Наедине со всеми
Т.Мартынова
[1] / Новости культуры
«Сегодня в районном Доме культуры состоится творческая встреча лауреата премии Ленинского комсомола, лауреата Всесоюзного и международных конкурсов Валерия Леонтьева с трудовыми коллективами Чернобыльской АЭС». Такие приглашения были розданы недавно тем, кто возвращает чернобыльскую землю к нормальной жизни. И в один из дней в конце августа все свободные от работы собрались на эту встречу.
О выступлении Леонтьева в Чернобыле я узнала случайно и с опозданием.
– Ну, а почему нужно делать из этого событие и звонить о нем в колокола? – переадресовал он мне брошенный упрек. – Любой человек, независимо от профессии должен быть причастен к тому, что происходит сегодня: и радостному, и печальному. Я певец, поэтому поехал и спел. Артист едет в «горячие» точки не ради острых ощущений. Если его там знают и ждут, значит, он должен там быть.
Что скрывать, когда в декабре прошлого года я выступал с концертами в Афганистане, это было нелегко. Признаюсь: вначале даже не мог спать, при каждом выстреле, взрыве вздрагивал. А потом, хотите верьте, хотите нет, привык. Случалось и так, что во время концерта взрывной волной выбивало стекла в помещении, но выступления я не прекращал. Правда, ощущение, что вокруг идет война, не покидало ни на мгновение.
Находясь в Афганистане, я часто думал о том, что в нашей благополучной жизни мы нередко бываем несправедливы, жестоки, можем легко, походя обидеть и ближнего, и первого встречного. А вот попадая в иные условия, люди относятся друг к другу с большей теплотой, вниманием, добротой.
Пробыв там семнадцать дней, я понял, что каждый из нас должен активнее бороться за мир [2], должен быть причастным к сегодняшнему времени, многое перечувствовал заново.
В последние месяцы в репертуаре Леонтьева появилось гораздо больше песен гражданских, социальных. Это и «Арена», и «Запомни их летящими», и «Звездный сюжет», и «Здравствуй, друг!». После разговора все разъяснилось само собой.
– К сожалению, я не смог показать все новые песни в Чернобыле, – рассказывал он, – хотя и выступал там два часа. Пел в основном по заявкам, то есть то, что уже известно. Этот концерт, с одной стороны, не отличался от обычных: так же дарили цветы, брали автографы, а с другой – был совершенно необычным. Зал местного Дома культуры небольшой и вместить всех желающих не мог. Поэтому вынули рамы, и у каждого окна стояли еще десятки зрителей. Присылали записки, я отвечал на самые разные вопросы. А когда в финале все поднялись и начали аплодировать, честно говоря, я не знал, как реагировать.
Объясняется такой прием, видимо, просто. Дело в том, что «звезды» эстрады пока не слишком балуют своими приездами чернобыльцев. А подобные встречи им очень нужны.
– Свою поездку туда я никогда не забуду, – продолжает Валерий. – Когда-то Леонид Осипович Утесов пел, что «песня людям так нужна, как птице крылья для полета». Вот там, на чернобыльской земле, я почувствовал это особенно остро.
В первый день, когда мы с ансамблем «Эхо» приехали в поселок Зеленый Мыс (это место на берегу Киевского моря, где на кораблях живут, отдыхают до начала смены люди), нас прямо на улице ждали тысячи зрителей. Но погода преподнесла сюрприз: началась страшная буря. И концерт так и не состоялся.
На следующий день мы вернулись в этот поселок, находящийся в 30 километрах от АЭС. Концерт начался в полночь, шел на улице, где была сооружена импровизированная сцена,- в общем, все это, конечно, незабываемо. Обстановка напоминала ситуации во время моих поездок по трассе БАМа и другим местам, где проходят маршруты новостроек. И еще очень напоминала атмосферу первых пятилеток, которую сохранил нам кинематограф: люди объединены общим порывом, их отличают энтузиазм, сплоченность. Никакой паники, пессимизма. Хотя, казалось бы, окружающая действительность к этому располагает. Ведь страшно, противоестественно видеть пустые, темные по вечерам дома, хлопающие от ветра калитки, сгибающиеся от несобранных плодов ветки яблонь, огромную, чуть ли не в рост человека, траву…
В Чернобыле случилось несчастье: из-под власти человека вышел мирный атом. Но неужели у кого-нибудь когда-нибудь может подняться рука, чтобы сделать подобное преднамеренно? Лично я бы пригласил туда из-за океана тех, кто вынашивает дикие планы новой войны. Пусть посмотрят, может, задумаются. И, может быть, поймут, почему наша страна предпринимает такие огромные усилия, чтобы сохранить мир на планете.
Советская культура, 1986 г., 20.09, № 113 (6213).
[1] Нині назва звучить двозначно, але оскільки в СССР сексу не було, то ніяких косих асоціацій не могли виникнути.
[2] Аж до повного підкорення Афганістану.