5. Музыка
Музыкальная культура Киева и в период империализма развивалась в братском единении с русской культурой. Самой выдающейся творческой фигурой продолжал оставаться Н.Лысенко. Наряду с ним выдвинулась целая плеяда его учеников и последователей – К.Стеценко, Я.Степовой, Н.Леонтович, в разное время приехавшие в Киев – самый крупный политический и культурный центр Украины. Лысенко и его единомышленники возглавили лагерь прогрессивных музыкальных сил, противостоявший реакционному буржуазно-националистическому направлению.
В годы революционного подъема особенно возросло значение революционной песни, помогавшей организовывать пролетариат и вести его на борьбу с царизмом и помещиками. Большевистская газета «Искра» так описывала демонстрацию в Киеве 17 марта 1901 г.: «Улицы заполнены народом. Под звуки революционных песен, которые прерываются криками «Ура!», строго, спокойно идут тысячные толпы демонстрантов…» [«Искра», 1901, № 3].
Народ пел старые героические песни и думы об освобождении от гнета эксплуататоров, создавал новые рабочие, революционные, пролетарские песни, политические частушки, которые охотно пели трудящиеся города, рабочие заводов и фабрик, городская беднота. Революционные песни печатались на гектографе Заводским районным и Киевским городским комитетами РСДРП и распространялись среди населения. Любимыми революционными песнями, которые пел пролетариат, были «Дубинушка», «Варшавянка», «Марсельеза», «Славься, свобода и честный наш труд», «Здравствуй, свободы вольное слово» (исполнялась на мотив украинской казачьей песни «Гей, не дивуйте, добрії люди»), «Смело, товарищи, в ногу», «Интернационал», ставший в то время пролетарским гимном, украинская революционная песня «Шалійте, шалійте, скажені кати», текст которой написал Ф.Колесса, а в основу музыки была положена мелодия Н.Вахнянина. На русском языке эта песня известна под названием «Беснуйтесь, тираны». Перевёл её Г.Кржижановский. Пелись старые песни, например, «Засвистали арестанты», «Ревет и стонет люд голодный» и др., но текст у них был новый революционный.
В эти годы появилось и быстро завоевало массовое признание хоровое произведение Н.Лысенко на слова И.Франко «Вечный революционер» (1905 г.). В музыке хора обобщены наиболее распространенные интонации рабочих и революционных песен. Кроме того, накануне и в период революции 1905-1907 гг. Лысенко написал и другие произведения, в которых увековечил идеи и образы революции: хоры «» на текст Франко и «Гей, за наш рідний край» на слова А.Коваленко, а также монолог на слова М.Старицкого «В груди огонь». Произведения, проникнутые революционным пафосом, написали и другие украинские композиторы.
Именно с Киевом связан один из наиболее плодотворных периодов творчества К.Г.Стеценко. Композитор работал над оперой «Кармелюк» – о руководителе крестьянского восстания на Украине, написал произведения на тексты Шевченко, Франко, Грабовского, Леси Украинки, среди них знаменитый «Сон», «Содом», «Прометей» и др.
Поражение революции и годы реакции не только не снизили творческой активности украинских композиторов, но пробудили новые стороны их таланта. Теперь они бичевали самодержавие оружием сатиры, острой, едкой насмешки. Лысенко создал сатирическую оперу «Энеида», К.Стеценко написал песню-сцену «Царь Горох» на слова Беранже. И другие украинские композиторы, где бы они ни находились в годы революции и в последующие годы, – то ли в старинном Львове, как С.Людкевич и Н.Вахнянин, то ли в Петербурге, как Я.Степовой, то ли в далеких селах и местечках, как Н.Леонтович и Д.Сичинский, – откликались своим творчеством на великие события современной им действительности.
В Киеве полиция жестоко преследовала передовых деятелей украинской культуры. Обыски и аресты, тюремные заключения не миновали никого, кто прямо или косвенно проявлял свои революционные убеждения. После беззаконного обыска просидел ночь в Лукьяновской тюрьме Н.В.Лысенко. За пропаганду украинской песни был арестован и выслан из Киева в г.Александр-Грушевский [? так у тексті! – М. Ж., 22.01.2021 р.] К.Стеценко. Молодой певец М.Микеша, впоследствии ставший известным оперным артистом, ученик школы Н.В.Лысенко, за связи с революционерами и хранение нелегальной литературы и оружия был схвачен и выслан из Киева под суровый надзор полиции.
Революционные события отразились на концертной и театральной жизни города. На характере и содержании концертов и представлений сказалось стремление лучших представителей киевской общественности выявить свои симпатии к революции. Еще весной 1898 г. в связи с массовыми арестами в Киеве социал-демократов был организован концерт в театре Бергонье. Хор под руководством Лысенко исполнил несколько произведений с ярко выраженным социально-освободительным содержанием. Собранные деньги были переданы на нужды арестованных и революционную работу.
В оперном театре в течение 1906-1916 гг. ставилось немало прекрасных произведений мировой классики, среди них «Садко», «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Дубровский» Э.Направника, такие сложные для постановки и исполнения оперы, как «Тангейзер» Вагнера, «Самсон и Далила» Сен-Санса, «Гугеноты» Мейербера. Особенным успехом пользовалась опера «Золотой петушок» Римского-Корсакова, в которой композитор остро высмеял самодержавие.
В открытых концертах звучали народные и революционные песни. 29 апреля 1906 г. в помещении цирка дал концерт выдающийся русский певец Ф.И.Шаляпин. В начале концерта Шаляпин сообщил, что ему приятно провести несколько часов с рабочими и выразил сожаление, что не может дать концерт в зале, который мог бы вместить в тридцать раз больше людей, чем этот. Он просил рабочих передать их товарищам привет от него и извинения, что среди трех тысяч присутствовавших на его концерте, мало рабочих.
Слушатели горячо приветствовали певца, рабочие преподнесли ему два венка с красными лентами и забросали цветами. Из исполненных песен особенно сильное впечатление произвела «Дубинушка». Весь зал подпевал великому певцу: «Эй, дубинушка, ухнем!». Концерт закончился в 12 час. ночи. В цирке и на улице патрулировали усиленные наряды полиции, во дворах стояли солдаты и казаки.
Кроме Шаляпина, выступившего также в операх «Борис Годунов» и «Фауст», киевляне в предоктябрьские годы слушали прошедшие с триумфом концерты А.Глазунова (1908 и 1916 гг.), А.Скрябина (1915 г.), С.Рахманинова (1906/07, 1910/11 и 1917 гг.); из выдающихся приезжих певцов в оперных спектаклях выступали Л.Собинов и А.Нежданова, горячо встреченные слушателями; из иностранных мастеров киевляне слушали скрипача-виртуоза Ф.Крейслера (1911 и 1913 гг.) и итальянского певца М.Баттистини (1913 г.).
Передовые представители украинской музыкальной культуры никогда не смешивали понятий «царизм» и «русский народ» и, всей душой ненавидя первый, с большой любовью и уважением относились к лучшим сыновьям русского народа. Так, в мае 1904 г. музыкальная общественность Украины приняла участие в торжественном праздновании 100-летия со дня рождения М.И.Глинки. 23 мая Лысенко устроил в Киеве торжественный концерт из произведений великого русского композитора, в котором выступили киевские артисты и большой хор под руководством известного украинского дирижера А.Горелого.
На одном из публичных концертов в 1916 г. студенческий хор Киевского университета исполнил «Щедрика» Н.Леонтовича – тогда еще никому не известного сельского учителя. Произведение имело исключительный успех, и именно после этого талантливый украинский композитор получил всеобщее признание.
Под влиянием революционного подъема в Киеве возникали различные культурно-художественные организации, целью которых было повышение культурного уровня трудящихся. Нередко в эти организации проникали буржуазно-националистические элементы, пытавшиеся направить их деятельность по антинародному, реакционному руслу. Тогда они становились ареной ожесточенной борьбы передовых и реакционных сил, что нередко являлось причиной недолговечности их существования.
После революции 1905 г. в Киеве организовалось музыкально-хоровое общество «Боян». Сначала оно возглавлялось людьми, преданно и честно служившими народному делу.
Лысенко, работавший в обществе некоторое время как его председатель и хоровой дирижер, был сознательным пропагандистом наиболее выдающихся образцов отечественного и западного музыкального искусства. Ему деятельно помогал К.Стеценко.
Из-за организационных неполадок и финансовых затруднений общество вскоре прекратило свое существование. Вместо него возникло общество «Просвита», и бывшие участники «боянового» хора составили основное ядро вновь созданного хорового коллектива. Однако явно националистическая направленность «Просвиты» оттолкнула от нее многих демократических деятелей, в том числе Лысенко и Стеценко. В 1908 г. в Киеве под председательством Лысенко было основано новое общество – «Украинский клуб». Он вел довольно широкую музыкально-образовательную работу, регулярно устраивал вечера камерной музыки с участием квалифицированных музыкантов и с разнообразной программой. Нередко звучали здесь и композиции Лысенко в авторском исполнении. Кроме музыкальных концертов, в клубе также происходили литературные вечера.
Однако вскоре «Украинский клуб» начал преследоваться полицией и был закрыт (последний камерный концерт состоялся с участием Лысенко, Микеши и др. в конце апреля 1911 г.). Имущество клуба перешло к вновь организованному общественному собранию с многозначительным названием «Родина» [слово «родина» в украинском языке обозначает семью].
В течение 1904-1914 гг. в Киеве значительно возросло число музыкально-образовательных учреждений. Кроме училища Русского музыкального общества и школы Н.А.Тутковского, в городе функционировали Высшие оперно-драматические музыкальные курсы профессора пения М.Е.Медведева, музыкально-драматическая школа Е.К.Лесневич-Носовой, музыкальные школы Э.Зиберта, Е.Худяковой, Л.Агапьевой-де-Векки, музыкальные курсы М.Диомиди, Григоровича-Барского, школа пения М.Вронского и другие музыкальные классы, курсы и школы (всего 16).
Огромное значение для развития профессионального музыкального и театрального образования на Украине имела открытая в 1904 г. музыкально-драматическая школа Н.Лысенко (после Октябрьской революции Музыкально-драматический институт им.Лысенко). Школа давала законченное высшее образование: программа музыкального отделения отвечала программам консерваторий; драматического – Московского филармонического училища. Предметы в ней преподавались как специальные (игра на различных инструментах, включая бандуру, сольное пение, теория композиции, актерское искусство), так и вспомогательные (музыкально-теоретические дисциплины). В школе существовали хоровой и оперный классы, симфонический оркестр, камерный ансамбль, преподавались мимика, фехтование, танец, грим, гуманитарные науки. Право учиться в ней имели лица всех сословий. Педагогов Лысенко тщательно подбирал. Здесь преподавали известный теоретик Г.Любомирский, профессор скрипки Е.Вонсовская-Буцкая, классы вокала вели профессора Зотова, Муравьева и Мишуга. На драматическом отделении преподавала дочь М.П.Старицкого – М.Старицкая. Лысенко вел в школе класс специального фортепьяно, насчитывавший 28-30 учеников.
Школа Лысенко, как очаг национального профессионального образования, вскоре стала очень популярной, а ее открытые концерты солистов-исполнителей оперного класса и драматического отделения вызывали, по собственному признанию Лысенко, «целую сенсацию в городе» [Отдел рукописных фондов Института искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР. Письмо Н.В.Лысенко к И.П.Адрианопольской от 24 апреля 1908 г.].
Немало выдающихся деятелей украинской культуры получило образование в школе Лысенко. В ее стенах в разное время обучались К.Г.Стеценко, Л.М.Ревуцкий, М.В.Микеша, А.М.Ватуля, В.Верховинец и многие другие.
Число преподавателей музыки в предоктябрьские годы в Киеве достигло 60. Нотных магазинов и депо инструментов здесь насчитывалось 20. В 1911 г. в Киеве было основано общество «Экстрафон», занимавшееся изготовлением граммофонных пластинок. Фабрика, принадлежавшая Г.Индржишку и Е.Боссе, помещалась на Шулявке.
С рецензиями и статьями об украинской музыке и музыкальном театре в это время выступал в украинской прессе К.Стеценко; серьезные вопросы оперного исполнительства и музыкального образования затрагивал Б.Яновский.
В 1913 г. на базе училища Русского музыкального общества в Киеве открылась консерватория (первым ее директором был В.Пухальский, а с 1914 г. – Р.Глиэр).
Важным центром украинской музыкальной культуры в эти годы стала труппа Н.Садовского, систематически пропагандировавшая в городе и за его пределами оперные произведения украинских композиторов. В составе труппы были такие блестящие исполнители, как М.Литвиненко, О.Петрова, Н.Садовский, М.Барилотти, Е.Петляш и др., что давало возможность ставить сложные оперные произведения. Спектакли шли в помещении Троицкого народного дома. Здесь впервые увидели свет рампы такие украинские оперы, как «Энеида» Лысенко, «Роксолана» Д.Сичинского. Ставили также «Запорожца за Дунаем» С.Гулака-Артемовского, «Пана Сотника» Г.Казаченко и др. Из западноевропейских опер шла «Галька» С.Монюшко. Главную роль исполняла М.Литвиненко – впоследствии народная артистка СССР.
Изредка украинские оперные произведения проникали и на сцену городского театра. Так, в дни празднования тридцатипятилетнего юбилея деятельности Лысенко 21 декабря 1903 г. была поставлена «Рождественская ночь», а в сезоне 1913/14 г. четыре раза шел его «Ноктюрн».
Как центры демократического искусства в этот период известны Лукъяновский народный дом (теперь Клуб трамвайщиков), где часто происходили концерты, представления, народные чтения и Народная аудитория на Бульварно-Кудрявской улице (теперь ул.Воровского).
В 1912 г., уже после смерти Лысенко, передовая киевская общественность вела переговоры с антрепренером городского театра Багровым о постановке «Тараса Бульбы». Однако это прекрасное произведение Лысенко в дооктябрьский период так и не было поставлено.
Киевские издательства в этот период печатали немало украинской музыкальной литературы. Вышли в свет произведения Н.Лысенко, В.Зарембы, М.Завадского, А.Коципинского, Г.Ходоровского и других композиторов.
Все это подготовляло почву для дальнейшего развития украинской музыкальной культуры – уже в годы Советской власти.
По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 607 – 612.