2. Городское самоуправление и хозяйство
На рубеже XIX и XX в. в России несколько расширились права органов городского самоуправления. Характеризуя местные органы самоуправления, В.И.Ленин указывал, что сосуществование
«реакционной центральной власти и сравнительно «демократических» местных учреждений, земств, муниципальных правлений и т.п. объясняется единственно, исключительно тем, что эти местные учреждения занимаются безвредным для буржуазного государства «лужением умывальников», водоснабжением, электрическими трамваями и т.п. мероприятиями, неспособными подорвать основ того, что называется «существующим общественным порядком» [В.И.Ленин, Соч., т. 10, стр. 166].
Старое положение 1870 г. было заменено в 1892 г. новым «Городовым положением», по которому избирательные права предоставлялись владельцам домов, земель, торгово-промышленных предприятий, составляшим не более 1 % населения города, а 99% населения было лишено права избирать членов городской думы. По этому положению городского голову утверждал министр внутренних дел, постановления городской думы подлежали утверждению губернатора и министра внутренних дел.
Система выборов городской думы и ее работа строились таким образом, что трудящиеся совсем были лишены возможности осуществлять контроль над деятельностью думы и управы. Киевская городская управа оказалась в руках финансовых магнатов, промышленников, торговцев и домовладельцев – Чоколова, Дембицкого, Кобца, Бурчака, Демченко и др. и представляла собой придаток к бюрократическому аппарату царского правительства.
Об условиях, в которых проходили выборы в городскую думу в 1910 г., красноречиво свидетельствуют следующие строки современника:
«Подготовка, как всем известно, проходила под сильным влиянием спиртных напитков, особенно в участках окраин города. Избранными оказались преимущественно лица, угощавшие избирателей» [И.А.Химикус, Дороговизна в г.Киеве, как следствие бесхозяйственности Киевской городской думы, К., 1915, стр. 3].
Однако и эта система городского самоуправления не удовлетворяла правящие классы. Отражая их взгляды, киевский генерал-губернатор возбудил ходатайство о выделении Киева в самостоятельное управление с введением должности «градоначальника», мотивируя это тем, что Киев «давно уже перестал быть исключительно губернским городом и стал крупным культурно-просветительным и торгово-промышленным центром значительного района, охватывающего не только весь Юго-Западный край, но и соседние губернии» [«Всеподданнейший отчет киевского, подольского и волынского генерал-губернатора за 1909-1910 гг.», К., 1911, стр. 19].
Из 80 гласных в работе городской думы принимали участие 12, которые, по выражению современника, «захватили всю деятельность думы и управы…, взяли на себя работу в 20 платных городских комиссиях, одновременно занимая несколько постоянных должностей в городской управе и в частных учреждениях, преимущественно банках с большими многотысячными взносами» [И.А.Химикус, Дороговизна в г. Киеве, как следствие бесхозяйственности Киевской городской думы, стр. 5].
О том, что городская дума защищала интересы крупных промышленников, свидетельствует анализ ее хозяйственной деятельности. Доходы думы с 1898 по 1912 г. возросли почти вдвое. Наибольший доход дума получала от городского имущества – 27,7%, от оценочного сбора с недвижимого имущества – 24,5%, от налогов и таможенных сборов – 14,7%, наименьший доход давали городские предприятия – 12,7%. Дума имела и другие доходы, среди них поступления от ссуд. С 1900 по 1912 г. киевская дума заключила 11 договоров. Вместе с долгом от ранее полученных ссуд задолженность города достигла 11 653 тыс. руб. Основными расходными статьями, на которые шли взятые в долг деньги, было строительство казарм, полицейских участков и таможни.
Городское хозяйство в условиях капитализма является средством дополнительной эксплуатации трудящихся. Большую часть доходов прямо или косвенно дума получала от трудящихся, а основные расходы шли на содержание органов угнетения трудящихся и на благоустройство заселенных буржуазией кварталов; на благоустройство же районов, населенных трудящимися, отпускались гроши. Исключение составляли лишь некоторые расходы на предупреждение эпидемических заболеваний и строительство канализации и водопровода. «Господствующий класс капиталистов, – метко отмечал Энгельс, – не может безнаказанно доставлять себе удовольствие обрекать на эпидемические заболевания рабочий класс; последствия падают на самих капиталистов» [К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. 1, стр. 534]. Очень мало внимания уделяла дума здравоохранению. В Киеве функционировала губернская земская больница, где большая часть коек выделялась для душевнобольных, городская больница на 190 штатных и 65 запасных коек, из них только 95 бесплатных.
Состояние медицинской помощи несколько улучшилось, когда под влиянием революционных событий 1905 г. был издан закон о «больничных кассах». В Киеве в это время открылась больница для чернорабочих на 99 бесплатных коек и больница Юго-Западной железной дороги. Разумеется, такое количество больниц не могло удовлетворить потребностей трудящихся города. Бесплатных коек даже в городской Александровской больнице было слишком мало, и больным приходилось платить за лечение большие деньги. В городскую думу часто поступали заявления больных, не имевших средств, с просьбой освободить их от платы за лечение. Но ответ был один: отказать. Характерным является заявление рабочего кирпичного завода П.Суковца, в котором он писал, что, работая на заводе и зарабатывая 80 коп. в день, он не имеет возможности за каждый день пребывания в больнице платить 1 руб. 30 коп.
Для улучшения медицинской помощи трудящимся много сделали известные ученые. Бесплатную квалифицированную медицинскую помощь населению оказывали клиники Киевского университета, в том числе терапевтическая, которой руководил профессор В.П.Образцов, клиника при военном госпитале, возглавлявшаяся профессором Ф.Г.Яновским, и др.
На средства частных лиц в 1902 г. открылась старейшая в стране городская станция скорой медицинской помощи. На общественные средства содержалось также несколько больниц, в частности Общества Красного Креста на 29 бесплатных коек и др. Тем не менее трудящееся население вынуждено было обращаться за помощью к частно практикующим врачам, которых в 1913 г. в Киеве насчитывалось свыше 700 (кроме дантистов).
Тяжелое материальное положение и плохая медицинская помощь вызывали большую смертность населения. По имеющимся сведениям, в 1911 г. в Киеве родилось 10 991, а умерло 7 174 человека, коэффициент смертности составлял около 14,5 на 100 человек. Самый большой процент смертности наблюдался в районах города, населенных беднотой, – на Подоле и Шулявке. Особенно большая смертность была среди детей. Среди умерших в 1911 г. дети в возрасте до одного года составляли 23,5%, от одного до десяти лет – 18,6%. В 1911 г. от эпидемических заболеваний умерло 1244 человека и от туберкулеза 836.
В начале XX в. Киев имел водопровод, канализацию, электроосвещение, телефонную связь, электрический транспорт и являлся одним из наиболее благоустроенных городов царской России. Самые доходные отрасли коммунального хозяйства города – электроснабжение, трамвай – фактически перешли из ведения городской управы в руки монополистического, преимущественно иностранного, капитала.
В связи с ростом промышленности и населения возникла потребность расширить систему городского водоснабжения. Только в 20,6% городов России с населением свыше 10 тыс. человек, в том числе и в Киеве, действовали водопроводы. Водопроводное общество имело 24 артезианских колодца с суточным дебитом 3 млн. ведер воды. С 1908 г. Киев был переведен на артезианское водоснабжение, что в целом благоприятно отразилось на санитарном состоянии города. Длина уличной сети городского водопровода в 1913 г. равнялась 175 километрам; он обслуживал 33,7% всех усадеб. Однако более или менее удовлетворительно обеспечивались водой артезианского водопровода лишь центральные районы города. В рабочих районах и на окраинах воду брали из колодцев, а многие жители пользовались водой из Днепра или Лыбеди, загрязненных сточными водами предприятий.
Из отраслей городского хозяйства менее всего была развита в России канализация. В 1907 г. канализационная сеть составляла лишь 18% водопроводной. В Киеве она появилась в 1889-1895 гг. Уличная сеть канализации города с главным коллектором в 1912 г. достигала 152 верст.
В XX в. далее укреплялось энергохозяйство Киева, в частности расширилась электростанция на Подоле. В 1907-1908 гг. здесь были установлены три турбины мощностью в 6800 киловатт, а в 1912 г. – еще одна турбина мощностью в 4500 киловатт. В 1904-1905 гг. на Подоле была сооружена первая в Европе дизельная электростанция. Электростанции принадлежали различным, в том числе иностранным, монополистическим фирмам. Электроэнергия была дорогой, и к тому же вырабатывалось ее очень мало.
С увеличением численности населения и застройкой города разрослась сеть улиц и переулков. Накануне первой мировой империалистической войны в городе насчитывалось около 340 улиц и свыше 60 переулков общей длиной 190 верст. Проложенные в конце XIX и в XX в. улицы были прямыми и довольно широкими. В XX в. улучшилась уличная сеть в центральной части города. Крещатик, Фундуклеевская (теперь Ленина), Николаевская (теперь К.Маркса), Прорезная (теперь Свердлова) улицы были покрыты гранитными кубиками на бетонной основе. Однако еще очень много улиц и площадей оставались плохо замощенными или совсем не замощенными и содержались в неудовлетворительном санитарном состоянии.
На рубеже XIX и XX в. на улицах города наряду с газовыми и керосиновыми фонарями появились электрические. На 1 января 1912 г. в Киеве насчитывалось 1746 газовых и 887 электрических фонарей. Электричеством освещались лишь центральные кварталы до двенадцати часов и Крещатик до часу ночи. На окраинах электрического освещения не было совсем. Очень мало встречалось там керосиновых и газовых фонарей. Электрическое и газовое освещение города находилось в руках концессионеров. В Киевском электрическом обществе не менее 90% капиталов принадлежало немецким банкам и предприятию «Siemens Schuckert werke Gesellschaft mit beschränkten Haftung» [П. В. Оль Иностранные капиталы в России, стр. 85] Керосиновое освещение осуществлялось подрядным способом.
Значительное повышение квартирной платы, в частности в центральных районах города, заставляло трудящихся искать жилье в отдаленных районах. Именно поэтому быстро заселялись рабочими окраины города и прилегающие села: Шулявка, Слободка, Демеевка. Транспорт стал одной из наиболее доходных отраслей городского хозяйства, и его поспешили прибрать к своим рукам немецкие и бельгийские капиталисты.
Из всех видов городского транспорта особенно распространенным был электрический. В Киеве нескольким владельцам принадлежали городской электрический трамвай, Киево-Святошинская электрическая железная дорога, линия Брест-Литовское шоссе – Кадетский корпус, Дарницкий мототрамвай, отдельная трамвайная линия в с.Демеевке. Самым большим предприятием являлся городской электрический трамвай. Он принадлежал на концессионных началах Бельгийскому акционерному обществу, возникшему в 1890 г. Бельгийских акционеров обслуживали следующие банки в Брюсселе и Антверпене: «Banque de Paris et de Pays Bas», «Banque de reports de fonds public et de depots» и «Compoir la Bourse de Bruxelles» [Там же, стр. 107].
О росте трамвайной сети свидетельствуют следующие данные: в 1904 г. длина трамвайных линий составляла 74 версты, а в 1912-1916 гг. – более 149 верст. Сюда входила построенная в 1905 г. электрическая канатная железная дорога длиной 200 метров, соединившая верхнюю часть города (район Владимирской горки) с улицей Боричев Ток на Подоле [в 1929 г. линия продлена на 38 метров до улицы Жданова].
По данным 1912 г., длина линий городского трамвая, включая подъездные пути и парковые линии, составляла 158 километров; вагонов курсировало 224, перевезено за год 84,4 млн. пассажиров [В.Астров, Досрочный выкуп Киевской городской железной дороги, К., 1915, стр. 4].
Электрический трамвай давал огромные доходы концессионерам. Так, в 1912 г. концессионеры получили 17,5% прибыли. Несмотря на такую доходность электрической железной дороги, концессионеры не прокладывали линий на окраинах города. Линии связывали торговые районы с вокзалом и пристанью и дачные пригороды с центром.
Отдельно существовала линия от начала Брест-Литовского шоссе до Святошино – так называемый Святошинский трамвай, принадлежавший организации, которую контролировали немецкие банки [П.В.Оль, Иностранные капиталы в России, стр. 87]. Линия его была уже, чем общегородская. С 1912 г. начал функционировать мототрамвай, соединявший Киев (от современной Почтовой площади) с Дарницей и Броварами. Обслуживалась эта линия вагонами с моторами внутреннего сгорания. Небольшое значение имела трамвайная линия Брест-Литовское шоссе – Кадетский корпус.
Концессионеры механического транспорта препятствовали развитию автотранспорта общего пользования. Лишь накануне первой мировой войны в Киеве появилось несколько автобусов, принадлежавших городу и один частный, городская управа приобрела девять автобусов стоимостью в 56 тыс руб., которые уже после 14 месяцев эксплуатации оказались непригодными. Их эксплуатация принесла городу 71 тыс. руб. убытка.
Для общего пользования имелось также несколько автомобилей обычного типа и несколько трехколесных, так называемых циклонетов. Проезд на них стоил дорого – 5 руб. в час. Поэтому в одном из путеводителей того времени рекомендовалось: «Раньше чем сесть, необходимо, во избежание неприятных недоразумений, основательно поторговаться» [«Справочник-путеводитель по г. Киеву и его окрестностям», К., 1913, стр. 174].
Извозчиков в городе насчитывалось около 3 тыс. Городской грузовой транспорт принадлежал владельцам конно-транспортных контор.
Сады и парки накануне первой мировой войны размещались в городе неравномерно. В районах наибольшей застройки зеленые насаждения встречались в отдельных частных усадьбах. Значительные зеленые массивы сохранились лишь на участках, принадлежавших городу. Самая большая полоса зеленых насаждений протянулась почти без разрыва на площади до 45 десятин вдоль Днепра, по склонам гор, от Андреевской церкви вплоть до Выдубицкого монастыря. В нее входили небольшие сады частных лиц (на участке между Андреевской церковью и спуском), а также городские сады – Владимирская горка, Купеческий (теперь Пионерский парк), Царский (теперь Первомайский парк), Мариинский (теперь Советский парк), Аскольдова могила и Аносовский сад. Живописные парки на склонах Днепра, по сути, были не доступны для трудящихся.
По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 479 – 486.