6. Театр
Конец XIX в. и первые два десятилетия XX в. в истории украинского театра характеризовались обострением борьбы между народно-демократическим реалистическим искусством и различными антиреалистическими течениями, получившими распространение после поражения первой русской революции.
Жестокая цензура и преследование всего прогрессивного, что имел и чем жил украинский театр в течение XIX в., культивирование пьес, которые, имея вывеску «народных», только подрывали народные основы искусства сцены и оскорбляли национальное достоинство, угрожали привести театр к идейному и творческому упадку, разорвать его связи с трудовым народом. Начали появляться пьесы, авторы которых бесстыдно спекулировали на интересе к театру.
«Кровь в таких пьесах, – говорил И.Карпенко-Карый, – лилась рекой. Доходило и до того, что рубили головы на эшафоте, головы те отскакивали от туловища и заливали сцену кровью. Производили такие кривлянья и выкрики, от которых благородное сердце настоящего театрального слушателя холодело и даже отворачивалось от народного театра» [I.Карпенко-Карий, Декларація про нові принципи організації товариства, «Театр», 1937, № 2 (4)].
Общее положение украинского театра ухудшалось еще и тем, что в начале XX в. он потерял многих выдающихся деятелей сцены. В 1904 г. перестало биться сердце М.Старицкого, в 1907 г. умер И.Карпенко-Карый, а в 1910 г. не стало М.Кропивницкого. В это же время сошли со сцены и некоторые их талантливые соратники. Болела и не могла непосредственно участвовать в жизни театра М.Заньковецкая.
Продолжение их дела падало в основном на плечи воспитанного ими младшего поколения. И поколение это, вдохновляемое примером М.Садовского, М.Заньковецкой и П.Саксаганского – мужественных духом, непоколебимо веривших в недалекое счастливое будущее украинской сцены, энергично шло за ними, решительно выступая против нашествия пошлости, эстетства и национализма. Девизом этого поколения украинского актерства стали страстные слова Заньковецкой, сказанные ею 19 января 1908 г., в день 25-летнего юбилея ее сценической деятельности:
«Я верю в лучшую будущность родного народа; я верю, нет, я уверена, что свободный гений этого народа создаст новое, свободное национальное искусство. Это искусство будет находиться в глубокой органической связи с интересами народных масс, будет помогать их всестороннему развитию, их борьбе за лучшую будущность, за красивого духовно и сильного человека» [«Вінок спогадів про Заньковецьку», К., 1950, стр. 209].
В рядах учеников и последователей великих творцов реалистического искусства украинской сцены в этот период находились И.Марьяненко, Л.Линицкая, Е.Зарницкая, Г.Борисоглебская, Ф.Левицкий, Б.Романицкий, В.Василько, Г.Юра, А.Бучма, Н.Ужвий, В.Яременко и др., чьи имена стали широко известными уже на советской сцене.
Разложение и вырождение буржуазного театрального искусства, профанация разными дельцами и коммерсантами, «разбойниками родной сцены» (И.Карпенко-Карый), реалистических традиций прошлого отрицательно сказывались на творческой практике даже лучших киевских театров, таких, например, как русские театры Соловцова и Бергонье. В театре Соловцова, хотя и сохранялся еще довольно прочный творческий коллектив (М.Глебова, С.Кузнецов, М.Соснин, М.Светловидов, Г.Пасхалова, О.Шатрова, В.Юренева, Е.Неделин, Д.Зеркалова), а в репертуаре были пьесы Островского, Гоголя, Чехова и Сухово-Кобылина, искусство все же явно деградировало.
Старые спектакли, достигшие когда-то высокого художественного уровня, из-за ослабления режиссуры, текучести актеров теряли художественную ценность. Они все реже и реже появлялись на афише театра. Вместо них начали ставить пьесы, рассчитанные на неприхотливый вкус городского обывателя. Напуганный революционными событиями, он хотел видеть на сцене правду «комнатную», без тех «страшных» картин, какими была полна окружающая жизнь. И в театре Соловцова наряду с произведениями Чехова и Островского стали появляться такие пьесы, как «Вера Мирцева», «Ревность», «Вокруг любви», и многие другие художественно никчемные писания «молодых русских драматургов» типа Рышкова, Арцыбашева, Дымова, Полякова и др На сцену этого театра проникали и украинские драмы «нового направления», в частности пьесы В.Винниченко «Черная пантера» и «Ложь», окончательно изменяя когда-то четкую идейно-художественную линию его репертуара.
Аналогичным было и положение в театре Бергонье. Театр, со сцены которого киевлян не раз поражала игра мастеров русского и украинского искусства – Ленского и Савиной, Кропивницкого и Заньковецкой, теперь также отдал свои подмостки антихудожественным пьесам. Пошлые миниатюры и водевили, фарсы и оперетки типа «Супруги XX века», «Шансонетка» и т.п. стали почти ежедневным репертуаром различных пришлых коллективов. Что и говорить о таких «театрах», как «Шато де флер», каждый вечер угощавший зрителей гастролями какой-нибудь французской шансонетки Тамары или же «виртуоза на разных инструментах при электрических эффектах» Бэлы Герд. Самоуправство антрепренеров, казенная опека городской управы, зависимость репертуара от кассы, непосильная плата за аренду помещения, развертывание «бурной» деятельности театров кафешантанного типа – все это еще более усиливало общий кризис искусства сцены.
Не лучше обстояло дело и с украинскими труппами А.Суходольского, Л.Сабинина, Т.Колесниченко. Подобно старым выдающимся труппам, они также были гастролирующими. В Киеве они бывали лишь на гастролях. Эти труппы продолжали ставить известные пьесы классической украинской драматургии или произведения современных украинских авторов, например «Тучу» Суходольского, «Жидовку-выкрестку» Тогобочного и др. Однако, как уже отмечалось, удовлетворить возросшие требования зрителя, только что пережившего события первой русской революции, этот репертуар не мог.
Едва ли не единственным театром, который сплотил вокруг себя лучшую часть художественной украинской интеллигенции так называемого старого украинского театра, активно охранял своей творческой практикой реалистические традиции демократического прогрессивного театра Кропивницкого – Старицкого и стремился идти навстречу новым требованиям времени, был театр Н.Садовского. В противовес волне реакции и разнузданного шовинизма Садовский, поддержанный Заньковецкой и группой учеников и единомышленников, в 1907 г. создал в Киеве первый за всю историю украинской сцены стационарный театр.
Сняв в аренду (хотя и не без трудностей) на десять лет помещение Троицкого народного дома (ныне театр музыкальной комедии) и укомплектовав труппу почти из 50 человек, Садовский развернул борьбу за дальнейшее укрепление реалистических принципов искусства украинской сцены. Талантливый режиссер и актер, он быстро укрепил труппу, поднял в ней мастерство исполнения, обеспечил спектакли высококультурной режиссурой. Натиску репертуарной пошлости он противопоставил испытанную классическую пьесу украинской, русской и мировой драматургии, с новой силой возродив национальную особенность украинского драматического театра – его музыкальность.
Кроме классических пьес Старицкого, Кропивницкого, Карпенко-Карого, на сцене театра Садовского впервые на украинском языке шли «Ревизор» Гоголя, «Доходное место» Островского. Оперный жанр был представлен «Проданной невестой» чешского композитора Сметаны и «Галькой» польского композитора Монюшко. Здесь впервые увидела рампу и такая жемчужина украинской и мировой драматургии, как «Каменный властелин» Леси Украинки.
Для работы в новом театре Садовский пригласил известных художников Н.Бурачека и Ф.Кричевского.
Идейное направление репертуара, художественно-сценическое его толкование, доступные цены билетов [цены на места в партере были от 40 коп. до 2 руб., в бельэтаже – 80 коп., балкон первого яруса – 60 коп., первый ряд галерки – 20 коп., остальные – по 15 коп.; для студенческой молодежи – по 40 коп], устройство еженедельных утренних спектаклей по удешевленным ценам (от 10 коп. до 1 руб. 50 коп.) – все это было рассчитано на удовлетворение духовных запросов широких кругов зрителей.
Вокруг театра разгорелась яростная борьба между различными социальными кругами киевской общественности и прежде всего между трудовым людом, передовой интеллигенцией и националистической буржуазией. Первые горячо поддерживали начинания Садовского, рассматривая его театр как свое кровное дело; вторые видели в направлении, которого придерживался театр, опасность политического характера, боялись дальнейшего влияния свободолюбивых идей на зрителей и поэтому выступили против театра, развернув кампанию травли и насмешек над ним, всячески стремясь направить его деятельность в желаемую для себя сторону. Оскорблял национальное достоинство украинцев, высмеивал их якобы отмирающий язык и предвещал конец искусства украинской сцены черносотенный журнальчик «Киевский театрал». Тянула театр в болото национализма газета «Рада».
Садовский и его труппа мужественно отстаивали свою линию, все больше расширяя репертуар театра, вводя в него лучшие пьесы украинской и русской драматургии. На сцене появились «Горькая судьбина» Писемского (шла под названием «Никандр Бессчастный» в сценической редакции Садовского), «Сватанье» и «Медведь» Чехова, «Женитьба» Гоголя, «Не так живи, как хочется» Островского (шла под названием «Жажда» в переводе Левицкого), «От нее все скверны» Толстого (в переводе Садовского), «Страшная месть» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» – инсценировки известных гоголевских произведений (последняя шла под названием «За масляные шкварки» в переводе Садовского) и ряд других пьес. Познакомился киевский зритель и с пьесами зарубежных авторов, такими, как «Гибель «Надежды» Гейерманса, «Мораль пани Дульской» Запольской, «Мазепа» Словацкого и др.
На сцене театра Садовского в 1908 г. состоялось и празднование 25-летнего юбилея театральной деятельности гениальной украинской актрисы М.Заньковецкой.
Утверждая далее музыкально-оперный жанр в репертуаре театра, Садовский осуществил на высоком художественном уровне постановки опер «Катерина» Аркаса, «Энеида», «Черноморцы», «Утопленница», «Рождественская ночь» Лысенко, «Роксолана» Сичинского, «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского и др., во многих из них блестяще исполняя главные роли (например, Кабица в «Черноморцах», Кацель в «Проданной невесте» и т.п.). Однако разнохарактерность репертуара не всегда определялась творческими соображениями, а была следствием влияния на театр социальных условий и колебаний самого Садовского, которые начали ощущаться в его деятельности в последние предреволюционные годы и привели к серьезным идейно-художественным противоречиям в его театре.
Искренне желая, чтобы театр активнее откликался на социальные проблемы эпохи, касался вопросов современности, Садовский настойчиво продолжал поиски пьес среди авторов «новой» украинской драматургии. Так, в репертуар театра попали пьесы В.Винниченко, Л.Старицкой-Черняховской и С.Черкасенко, подчас с явно буржуазно-националистическим уклоном.
В дооктябрьский период в театральной жизни Украины, и в частности Киева, возникли новые, до тех пор неизвестные явления, связанные с рождением творческой самодеятельности рабочих и трудовых крестьянских масс. Об этих явлениях писала дооктябрьская большевистская «Правда» как о вестниках нового, неизвестного еще в истории мировой культуры рабоче-крестьянского театра, который после победы Советской власти на Украине представлял первый этап в развитии советского театрального искусства.
Передовые круги украинской, в том числе и киевской, художественной интеллигенции всегда находили поддержку и помощь со стороны прогрессивных деятелей братской русской культуры.
К.С.Станиславский в 1911 г. писал своим украинским товарищам в Киев:
«Мы, русские люди, глубоко сочувствуем страданиям украинского народа и верим, что солнце новой, счастливой жизни засияет над Украиной и ее истерзанное сердце раскроется во всей прелести, шелесте золотых украинских полей, в могучем народном творчестве, в талантах ее прекрасного свободолюбивого народа…
Такие украинские актеры, как Кропивницкий, Заньковецкая, Саксаганский, Садовский – блестящая плеяда мастеров украинской сцены, – вошли золотыми буквами на скрижали истории мирового искусства… » [«Братерство культур. Збірник матеріалів з історії російсько-українського культурного єднання», К., 1954, стр. 234]
По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 612 – 617.