Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Период шестой. От завоевания Киева литовским князем Гедимином до превращения сего княжения в воеводство польским королем Казимиром IV. От 1320 до 1471 года

Берлинский М. Ф.

Руриково потомство на киевском престоле беспрерывно пребывало со времени Олега чрез 438 лет, а о сего времени древняя столица российского государства, доставшися иностранным владетелям или их управителям, никогда уже не была столицею российских государей.

Последний из рода российских государей киевский князь Станислав, удалившися к рязанскому князю Ярославу Константиновичу и не имея надежды получить помощь в России для возвращения Киева, по причине беспокойного состояния ее князей, остался навсегда обязанный благодарностию при дворе рязанском. А потом, женясь на Ольге, дочери того князя, был, по свидетельству Стриковского, по смерти его преемником престола.

Гедимин во время пребывания своего в Киеве отправил войски для покорения городов, принадлежащих сему княжению, как-то: Белгородки, Слеповрота [Сліпород (Сніпород) – місто на Лівобережжі, над Сулою], Канева и Черкас. Тогда же воеводы его без дальнего труда завоевали для него княжения Северское, Переясловское, Брянское и другие места [кроме княжений Черниговского и Смоленского], расстоянием на 300 верст за Днепр лежащие до самого Путивля, что все присоединено было к великому Литовскому княжеству [воєнні успіхи Гедиміна не мали тих наслідків, які їм (разом з багатьма іншими дослідниками) приписує М.Берлинський. Реальне литовське панування на Україні почалося за часів Ольгерда].

Состояние Киева, хотя пребывало под верховною державою идолопоклоннического государя, но жре[с. 82]бий его гораздо лучше стал прежнего, особливо по причине безопасности со стороны татар и по причине данной гражданам всякой свободы и верного обеспечения их собственностей. Сие благоденствие и спокойствие, соответствуемое верною преданностию к новым повелителям, всегда продолжалось до времени поколебания совестей в рассуждении принуждения их к католическому закону.

Благоразумный Гедимин, уважая верность новоприобретенного народа, не только позволил ему свободу древнего исповедания, но и правителя в Киеве определил своего племянника, Голшанского князя Миндовга – человека, который из язычества скоро тогда имел намерение принять грекороссийский закон. С сего времени Киев с принадлежавшими к нему городами и волостями находился в ведомстве Миндовга даже до времени Владимира Олгердовича, Гедиминова внука.