1308 г.
Берлинский М. Ф.
По смерти митрополита Максима во Владимире, спустя три года, прибыл на киевскую паству блаженный митрополит Петр, уроженец волынский, но по устроении некоторым образом сей разоряемой епархии вскоре, оставив Киев, удалился во Владимир, а потом около 1325 года взял свое пребывание в Москве [внук Александра I Ярославича, удельный князь московский Иван Данилович Калита, получив титул вл. князя в 1328 году, не перевел местопребывания своего во Владимир, почему с того времени великокняжеский престол навсегда уже остался в Москве]. куда с сего времени навсегда переведен престол всероссийской киевской митрополии, а в Киеве только коадьюторы сих митрополитов пребывание имели.
Пространство земель и великое число российских епархий, подчиненных одной митрополии, доставило преосвященному Петру и его преемникам по сношению всех патриархов вселенских первое место по Иерусалимском патриархе, то есть выше прочих митрополитов восточной церкви [сей преосвященный первый из митрополитов киевских начал носить белый клобук. Из древних времен клобук и камилавка у монахов, как и прочее платье, были черного цвета. Все посвятившие себя монашеству и восприявшие образ одежды, сему чину свойственный, не исключая и тех, коих православная церковь возвела из них на степень архиерейского сана, носили на головах клобуки черные, даже и сами вселенские патриархи, приезжая в разные времена в Россию, видимы были в черных клобуках, в каковых и поныне они всегда находятся. По сему следовало бы заключить, что и во время св.Владимира митрополиты, присылаемые из Царяграда, были единообразны а ношении клобуков с своими патриархами, но видно из церковной истории, что были монахи, носившие белое одеяние, из числа коих некоторые возведены на степень патриаршества во Иерусалиме. Вероятно, что таковой образ одеяния возбудил редкостию своею внимание и некоторое предпочтение. почему и мог быть принят первосвятителями в Константинополе, откуда были митрополиты присылаемы в Россию или из природных россиян поставляемы. С течением времени сей обычай ношения митрополитами белого клобука в России утвердился и составил преимущество епархий и отличность заслуг духовных сего чина особ В тех местах, где оного первое употребление открылось по некоторым обстоятельствам, может быть в рассуждении угнетаемого и порабощаемого христианства, сей обычай совершенно пресекся. Впрочем, были митрополиты и киевские, яко-то известнейший Петр Могила, которые употребляли в ношении черные клобуки, что, может быть, делали, сообразуясь константинопольским патриархам, или от своих государей на то соизволения не получали. Рукопись митрополита Самуила].
Хотя полуденные российские княжения и наиболее были посещению татарскому подвержены, но по обстоятельствам сии самые варвары всегда готовы были для надежной корысти служить в войне князям киевскому, луцкому или волынскому против поляков и Литвы. Дружба сих князей с лифляндскями и прускими рыцарями была последствием того, что и сии имели неприятелями себе тех же литовских князей.