10. Археологические исследования Киева после Великой Октябрьской социалистической революции
Каргер М.К.
Раскопки Археологической комиссии, прерванные в 1914 г. империалистической войной, не были продолжены после ее окончания. В 1919 г. Археологическая комиссия была расформирована с передачей важнейших ее функций учрежденной тогда же Российской (позже – Государственной) академии истории материальной культуры.
После Великой Октябрьской социалистической революции археологическое изучение Киева сосредоточилось в различных научных учреждениях Украинской ССР.
Всеукраинский археологический комитет не уделял серьезного внимания делу археологического исследования Киева. В 1925 г. Комитетом были проведены раскопки в усадьбе Софийского собора под руководством В.Г.Ляскоронского, не имевшие серьезных результатов [В.Г.Ляскоронський. Розкопи в подвір’ї Софійського собору в Києві. – Коротке звідомлення ВУАК за р.1925. К., 1926, стр. 87-92]. В 1926 г. под руководством [с. 57] С. Гамченко проведены раскопки в усадьбе В.Трубецкого, явившиеся как бы продолжением работ Д.В.Милеева в этой же усадьбе. Раскопками было открыто несколько древних погребений [С.Гамченко. Розкопи 1926 року в Києві (Давніша садиба В.П.Трубецького). – Коротке звідомлення ВУАК за р. 1926. К., 1927, стр. 17-38]. В 1930 г. ВУАК провел раскопки на горе Детинке, в результате которых были найдены остатки жилища полуземляночного типа, отнесенного исследователем к первой половине XII в., и три погребения в деревянных гробовищах второй половины XII в. [В.Козловська. Розкопи р.1930 у Києві на горі Дитинці. – ХАМ, ч. 3, К., 1931, стр. 49-52]
Характерной чертой деятельности ВУАК был отрыв всех археологических исследований на Украине, в частности исследований древнего Киева, от исследований по истории древнерусской культуры, которые велись в это же время советскими учеными за пределами Украины. Осуществляя “теоретические установки” М.Грушевского и других буржуазных националистов, некоторые деятели украинской археологии рассматривали историю Киевской Руси и Киева лишь как часть истории Украины, отрывая ее от истории русского и белорусского народов.
“Дослідження київських пам’яток, – развязно заявлял в книге “Археологічна минувшина Київщини”, изданной Украинской Академией наук в 1925 г., проф. В.Данилевич, – проводилося головним чином москалями. В них вони бачили “общее русское искусство”. Наслідком того окремішності, властиві київському будівництву, не добачалися їми як слід. Та вони й не цікавилися виявляти національну українську творчість” [B.Данилевич. Археологічна минувшина Київщини. – ЗбІФВ УАН, № 31, К., 1925, стр. 120].
Напомним, что речь идет об “украинском национальном творчестве” при создании Золотых ворот и Киевской Софии!!
В 1930-х гг. небольшие раскопки на территории Киева проводил Киевский исторический музей. В 1932-1933 гг. были проведены раскопки на северо-западном уступе горы Киселевки. Раскопки 1932 г. дали интересный керамический материал, в том числе сравнительно редко встречавшиеся в других местах Киева фрагменты лепной посуды с характерным для роменских городищ волнистым орнаментом, а также керамику первых веков нашей эры (культура “полей погребений”) [С.Магура. До питания про стару слов’янську кераміку часів родоплеменного ладу : з приводу розкопів на горі Киселівці в Києві, 1932 р. – НЗІІМК, кн. I, К., 1934, стр. 53-73, табл. I-V; Розкопи в Києві на горі Киселівці в 1940 р. – Археологія, I, К., 1947, стр. 141-142]. Сложная стратиграфия участка со сползшими по склону горы слоями осталась недостаточно выясненной. В 1933 г. была дополнительно раскопана небольшая площадь на поверхности северо-западного склона горы, где были открыты остатки мастерских костяных и металлических изделий конца XI-XII вв. [С.Магура. Розкопи на горі Киселівці в Києві 1933 р. – НЗІІМК, кн. I, К., 1934, Хроніка, стр. 212] [с. 58]
В 1939 г. музей вновь проводил работы на различных участках северо-западного склона горы. Серьезных результатов работы не дали. В одном месте был обнаружен завал обрезков медных листов в виде узких полос и различные другие отбросы металлического производства [Розкопи в Києві на горі Кисілівці в 1940 р. – Археологія, I, К., 1947, стр. 142].
Раскопки, проведенные в 1940 г. Киевским историческим музеем совместно е Институтом археологии АН УССР на участке, вплотную примыкавшем к раскопу 1932 г., позволили выяснить ряд новых фактов древнейшей истории Киева [Краткий отчет об этих раскопках см. в публикации: Розкопи в Києві на горі Кисілівці в 1940 р. – Археологія, I, К., 1947, стр. 141-150. К сожалению, драгоценные материалы этих раскопок не были подвергнуты в дальнейшем углубленному исследованию и до настоящего времени не опубликованы].
С середины 1930-х годов археологические исследования древнего Киева сосредоточились в Институте истории материальной культуры Академии наук УССР, позже преобразованном в Институт археологии АН УССР.
В 1936-1937 гг. в связи со строительством на территории бывш. Михайловского Златоверхого монастыря и в усадьбе Художественной школы (бывшей усадьбы М.Петровского и Десятинной церкви) институт провел там археологические раскопки достаточно крупного масштаба, результаты которых, однако, к сожалению, остались неопубликованными.
С 1938 по 1952 г. на территории Киева и его окрестностей развернулись систематические археологические раскопки, проводившиеся Киевской археологической экспедицией ИИМК АН СССР и ИА АН УССР под руководством автора. Прерванные Великой Отечественной войной и временной оккупацией Киева немецко-фашистскими захватчиками, работы экспедиции возобновились в 1945 г.
Киевская экспедиция осуществила раскопки на территории усадьбы Исторического музея (бывшие усадьбы Десятинной церкви и М.Петровского) и примыкающей к ним усадьбы Слюсаревского (1938-1939, 1948-1949 гг.) [М.К.Каргер. 1) Археологические исследования древнего Киева (1938-1947). Киев, 1950, стр. 45-140; 2) Розкопки на садибі Київського історичного музею. Археологічні пам’ятки УРСР, III, К., 1952, стр. 5-13], на территории Михайловского Златоверхого монастыря (1938, 1940, 1948- 1949 гг.) [М.К.Каргер. 1) Археологические исследования древнего Киева, стр. 8-44. 2) Новые данные к истории киевского жилища домонгольского периода. – КСИИМК, XXXVIII, 1951, стр. 3-11], на различных участках Владимирова города (1946 г.) [М.К.Каргер. Археологические исследования древнего Киева, стр. 167-191], в усадьбе Художественного института и на примыкающих к ней участках (1947 г.) [там же, стр. 192-226], на территории бывш. Выдубицкого монастыря (1945 г.) [там же, стр. 141-166]. Кроме того, проведены раскопки древних архитектурных памятников за пределами города – [с. 59] в Вышгороде (1952 г.) [М.К.Каргер. К истории киевского зодчества XI в. Храм-мавзолей Бориса и Глеба в Вышгороде. – СА, XVI, 1952, стр. 77-99], Борисполе (1950 г.) [М.К.Каргер. “Летская божница” Владимира Мономаха. – КСИИМК, XLIX,. 1953, стр. 13-20], Зарубском монастыре (1948 – 1949 гг.) [М.К.Каргер. Развалины Зарубского монастыря и летописный город Заруб. – СА, XIII, 1950, стр. 33-62].
В 1940, 1948-1949, 1951-1952 гг. крупные археологические исследования были проведены Софийским заповедником АА УССР под руководством автора [М.К.Каргер. Археологические исследования древнего Киева, стр. 227-250].
С 1949 г. отдельные отряды экспедиции ИА АН УССР “Большой Киев” (руководитель – В.А.Богусевич) проводили раскопки на Киселевке (1949 г.) [В.А.Богусевич. Розкопки на горі Киселівці. – Археологічні пам’ятки УРСР, т. III, К., 1952, стр. 66-72], на Подоле (1950 г.) [В.А.Богусевич. Археологічні розкопки в Києві на Подолі в 1950 р. – Археологія, т. IX, К., 1954, стр. 42-53] и в Печерском монастыре (1951 г.) [В.А.Богусевич. Мастерские XI в. по изготовлению стекла и смальт в Киеве. По материалам раскопок 1951 г. – КСИА, вып. 3, Киев, 1954, стр. 14-20]. В связи с большим строительством на Крещатике были проведены археологические исследования древнего Ярославова вала (руководители – В.А.Богусевич и П.А.Раппопорт) [П.П.Єфіменко, В.А.Богусевич. Кріпость Ярослава Мудрого в Києві. – Вісник АН УРСР, К., 1952, № 12, стр. 38-46], а в 1955 г., также в связи со строительством,- раскопки крупного масштаба на Владимирской ул. (руководитель – В.К.Гончаров) [В.К.Гончаров. Археологічні розкопки в Києві у 1955 р. – Археологія, т. X, К., 1957, стр. 122-135].
Большое внимание за последние десятилетия привлекали немногие сохранившиеся памятники древнего зодчества Киева. Ценные наблюдения по вопросам реконструкции первоначального облика Киевской Софии сделал И.В.Моргилевский [I.В.Моргилевський. Київська Софія в світлі нових спостережень. – Київ та його околиця в історії i пам’ятках. Київ, 1926, стр. 125-165], в течение многих лет изучавший архитектурные памятники древнего Киева и руководивший их обмерами.
Крупные реставрационные работы, проведенные в Софийском соборе, позволили выяснить некоторые ранее не решенные вопросы архитектурной истории памятника [М.О.Кресальний, Ю.С.Асеєв. Нові дослідження архітектури Софійського собору. – Архітектура i будівництво, К., 1955, № 1 (13), стр. 27-29]. Эти работы наряду с систематическими археологическими раскопками внутри храма [М.К.Каргер. Археологические исследования древнего Киева, стр. 227-250] и новыми детальными обмерами [Работа архитекторов В.П.Волкова и Н.О.Кресального] дали возможность значительно уточнить реконструкцию первоначального облика Софии. [с. 60]
Серьезному историко-архитектурному исследованию подвергся в процессе реставрации собор Кирилловского монастыря [Работа архитектора Н.В.Холостенко; см. также: Ю.С.Асеєв. Архітектура Кирилівського заповідника. – Архітектурні пам’ятники, К., 1950, стр. 73-85].
Широкий размах археологических работ, развернувшихся в Киеве в последние два десятилетия, сочетался не только с новыми задачами исследования, но и с новой методикой раскопок. Вместо узких траншей, прорезывавших и разрушавших памятник, советская археология выдвинула требование вести раскопки широкой площадью с задачей охватить по возможности полностью изучаемый комплекс.
Но главной особенностью советских археологиеских исследований в Киеве была подчиненность раскопок задачам исторической науки, постановка и решение на археологических источниках больших исторических проблем. Новые раскопки позволили во многом переоценить, осмыслить, по-новому комментировать и результаты предшествующих исследований.
Основные этапы исторического развития города, облик его яркой своеобразной культуры раскрылись в результате исследований советских археологов с исключительной убедительностью и полнотой, недостижимой ранее при изучении одних письменных источников.
Коренным образом изменились по сравнению с дореволюционными археологическими исследованиями задачи и интересы советской археологии. Дореволюционные исследователи-археологи увлекались главным образом парадной стороной жизни города, их интересовали преимущественно пышные церковные постройки, клады драгоценных вещей, богатые погребения и т.п. Интересы и задачи советской археологии стали значительно шире и многостороннее, в частности, особый интерес в изучении древнерусских городов стали вызывать те районы, которые были заселены ремесленниками. Изучение этих районов позволило нарисовать правдивую картину жизни феодального города, основу этой жизни – городское ремесленное производство, тяжелую подневольную жизнь городского ремесленного люда.
Надо сказать, что даже раскопки в центральном, наиболее аристократическом районе Киева, начатые еще в 1907-1908 гг. и продолжающиеся с исключительными результатами до последних лет, позволили установить, что вблизи от роскошных княжеских дворцов и блиставшей расточительной пышностью Десятинной церкви ютились небольшие землянки – мастерские княжеских холопов. Тем большие надежды в отношении изучения городского ремесла должны были вызывать окраинные районы города, сплошь заселенные “черным” городским людом. Под углом зрения именно этих задач и были развернуты широкой площадью раскопки в различных районах древнего Киева.
Особенное внимание советских археологов, изучавших древний Киев, было приковано к важнейшей проблеме происхождения города и к древнейшим периодам его истории. По весьма понятным причинам эти вопросы принадлежали к наименее разработанным историками, опиравшимися по преимуществу [с. 61] на письменные источники. В результате археологических исследований последних лет сказочный туман легенд, которым была овеяна древнейшая история города, постепенно развеивается. Раскопки на территории Владимирова Киева показали, что так называемый “город Владимира” не может быть признан древнейшим ядром Киева.
Раскопками было установлено существование в границах “города Владимира” более древнего городища, окруженного рвами и валами, за пределами которых находился огромный языческий курганный могильник IX-Х вв. Инвентарь многочисленных погребений древнего киевского некрополя позволил восстановить яркую картину жизни города в IX-Х вв.
Археологическими исследованиями было установлено существование на территории Киева нескольких (не менее трех) самостоятельных поселений VIII-Х вв. Легенда о трех братьях – основателях города, занесенная в древнейшую киевскую летопись, заключала в себе, по-видимому, отголоски реального факта существования нескольких самостоятельных поселений на территории Киева, лишь в конце Х в. объединившихся в один город.
Раскопки на территории города древнейших погребений, относящихся к III-IV вв. н.э., а также систематизация и изучение многочисленных кладов римских монет и случайных находок этого же времени позволили восстановить еще более древнюю страницу истории города. Можно считать несомненным наличие на территории Киева нескольких небольших поселений в первые века нашей эры.
Но наиболее многочисленный и яркий материал, добытый раскопками в Киеве, относится к летописному периоду его истории (конец Х-середина XIII в.). Открытие значительного количества отлично сохранившихся остатков жилищ горожан, ремесленных мастерских, развалин каменных храмов и княжеских дворцов Х-XIII вв., сопровождавшееся находками огромного количества разнообразнейшего инвентаря, позволило нарисовать яркую картину жизни города накануне монгольского завоевания.
С изумительной образностью раскрылась в результате раскопок последних лет потрясающая по своему драматизму картина разгрома цветущего города татаро-монгольскими полчищами в декабре 1240 г. Изучение своеобразной стратиграфии культурных слоев Киева позволило установить длительный период запустения Верхнего города в результате монгольского разгрома.
Многочисленные и весьма разнообразные памятники, открытые и изученные советскими археологами, составляют основной фонд источников настоящего исследования. [с. 62]