Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

1. Экономическая жизнь города

В начале XX в. домонополистический капитализм сменился империализмом, являющимся высшей и последней стадией капитализма. При империализме увеличивается промышленное производство и исключительно быстро происходит процесс его концентрации, растут монополии, банковый капитал сливается с промышленным, усиливается вывоз капитала. В этот период в России возникали монополистические объединения, усиливалась концентрация банкового капитала и его слияние с промышленным. Восемь наиболее крупных банков страны в конце [18]90-х годов сосредоточили в своих руках 55,7% всех банковых капиталов. В начале XX в. банки контролировали 50% капиталов металлургической и 60% угольной промышленности.

Россия вступила на империалистический путь развития обремененной пережитками феодализма, тормозившими развитие производительных сил. В.И.Ленин называл русский империализм «военно-феодальным». В то время как в промышленности происходил процесс концентрации, в сельском хозяйстве существовало крупное помещичье землевладение и сохранялись остатки феодально-крепостнической эксплуатации безземельного и малоземельного крестьянства.

В экономику страны все быстрее проникал иностранный капитал. Только с 1890 по 1900 г. иностранные капиталы в угольной промышленности возросли с 16,8 до 95,3 млн. руб., в металлообрабатывающей – с 21,2 до 136,7 млн. руб. Проникновение иностранного капитала еще более ухудшало и без того тяжелое положение рабочих и крестьян Украины, страдавших от гнета своей и русской буржуазии.

Наступивший в конце 1899 г. и продолжавшийся в последующие годы кризис обусловил сокращение промышленного производства в Киеве, уменьшение банковских операций; дольше всего ощущался он в строительстве.

После начала войны с Японией на киевском рынке расширилась торговля хлебом и сахаром, но значительно сократилась торговля мануфактурно-галантерейными товарами. Уменьшились и размеры строительства. В 1905 г. на европейском рынке в результате неурожая сахарной свеклы в Австрии и Германии возрос спрос на сахар. Однако в целом еще продолжалась депрессия. Прекращение войны с Японией содействовало оживлению торговли, но в годы первой русской революции промышленная и торговая активность снова ослабла.

Некоторый подъем хозяйственной деятельности наблюдался в связи с подготовкой и проведением в 1913 г. в Киеве Всероссийской торгово-промышленной выставки.

Завод «Арсенал». [с. 468]

Завод «Арсенал». [с. 468]

Сборочный цех завода «Арсенал». Фото…

Сборочный цех завода «Арсенал». Фото 1910-х годов. [с. 471]

Во время первой мировой войны происходила перестройка хозяйства страны для нужд войны.

Период империализма ознаменовался некоторым ростом промышленного производства, сооружением крупных предприятий, хотя в целом к первой империалистической войне Россия оставалась аграрной страной, отсталой в экономическом отношении по сравнению с передовыми капиталистическими странами.

В это время возросла роль Киева как административного и хозяйственного центра. Усилилось его значение как промышленного, транспортного и торгово-финансового центра Юго-Западного края по сбыту товаров на русские и на иностранные рынки.

В конце XIX в. в Киевской губернии значительно расширились посевы сахарной свеклы: площади под ней достигли 90-95 тыс. десятин [«Обзор Киевской губернии за 1898 г.», К., 1899, стр. 23]. Изменения произошли и в отраслевом составе промышленности. В 1899 г. из общей суммы 128,3 млн. руб. промышленного производства губернии, 94,5 млн. руб. составляла продукция сахарной и спиртовой промышленности [«Памятная книжка Киевской губернии на 1901 год», К., 1900, стр. 32]. За последние десять лет XIX в. в Киевской губернии создано 149 новых предприятий, что составляет 35,3% их общего количества [А.В.Погожев, Учет численности и состава рабочих в России, СПб., 1906, стр. 75]. В 1914 г. в казначейство губернии поступило акциза 46,7 млн. руб., в том числе от продажи сахара – 46,3 млн. руб. [«Обзор Киевской губернии», К., 1914, стр. 78]

Конкретным проявлением усиления монополизации капитала в промышленности явилось открытие Киевского общества заводчиков и фабрикантов, устав которого одобрил министр торговли и промышленности 28 января 1916 г. [«Устав Киевского общества заводчиков и фабрикантов», К., 1916] Концентрация промышленности и слияние ее с банковым капиталом привели к господству в решающих отраслях хозяйства финансового капитала.

В это время возросла роль Киева как центра деятельности синдикатов, банков, страховых обществ, экспортно-импортных объединений, как важного узла железнодорожного и речного транспорта.

Финансово-банковские организации Киева распространили свое влияние далеко за пределы Юго-Западного края и по отдельным операциям приобрели всероссийское значение. Значительно расширилась деятельность общества сахарозаводчиков, правление которого находилось в Киеве. Это был один из первых крупных синдикатов на Украине, которому фактически принадлежали почти все сахарные предприятия Украины. В то время на Украину приходилось 66% общерусского производства сахара.

О межрайонном и всероссийском значении Киева в свеклосахарном производстве свидетельствует, в частности, то, что в 1912 г. в городе находилось 117 контор или правлений сахарных заводов, расположенных в 13 губерниях России: Киевской, Волынской, Подольской, Черниговской, Полтавской, Харьковской, Херсонской, Одесской, Тульской, Курской, Орловской, Воронежской и Люблинской [«Контрактовая книжка на 1912 год», К., 1912, стр. 27-29].

Чтобы сохранить в России высокие цены на сахар, участники синдиката, ограничивая продажу его на внутреннем рынке, значительную часть вывозили за границу по низким ценам. Сахарное производство давало капиталистам очень высокие нормы прибыли на вложенный капитал. В 1910 г. было выдано дивидендов пайщикам: в Обществе братьев Терещенко – 15%, в Обществе Киевского рафинадного завода – 20%, в Обществе курских заводов – 41,6% [«Киевский ежегодник на 1911 год», К., 1911, стр. 26].

Быстрый рост населения Киева вызвал увеличение спроса на сельскохозяйственные продукты, что обусловило создание вокруг города большой сельскохозяйственной зоны, которая специализировалась по производству молока, мяса, овощей и т.п. Интересно отметить, что и эту отрасль старался прибрать к своим рукам иностранный капитал. Так, на рубеже XIX и XX в. крупнейшим поставщиком масла был фон Мекк, цветов – немец Кристер.

Этот период отличался высокими темпами развития городского хозяйства: трамвая, водопровода, электроснабжения и т.п., все более и более подвергавшихся контролю банков, особенно иностранного капитала.

Значительно расширилась территория города. По данным за 1904 г., застроенная площадь Киева составляла 5838 десятин 1122 кв.сажени, или 56,05 кв.верст. С присоединением в 1910 г. к городу территории поселков Верхней и Нижней Соломенки, Кучменового и Протасового оврагов, Батыевой горы, а в 1911 г. с.Шулявщины, Караваевых дач и примыкавших к ним местностей застроенная площадь города к началу 1912 г. достигла 59 кв. верст. По размерам застроенной городской территории Киев занимал третье место в России после Петербурга (90 кв. верст) и Москвы (около 63 кв. верст). Что касается всей площади города, то она составляла 148,5 кв. верст.

В конце XIX – начале XX в. влияние Киева распространилось на поселки, расположенные в непосредственной близости от него: Демеевку и Святошино (села Киевского уезда). Развивались поселки – спутники Киева: Дарница, Слободка и др., формально не входившие в пределы города, но составлявшие с ним уже единое экономическое целое. В связи с развитием Киева развивались также Васильков, Бровары, Борисполь и др.

По данным переписи 1897 г., население Киева составляло 247 723 человека, в том числе мужчин 135 123 и женщин 112 600. По численности населения Киев занимал шестое место в России после Петербурга, Москвы, Варшавы, Одессы и Лодзи [«Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г.,» XVI, Киевская губерния, стр. V]. К 1907 г. численность населения возросла до 404 тыс. [«Календарь – справочная и адресная книга г. Киева на 1910 г.», К., 1910, стр. 89], а через год она достигла 450,9 тыс. человек [Там же, стр. 95]. К 1 января 1913 г. население Киева составляло 594,4 тыс. человек [«Юго-Западный край в экономическом отношении», К., 1913, стр. 80], то есть за 15 прошедших после переписи 1897 г. лет население города увеличивалось в среднем на 7,5% в год.

В условиях первой мировой войны численность населения в Киеве несколько уменьшилась, однако за два десятилетия, с 1897 по 1917 г., оно возросло на 220,6 тыс. и достигло 467 591 человека, из них женщин 258 505. Такое соотношение было вызвано войной – многие мужчины ушли на фронт [И.С.Биск, К вопросу о социальном составе населения Киева (по данным переписи 1917 г.), К., 1920, стр. 3]. Темпы прироста населения были очень высокими: с 1897 по 1917 г. городское население России увеличилось почти на 155,5% и в 1917 г. составляло 15,6% всего населения страны. Население Киева в это время увеличивалось не только быстрее, чем в среднем по России, но и быстрее, чем в Москве, Харькове и даже Петербурге.

Население Киева увеличивалось прежде всего за счет прилива из деревни в промышленность, на транспорт и в другие отрасли хозяйства. Вместе с тем увеличивалось и количество нетрудовых элементов – владельцев промышленных и торговых предприятий, банкиров, а также помещиков и крупных землевладельцев, бежавших во время первой русской революции от гнева обездоленных крестьян в город, под защиту войск и жандармов.

Общий вид Всероссийской…

Общий вид Всероссийской торгово-промышленной выставка 1913 г. [с. 473]

Рынок возле фонтана «Самсон» на…

Рынок возле фонтана «Самсон» на Подоле. Фото начала XX в. [с. 475]

По материалам переписи известно, что свыше 147 тыс., или почти 59% населения (включая предпринимателей, высших служащих и т.п.), относилось к числу самодеятельного. Основную массу населения составляли трудящиеся: рабочие, ремесленники, не применявшие наемного труда, а также мелкие служащие и другие категории трудящихся. Дворяне, духовенство и домовладельцы составляли меньше 1/8 части всего населения города. Из 39 651 частного хозяйства, взятого на учет в городе, наемных рабочих (включая домашних) имели: 6800 – одного рабочего, 4509 – двух-трех, 981 – четырех-пятерых, 472 – шестерых-десятерых, 126 хозяйств – свыше одиннадцати рабочих каждое.

По переписи 1917 г. зафиксировано уменьшение удельного веса самодеятельного населения в составе населения города. Всего в 1917 г. было 227 033 человека самодеятельного и 240 558 – несамодеятельного населения. Таким образом, на 100 человек самодеятельного населения приходилось 106 человек несамодеятельного.

По характеру трудовой деятельности население Киева в 1917 г. распределялось следующим образом : 11,8% было занято в различных отраслях обрабатывающей промышленности; 4,04 – на транспорте; 3,7 – на строительных и ремонтных работах; 7,7% – на изготовлении одежды [там же, стр. 12]. Довольно значительную прослойку составляли горничные, извозчики, парикмахеры, повара, няни и т.п., обслуживавшие преимущественно эксплуататорскую часть населения. Точно определить удельный вес этой категории трудящихся в населении города невозможно. Однако, если к 86 130 рабочим, непосредственно занятых в различных отраслях промышленности, на транспорте и в торговле, и 34 577 служащим прибавить еще 26 322 человек, которые по переписи 1917 г. значатся под рубрикой «чернорабочие», «поденщики» и «слуги», то общая численность населения Киева, работавшего по найму, будет составлять 147 029 человек [И.С.Биск, К вопросу о социальном составе населения Киева (по данным переписи 1917 г.), стр. 6].

В составе эксплуататорского населения Киева, наряду с банкирами, промышленниками, купцами, высшим чиновничеством, духовенством, военными, домовладельцами, были крупные помещики и капиталисты Терещенко, Тарнавский и др.

При общей невысокой грамотности населения Киевской губернии (грамотных среди мужчин насчитывалось 27,56%, среди женщин – лишь 8,88%) количество грамотных в Киеве составляло 55,38% [«Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г.», XVI, Киевская губерния, стр. VIII].

В период империализма была осуществлена некоторая перепланировка города; этого требовал быстрый рост населения Киева и необходимость приспособления улиц для усиленно развивавшегося транспорта и больших потоков пешеходов. Однако в целом город застраивался без определенного плана.

Развитие промышленности и торговли обусловило усиленное жилищное строительство. Наряду со строительством доходных жилых домов в Киеве, как и в других больших капиталистических городах, появились спекулянты жилой площадью, которые за кредиты, полученные в банках, строили дома, а затем их перепродавали. Финансовый капитал все более подчинял себе жилищное хозяйство. В Киеве появились первые дома, построенные акционерными обществами, например на Крещатике, 25 (теперь 15). Крайними точками застройки Киева жилыми домами были конец Вышгородской улицы, Зверинец (на Печерске), Политехнический институт.

Население города росло быстрее, чем его территория. Это вызывало уплотненную застройку, появление многоэтажных зданий без усадеб с зелеными насаждениями.

Быстрый подъем промышленности, развитие транспорта, повышение цен на земельные участки привели к удорожанию квартир, к появлению все большего количества хибарок на окраинах города, в которых ютились рабочие семьи. В.И.Ленин в статье «К деревенской бедноте» писал в 1903 г.:

«Растут богатые города, строятся роскошные магазины и дома, проводятся железные дороги, вводятся всякие машины и улучшения и в промышленности и в земледелии, – а миллионы народа все не выходят из нищеты, все продолжают работать за одно только содержание семьи всю свою жизнь. Да мало того: все больше становится безработных. Все больше становится и по деревням и по городам людей, которые совсем не могут найти никакой работы. В деревнях они голодают, в городах они наполняют босые команды и золотые роты, ютятся, как звери, в землянках городских предместий или в таких ужасных трущобах и подвалах, как на Хитровом рынке в Москве» [В. И. Ленин, Соч., т. 6, стр. 336 – 337].

Такая оценка жилищных условий трудящихся полностью относится и к Киеву.

В это время лихорадочно сооружались также здания банков, торговых контор. На Крещатике строились магазины, гостиницы, рестораны, конторы, банки и кинотеатры. В центре города были проложены новые улицы, в частности Банковая (теперь ул.Орджоникидзе).

Вокруг предприятий и вдоль железной дороги возникали рабочие поселки. Так, в заболоченной долине р.Лыбеди, недалеко от железнодорожного вокзала, где находились Южно-русский машиностроительный, Александровский сахарорафинадный и др. заводы, за короткое время вырос целый городок тесных лачуг и казарм без водопровода и канализации. Все больше ощущался контраст между центральными кварталами, застроенными роскошными особняками, и окраинами.

Отдельные части города застраивались неодинаково. Старый Киев, с примыкающим к нему Крещатиком и небольшой частью Большой Васильковской улицы (теперь Красноармейская), от начала Рогнединской улицы до Караваевской площади (теперь площадь Толстого) – был особенно плотно застроен (77% площади) и представлял собой наиболее благоустроенную часть города с высокой плотностью населения, почти без предприятий, но с большой концентрацией, в частности на Крещатике, финансовых и торговых учреждений. Накануне первой мировой войны здесь преобладали многоэтажные кирпичные здания, среди которых деревянные одно- и двухэтажные составляли исключение. Переулки в районе Думской площади по-прежнему пестрели одноэтажными деревянными домиками; из сохранившихся до наших дней можно назвать мемориальный дом-музей Т.Г.Шевченко.

В Липках в парках и фруктовых садах располагались особняки и дворцы аристократии. Здесь почти совсем не было учреждений, предприятий, редко встречались и торговые заведения. В этой части города было застроено лишь 49% площади.

На Печерске было много военных сооружений – крепость, где размещались части гарнизона, Печерская лавра и несколько монастырей и церквей.

«Новое Строение» (Лыбедская часть), расположенное в южной части города, преимущественно в долине, превратившейся в настоящее время в ручей р.Лыбеди, и с трех сторон окруженное высотами (Старокиевской с севера, Печерской с востока и горами Соломенской, Батыевой и Байковой с запада), застраивалось предприятиями и жилыми домами.

Более возвышенная и удобная в санитарном отношении часть этой местности заселялась еще с середины XIX в. студентами и профессорами университета. В целом район был застроен еще мало – усадьбы занимали лишь 41% его территории. За полотном железной дороги расположилось пригородное село Демеевка (Васильковского уезда). Кроме усадеб, здесь еще во второй половине XIX в. было сооружено несколько заводов, а позже открыты торговые заведения. Часть населения занималась садоводством и огородничеством. Хотя на Демеевке и была проложена трамвайная линия, благоустроена она была очень плохо.

Плотность застройки Подола была очень высокой (71%), однако она уступала Старому Киеву и Бульварной части города. Улицы Подола были прямыми и широкими, но неблагоустроенными. Наряду с деревянными быстро росло количество многоэтажных кирпичных домов. В Подольский район входил также Труханов остров, застройка которого осуществлялась по арендному праву. Всего здесь насчитывалось 87 усадеб, в которых жили рабочие и низкооплачиваемые служащие пароходства. Поскольку во время паводка остров затопляло, дома строились на сваях.

Часть города, расположенная к северу от улицы Верхний Вал, называлась Плоской. В Плоский район входили Куреневка, Приорка, а также Пуща-Водица. Плоская часть занимала 54,5% всей территории города, однако процент застройки ее был невысок – 15,6%. Здесь размещалось несколько заводов: пивной, дрожжевой, спичечный, кирпичные и др. В этой части города, заселенной рабочими и беднотой, водопровода и канализации почти не было; во время весенних паводков ее заливало.

Лукьяновка – один из наиболее молодых районов городской застройки. Еще в середине XIX в. в пределах современной Лукьяновки – тогда далекой окраины – насчитывалось очень небольшое число жителей. На рубеже XIX и XX в. промышленность Киева выросла, намного повысились цены на землю и увеличилась квартирная плата.

Это обусловило быструю застройку свободных участков, в частности на Лукьяновке, где уже в 1913 г. было застроено 53,4% территории. За восемь-девять лет цены на землю возросли почти в пятнадцать раз, квартирная плата с 1904 по 1912 г. увеличилась почти в четыре раза. Здесь разместились заводы: Днепровский машиностроительный, дрожжевой, мыловаренный, кабельный и др. Центральной улицей являлась Дорогожицкая, тянувшаяся от Лукьяновского базара и представлявшая собой продолжение Львовской (теперь Артема) улицы. На Лукьяновке было много фруктовых садов. В этом же районе города находилась пресловутая Глубочица – «канава», куда спускали сточные воды окружавшие ее заводы. «Канава» была ликвидирована лишь в 1917 г. На Глубочице, Половецкой, Татарской и прилегавших к ним улицах ютились деревянные, а иногда даже глинобитные домики. Улицы не освещались, мостовых и канализации не было.

Соломенка была заселена очень редко (не более 10% территории). Здесь в маленьких, убогих домиках жили преимущественно рабочие железнодорожного узла и железнодорожных мастерских.

Бульварная часть Киева занимала территорию от Старого Киева до Соломенки, «Нового Строения» и Лукьяновки (застроено было 95,8%). Свое название район получил от Бибиковского бульвара, часть которого проходила по территории района. Бульварная часть – преимущественно район усадеб. В ее пределах находилась одна из самых больших в городе базарных площадей – Галицкая (теперь площадь Победы). В эту часть города входил и пригород Шулявка. По переписи 1897 г., на Шулявке проживало около 5 тыс., а в 1912 г. – до 25 тыс. жителей. Шулявка поражала неблагоустроенностью, ее постройки даже не напоминали городских домов.

К западу от Шулявки, в сосновом бору, располагался дачный поселок Святошино, связанный с городом железной дорогой и трамвайной линией. Святошино не входило в городскую черту, но было органически связано с городом.

В период империализма намного увеличился объем промышленного производства Киева. По данным 1900 г. было произведено продукции на 32,7 млн. руб.; из этого количества на предприятия, перерабатывавшие продукты земледелия, приходилось 19,7 млн. руб., на предприятия, занятые переработкой ископаемых, – 8,3 млн., на предприятия химической промышленности – 1,2 млн. руб., лесной промышленности – 714 тыс. и предприятия по переработке продуктов животноводства – 613 тыс. руб.; ремесленниками произведено продукции на 1,9 млн. руб.

Быстрый подъем производства в конце 90-х годов XIX в. был прерван промышленным кризисом. В.И.Ленин в статье «О стачках», написанной в конце 1899 г., указывал:

«В последние годы в России промышленные дела шли превосходно, промышленность «процветала», но теперь (конец 1899 г.) замечаются уже ясные признаки того, что это «процветание» кончится кризисом: заминкой в сбыте товаров, банкротствами фабрикантов, разорением мелких хозяев и страшными бедствиями рабочих (безработицей, понижением платы и т.д.)» [В.И.Ленин, Соч., т. 4, стр. 289 (примеч.)].

Сокращение промышленного производства происходило и в Киеве. Так, на машиностроительном заводе Гретера и Криванека в 1903 г. рабочих стало почти вдвое меньше, чем до кризиса [ЦГИА УССР, ф. Старшего фабричного инспектора Киевской губернии, 1903, д. 277, л. 175]. Значительно сократилось производство и на других предприятиях города. Старший фабричный инспектор Киевской губернии в докладе от 6 апреля 1902 г. указывал, что прекращают работу даже крупные предприятия, в результате чего растет недовольство рабочих. В 1903 г. закрылось 20 предприятий, а стоимость произведенной продукции уменьшилась по сравнению с 1900 г. почти вдвое и составляла 17,9 млн. руб. [«Весь Юго-Западный край», стр. 24].

Среди предприятий города преобладали сравнительно небольшие. В 1903 г. из всех предприятий, подлежавших надзору фабричной инспекции, лишь на 34 работало более 100 рабочих. По данным губернского статистического комитета, в 1904 г. в Киеве насчитывалось 129 фабрик и заводов, на которых было занято 12 411 рабочих, и 1477 ремесленных заведений с 28 339 ремесленниками.

Очень тяжело отразилась на положении рабочих депрессия 1905 – 1907 гг., когда значительно возросла безработица, снизился уровень заработной платы. Некоторое оживление и расширение промышленного производства в городе началось лишь с 1908 г. и продолжалось оно вплоть до начала первой мировой империалистической войны.

В 1913 г. цензовую промышленность Киева представляли уже 177 предприятий, где, по неполным данным, было занято свыше 15 тыс. рабочих. Кроме того, много рабочих было занято в кустарно-ремесленной промышленности. Валовая продукция промышленности достигла 37,5 млн. руб. золотом [«Народногосподарський план м.Києва на 1936 р. Статистично-економічний довідник за 1929-1935 рр.», К., 1936, стр. 209].

Отраслевой состав промышленности города был пестрый. По количеству занятых рабочих и валовой продукции преобладали отрасли, производившие предметы потребления, в частности перерабатывавшие сельскохозяйственное сырье. Значительно меньше рабочих было занято в производстве строительных материалов, металлообработке, машиностроении, а также в полиграфическом производстве.

Наиболее развитой была пищевая промышленность, представленная такими крупными предприятиями, как Александровский сахарорафинадный завод с годовой производительностью около 2 млн. пудов рафинада, табачные фабрики, в том числе акционерного общества «Соломон Коген» с годовой продукцией в 2,8 млн. руб., кондитерская фабрика акционерного общества «Валентин Ефимов», мельница общества «Л.Бродский», винокуренные заводы, дававшие до 1772 тыс. градусов спирта в год. О размерах производства дрожжей свидетельствует тот факт, что из Киева только по железной дороге ежедневно вывозили 300-400 пудов дрожжей [«Юго-Западный край в экономическом отношении», стр. 81].

В городе насчитывалось девять больших мельниц с суточной производительностью около 50 тыс. пудов муки. Почти все они размещались на Подоле, вблизи Днепра. Мельница, принадлежавшая акционерному обществу «Л.Бродский», была самой крупной в России. От 1 до 1,5 млн. пудов зерна в год перемалывали мельницы Хрякова, Блиндера, Яновского и др. [Там же, стр. 41 и 81].

Среди макаронных фабрик самой большой была «Санитас» с производительностью 18 тыс. пудов макарон в год. На пяти кондитерских фабриках вырабатывалось продукции на 90 тыс. руб., а на одной лишь фабрике акционерного общества «Валентин Ефимов» в с.Демеевке – на 218 тыс. руб. в год. В Киеве было четыре фирмы, занимавшихся производством сухого варенья, на которых ежегодно перерабатывалось свыше 20 тыс. пудов различных фруктов [«Юго-Западный край в экономическом отношении», стр. 81].

Пиво- и медоваренное производство сосредоточивалось на восьми предприятиях, изготовлявших в год более 150 млн. ведер пива и меда. По материалам городской санитарной инспекции, в 1912 г. в городе было продано 1 625 917 пудов мяса. Производство колбас было сосредоточено на небольших предприятиях, из которых наиболее крупные принадлежали Бульону и Собченко. Довольно много предприятий (12) было занято производством искусственных минеральных вод и кваса.

В значительной степени было развито и табачно-махорочное производство. Табачная фабрика акционерного общества «Соломон Коген» по количеству занятых рабочих (800) относилась к наиболее крупным предприятиям Киева. Кроме того, в городе работали водочный, уксусный, консервные заводы, маслозавод, большой сухарный завод военного ведомства и др.

Кожевенная промышленность Киева выросла на базе ремесленного производства. Накануне первой мировой войны в Киеве насчитывалось семь кожевенных заводов с годовым производством в 200 тыс. руб. Выделку кожи почти полностью монополизировали фирмы братьев Кобец и Шепелянского. Производство обуви сохраняло характер ремесленного; в нем было занято около 5 тыс. человек. Потребности кожевенной промышленности обслуживал завод дубильных экстрактов, вырабатывавший до 150 тыс. пудов экстракта в год.

Производство мыла сосредоточивалось на четырех предприятиях, выпускавших ежегодно продукции на 458 тыс. руб. [«Обзор Киевской губернии», стр. 71]

Немалый удельный вес в промышленности города имела деревообработка, представленная небольшими кустарными предприятиями по распиловке леса, производству паркета, фанеры, экипажей и мебели. Лесопильные заводы ежегодно вырабатывали продукции на 550 тыс. руб., из пяти таких заводов четыре находились на Подоле. На самом большом из них – заводе Снежко – работало 80 рабочих. Мебельных фабрик в городе насчитывалось три. Наиболее крупная из них принадлежала акционерному обществу «Я. и И.Кон». Здесь работало свыше 100 рабочих. Большой мебельной мастерской, изготовлявшей стильную мебель, владел Кимаер. Строительство железных дорог, появление первых автомобилей сузили объем обозного и экипажного производства, которое было представлено в Киеве лишь несколькими небольшими предприятиями.

Довольно широко было развито производство строительных материалов – кирпича, керамических плит, цемента и т.п. Киевский и межигорский кирпич славился высоким качеством и вывозился даже за пределы губернии [«Юго-Западный край в экономическом отношении», стр. 82]. Кирпичных заводов в Киеве насчитывалось 13; в 1912 г. они произвели 152 млн. штук кирпича, за пределы города было вывезено 12 млн. штук [Г.Михайлов, О мерах к развитию в Киеве фабрично-заводской промышленности, оттиск с «Известий Киевской городской думы», 1915, № 4, стр. 5]. Стекло вырабатывалось на четырех заводах, выпустивших в 1911 г. продукции на 405 тыс. руб. [«Юго-Западный край в экономическом отношении», стр. 81]

Металлообрабатывающая промышленность в Киеве начала развиваться с середины XIX в. Этому прежде всего способствовало увеличение спроса на сельскохозяйственные машины и орудия (в связи с расширением посевных площадей, в частности под сахарной свеклой, в Киевской, Подольской и Волынской губерниях), на оборудование сахарных заводов и, наконец, строительство в Киеве электростанций, переход городского транспорта на электрическую тягу. Все это создало потребность в строительстве новых механических, чугунолитейных и машиностроительных заводов. В 1912 г. из подлежавших надзору фабричной инспекции фабрично-заводских предприятий Киева 19 относились к металлообрабатывающей промышленности; они давали пятую часть всей фабрично-заводской продукции города [«Юго-Западный край в экономическом отношении», стр. 50]. Среди предприятий транспортного машиностроения наиболее крупными, как и прежде, оставались железнодорожные мастерские, машиностроительный завод «Южно-русского акционерного общества», мастерские «Общества пароходства по Днепру и его притокам».

Машины и оборудование для сахарной промышленности выпускали заводы Гретера и Криванека, Млошевского и др. Сельскохозяйственные орудия – бороны, сеялки, паровые молотилки – производили заводы акционерного общества Фильверта и Дедины. Это были довольно большие предприятия, выпускавшие ежегодно около 6 тыс. рядовых сеялок; на них было занято 500 рабочих.

Несколько заводов специализировалось по чугунолитейному, котельному, металлоткацкому и гвоздильному производству. Некоторые из них имели более чем по 100 рабочих каждый, в частности чугунолитейный общества «Ауто» – 100, ковкого чугуна – 150, котельный и литейный – 120, проволочно-гвоздильный завод акционерного общества – 300 рабочих. Довольно быстро развивалось производство инструментов и точных изделий; медицинских инструментов, весов, кабеля и т. п. Развито было в городе и ювелирное производство; таких предприятий в Киеве и Киевском уезде в 1914 г. насчитывалось 75.

В конце XIX – начале XX в. в городе начало развиваться химическое производство; насчитывалось полтора десятка химических предприятий, среди них и такие, которые имели по 150 рабочих и давали в год продукции более чем на 100 тыс. руб. каждое.

Развилось и мыловаренное производство. Наиболее крупные мыловаренные заводы принадлежали Яковлеву и Зейделю.

Появились предприятия швейной промышленности, в частности фабрика белья. Несколько предприятий, среди них и довольно значительные, были заняты изготовлением бумаги, в том числе производством гильз и папиросной бумаги. Так, например, на гильзовой фабрике Каракоз и К° работало до 120, а на фабрике Ботун и Рофе – 200 рабочих.

Полиграфическое производство было представлено десятком типографий; наиболее крупные из них принадлежали Киево-Печерской лавре, обществу «Типография С.П.Яковлева» и частным лицам: Кульженко, Кушнареву, Корчаку-Новицкому и др.

В период империализма все более увеличивалось число занятых на предприятиях рабочих. Если в 1897 г. на одно металлообрабатывающее предприятие приходилось в среднем 50 рабочих и годовой валовой продукции на 85 тыс. руб., то уже в 1912 г. соответственно – 90 рабочих и 200 тыс. руб. валовой продукции. Вообще же в Киеве в 1915 г. на одно предприятие в среднем приходилось 120 рабочих [Б.О.Черный, Материалы по рабочему вопросу и промышленности г. Киева (1914-1917 гг.), стр. 14]. Этот период характеризуется также усилением концентрации капитала в промышленности. Это положение можно проиллюстрировать на примере сельскохозяйственного машиностроения. В 1907 г. заводы сельскохозяйственного машиностроения находились в руках акционерных обществ с общим капиталом в 4,5 млн. руб., в 1912- 1913 гг. капитал этих обществ уже превысил 26 млн. руб. [Г.Михайлов, О мерах к развитию в Киеве фабрично-заводской промышленности, стр. 9]

Большинство крупных предприятий принадлежало иностранным капиталистам. Так, в обществе киевского сахарорафинадного завода из 2,2 млн. руб. паевого капитала около 500 тыс. руб. принадлежало немецким капиталистам; крупнейший машиностроительный завод акционерного общества Гретера и Криванека обслуживался немецким банком «Mittel deutsche Kreditbank». Мебельное производство акционерного общества Якова и Иосифа Кона находилось в руках австрийских капиталистов [П.В.Оль, Иностранные капиталы в России, Пг., 1922, стр. 73-74, 95, 137].

В эпоху империализма в погоне за максимальными прибылями капиталисты создают исключительно тяжелые условия труда и «выжимают из рабочего втрое больше труда, выматывают безжалостно все его силы, высасывают с утроенной скоростью каждую каплю нервной и мускульной энергии…» [В.И.Ленин, Соч., т. 18, стр. 556]. Так из-за тяжелых условий труда рабочие прозвали кондитерскую фабрику Ефимова «сладкой каторгой». Внедряя в производство машины, капиталисты не принимали никаких мер, предохраняющих от травматизма.

Во время первой мировой войны в промышленном производстве города в связи с военными заказами началось небывалое оживление. Однако уже на третий год войны в результате хозяйственной разрухи, нехватки сырья и топлива многие предприятия сократили производство, а некоторые даже закрылись.

Тем не менее в 1916 г., по данным Киевского страхового общества, в городе насчитывалось 175 предприятий, на которых работало 21 093 рабочих [Б.О.Черный, Материалы по рабочему вопросу и промышленности г. Киева (1914-1917 гг.), стр. 14]. По сведениям Киевского Совета рабочих депутатов, в 1917 г. здесь насчитывалось уже 218 предприятий; на них было занято вместе с железнодорожниками и ремесленниками 64 594 рабочих.

В конце XIX – начале XX в. значительно возросло общероссийское значение Киева как центра оптовой торговли. Увеличение общероссийского внешнего торгового оборота способствовало росту торговых оборотов Киева, в частности биржи. Торговый оборот Киева в 1900 г. составлял 35,3% всего оборота Юго-Западного края [«Юго-Западный край в экономическом отношении», стр. 24].

Из общей суммы 106,3 млн. руб. торгового оборота в 1900 г. 26,5 млн. руб. приходилось на продукты земледелия; 26,3 млн. руб. – на бакалейные, аптекарские и смешанные товары; 18 млн. – на торговлю мануфактурой и галантереей; 14,6 млн. – на торговлю минеральными материалами и металлоизделиями; 10,7 млн. – на торговлю вином и водкой и 5,6 млн. – на продукты животноводства и охоты; оборот в торговле лесом и изделиями из древесины составлял 4,6 млн. руб. [Там же, стр. 18]

Киев являлся имперским рынком торговли сахаром и значительным рынком торговли хлебом, топливом, машинами, железом, а также текстильными товарами. Что касается торговли мануфактурными товарами, железом и бакалеей, то Киев был распределительным центром для районов Черниговской, Полтавской, Волынской губерний и Белоруссии, тяготевших к Днепру или Десне.

По сведениям 1911 г., в городе насчитывалось 27 комиссионных контор по продаже и купле сахара. Операции на бирже по торговле сахаром осуществляли киевские филиалы Русского банка для внешней торговли, Волжско-Камского коммерческого банка, Петербургского международного коммерческого банка, Петербургского учетного и ссудного банка, Объединенного банка и Киевский частный коммерческий банк.

Росту торговых оборотов содействовали подготовка и проведение в 1913 г. в Киеве Всероссийской торгово-промышленной выставки.

Как и во всех отраслях экономической жизни города, в торговле происходил процесс концентрации как розничной, так и оптовой торговли, возникали краевые организации по оптовой внутренней и внешней торговле. Примером такой концентрации может служить открытие «Южнорусского общества торговли аптекарскими товарами». О повышении роли Киева во внешней торговле свидетельствует открытие Юго-Западного отделения Русской торговой палаты. В этот период значительно уменьшилась роль Контрактовой ярмарки в торговых оборотах Киева; накануне первой мировой войны обороты ярмарки оценивались всего в 10 млн. руб. [С.Дмитриев, Экономическая география России, М., 1917, стр. 390].

Вместо контрактов все более возрастало всероссийское значение киевской биржи по торговле мукой, сахаром и т.п. Обороты по торговле сахаром приобретали общероссийское значение. По указу царя от 20 ноября 1895 г. и дополнению к нему от 20 мая 1903 г. было установлено, что от уровня цен на сахар на киевском рынке зависел как размер выпуска сахара на внешний рынок, так и размер акциза. Через киевскую биржу осуществлялась продажа сахара, выработанного на заводах не только Киевской губернии, но и многих других. В 1914-1915 гг. на 198 сахарных заводах Украины было выработано 86 млн. пудов сахара [П.Хромов, Промисловість України перед Вітчизняною війною, К., 1945, стр. 15].

Что касается сети торговых заведений города, то, по документам налоговых органов, в начале 1913 г. в городе их насчитывалось 8952, а в 1914 г. – уже 10 508. По разрядам полученных свидетельств в 1914 г. торговые заведения делились следующим образом: пятого разряда – 123, четвертого – 2078, третьего – 5740, второго – 2093 и первого – 474.

В годы первой мировой войны с переходом к карточной системе продажи продуктов первой необходимости в городе возникли кооперативные организации: «Городской потребитель», «Общее дело», «Народная торговля», торговый оборот которых был незначительным и, как правило, включал продажу нормированных продуктов.

С начала XX в. на Украине, как и во всей России, расширялась железнодорожная сеть. В 1901 г. была сооружена железная дорога Киев-Полтава, а в 1902 г. – Киев-Ковель. В связи с тем, что в годы первой мировой войны возросли перевозки военных грузов, путевое хозяйство Киевского железнодорожного узла расширилось, было построено несколько подъездных путей к предприятиям, а также начато строительство окружной железной дороги Пост-Волынский – Дарница (минуя вокзал Киев-Пассажирский).

Значительно возрос грузооборот Киевского железнодорожного узла. В среднем за десять лет (1902-1911) из города ежегодно отправлялось различных грузов 6,8 млн. пудов и прибывало 28,3 млн. пудов [КОГА, ф. Киевского губернского статистического комитета, оп. 1, 1911, д. 19, л. 6]. Среди прибывавших грузов большой удельный вес имели топливо, хлеб, лес, камень, железо. Рост промышленности и городского хозяйства вызвал увеличение спроса на каменный уголь. Так, в 1908-1910 гг. в Киев ежегодно прибывало по железной дороге около 8 млн. пудов каменного угля (по Днепру уголь не перевозили). По Юго-Западной железной дороге в 1908 г. было перевезено около 5 млн. пудов, в 1909 г. – свыше 4,5 млн. пудов, а по Московско-Киево-Воронежской в 1910 г. – около 4 млн. пудов каменного угля [Там же].

Одновременно возросли перевозки водным путем. В начале XX в. пароходство по Днепру в районе Киева находилось в руках нескольких лиц и обществ – Второго пароходного общества, Общества пароходства по Днепру и его притокам, общества «Корнилович и Пищанский», баронессы Клебак, акционерного общества Мальцевских заводов. В 1916 г. пароходные общества вошли в состав патронировавшегося Международным банком пароходного концерна [И.Гиндин, Банки и промышленность в России, стр. 168].

По данным 1911 г., в районе Киева судоходный период продолжался 90 [?] дней в году, а лесосплав длился пять-шесть месяцев. Средняя глубина фарватера Днепра давала возможность ходить судам грузоподъемностью в 8-10 тыс. пудов [Там же, стр. 33]. Грузооборот Киевского речного порта в конце XIX в. был сравнительно небольшим. Это объясняется тем, что здесь не было складских помещений для товаров. Весной, почти до конца мая, вода заливала прибрежные участки. Положение значительно улучшилось с постройкой в 1900 г. Киевской гавани. За 1907-1909 гг. в Киев прибыло около 19 млн. пудов грузов. В это же время из Киева по Днепру отправлялось в среднем 2,5 млн. пудов различных грузов в год.

В 1912 г. в период навигации услугами гавани пользовалось около 70 паровых судов, 2150 непаровых и 320 плотов. Киевский речной порт отправлял довольно много хлебных грузов, а также дров, кирпича и т.п. Отправлялась мука и продукты мукомольного производства, прибывало преимущественно зерно. Среди других грузов по Днепру с юга в Киев в 1910-1911 гг. прибыло около 1100 тыс. пудов нефти [КОГА, ф. Биржевого комитета, 1901, оп. 1, д. 19, л. 18] и около 1 млн. пудов соли [Там же, л. 19]. Рост перевозок способствовал увеличению городского сбора за складские места в гавани, который с 4 тыс. руб. в 1899 г. возрос до 103 тыс. руб. в 1900 г.

Киев являлся также центром пассажирских перевозок гужевым транспортом. Предприниматели Дашкевич и Фельденкрайз содержали конторы дилижансов, отправлявшихся ежедневно в Житомир, Макаров, Брусилов и Бровары.

Подготовка России к первой мировой войне вызвала строительство стратегических шоссейных дорог.

В это время происходил дальнейший процесс слияния монополистических банков с промышленностью, в результате которого крупные банки превращались в главных организаторов финансово-экономической жизни Так, Волжско-Камский коммерческий банк, филиал которого открылся в Киеве, был тесно связан с Донецко-Юрьевским металлургическим обществом и Алексеевским горнопромышленным обществом. Экономический подъем в России в конце XIX в. способствовал расширению сети банков в Киеве. В середине 1898 г. открылся киевский филиал Московского купеческого банка. Значительно увеличились обороты банков. На 1 января 1900 г. дисконт и ссуды всех банков города достигли 92 954 тыс. руб., а вклады и текущие счета – 403 809 тыс. руб. [С.Г.Альтерзон, Нарис розвитку київської кредитової системи, стр. 33]

Здание почты на Крещатике

Здание почты на Крещатике. Фото начала XX в. [с. 476]

Однако несколько крупных предприятий и банкирских контор в связи с кризисом прекратили платежи, начался массовый отлив вкладов, в частности из Киевского частного коммерческого банка. Неблагоприятно отразился кризис 1900 г. и на деятельности других банков, в частности коммерческих; вексельный портфель их уменьшился на 32%, фондовые операции –  на 23% [С. Г. Альтерзон, Нарис розвитку київської кредитової системи, стр. 33].

После кризиса 1899-1903 гг. в деятельности банков отмечался некоторый подъем. Конкретным проявлением его было оживление деятельности существующих банков и, кроме того, открытие новых. В 1902 г. открылся филиал связанного с иностранными капиталистами и торговыми фирмами Петербургского учетного и ссудного банка. В первом десятилетии XX в. Киевский частный коммерческий банк после неудачной попытки превратиться в банк сахарозаводчиков перешел на положение «дочернего банка» Русского торгово-промышленного банка («Петропари»).В октябре 1904 г. возникло новое ссудное учреждение по обслуживанию краткосрочным кредитом средней и мелочной торговли – Киевское купеческое общество взаимного кредита. Вскоре появилось еще несколько обществ взаимного кредита: Киевское промышленное, «Самопомощь», Подольское, Демеевское, Соломенское, Русское торгово-промышленное, Дисконтно-ссудное, Чешское.

С каждым годом банки расширяли свое влияние на промышленность. Так, киевский филиал Русского банка для внешней торговли вместе с Русско-Азиатским банком в 1911 г. приобрел у сахарозаводчика Бродского несколько заводов [За контрольный пакет акций Александровского и Крюковского сахарных обществ было уплачено 40 млн. руб.]. Вскоре Русский банк для внешней торговли, обслуживавший 14 заводов, стал их полновластным хозяином. 90% операций по экспорту сахара из России находилось в руках банков: Русского для внешней торговли и Петербургского международного [Л.Я.Эвентов, Иностранные капиталы в русской промышленности, М.-Л., 1931, стр. 85].

Начиная с конца XIX в. Киевская контора государственного банка также кредитовала преимущественно сахарную промышленность и в значительно меньших размерах – хлебную торговлю и мукомольную промышленность. Что касается операций с векселями, то на 31 декабря 1913 г. вексельный портфель Киевской конторы Государственного банка достиг 29 077 тыс. руб. (против 14 086 тыс. на 31 декабря предыдущего года). В частных банках на 31 декабря 1913 г. было векселей на 53 159 тыс. руб. (против 47 987 тыс. на эту же дату прошлого года) [ЦГИАЛ СССР, ф. Государственного банка, оп. 66, д. 952, л. 6].

Основные операции Киевской конторы Государственного банка и частных ссудных учреждений на 1 января 1914 г. составляли: дисконт и ссуды – 224 млн. руб., вклады и текущие счета – 147 млн. руб. [«Государственный банк. Данные по конторе и отделениям на 1906-1915 гг.», СПб., 1916, стр. 241, 244] На банки города приходилось 29% всего дисконта и ссуд банков Украины и 31% вкладов и текущих счетов.

Первая мировая империалистическая война не остановила роста сети киевских банков. Так, 1 мая 1915 г. концерном владельцев сахарных заводов Бродских был открыт Городской торговый ссудно-промышленный банк, осуществлявший многомиллионные операции. В 1916 г. возникло еще несколько банков: Днепровско-Донецкий (открыт крупным торговцем сахара Златопольским), филиал Азовско-Донского коммерческого банка, а в 1917 г. – филиал Промышленного банка («Юнкер») и«Украинбанк». К концу 1917 г. в Киеве насчитывалось 35 банков или их филиалов и, кроме того, много учреждений мелкого кредита. Об объеме основных операций кредитных учреждений свидетельствует тот факт, что на 1 января 1916 г. их вклады и текущие счета составляли почти 214 млн. руб., дисконт и ссуды – 221 млн. руб. [С.Г.Альтерзон, Нарис розвитку київської кредитової системи, стр. 78]

Значительную роль играли банкирские конторы, которых в Киеве насчитывалось довольно много.

Расширились операции киевской биржи и изменился их характер. Киевская биржа заняла в России третье место (после петербургской и московской), операции ее имели наибольшее значение в России по размещению акций сахарной промышленности. Операции киевской биржи в 1899 г. по продаже сахара составляли 46 951,5 тыс. руб., хлеба – 13 252,8 тыс. и по фондовым операциям 1 863,2 тыс. руб. [«Отчет Киевского биржевого комитета за 1899 г.»] Через три года, в 1902 г., операции по продаже сахара и хлеба достигли 87 948,7 тыс. руб. [«Отчет Киевского биржевого комитета за 1902 г.»] Накануне первой мировой империалистической войны обороты киевской биржи по сахару равнялись 65-70 млн. руб., по хлебу – 40 млн., по мануфактуре – 30 млн. руб. [«Юго-Западный край в экономическом отношении», стр. 82] В дальнейшем функции фондовой биржи захватили банки. Это было ярким свидетельством того, что «финансовый капитал есть крупнейший, доросший до монополии, промышленный капитал, слившийся с банковым капиталом. Крупные банки сливаются с биржей, поглощая ее» [В.И.Ленин, Соч., т. 23, стр. 35].

Широко развернулась деятельность страховых обществ, которых в Киеве насчитывалось 30. Наряду с местными страховыми обществами (Киевское общество взаимного страхования от несчастных случаев, Общество по страхованию посевов от градобития, страхование от пожара и др.) существовали конторы общерусских («Волга», «Якорь», «Россия» и др.) и иностранных страховых обществ, в частности общества «Урбен».

В условиях первой мировой войны банковские и биржевые операции все более приобретали спекулятивно-жульнический характер.


По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 461 – 479.