Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Не стихия, а халатность

[І тут, і всюди – скрізь погано]

Продолжаем разговор, начатый в статье «Цена пожара»

И.Кухарь. Председатель союзного Совета колхозов, дважды Герой Социалистического Труда, председатель колхоза им. Владимира Ильича. Московская область.

Как председатель союзного Совета колхозов я знаю, какие тяжкие последствия причиняют селу пожары. Огнем уничтожаются тысячи голов скота, птицы, десятки тысяч тонн кормов и готовой сельхозпродукции, тысячи квартир и жилых домов колхозников – это далеко не полный счет бесхозяйственности.

Можно ли снизить цену пожаров либо совершенно «обесценить» их? Ведь пожар не беспричинная стихия, пожар – это чья-то бесхозяйственность, чье-то пренебрежение установленными государством нормами, стандартами и правилами.

В статье А.Микеева «Цена пожара» («Правда», 9 декабря 1986 г.) ставится вопрос о разработке и принятии закона о пожарной безопасности. Возможно, такой закон и нужен, но мне непонятно, почему бы Верховному Совету РСФСР не принять закон об уголовной ответственности руководителей всех рангов еще до пожара, как это сделали другие республики в СССР?

В «Положении о государственном пожарном надзоре в СССР» предусмотрено повышение сумм штрафа за нарушение правил пожарной безопасности, однако, на мой взгляд, право наказать максимальным штрафом следует предоставить всем органам Госпожнадзора, а не только руководителям Главного управления и управлений пожарной охраны – это еще более повысит ответственность хозяйственных руководителей. Кроме того, непонятно, почему злостные нарушители правил пожарной безопасности из рабочих и служащих не могут быть привлечены к административной ответственности, тогда как известно, что именно из-за их неосторожного обращения с огнем (курение и т.п.) происходит третья часть пожаров.

Знаю, что постановлением правительства еще в июле 1977 г. предусматривалось обеспечение объектов и жилых домов средствами пожаротушения в достаточном количестве, однако прошло десять лет, а мы испытываем, как и раньше, серьезную их нехватку. Разве можно бороться с таким коварным и опасным противником, как огонь, голыми руками? Неужели местная промышленность не в состоянии наладить выпуск простейших огнетушителей, других средств пожаротушения? Разно нельзя организовать выпуск удобных передвижных пожарных постов с набором огнетушащих средств? Мне кажется, все это можно было бы легко, быстро и без какого-либо ущерба делать даже на уровне областных организаций, если бы к этому важному государственному вопросу ответственные лица подходили по-государственному, с высоким чувством долга.

Не выдерживает никакой критики противопожарная автоматика. Зачем монтировать установки, если сигналы от них никуда не выведены? У нас в области смонтировано более 50 тысяч таких установок, а обслуживающие организации могут взять под свой контроль менее 20 процентов из них – на большее нет ни людей, ни средств. Обслуживание автоматики доморощенными специалистами предприятий не выход из положения – это самообман, так как таких специалистов никто не готовит, запчастей достать невозможно.

Не странно ли и то, что организации Всероссийского добровольного пожарного общества постоянно сворачивают такое важное производство, как зарядка огнетушителей, ремонт печей и др. Сейчас даже не в каждом районе можно зарядить огнетушитель либо надо стоять в очереди месяцами. И это – по «пожарным» делам! Как объяснить, например, такой факт, что в громадной столичной области не было и нет пункта зарядки больших углекислотных огнетушителей?

Пора подумать и Госагропрому по поводу выпуска упрощенных пожарных машин.

Подразделение пожарной охраны МВД СССР, как правило, прибывает на село спустя 15 – 20 минут [1], поэтому нашей главной задачей является оказание первой пожарной помощи, локализация пожара, а для этого такая сложная техника вовсе не нужна, да это и экономически невыгодно, тогда как простые насосы с вместительной емкостью для воды, установленные на высокопроходимые шасси, были бы эффективны в сельской местности. А пожаров у нас в расчете на душу населения происходит в 2.25 раза больше, чем в городах и рабочих поселках.

Как известно, пожарная охрана в сельхозпредприятиях и в сельской местности в целом по стране возложена на добровольные пожарные дружины (команды). Там, где есть освобожденный начальник ДПД, организовано круглосуточное дежурство водителей, руководитель не знает забот о противопожарной безопасности. Да и статистика показывает, что на таких объектах пожары происходят в четыре раза реже, а ущерб от них минимальный. Вместе с тем, несмотря на совершенно очевидную экономическую целесообразность, Госагропром не выделяет штаты для такой необходимой службы. Получается парадокс: хочешь уберечь народное достояние – нарушай штатную дисциплину.

Колхоз имени Владимира Ильича, который уже много лет возглавляю, расположен рядом с Горками Ленинскими, что налагает на нас особую ответственность [2]. Это передовое многоотраслевое хозяйство с миллионными оборотами. Хозяйство располагает большим парком техники, имеет пять крупных производственных участков, на землях колхоза расположено пять населенных пунктов, в которых проживает почти 2 тысячи человек. Все это надежно защищено от пожаров нашей добровольной пожарной дружиной, в которой состоит 19 боевых единиц. На ее содержание в 1986 году мы израсходовали более 25 тысяч рублей. В этом году мы наметили построить новое типовое пожарное депо, создать к каждом производственном участке и в населенном пункте кабинеты по обучению правилам пожарной безопасности, а при депо – опорный пункт борьбы с пожарами. Три производственных участка мы уже привели в образцовое противопожарное состояние.

Правда, 1987 г., 26.03, № 85 (25072).

[1] Хіба що в Московській області, та й то коли пильнує вище начальство. Див. «С огнём не шутят» під 21.01.1987 р.

[2] Дійсно, на пожежу поблизу Горок команда може прибути через 15..20 хвилин.