Приложение 3. Коммуникативное обеспечение (стандарт организации)
Бритченко И.Г., Бритченко Г.И.
1. Коммуникативное обеспечение – составная часть управления, целью которого является организация информационного обмена (как распределения информации в рамках системы) между структурными подразделениями и отдельными лицами для создания предпосылок, данных при принятии управленческих решений.
2. Требования к организационным коммуникациям. Коммуникативное обеспечение должно строиться на основе совокупности научно обоснованных и проверенных практикой требований, основными из которых являются следующие:
– целеустремленность процессов коммуникации;
– ясность и простота сообщений;
– убежденность;
– информационная потребность и правомерность;
– использование неформальной коммуникации;
– комплексный подход к проектированию сетей управления.
3. В управлении организацией необходимо использовать комплекс взаимосвязанных коммуникативных методов управления, включающие как основные: гласность, убеждение, принуждение, информирование, мотивационное воздействие, организационное воздействие, поощрение и стимулирование и др.
4. Основные задачи коммуникативного обеспечения:
– обеспечение информацией процесса принятия решений;
– обеспечение передачи информации от коммуникатора к реципиенту;
– обеспечение совместимости органов, работников;
– обеспечение сопоставимости показателей (плановых, отчетных и т.п.), а также сопоставимости различных видов управленческих работ на базе единой методологии оценки;
– создание методико-расчетной базы для реализации технологических управленческих функций (информационной и коммуникативной);
– обеспечение режима экономии информационных и трудовых ресурсов в управлении производством.
5. Организация коммуникативного обеспечения включает:
– организацию коммуникативных связей;
– организацию информационного обмена;
– организацию сбора и преобразования информации.
6. Организация коммуникативного обеспечения требует:
– учета перегрузки каналов коммуникаций;
– учета удаленности центров принятия решений;
– учета избыточности и искажения информации;
– учета зависимости между обменом информации и реакцией на нее, стимулами, интересами;
– учета обхода уровней управления при отдаче команд;
– определения источников и потребителей информации в зависимости от выполняемых функций управления;
– учета количественных и качественных показателей информации;
– разработки способов, методов обработки информации;
– разработки структуры коммуникативной сети и форм документов;
– разработки документооборота с учетом требований единой государственной системы делопроизводства;
– использование средств техники управления и автоматизированных систем управления;
– подбор и обучение кадров по коммуникативному обеспечению.