2. Развитие высшего образования
В начале XX в. высшая школа вступила в полосу глубокого кризиса, что являлось прямым следствием социально-экономической отсталости страны и реакционной политики царизма в области высшего образования. Выход из кризиса был только один – революционная перестройка всей экономической и политической жизни страны.
В университетах продолжал действовать реакционный устав 1884 г. и оставались штаты, еще при введении считавшиеся неудовлетворительными и временными. Даже царский министр просвещения вынужден был признать, что бюджеты высших учебных заведений «не соответствуют действительным потребностям», что «штатные суммы, отпускаемые на учебно-вспомогательные учреждения, на личный состав и на хозяйственные нужды высших учебных заведений министерства просвещения, представляются явно недостаточными» [«Труды высочайше учрежденной комиссии по преобразованию высших учебных заведений», вып. 1, СПб., 1903, стр. 17]. Вследствие этого десятилетиями оставались незамещенными кафедры, ощущался острый недостаток в профессорско-преподавательских кадрах.
В Киевском университете в 1904 г. было девять вакантных кафедр [«Всеподданнейший отчет министра народного просвещения за 1904 год», СПб., 1906, стр. 62]. Например, кафедра географии и этнографии оставалась незамещенной с 1888 г. [ЦГИА УССР, ф. Киевского университета, он. 364, д. 17, л. 9] Университету даже по уставу 1884 г. не хватало 14 профессоров [Там же, оп. 344, д. 39, л. 4].
Новые кадры профессоров и преподавателей росли крайне медленно. На всех факультетах в 1904 г. к преподавательской деятельности готовилось 20 «профессорских стипендиатов», оставленных при университете для написания диссертаций [там же, оп. 343, д. 110, л. 24-38]. Подготовка новых научных сотрудников была поставлена неудовлетворительно.
Однако и в этих условиях Киевский университет оставался одним из самых крупных в стране научно-учебных заведений. В 1904 г. на его четырех факультетах обучалось свыше 3 тыс. студентов и вольнослушателей, на 55 университетских кафедрах научно-педагогическую работу вело около 140 профессоров и преподавателей. Среди них было немало выдающихся русских и украинских ученых, чьи научные труды, открытия и изобретения содействовали развитию промышленности, науки и культуры. К ним прежде всего принадлежали математики В.П.Ермаков, Д.А.Граве, Г.В.Пфейфер, Б.Я.Букреев, биологи С.Г.Навашин, К.А.Пуриевич, А.Н.Северцов, химик С.Н.Реформатский, представители медицинских наук В.К.Высокович, В.П.Образцов, Ф.Г.Яновский и др.
Несмотря на засилье реакционной профессуры, лучшая часть профессорско-преподавательского состава вела упорную борьбу за передовую науку. Ответом на реакционные порядки в высшей школе было студенческое движение, достигшее наивысшего подъема накануне и в период первой русской революции.
Под натиском революционного движения царизм в 1905-1906 гг. вернул университетам и другим высшим учебным заведениям внутреннюю автономию, отменил инспекцию над студентами, некоторые ограничения в приеме в высшую школу и сделал ряд других уступок. Однако после подавления революции все эти завоевания фактически были ликвидированы.
В высших учебных заведениях, в том числе и киевских, был установлен полицейский режим, существовавший до свержения самодержавия в 1917 г.
Тем не менее лучшая, демократическая часть студенчества университета не прекращала самоотверженной борьбы с царизмом и реакцией, принимала активное участие в политических выступлениях руководимого большевиками пролетариата.
В 1914 г. в университете обучалось около 5 тыс. студентов. К научной работе готовилось 29 «профессорских стипендиатов». Профессорско-преподавательский состав, учебно-вспомогательный и административно-технический персонал насчитывал около 300 человек, из них 80 профессоров и 81 приват-доцент. Ученые университета в 1913 г. опубликовали свыше 260 научных работ. При университете работало десять научных обществ, руководимых видными учеными [ЦГИАЛ СССР, ф. Департамента народного просвещения, оп. 155, 1914, д. 1035, л. 175-186].
В годы первой мировой войны положение университета резко ухудшилось. По распоряжению военных властей почти весь университет, за исключением медицинского факультета, осенью 1915 г. был эвакуирован в Саратов. Через год была проведена реэвакуация.
Переезды нанесли большой ущерб учебно-вспомогательным учереждениям и финансам университета. Тяжело отразились они и на положении профессуры и студенчества.
Д.И.Менделеев – председатель экзаменационной эмиссии на первых выпускных экзаменах в 1903 г. в Киевском политехническом институте. [с. 588]
В 1898 г. в Киеве было создано второе высшее учебное заведение – политехнический институт. Его возникновение связано с быстрым развитием в 90-х годах минувшего столетия промышленности на юге страны. Институт был открыт по инициативе и на средства общественности. Активное участие в основании Киевского политехнического института приняли профессора университета Н.А.Бунге, Г.Г.Де-Метц, С.Н.Реформатский и др., а также великий русский химик Д.И.Менделеев. Передовой научной общественности удалось добиться утверждения для института сравнительно либерального устава, близкого к университетскому уставу 1863 г. Институт имел четыре отделения: химическое, механическое, инженерное и сельскохозяйственное.
За сравнительно короткое время (1898-1902 гг.) для института в районе Брест-Литовского шоссе были построены хорошо оборудованные учебные корпуса, учебно-вспомогательные и другие помещения. Быстро увеличивался контингент студентов. К началу первой русской революции в институте обучалось уже свыше 1600 студентов, в то время как при его открытии насчитывалось только 360 человек [«Киевский индустриальный институт. Юбилейный сборник к 40-летию института», К., 1939, стр. 56].
Научно-педагогическую работу в институте вели крупные ученые. Организатор института и его первый директор выдающийся ученый-механик В.Л.Кирпичев подобрал для института профессоров и преподавателей.
Выдающийся специалист в области зоотехники, бывший профессор «крамольной» и потому закрытой царизмом в 1894 г. Петровской сельскохозяйственной академии в Москве Н.П.Чирвинский был приглашен первым деканом сельскохозяйственного отделения. Его помощником был профессор П.Р.Слезкин. Организатором и первым деканом химического отделения был М.И.Коновалов, воспитанник Московского университета, ученик выдающегося русского ученого В.В.Марковникова.
Большую работу по организации химического отделения, кроме М.И.Коновалова, проделали профессора С.Н.Реформатский, В.Г.Шапошников, В.П.Ижевский.
Кафедру математики в политехническом институте занял профессор университета В.П.Ермаков, кафедру физики – один из инициаторов основания института Г.Г.Де-Метц.
Д.И.Менделеев, присутствовавший на первых выпускных экзаменах в институте в 1903 г., высоко оценил общую и специальную подготовку его выпускников. С большой радостью Менделеев писал «об отличных результатах первого выпуска Киевского политехнического института», о том, что «жертвы, принесенные на прекрасное устройство этого института, не были напрасны, кончившие курс могут плодотворно служить благу родины на избранных поприщах…» [Д.И.Менделеев, Сочинения, т. XXIII, М.-Л., 1952, стр. 159].
За 1903-1917 гг. институт выпустил 2615 инженеров. Особенностью Киевского политехнического института было то, что здесь трудилась значительная группа прогрессивной профессуры, содействовавшая развертыванию в стенах института революционного студенческого движения (М.И.Коновалов, Н.П.Чирвинский, Л.В.Писаржевский и др.). Прогрессивная профессура и демократическое студенчество института активно участвовали в первой русской революции. Вот почему в 1911 г. министерство уволило деканов трех отделений. В знак протеста против этой реакционной меры семь профессоров оставили институт, а через некоторое время ушло еще несколько преподавателей. Из 20 кафедр 15 оказались незамещенными.
В период первой русской революции был сделан шаг вперед в развитии высшего женского образования. В 1906 г. возобновился прием на Киевские высшие женские курсы, закрытые в 1889 г. Через год здесь, кроме историко-философского и физико-математического, открылось юридическое отделение, а еще через некоторое время – экономико-коммерческое. Учебные планы курсов соответствовали университетским. Как и раньше курсы содержались на плату за обучение, преподавали на них в основном профессора университета.
В 1913 г. на курсах обучалось 3 тыс. слушательниц. Много полезного для высших женских курсов сделал профессор Киевского университета выдающийся русский механик Г.К.Суслов. В 1906-1910 гг он был деканом физико-математического отделения, а с 1910 г. директором.
По инициативе группы профессоров медицинского факультета университета в 1907 г. при высших женских курсах было создано на правах самостоятельного высшего учебного заведения медицинское отделение впоследствии переименованное в женский медицинский институт. Отделение давало медицинскую подготовку в объеме программы университета, содержалось за счет платы за обучение. За шесть лет лет (1907 – 1913 гг.) на отделение было принято 2244 слушательницы.
В 1912/13 учебном году здесь обучалось 1323 слушательницы [«Краткие сведения о медицинском отделении при Высших курсах в г.Киеве за первые шесть лет существования. 1908-1913», К., 1914, с. 7 – 8]. До 1917 г. было подготовлено свыше тысячи женщин-врачей [ЦГИАЛ СССР, ф. Департамента народного просвещения, оп. 156, 1916, д. 719, л. 57].
В годы первой русской революции в Киеве возник еще ряд высших курсов, среди которых были и Вечерние высшие женские курсы А.В.Жекулиной (декабрь 1905 г.). Курсы длительное время имели одно историко-литературное отделение: в 1914 г. здесь обучалось 129 слушательниц, в 1915 г. – 163 [Летопись Вечерних высших женских курсов, учрежденных в г. Киеве А. В. Жекулиной, кн. 2, К., 1915, с. 2]. По инициативе профессора М. В. Довнар-Запольского в 1906 г. открылись высшие коммерческие курсы для лиц обоих полов. В первом учебном году на курсах насчитывалось 239 слушателей, из них более половины женщин. В 1908 г. эти курсы были реорганизованы в коммерческий институт, содержавшийся в основном на плату за обучение. В 1912 г. утверждены устав и штаты института.
Институт имел два отделения: экономическое и коммерческое, готовившие экономистов и коммерческих инженеров. В 1913 г. в нем обучалось около 4 тыс. студентов [Киевский коммерческий институт, К., 1913, стр. 6]. Педагогическую работу в институте вели преимущественно профессора университета и политехнического института (М. В. Довнар-Запольський, Д. А. Граве, К. Г. Воблый, К. Г. Дементьев и др.) [Обозрение преподавания на 1910 – 1911 академический год в Киевском коммерческом институте, К., 1910, стр. 34 – 35]..
После многолетних ходатайств в 1913 г. на базе музыкального училища Киевского отделения Русского музыкального общества открылась консерватория [И.Миклашевский, Очерк деятельности Киевского отделения имп. Русского музыкального общества, К., 1913, стр. 88]. Всего в 1914 г. в Киеве насчитывалось семь высших учебных заведений: университет, политехнический институт, коммерческий институт, высшие женские курсы, женский медицинский институт, вечерние высшие женские курсы А.В.Жекулиной, консерватория. В них обучалось свыше 15 тыс. студентов.
По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 586 – 590.