870 г.
Берлинский М. Ф.
Во время похода сего князя на печенегов Киев долговременною моровою язвою так опустошен [историк Меховскнй], что нужно было приглашать жителей для населения его. Случившееся около сего времени в Великом Новгороде беспокойство, происшедшее от Вадимова возмущения, способствовало населению Киева; ибо великое число тамошних славян, любящих благоденствие, привлечены будучи добротою души Аскольда, поселилось в Киеве, что потом было причиною негодования новгородского князя против Аскольда, который преемнику его никакого не оказывал уважения утверждением своей независимости в Киеве.
Олег с малолетним князем Игорем Руриковичем предпринял поход к Киеву, зная же приверженность граждан его к Аскольду, не посмел или не хотел силою напасти на город, притворився, будто предмет его похода были греческие области, для чего и Аскольда приглашал к сему общему предприятию. В том обстоятельстве переехал к нему на другую сторону Днепра в лагерь без всякой предосторожности и подозрения нещастный Аскольд, которого тогда же [882] Олег приказал убить. Для успокоения же народного огорчения показал всенародно молодого Игоря, объявляя, что сей-то есть их законный государь, а Аскольд был похититель его власти. Тело сего принца тогда же погребено на урочище Угорском, где потом над могилою его св.Ольга построила церковь чудотворца Николая [сие место с деревянною церковию святого Николая и поныне видно на осевшем косогоре над Днепром близ самого Пустыннониколаевского монастыря. С 1036 года учрежден при ней девичий монастырь, который в последующих веках переименован в мужеский Пустыннониколаевский. Патерик, стр. 35], на месте прежде построенной Аскольдом того же имени церкви [Миколаївська церква на Аскольдовій могилі була збудована не Ольгою, а Ольмою (Олмошем) – ватажком мадярських племен, союзником Аскольда]. [с. 30]