В атаку на облака
С.Овсиенко, корр. «Красной звезды»
Репортаж с борта летающей метеолаборатории
Представляю, с каким нетерпением летом прошлого года хлеборобы Ставропольского края поглядывали на небо. А потом их нетерпение сменилось тревогой: палящее солнце жгло хлеба, а прогноз погоды ничем не мог утешить. Нужен был дождь. Иначе ставропольский урожай недосчитается многих тысяч пудов.
И в один из дней произошло чудо: будто по заказу на небе образовалось облачко, на глазах ставшее тучей, и на землю упади первые капли дождя. Сотворили это чудо пилоты летно-испытательного комплекса ГосНИИ гражданской авиации и сотрудники Центральной аэрологической обсерватории.
– Заказав дождь, ставропольцы, частно говоря, следили за нашей работой с известной долей недоверия, – рассказывает сотрудник обсерватории Н.Мартынов, – «Чтоб сейчас в наших краях дождь?! Да еще и по заказу?! Ну, знаете», – сомневались они.
Все сомнения исчезлн, как только первые капли дождя упали на землю. А один председатель колхоза, тут же уверовавший в возможности метеорологов, просил: «У меня в стороне осталось еще гектаров десять – дайте туда дождь».
На взлетно-посадочной полосе летно-испытательного комплекса (ЛИК) друг против друга стоят четыре самолета с надписью на борту «Циклон». Через час я полечу на одном из них в район Архангельска.
Весна, опаздывавшая с приходом в центральную часть России, вдруг перешла в решительное наступление и заставила обширную облачность отойти на северо-запад. И в это время антициклоны, идущие от Скандинавии, блокировали ее с тыла. Зажатая «меж двух огней» от Печоры до Онеги, она образовала собой «полигон», где авиаторы намеревались пойти в атаку на облака и изучить результаты воздействия на них реагентов, которые в зависимости от состава могут вызывать осадки или рассеивать облака.
Обстановка складывалась здесь подходящей еще и потому, что в этом районе метеорологн давали нелетную погоду на всех эшелонах воздушного движения. Нас это не пугало: для «Циклонов» нет ничего лучше, чем плохая погода.
На часах – 14.45. Наш Ил-18, летающая метеолаборатория, как назвал его инженер А.Чубаренков, рулит по взлетно-посадочной полосе. Замелькали за бортом и слились в сплошную стену деревья небольшого леса у края ВПП. Ожила и резво побежала по циферблату альтиметра стрелка. Через полчаса она замерла на отметке 6 300 метров – это заданная высота нашего полета.
Есть время осмотреться. Действительно, наш самолет – летающая метеолаборатория, начиненная сложными приборами, назначение которых без помощи Чубаренкова мне не понять. Ну вот хотя бы этих, смонтированных в единый блок. Сюда, оказывается, поступают все данные о перегрузках самолета в момент полета в облаках, о температуре воздуха за бортом.
– Кстати, сейчас там, – ведущий инженер В.Дмитриев нажал кнопку, и на электронном табло появились цифры – минус сорок два.
Другой комплекс аппаратуры обрабатывает и выдает метеорологам результаты исследований облачности, начиная от размера частиц, в ней содержащихся, влажности и кончая скоростью и направлением ветра. Суммирует все это бортовая электронно-вычислительная машина. Она и задает программу действий для Ан-12, который «бомбардирует» затем облака специальной смесью – реагентами.
– Внимание, операторы! Впереди – подходящая облачность, начинаем работу, – раздалось по громкоговорящей связи в салоне.
Специалисты заняли места за аппаратурой. Через несколько минут наш самолет завибрировал, как автомобиль, въехавший на булыжную мостовую. В салоне потемнело. Позади меня застрекотал, будто пулемет, прибор, регцстрирующнй сигналы от датчиков. В иллюминатор мне было видно два правых двигателя, с остервенением рвавших своими лопастями молочно-белые облака, которые тут же уносились прочь. Но на болтанку в воздухе никто не обращал внимания. Экипаж работал четко, уверенно.
По просьбе вьетнамского правительства «Циклоны» исследовали природу одного из самых разрушительных атмосферных явлений – тайфуна, сущего бедствия для юго-востока Азиатского континента. Можно только представить, какого напряжения сил, какого умения стоил экипажу самолета и его командиру летчику-испытателю 1-го класса В.Котовичу полет в «глаз» самого тайфуна! Осматривая потом самолет в аэропорту, Вадим Котович долго чертыхался: надо же, потрепал-таки этот чертов «глаз» машину.
Да все они – и пилоты ЛИКа, и сотрудники обсерватории – заслуживают много добрых и теплых слов в свой адрес. Мужество, самоотверженность, глубокое знание своего дела проявили они во время ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В те дни прошлого года я видел эти полеты Ан-12 над станцией и 30-километровой зоной. О их цели можно было только догадываться, увязывая челночные рейсы «Циклона» и отсутствие дождя в районе АЭС. И вот теперь я узнаю подробности той ответственной работы, главной задачей которой было разрушить дождевые облака и тем самым не допустить попадания радиоактивных веществ в Припять, Днепр.
– Представьте: май, жара, а мы надеваем меховые комбинезоны, шапки, рукавицы, кислородные маски, – вспоминают Н.Мартынов и Л.Зонтов. – Ведь работали в разгерметизированном грузовом отсеке самолета, сбрасывая в облака противодождевую смесь.
Сколько раз направлял командир корабля В.Шахин свой Ан-12 в грозовые облака, трудно сосчитать. Летали до тех пор, пока в радиусе 150 километров от четвертогс блока АЭС не осталось ни одного дождевого облака. Результат этой работы – над зоной было исключено выпадение осадков [1].
Наш полет продолжается. Не долетая до Архангельска, развернулись и взяли курс на реку Онега. Здесь-то и «поймали» приборы нужную нам облачность.
– Начинаем отрабатывать площадку! – раздалась команда.
И опять-таки с помощью А.Чубаренкова я вник в смысл терминологии метеорологов. Площадка – это фронт облачности, во многом характерный для большинства регионов страны. Изучив результаты воздействия на него всевозможных реагентов, можно будет определять тактику и стратегию наступления на облака, например, над Москвой и Ленинградом, где облачных дней в году довольно много. Выводы, к которым придут метеорологи, лягут в основу рекомендаций по борьбе с облачностью над аэродромами, засухой в южных районах страны. Да мало ли где понадобится заказывать погоду [2].
Отрабатывать площадку – дело непростое. Наш Ил-18 должен, как игла, проколоть облачность на нескольких этажах строго по горизонтали.
Начали примерно с высоты полутора тысяч метров. Прошили облака первый раз. Вышли за пределы площадки. Котович развернул самолет, и он этажом выше вновь «атаковал» облака. И так повторяли несколько раз, пока не поднялись до заданной высоты.
– Работу закончили, идем курсом на Ленинград! – поступает новая команда.
Разведку «боем» наш «Циклон» провел удачно: площадка годилась нам по всем показателям. Завтра сюда приведем Ан-12 с грузом реагентов на борту. Он начнет «бомбардировать» облака.
Утро следующего дня спутало все карты: весна, которую «Циклон» оставил где-то на юге, продвинулась на север довольно далеко. Фронт нашей облачности не выдержал ярких лучей солнца и рассеялся. А для «Циклонов» хорошая погода – нелетная погода.
Красная звезда, 1987 г., 21.04, № 92 (19279).
[1] Ця діяльність і справді була дуже ефективною, бо в Києві за весь теплий час 1986 р. я не пригадую дощів.
[2] Скажімо, під час широких десантних операцій на узбережжі США.