7. Обработка кожи, ткацкое и портняжное дело
Каргер М.К.
Многие разновидности киевского ремесла засвидетельствованы лишь отдельными находками готовой продукции или случайными репликами письменных источников. К их числу относятся ремесло кожевников, ткачей и портняжное дело, в широком развитии которых трудно сомневаться.
В Киеве поныне существует урочище “Кожемяки” – по-видимому, один из районов, в древности густо заселенных кожевниками. Городские мастера кожевенного дела изготовляли обувь, оружейные ремни, пояса, кожаную сбрую, седла, колчаны, щиты, сумки, рукавицы, книжные переплеты и, наконец, пергамен, служивший в древности единственным материалом для “книжного строения” [Б.А.Рыбаков. Ремесло древней Руси, стр. 400]. Все эти предметы нередко попадаются в развалинах городских жилищ, [с. 474] а еще чаще в погребальном инвентаре. Многообразие ассортимента кожаных изделий вызвало несомненно большую дифференциацию ремесленников, занятых их изготовлением.
Наряду с готовыми изделиями кожевенное ремесло представлено и отдельными находками инструментов – в первую очередь шильев и “усморезного ножа”. В монастырском уставе, принятом в Киеве в XI в., упомянуты именно эти инструменты: “О усмошьвци: аще небрежением переломит шило, или ино что, им же усние режуть, да поклониться 30 и 50 или 100” [Цит. по: Б.А.Рыбаков. Ремесло древней Руси, стр. 402].
О киевских ткачах мы не знаем почти ничего, кроме сравнительно редких находок небольших обрывков различных тканей. Среди них наряду с богатыми заморскими шелковыми и парчовыми тканями византийского и восточного происхождения немало льняных и шерстяных тканей несомненно местного производства.
Большая коллекция тканей, найденных при раскопках тайника под развалинами Десятинной церкви, к сожалению, до сих пор не привлекла внимания специалистов. Так как основные части ткацких станков были деревянными, рассчитывать на находку их в Киеве не приходится.
Среди простых тканей местного производства, обрывки которых находят археологи, разумеется, далеко не все изготовлялись в городе. Домотканное полотно на княжеский и боярские дворы в большом количестве поступало из деревенских вотчин в порядке феодальной повинности. О деревенском производстве тканей в эту пору мы знаем так же мало, как и о городском.
Единственным письменным источником, свидетельствующим о ремесле “швецов” (портных) в Киеве, является рассказ Печерского патерика, повествующий о черноризце, “иже бе своима рукома работав стяжал имениа мало, бе бо порьтный швець” [Д.И.Абрамович. Киево-Печерский патерик. Киев, 1930, стр. 56].
Из археологических материалов о ремесле “швецов” могут свидетельствовать нередкие находки железных осевых ножниц. Однако этот инструмент, разумеется, отнюдь не обязательно говорит о ремесле, ибо им пользовались, конечно, и в домашнем рукоделии.
Многочисленные находки шиферных пряслиц, применявшихся для прядения льна и шерсти, судя по находкам их не только почти в каждом жилище, но иногда и в составе кладов драгоценных ювелирных изделий, говорят также скорее о домашнем “рукоделии”, чем о ремесле.
Выделение городских ремесленников-ткачей, обособившихся от княжеского или боярского двора, по мнению Б.А.Рыбакова, началось с обработки шерсти, тогда как льняные ткани долгое время в основном поставлялись из деревенских вотчин [Б.А.Рыбаков. Ремесло древней Руси, стр. 405]. [с. 476]