Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Мужество спасателей

Капитан 3 ранга В.Пасякин, корр.«Красной звезды». Борт спасательного судна СС-21

Водолазы продолжают обследование парохода «Адмирал Нахимов»

Осень в Цемесской бухте не балует хорошей погодой. И потому штормовое предупреждение – ожидался сильный норд-ост порывами до 25 м в секунду, – полученное поздно вечером, спасатели восприняли как должное.

Операция по перестроению судов в ночном штормовом море потребовала исключительного напряжения и мастерства от командира и всего экипажа СС-21, за который «держались» остальные суда. Нужно было не просто надежно зацепиться за грунт, но и остаться на месте нахождения «Адмирала Нахимова», вписаться в общий строй других спасательных судов. Моряки знают, какая это нелегкая задача.

Воины действовали безотказно, проявляя смелость, инициативу, находчивость. Всего один факт.

Утром после бессонной ночи на спасательных судах вновь начались водолазные работы. Я был свидетелем того, как начальник поисково-спасательной экспедиции капитан 1 ранга А.Рогожин в приказном порядке отправил спать командира СС-21 капитана 3 ранга Кузьмищева, две ночи не сомкнувшего глаз.

…Кажется, только что товарищи тщательно готовили к спуску под воду пару водолазов-глубоководников: мичмана П.Максимца и матроса М.Стрижака. А вот уже идут переговоры командира спуска капитан-лейтенанта В.Величко с водолазами. Слышится их тяжелое прерывистое дыхание, доклад об обнаружении трупа женщины в каюте.

И вот они уже словно на сверхмедленном лифте поднимаются в водолазном колоколе с платформой. А под воду готовится очередная пара – старшины 1-й статьи Алексей Черкашин и Юрий Образ. Об этих моряках я уже был наслышан. Серьезны их лица, движения точны, расчетливы. Первый – старший инструктор-водолаз, коммунист. Второй – командир отделения, секретарь комсомольской организации поисково-спасательной службы. Оба высококлассные специалисты, хорошие спортсмены. Дружат и служат уже 2.5 года, начиная с учебного отряда. Вместе участвовали в ликвидации последствий прошлогоднего смерча в Сочи. На их счету по 300 часов подводных работ.

И вот они двигаются по корпусу «Адмирала Нахимова», осматривают помещения, заглядывают в иллюминаторы. Страхуют один другого. Позади уже не один десяток метров прогулочной палубы. И вдруг доклад: вижу в иллюминаторе человека. В ход идет кувалда. С разбитым стеклом надо быть осторожным – может порезать гидрокостюм.

Начальник медицинской службы судна старший лейтенант медицинской службы В.Булгаков, взглянув на часы, сказал руководителю спусков: Черкашин и Образ должны возвращаться.

– Как самочувствие? – беспокоится капитан-лейтенант Величко. Он знает, как устали водолазы.

– Нормальное, – доложили воины.

– Время возвращаться назад.

– Прошу разрешения продолжить работы, – просит Черкашин. О том же просил Образ. Величко понимал: очередной паре чрезвычайно трудно будет найти то место, где работают Алексей и Юрий. К тому же будет потеряно много времени, а сами они согласно установленному режиму пойдут на глубину только завтра. И Величко, чувствуя, понимая порыв водолазов, дал «добро» продолжать работу.

Без малого три часа (максимально допустимое время в тех условиях) провели под водой старшины, подняв на поверхность найденных погибших.

Воины четко доложили капитану 1 ранга Рогожину об осмотренном участке теплохода, и на огромной схеме «Адмирала Нахимова» во флагманской каюте появился еще один заштрихованный участок.

Красная звезда, 1986 г., 7.09, № 208 (19095).