Сотый ребенок
О.Гусев, Н.Ларионова. (Спец. корр. «Правды»). Киевская область
как здоровье детей, родившихся в момент аварии и после нее
Нет, это не ошибка. Именно сотый ребенок появился недавно на свет в большой, дружной семье эвакуированных из Чернобыля женщин с детьми, разместившихся в санатории «Украина». Счастливой матерью оказалась Любовь Туманова, заведующая фермой колхоза имени В.И.Ленина.
А сколько радости вызвало появление на свет этого мальчика! Шеф-повар Татьяна Филипповна Семеняка приготовила сюрприз – огромный красивый торт. И все, кто был в санатории – а это 250 человек, – сели за общий стол по поводу радостного события.
Всего более 130 детей родилось в этом здании, затерявшемся среди соснового бора в курортном местечке Ворзель. У работницы припятского завода «Юпитер» Ирины Шепет сын родился точно в момент взрыва на четвертом энергоблоке – 26 апреля 1986 года в 1 час 26 минут. «Мы очень испугались взрыва, в припятском роддоме погас свет, – вспоминает Ирина. – Но понадобились считанные минуты, чтобы все встало на свои места. Работали все кабинеты, врачи, несмотря ни на что, не покинули своих мест. И вот результат: у меня растет здоровый мальчик».
Извиваясь и петляя по живописным местам, тонкой ленточкой тянется дорога от Киева до Ворзеля. Куда ни кинешь взгляд – всюду величественные сосны обступают шоссе, тут и там мелькают белые домики дачных поселков. Вот по этой-то дороге на встречу со своими долгожданными малышами спешат в субботу – воскресенье счастливые папаши, большей частью работающие на Чернобыльской АЭС. Радостно им видеть, что их семья уютно устроилась, медицинское обслуживание на высоком уровне. Им и работается от этого веселее.
Спасти новорожденных, принять детей и рожениц, оказавшихся в 30-километровой зоне, – эти проблемы реально встали перед коллективом кардиологического санатория «Украина». В считанные часы санаторий был перепрофилирован в медицинское учреждение, где не только на высоком профессиональном уровне обеспечили уход будущим матерям, но и делали все необходимое, чтобы каждая из них была окружена повседневной заботой и вниманием.
– Конечно, это потребовало немалого напряжения, – вспоминает главврач санатория Л.Литвак. – Все – от врачей, медсестер, санитаров до официанток и поваров – почти весь первый месяц работали практически круглые сутки, чтобы освоить новые для себя обязанности. Мы поставили кровати прямо в административном корпусе и часто не уходили домой на вочь. Разница в служебном положении никого не смущала, когда такую весьма не из приятных работ, как стирка пеленок, выполняли, причем совершенно добровольно, люди с дипломами.
Как одна большая семья стали работники санатория и эвакуированные, которых по привычке называют отдыхающими. Было сделано все, чтобы восполнить этим временно оторванным от дома женщинам домашний уют и теплоту близких. Даже «папашу на общественных началах» выбрали. Так в шутку называют здесь Марка Семеновича Орловского. Ему поручают столь деликатное дело, как встреча мамы и ее первенца после выписки из больницы. Представляем, как бы стало обидно молодой маме, если бы в этот торжественный день ее никто не встречал. А так: машина, цветы и даже «папаша». Потом устраивается праздник для всех по случаю пополнения в общей большой семье.
Все дети родились здоровыми. Лишь однажды была необходимость поместить ребенка в палату интенсивной терапии – малышу быстро помогли, и сейчас он чувствует себя превосходно. Детскую кухню организовали здесь же – в санатории. Но для этого десять медсестер прошли ускоренные курсы, и с тех пор проблем не было. По-домашнему уютно в комнатах молодых мам. Каждая живет в отдельной однокомнатной квартирке со всеми удобствами. В роддоме ей вручают полное приданое для ребенка, а в санатории ее уже ждут детская кроватка, коляска для малыша и ванночка. Особенно тепло молодые мамы отзываются о заведующей отделением Ларисе Порфирьевне Ивлевой, медсестре Татьяне Павловне Харченко, враче Валентине Александровне Добрыниной, диетсестре Людмиле Владимировне Главацкой, сестре-хозяйке Валентине Станиславовне Строкач, официантке Ольге Александровне Сидорчук, прачке Ольге Владимировне Харченко.
– Бывало, только скажешь Татьяне Филипповне Семеняке, нашему шеф-повару, что надоела пресная пища, – делится воспоминаниями инженер Чернобыльской АЭС Лариса Козленко, – глядишь, наутро нас ждут на столе разные соления, копченая ветчина или колбаса. Особенно «урожайным» наш необычный роддом был на двойняшек. Вот и у меня родились сразу Артем и Александра. Еще у двоих моих подруг родилось по двойне. Все дети здоровые, упитанные. И в этом во многом заслуга добрых работников санатория.
Хорошо чувствовала себя и мать десятерых детей колхозница Галина Александровна Бендюжко. Она в последнее время закапризничала, шутливо сетуют нянечки. Когда ей предложили поселиться в двухкомнатном «люксе», – отказалась наотрез: «Мне надобно, чтобы все десять моих надежд, которые, видите, мал мала меньше, всегда были у меня на виду». Пришлось ей уступить и дать, как и просила, одну комнату. Скоро в этом несколько шумливом семействе ожидают пополнение – одиннадцатого ребенка.
Пришло 1 сентября, и в этот день, как и положено, чернобыльские школьники отправились в Ирпенскую среднюю школу. Санаторий снабдил их новой формой, учебниками, портфелями.
В санатории жили 300 ребят. Всех их надо было занять, организовать им летний отдых, подготовить к учебному году. И тут выручили студенты из Киевского пединститута. Они по первому зову приехали к чернобыльским детям и все студенческие каникулы провели с ними. Шумно и весело проходили спортивные праздники среди детворы, смотры пионерских дружин. А гордостью санатория стала выставка детского творчества «1986 год – Год мира». Здесь и рисунки, и поделки из дерева и глины.
Но судьба так распорядилась, что скоро стала распадаться большая, дружная семья эвакуированных. Женщины начали разъезжаться на новые квартиры, которые им выделило государство. Многие со слезами покидали гостеприимный дом, приютивший их в тяжелую минуту, где она на себе испытали, что такое любовь и забота Родины. Уже 120 молодых мам празднуют новоселья в новых квартирах.
– Пустынно стало у нас, – сетует секретарь партийной организации санатория Л.Закордонец, – затихли детские голоса, опустело футбольное поле. Мы очень привыкли к нашим необычным «отдыхающим». Трудно было, ночей не спали, а все-таки, чувствуем, вдохнули они в жизнь нашего санатория живительную струю, научили работать с полной отдачей.
Правда, 1986 г., 30.09, № 273 (24895)