Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Виновата погоня за прибылью

А.Масленников. (Соб.корр.«Правды»). г.Лондон, 9 марта.

Одна из крупнейших катастроф в Северном море

На борту «Геральд оф фри энтерпрайз», как называется потерпевший крушение близ берегов Бельгии паром (о чем «Правда» сообщала 8 марта), находилось 543 пассажира и члены команды. Смерть 53 из них уже установлена, 82 считаются официально пропавшими без вести, то есть фактически погибшими, так как, даже если разрезать корпус судна, живыми их оттуда достать не удастся. Поэтому общее число погибших в аварии всеми газетами оценивается как 135. Если бы «Геральд оф фри энтерпрайз» прошел хотя бы еще один километр и перевернулся в открытом море, могло бы погибнуть подавляющее большинство находившихся на нем пассажиров.

Вот уже несколько дней британские газеты, телевидение и радио не пишут и не говорят почти ни о чем, кроме аварии в бухте бельгийского порта Зебрюгге. Состояние шока, в который была повергнута Великобритания при известии об этом крупнейшем кораблекрушении, объясняется не только масштабами самой трагедии, но и ее обстоятельствами. Затонул один из пассажирских паромов, на которых едва ли не каждый взрослый англичанин в тот или иной период своей жизни совершал путешествие или в Ирландию, или на континент и обратно.

«Именно эта обыденность поездки на пароме в континентальную Европу и придает свершившемуся особое ощущение ужаса», – пишет газета «Гардиан». В чисто человеческом аспекте кораблекрушение у берегов Бельгии не могло не вызвать отклика в сердцах миллионов англичан, хотя бы просто потому, что большинство его пассажиров были людьми, совершавшими однодневную увеселительную поездку в страны континентальной Европы или же отправившимися туда за покупками.

Почему гигантский паром, предназначенный для перевозки десятков автомашин и около полутора тысяч пассажиров, перевернулся, как неумело сконструированный игрушечный пароходик? После перебора различных вариантов объяснений большинство технических специалистов сходятся сейчас в том, что авария стала результатом погони за так называемой «коммерческой эффективностью», побуждающей капитана и команду экономить каждую минуту, и в частности отходить от причала еще до того, как закроются впускные двери грузовой палубы, через которые внутрь парома въезжают грузовики и легковые автомашины.

За последние дни по голубым экранам Британии прошествовала целая вереница моряков, инженеров, архитекторов и других специалистов, которые подробно рассказывали о том, как нарушается техника безопасность английскими и западноевропейскими пароходными компаниями, обеспечивающими паромные переправы. Из этих объяснений выясняется, что всякого рода «допуски» вроде отправки паромов с незакрытыми дверями с целые «дать возможность морскому ветру выдуть выхлопные газы из грузовых отсеков паромов, где перевозится автотранспорт», стали обычной практикой жадных до прибылей судовладельческих корпораций. Иными словами, авария с паромом «Геральд оф фри энтерпаайз» – дело отнюдь не случайное. На его коренную причину, видимо, достаточно прозрачно намекает само название погибшего судна, звучащее в переводе на русский как «Глашатай свободного предпринимательства».

Правда, 1987 г., 10.03, № 69 (25056).