Предисловие
Бритченко И.Г., Бритченко Г.И.
Данное учебное пособие завершает трилогию о деловых организациях, в частности о коммерческих банках. Первая (6( и вторая (7( книги посвящены рассмотрению организаций как систем с их функциональными и структурными особенностями, что позволило раскрыть актуальные проблемы банковского маркетинга и особенно процессов инвестирования в них. На этот раз в отдельную область выделен потенциал организационного маркетинг менеджмента как качественно специфического явления в бизнесе.
В первой и второй главах рассмотрены общие вопросы бизнеса, места в нем маркетинг менеджмента, сущность труда менеджера и применение его потенциала в деловых организациях. В третьей главе предложен методический подход к системному формированию коммуникационного, ситуационного и маркетингового менеджмента, направленного на повышение эффективности его функционирования.
В настоящее время многие ученые сходятся на идее вступления человечества в третье тысячелетие с его главным критерием знаний как стратегического человеческого ресурса. Так, американский ученый П.Друкер (35, с.123( отмечает, что знание является бизнесом совершенно в той же мере, в какой бизнесом является потребитель. Физические товары или услуги – это только средства для обмена покупательской способности потребителя на знания, которыми обладает бизнес. Знания рассматриваются как специфический ресурс человека. Знания нельзя найти в книгах, в них можно найти только информацию; но знание – это способность применять информацию в конкретной сфере деятельности.
Поэтому можно под бизнесом понимать процесс, который превращает этот особый вид ресурсов как знание в экономические ценности. В каждом успешном бизнесе существует, по крайней мере, одна сфера особых знаний. Примером применения специфического знания является коммерческий банк, обладающий знаниями в сфере управления денежными средствами (знает, как нужно управлять имущественным и инвестиционным капиталом). Пожалуй, самым важным и уникальным в банковском деле является знание о том, как нужно вести обработку данных, ибо крупному коммерческому банку приходится работать одновременно с цифрами и документами. Полезно поэтому бизнесмену раскрыть глаза на то, как каждая компания зарабатывает себе на жизнь знаниями, которыми она обладает в сфере процессов, происходящих в бизнесе.
Движение к успеху в бизнесе происходит по спирали, в центре которой находится проблема («эффективный дефицит») неудовлетворенной потребности, существующей на рынке. Это первый виток спирали. Второй виток спирали означает концентрацию сил для решения проблемы лучше, чем это делают все остальные. (Делайте то, что вы делаете лучше всех. Рынок всегда реагирует на лучшие решения имеющихся проблем).
И, наконец, третий виток спирали касается очевидной компетенции, знания. Практика показывает, что преуспевающая компания имеет высокую организационную культуру.
Развиваясь по спирали, успех – мера и степень достижения цели – влечет за собой новый успех..
Пусть и эта, третья книга, уже учебное пособие для начинающего бизнесмена будет руководством, как посох для паломника, как компас для кормчего.
«…Преобразуйтесь обновлением ума вашего…» (Новый завет и псалтирь, с.375).
И еще об одном.
У некоторых читателей может вызвать недоумение название книги как «Marketinq Manaqement организации». Случайно ли это? Мы бы хотели пояснить.
Во-первых, этот термин «маркетинг менеджмент» мы оставили таким, каким он пришел к нам из-за рубежа. Многие иностранные слова, например, «экономикс», «инвестиции», «бюджетный дефицит» и др. уже стали привычными. Однако заметим, что термин «маркетинговый менеджмент» отличается не только тем, что он сложно склоняется, но и тем, что это густая краска менеджмента во всей его палитре.
Под менеджментом мы понимаем явление, охватывающее разработку и реализацию концепции установления и поддержания баланса между процессами получения сырья или ресурсов из окружающей среды, преобразования их в продукт, передачу во внешнюю среду, а также мобилизацию ресурсов организации по их осуществлению. Только во внешней среде, на рынке, этот продукт становится товаром. При этом у товара начинается другая жизнь уже в сфере маркетингового управления, когда удовлетворение клиентов сочетается с достижением целей организации.
В этом плане сочетание «маркетинг менеджмент» означает союз двух наук, который позволяет фирмам добиваться успеха, когда их управление осуществляется на принципах маркетинга.
И маркетинг (рынковедение), и менеджмент (корпоративное, хозяйственное управление) выступают как строгие науки, так и виртуозные искусства эффективной работы деловых организаций на рынке.
Материалы, представленные в учебном пособии, предназначены для использования их в учебных курсах «Маркетинг», «Менеджмент», «Маркетинговый менеджмент», «Международная экономика», «Управление трудовыми ресурсами» и др. для бакалавров и магистров.