3.1. Природа диалектического
системного подхода
Бритченко И. Г.
Во второй половине двадцатого века идеи системных исследований получили широкое распространение в науке и технике. Для первой половины двадцатого века было характерно расчленение наук на отдельные области в целях их глубокого изучения и анализа. Вместе с тем это потребовало и обратного – объединения, синтеза отдельных областей наук, часто совершенно разных. Успех сопутствовал тому, кто не разделял анализ и синтез, а рассматривал их с единой точки зрения. Это привело к выработке совокупности методологических принципов, позволяющих анализировать каждый элемент системы в его связи и взаимодействии с другими элементами, устанавливать закономерности функционирования и развития систем, изучать специфические системные качества. Все это дало возможность рассматривать сущность системного подхода в решении проблем любого характера как метода определения объектов в качестве систем и способов их исследования (описания, объяснения, предвидения, конструирования и т.д.).
Идеи системного подхода нашли конкретное воплощение в работах В.И.Вернадского, Л. фон Берталанфи, У.Росс Эшби и др. Системная проблематика прочно вошла в сознание современного ученого, инженера, практика. Ныне наука и техника имеют дело с созданием масштабных человеко-машинных систем. Промышленные предприятия и объединения, коммерческие банки относятся к этим большим системам. С позиции системного подхода они рассматриваются как нечто большее, чем простая совокупность коллектива людей, оборудования, продукции, капиталов, информации и др. Эти элементы рассматриваются синтезированно, в их взаимосвязи и развитии. Сложность управления в таких условиях преодолевается на основе применения системного подхода как метода связи управляющей и управляемой подсистем.
Особенность коммуникации субъекта и объекта управления состоит в том, что первый связан со вторым посредством особого метода – системного подхода, применение которого делает более доступным осмысление как системы организационной коммуникации, так и самого управления – их структуры, организации, связей, закономерностей функционирования и др. В этом методологическая ценность системного подхода, в основе которого лежит понятие системы.
«Система» в переводе с греческого означает целое, составленное из частей, соединение. Это понятие впервые введено Аристотелем, который отмечал, что сумма частей, называемая им «все, (в совокупности)», характеризуется тем, что положение частей в ней не создает различия. Там же, где возникает такое различие, имеет место целое.
Следовательно, возможны системы суммативные и целостные. Суммативные представляют собой неустойчивые образования, которые выражают отношения по одному признаку (например, пол, возраст, семейное положение и т.д.). Такую простую совокупность частей следует понимать как суммативную систему в отличие от системы как целостного, подлинного, органического единства.
В процессе формирования целостной структуры между сходными компонентами создается система связей, которая обусловливает ее органичное единство. Под целостной системой понимается совокупность элементов, взаимодействие которых рождает качество, отличное от качеств составляющих ее элементов.
Гегель, исследуя проблему целого, рассматривал целое и часть как непосредственное и поверхностное, категории, выражающие отношения между совокупностью предметов и связью, которая их объединяет, обусловливает появление у совокупности новых свойств и закономерностей, не присущих предметам в их разобщенности. Отсюда тип связи определяет и тип образуемого целого. В самоуправляемых системах (например, в системе управления предприятием или банком) в качестве такой связи выступает информационная, т.е. коммуникации.
Каждый элемент связи является условием другого. В сложной совокупности связей, в рамкой которой причина одновременно выступает как следствие, полагаемое есть не что иное как предпосылка. Это дает основание понимать под системой совокупность образований материального или духовного характера в их взаимосвязи, положение которых есть вместе с тем и предпосылка, имеющая сама предпосылки, развитие которых превращает ее в целостность (подлинное, органическое единство).
Связь между элементами системы органична. Изменение одного из них вызывает изменение других или системы в целом. Во взаимодействии с окружающей средой система выступает как единое целое. Если связь элемента данной системы с окружающей средой становится сильнее, то он переходит в другую систему или образует самостоятельную систему. Определяющая роль целого по отношению к части сохраняется всегда. Часть должна сообразоваться с целым, а не наоборот.
Соответственно части должны способствовать успеху целого. Соотношение целого и части определяется внутренней структурой, способом взаимосвязи, взаимодействия образующих его элементов. Структуру поэтому определяют как отношение отношений. Именно структура обусловливает общность, целостность системы, способствует возникновению интегративных системных свойств.
В рамках системы между ее частями, а так же между самой системой и ними устанавливаются отношения тождества, единства противоречия, которые при определенных условиях могут переходить друг в друга. Поэтому целое и часть представляют собой единство противоположностей. С одной стороны, целое можно рассматривать как непрерывность, совокупность элементов, связанных между собой определенным образом, а с другой, – это непрерывное прерывно, поскольку делится на части, обладающие относительной самостоятельностью, определенной степенью свободы.
Целое и часть выражает противоречивое взаимодействие общего и отдельного. Если целое рассматривается как обобщенное выражение своих частей, то общее, что объединяет их и делает частями именно данного целого, выражается в закономерностях развития и функционирования целого. В то же время частям целого присущи особенные, индивидуальные, только им свойственные черты.
Целостная система противоречива, поскольку сохраняя свою качественную определенность на какой-то период времени, она постоянно пребывает в состоянии движения, развития. Наряду со специфическими ей присущи все связи (существенные и несущественные, необходимые и случайные, гармонии и противоречия и т.д.) и свойства, изучаемые материалистической диалектикой.
Анализ литературы показывает, что основные свойства целостных систем следующие:
1) целостность – (совокупность элементов системы, составляющих органическое целое; единство, обладающее общими свойствами, отличными от свойств отдельных элементов);
2) делимость – (целостный объект всегда состоит из частей, элементов);
3) разнообразие – (каждый элемент обладает соответствующими свойствами, поведением, отличными от остальных элементов);
4) идентифицируемость – (каждый элемент системы может быть отделен от других);
5) наблюдаемость – (все входы и выходы системы либо контролируемы, либо наблюдаемы);
6) изолированность – (совокупность элементов и их связи могут быть оконтурены, отделены от окружающей среды и рассматриваться относительно);
7) возрастание энтропии – (энтропия закрытой системы, предоставленной самой себе, достигает максимума, и система приходит в состояние наибольшего беспорядка);
8) устойчивость – (способность удерживать параметры в заданных пределах);
9) устойчивость связей – (связи между элементами системы сильнее связей между элементами и окружающей средой).
Целостная система должна отвечать следующим основным условиям:
1) состоять из взаимосвязанных элементов, образующих ее внутреннюю структуру;
2) обладать общей целью всех элементов;
3) наряду с внутренними элементами иметь внешнее окружение, которое образует ее ограничение;
4) обладать определенными ресурсами функционирования;
5) возглавляться управляющим центром, обеспечивающим ее движение к намеченной цели.
По признаку сложности системы классифицируют на простые (наименее сложные), сложные (с разветвленной структурой и большим числом внутренних связей) и очень сложные (неподдающиеся точному и подробному описанию); по признаку связи – на детерминированные (все элементы взаимодействуют точно предвиденным образом) и вероятностные (точно предсказать поведение системы нельзя, но с определенной степенью вероятности можно ожидать того или иного события).
Различают закрытые и открытые системы. Открытыми называются те, которые обмениваются со средой материальными, финансовыми или информационными потоками. Если включить в систему часть среды, с которой она связана какими-либо условиями, то открытую можно преобразовать в закрытую. Рассмотренные свойства, присущие системам вообще, справедливы, например, и для экономической системы, под которой понимается совокупность производительных сил и производственных отношений соответствующих конкретному экономическому механизму (экономической технологии). Экономическая система рассматривается как часть более общей общественной системы, включающей все элементы данного социально-экономического механизма, а с другой стороны – как часть системы ресурсов для потребления общества. Экономическая система финансовых институтов целенаправленна.
Экономические системы относят к человеко-машинным системам социального характера, в которых ведущая роль отведена человеку, производителю материальных и культурных благ. Это открытые системы, поскольку в контур управления включен человек. Люди, аппарат управления выполняют функцию обратной связи.
Системный подход имеет свои принципы, методы, среди которых особенно выделяются такие как оптимальности, «черного ящика», внешнего дополнения, моделирования и др. Принцип оптимальности означает, что при выборе решения следует обеспечивать выбор наилучшего варианта воздействия на развитие и функционирование объекта. Принцип «черного ящика» состоит в том, что исследуется система, в которой доступны внешнему наблюдению лишь входные величины, а внутренние связи неизвестны. Принцип внешнего дополнения означает, что функционирование любой системы полностью описать невозможно, если рассматривать ее как обособленную, без дополнительного изучения взаимосвязей с внешней средой. Принцип моделирования широко используется в системном подходе как познавательный прием, поскольку модель отражает всю совокупность информационных процессов, протекающих в сложных системах.
Рассмотренная диалектика систем, их свойства и классификация, а также принципы системного подхода основывается на всеобщих принципах объективности, всесторонности рассмотрения предметов и явлений, рассмотрении предметов и явлений в их движении и развитии.
Исследуя предметы и явления действительности, требуется на первое место ставить объективность рассмотрения (не примеры, не отступления, а вещь сама в себе). Этот принцип диалектической логики обязателен при системном подходе. Необходимо рассматривать хозяйственные системы и их проблемы такими, какие они есть, а решения принимать объективно, без элементов субъективизма. В противном случае это наносить ущерб интересам общества.
Второй принцип диалектической логики предусматривает всесторонность рассмотрения предметов и явлений. Чтобы действительно знать предмет надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Целостное, всестороннее рассмотрение процессов, свойств и отношений при выработке решений характерно для системного подхода.
Для системного подхода характерен и третий принцип диалектики, рассматривающий предметы и явления в их движении и развитии.
Нужно смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь.
Поэтому в науке управления необходим не только анализ объекта, но и выявление внутренних источников его развития, движущих сил в единстве и борьбе противоположностей.
Таким образом, системный подход – методологическое требование диалектики, одна из форм конкретизации учения о всеобщей связи, движении и развитии материальной действительности и форм ее отражения в сознании человека. Она рассматривает принцип системности как один из основных компонентов любой системы. Являясь особым измерением действительности, системный подход занял достойное место наравне с другими подходами как сторона диалектического материализма, целостного мировоззрения и научной идеологии.
Это позволило раскрыть закономерности качества, многоструктурности общественных систем и развития их целостности, успешно применить в учении об общественно-экономических формациях, базисе и надстройке, стоимости, двойственном характере труда, заключенного в товаре, и т.д. Были открыты особого рода качественные определенности – системные, интегральные, которые присущи обществу как целому, системе. В этом и состоял методологический прием как особенный в изучении общественных явлений. Он показал, что закономерности общества как целостного организма, как системы рассматриваются в качестве главных, определяющих сторон диалектического метода и высшей формы качественного анализа.
Следует отметить, что сам системный подход системен. Он включает ряд взаимосвязанных аспектов. Речь идет о следующих аспектах:
– системно-элементном, отвечающем на вопрос, из чего (из каких элементов) образована система;
– системно-структурном, раскрывающем внутреннюю организацию системы, способ взаимодействия образующих ее компонентов;
– системно-функциональном, показывающем, какие функции выполняет система и образующие ее компоненты;
– системно-интегративном, раскрывающем источники, факторы сохранения, совершенствования и развития системы;
– системно-коммуникационном, где показаны взаимосвязи данной системы с другими как по горизонтали, так и по вертикали;
– системно-историческом, отвечающем на вопросы, каким образом возникла система, какие этапы проходила, каковы ее исторические перспективы.
Разумеется, в управлении системами социального порядка может быть использован один из аспектов или частная комбинация перечисленных аспектов. Однако всестороннее значение, а следовательно, и действенное практическое руководство объектом может быть обеспечено только совокупным использованием аспектов системного подхода.