менее чем за час было подготовлено свыше 1 200 мест в гостиницах и общежитиях города. Ночью в Новороссийске не подается горячая вода [1], но она была нужна, чтобы отмыть спасенных от мазута и морской соли (многие пробыли в воде длительное время) – и оперативные бригады обеспечили ее подачу раз в пять быстрее, чем это требуется обычно. Сразу после профилактического осмотра и необходимых медицинских мер значительную часть спасенных следовало отправить домой. Работники железной дорога комплектовали день и ночь поезда.
Практически из всех уголков страны звонили близкие и друзья тех, кто находился в ту трагическую ночь на борту парохода «Адмирал Нахимов». Это было очень важно – успокоить одних, подбодрить других, утешить в горе третьих. И старшая смены Новороссийской междугородной телефонной станции Т.Желтоногова, как и многие другие ее подруги, сутки не покидала свое рабочее место. А ведь обеспечить связь такому количеству людей непросто даже в спокойной, не связанной с трагедией обстановке.
Сразу после создания штаба в нем, не умолкая, звонят телефоны едва ли не из всех городов и республик страны. Спрашивают: чем можно помочь пострадавшим? Приходят сюда новороссийцы, а вместе с ними и люди, отдыхающие на Черноморском побережье. Предлагают свою помощь, одежду, деньги.
Общая беда показала душевное богатство наших людей, ставшую моральным долгом потребность прийти на помощь, спасти другого, даже жертвуя собой.
Но именно поэтому нельзя не задуматься вновь и вновь о недопустимом, преступном разгильдяйстве, расхлябанности и халатности, которые послужили причиной трагедии. Почему одни, ведя длительные и бесплодные переговоры, не смогли предотвратить катастрофу в условиях, которые поначалу никак не предвещали трагедию? Почему ни вахта «Адмирала Нахимова», ни вахта «Петра Васёва», хотя оба судна находились в пределах видимости вахтенных, не приняли должных мер к взаимному спасительному маневру? И почему другие люди вынуждены были из-за этого жертвовать собой, рискуя умножить список тех, кого поглотила сорокаметровая морская глубина?
Для многих экстремальная ситуация не кончилась и сегодня. Несмотря на сильный ветер, волнение и качку, уходят один за другим на нелегкую подводную работу 80 высококвалифицированных водолазов, возглавляемых начальником экспедиционного отряда аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ Л.Кильчевским и непосредственным руководителем операции Ю.Савельевым. Пароход лежит на дне тем бортом, в который пришелся удар сухогруза, доступ в его отсеки затруднен, необходимо резать под водой корпус и надстройки.
Активно участвуют в подводном поиске моряки Краснознаменного Черноморского флота. Не уходят из зоны аварии, огороженной буями, экипажи спасательных кораблей Одесского экспедиционного отряда «Аметист», «Гепард», «Антарес».
Оценивая каждую секунду, предшествовавшую аварии, изучая свидетельские показания и анализируя действия обоих экипажей, практически круглосуточно работает государственная комиссия, в составе которой представители партийных и советских органов, Прокуратуры СССР, специалисты-мореходы. Они ответят на вопрос, почему плававший капитаном «Адмирала Нахимова» с 1959 года В.Марков и капитан балкера «Петр Васёв» В.Ткаченко не нашли решения, способного предотвратить катастрофу. Оба сейчас взяты под стражу.
…Катер «Радуга-12» с группой журналистов на борту идет тем самым курсом, которым шел в трагическую ночь с 31 августа на 1 сентября из Новороссийского порта пароход «Адмирал Нахимов». Вот она – эта точка: в 15 километрах от порта и всего в 3.5 километра от берега.
Давайте задумаемся здесь о двух полюсах трагедии. Каждый. Где бы мы ни работали. Какое бы дело ни было доверено нам. Подвиг, мужество, самоотверженность сошлись здесь лицом к лицу с осужденными нашей партией, всем народом халатностью и разгильдяйством в обстоятельствах трагических, но и выявляющих, чего стоит человек, до мельчайших подробностей.
Советская культура, 1986 г., 6.09, № 107 (6207).
[1] Вночі совєтські люди мусять смоктати лапу. Митися і прати – тільки по суботах. Навіть елементарна гаряча вода – і та може стати предметом героїзму, якщо до неї поставитись творчо.