2.3. Классификация методов управления
Бритченко И. Г.
Мы пришли к выводу, что причину действия методов управления, их сущности составляют объективные законы. Методы управления приобретают способность быть методами воздействия, преобразования объекта управления лишь в той степени, в какой их построение соответствует объективным законам, а также закономерностям функционирования, воспроизводства и развития объекта и всей системы управления в целом.
Типы объективных законов и закономерностей, таким образом могут составить один из признаков классификации методов управления. Вторую, непременно необходимую основу для классификации методов управления должна составить сама категория управления.
Можно заметить, что термин управление в различных текстах употребляется в весьма различающихся смыслах. Полное содержание категории управления составляет, безусловно, вся совокупность смыслов понятия управления. Можно назвать следующие наиболее употребительные значения термина управление: управление как организация или учреждение; управление как наука; управление как практическая деятельность человека; управление как процесс воздействия субъекта на объект; управление как регулирование функционирования объекта управления; управление как изменение, преобразование развитие объекта; управление как общественное отношение; управление как общественное явление; управление в экосистемах, как естественное, природное (экологическое) отношение; управление экосистемами как отношение человека к природе; управление как естественное отношение.
Дело здесь не в том, что в названных значениях термина речь идет об управлении в различных системах. Дело в том, что смысл понятия управления в таких случаях весьма различен. В столь же высокой степени будет различаться и смысл категории методов управления применительно для каждого случая. Но оно далеко не тождественно способам и методам реализации управленческой деятельности. Почему важна такая тонкость? Прежде всего потому, что управленческой деятельности недостаточно для того, чтобы возникло управление экономикой как общественное явление. Управленческая деятельность как деятельность работников аппарата управления может быть выполняема в управлении экономикой как общественном явлении целенаправленного экономического развития может при этом не возникать.
Почему управленческой деятельности недостаточно для того, чтобы возникло управление как явление или тем более как общественное отношение? Руководитель или любой другой работник аппарата управления может выполнять свои обязанности, принимать решения, осуществлять закрепленные за ним управленческие функции, а темпы развития его объекта управления будут снижаться из года в год с одной и той же тенденцией. Вместо явления управления будут наблюдаться явление неуправляемости объекта. В высокой степени это было характерно для периода застоя. Интересно, что неуправляемость может сопровождаться интенсивным процессом разного рода управленческих воздействий на экономику, разнообразными организационными изменениями, нововведениями в области методов управления или перестановкой кадров.
Интенсивность управленческой работы на всех уровнях управления в период застоя была весьма высокой. Директора предприятий и объединений издавали по несколько тысяч приказов в год. Министерства воздействовали на свои отрасли не менее усердно – более миллиона документов за год. Осуществлялся тот самый процесс, который точно подпадает под популярное до сих пор определение управления – под управлением производством понимается процесс воздействия на коллективы трудящихся, для изготовления продукции и оказания услуг в целях благоприятных условий для повышения материального и культурного уровня жизни трудящихся. В том-то и дело, что процесс, осуществляемый с целью, может не приводить к достижению этой цели. Благоприятные условия для повышения уровня жизни могут складываться, а в рост уровня жизни могут и не выливаться.
Итак, одним из факторов снижения управляемости экономикой прошлых лет была методологическая ошибка теории управления того времени – отождествление управления как деятельности и управления как общественного явления.
Сейчас мы можем описать различие и единство этих вещей через категории необходимых и достаточных условий. В социально-экономических системах управленческая деятельность – необходимое, но не достаточное условие для возникновения управления как общественного явления. Необходимое – потому, что без управленческой деятельности невозможно возникновение явления управления в обществе. Недостаточное – потому, что одной только управленческой деятельности как процесса затрат труда работников аппарата управления недостаточно, чтобы общественное явление возникло.
Сейчас, в ходе перестройки, стало ясным, что кроме управленческой деятельности работников аппарата управления необходимо широкое участие широких слоев населения в управлении. Вопрос о том, окажутся ли соединенные вместе два фактора – управленческая деятельность аппарата управления и участие в управлении слоев населения – достаточными для того, чтобы возникло управление экономикой как объективное общественное явление, – этот вопрос практики управления, а не теории, потому что ответ на него зависит от качества каждого из видов управленческой деятельности и способа их соединения друг с другом. Диалектика необходимого и достаточного имеет ключевое значение для упорядочивания смыслов и значений категории управления.
В конечном счете можно заметить, что объективные общественные явления организации и управления оказываются необходимыми и достаточными условиями для возвышения степени единства, целостности, интегрированности общества (организация) и повышение степени целенаправленности, целесообразности его развития (управление). Взяв общепринятые определения терминов организации управления, можно увидеть соответствие этому подходу.
Управление – элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их природной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Организация – совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязи между частями целого.
Методы управления образуют иерархию, начиная от методов организации и выполнения действий и операций на рабочем месте, кончая методами управления процессом осуществления ценностей всего общества. Проходя последовательно по ступеням этой иерархической системы, будем иметь:
1) операционные методы;
2) технологические;
3) мотивационные методы организации и управления;
4) методы стратегического управления.
Операционные, технологические, мотивационные и стратегические методы организации и управления отличаются друг от друга по степени детерминации и наличию возможных путей выбора субъектом ролей в организационных и управленческих отношениях для элементов социально-экономических систем, и наоборот, возможностями варьирования характеристик ролей в организационных и управленческих отношениях (см. табл. 6).
Операционные методы управления – это методы, способы выполнения различных управленческих операций работником аппарата управления. Организационные и управленческие операции выделяются как самостоятельные комплексы действия на стадиях технологического цикла управления – этапах процесса принятия и реализации управленческих решений.
В этом смысле операционные методы управления – метод интеграции действий работников в операции как законченные процедуры последовательности действий с единым предметом труда.
Эти методы имеют много общего для различных рабочих мест: производственного рабочего места, рабочего места инженера, банкира, специалиста аппарата управления, наконец, руководителя. Различие в том, что операционные методы для рабочего, банкира или исполнителя аппарата управления составляют форму и сущность деятельности, но для руководителя предприятия они – только форма его индивидуальной деятельности. Сущность его действий должны составлять методы более высокого уровня.
Таблица 6
Классификация методов управления по признаку возможностей выбора ролей в организационных и управленческих отношениях
Роли в организа-ционных и управлен-ческих отношениях | Тип отно-шений | Опера-ционные методы | Техно-логические методы | Мотива-ционные методы | Методы стратеги-ческого управления |
Субъект | О Д | Д Д | Д Д | Д Д | Д Д |
Объект | О У | Д Д | Д Д | Д Д | В.В В.В |
Предмет | О У | В.В В.В | В.В В.В | В.В В.В | В.В В.В |
Причина | О У | Д Д | Д Д | Д Д | В.В В.В |
Цель | О У | Д Д | Д Д | Д В.В | В.В В.В |
Метод | О У | Д Д | В.В В.В | В.В В.В | В.В В.В |
Условия, средства | О У | Д Д | Д Д | В.В В.В | В.В В.В |
Результат | О У | В.В В.В | В.В В.В | В.В В.В | В.В В.В |
О – организационные отношения, У – управленческие отношения, ВВ – имеет возможность выбора, Д – значение характеристики детерминировано.
Любая деятельность складывается из операций, а операции – из действий субъекта деятельности. Однако не любые действия складываются в операции и не всякие операции становятся достаточным условием возникновения деятельности. В поисках достаточных условий для интеграции действий в операции, а операций в деятельность прежде всего хочется испробовать категорию цели. Однако целенаправленность оказывается условием более высокого порядка, чем, то, которое мы ищем. Целенаправленность – это характеристика труда. Цель становится достаточным условием для превращения деятельности в труд. Что же тогда может быть достаточным условием для самой деятельности, для того чтобы последовательность действий оказывалась операциями, а последовательность операций приобретала статус деятельности?
Для первого случая можно считать достаточным одно условие – единство предмета действий; во втором – к единству предмета действий добавляется единство средств, орудий, применяемых для выполнения операций. Один и тот же предмет для ряда действий позволяет считать данную последовательность действий с одним и тем же предметом операций с данным предметом. Операции с одним и тем же или различными предметами, выполняемые одними и теми же средствами, интегрируются в деятельность, осуществляемую с объектом, включающим в себя предметы операций.
Средства выступают идентификаторами типа деятельности. В том случае, когда последовательность операций выполняется средствами, для которых не существует предметного критерия, объединяющего средства в один какой-либо тип, класс, нельзя утверждать интеграции выполненных операций в деятельности как явление объективации субъекта.
Не всякая последовательность операций становится деятельностью, не всякая деятельность становится трудом. Трудом становится целенаправленная деятельность. Управление выступает процессом, обеспечивающим интеграцию действий работника в операции, операций в деятельность, возвышения деятельности до целенаправленной деятельности, которая является ни чем иным, как процессом труда.
Но здесь мы еще не имеем конкретного, а только абстрактный труд, труд вообще, труд который не обладает сложностью и не производит продукции, не имеет продукта иного, кроме затрат времени человеческого труда.
Труд становится конкретным трудом, когда он выполняется с помощью определенного метода. Метод управления действиями интегрирует действия в выполненные операции, создающие частичный продукт труда.
Технологические методы управления основаны на решениях.
Методы управления в руках персонифицированного субъекта коллективной деятельности осуществляют мотивацию, разделение и кооперацию труда в масштабе организации, учреждения – на мезоуровне функционирования социально – экономических систем. Они интегрируют операции, выполняемые отдельными работниками, в единую целенаправленную деятельность организации. Возникает единая целенаправленная деятельность совокупного руководителя. Выделяются две группы – методы мотивации и методы разделения и кооперации труда. Методы мотивации подразделяются на методы властной, административной, экономической, социально-психологической и информационной мотивации по степени убывающей императивности. Методы разделения и кооперации труда формируют основу функции управления. По своей сущности это методы реализации функций управления на основе объективных законов.
Объективные законы, составляющие основу, причину действия методов управления, можно упорядочить по возрастающей зависимости проявления действия от человека.
Наименее опосредованное человеком проявление имеют, конечно, естественно- научные законы – законы физики, химии, геологии, биологии, связанные с биологической основой законы психологии, законы нейро – психической активности. Следующими в этом ряду необходимо поставить законы кибернетики,, теории информации, затем законы социальной психологии и социологические закономерности. А где же экономические законы? Да, действительно, однозначность классификации и упорядочения законов по степени опосредованности действия человеком нарушается из-за многообразных опосредований воздействия базиса на надстройку и надстройки на базис. Но это-то как раз показывает, что мы вышли за границы технологических методов управления в мотивационные и даже затрагиваем методы стратегического управления, когда говорим о проблемах взаимодействия базиса и надстройки.
По крайней мере требуются дальнейшие исследования отношений опосредования между экономическими, психологическими и кибернетическими законами. Существуют кибернетические законы движения информации как сугубо физические или биологические закономерности. Кроме них есть законы информациогенеза в обществе. То же следует сказать относительно психологии и социологии. В процессе становления находятся такие новые науки, как экономическая социология, экономическая психология, психология управления. Бурно развивается этика деловых отношений, появляются публикации по нравственности экономики.
Технологические методы управления – методы выработки, оценки, принятия и реализации управленческих решений, применяемые на стадиях цикла управления. Технологические методы управления могут иметь функциональную, мотивационную и проблемно-целевую ориентацию. В этом смысле они служат средством для реализации функции управления, действия мотивационных методов и методов стратегического управления. Технологические методы управления – это методы или способы осуществления управленческой деятельности. Они не достаточны для влияния на объект управления.
Мотивационные методы управления – методы влияния на объект управления, но они недостаточны для достижения целей развития объекта управления. Основу мотивационных методов управления для каждого конкретного периода развития системы управления составляют те группы материальных, социальных, психологических и организационных потребностей, которые в данное время удовлетворены в меньшей степени. В настоящий период ключевую роль играют экономические методы управления. Для повышения творческой активности коллективов приобретают большое значение методы социальной, психологической мотивации.
Методы стратегического управления обеспечивают реализацию идеалов и ценностей общества, достижение стратегических целей и решение системных хозяйственных проблем. Они опираются на понятие стратегии как последовательности запланированных и осуществленных политических, научно-технических, социальных, хозяйственных, экономических, экологических маневров идеалами, ценностями, целями, мотивационными методами и ресурсами производительных сил. Методы стратегического управления действуют как методы формирования, становления, реализации и развития организационных и управленческих отношений на мега – и макроуровне функционирования социально-экономических систем.