9. Архитектура
В конце XIX – начале XX в. в Киеве велось интенсивное строительство, принявшее форму «строительной горячки». В этот период в городе, в связи с развитием промышленности и увеличением ее удельного веса на общероссийском рынке, возникли десятки доходных домов, гостиницы, магазины, банки и роскошные особняки местной буржуазии. Цены на лесоматериалы, кирпич, известь, строительный камень быстро росли. В период «строительной горячки» появилось много различных строительных подрядчиков – как отдельных лиц, так и компаний.
Последовавший за этим так называемый домовладельческий кризис привел к банкротству многих строительных фирм и отдельных подрядчиков.
О темпах жилищного и хозяйственного строительства в Киеве в конце XIX в. убедительно свидетельствуют статистические данные о количестве каменных зданий в городе. Так, в 1897 г. в Киеве было только 2630 каменных зданий, а через два года их насчитывалось уже 4265.
В период империализма особенно заметным стало несоответствие между буржуазным благоустроенным центром и убогими рабочими окраинами. Несмотря на большой размах городского строительтства и благоустройства, рабочие окраины города оставались без каких-либо изменений. Они, как и раньше, быстро застраивались небольшими, преимущественно деревянными домиками, многие улицы не были замощены, водопровода, канализации и освещения здесь не было. Эта запущенность окраин отразилась в статистике киевских домовладений. Нарядный в центре, «европейский», как тогда говорили, Киев на окраинах имел облик деревянного одноэтажного города. Из общего числа имевшихся тут жилых домов в 1904 г. насчитывалось 4355 каменных и 9574 деревянных, а в 1912 г. каменных зданий насчитывалось около 5 тыс., а деревянных – около 12 тыс.
В 1896 г. в процессе дальнейшей застройки города был уничтожен большой старинный сад, тянувшийся от Крещатика до Банковой и от Институтской до Лютеранской улиц, принадлежавший профессору университета Мерингу. Эта территория была разбита на участки под застройку и на ней пролегли улицы Николаевская (теперь К.Маркса), Меринговская (теперь Заньковецкой), Ольгинская (современная Маяковского). Пруд, находившийся на месте сквера перед театром им.Франко, был засыпан, и здесь образовалась площадь [ЦГИАЛ СССР, ф. Технико-строительного комитета, оп. 166, д. 16, л. 35, 39].
За Печерском постепенно застраивался Зверинец, за «Новым Строением» – Демеевка, за Подолом новое строительство развернулось на Куреневке и Приорке, за Лукьяновкой город доходил до Сырца.
В 1899-1901 гг. во время праздника древонасаждения ученики и студенты киевских учебных заведений заложили большой парк, который в ознаменование столетия со дня рождения А.С.Пушкина был назван его именем. Деревья в нем были посажены отдельными рощами по породам – березовая, сосновая роща и т.д. Тогда же была заложена роща на территории политехнического института и разбиты скверы на Контрактовой площади на Подоле.
В 1870 г. Царский сад разделили на части, из которых только 4 десятины отошло к дворцу (теперь Первомайский парк). Остальная часть оставалась долгое время заброшенной, куда даже днем мало кто решался зайти так как она служила пристанищем бродяг, о которых образно рассказывает писатель Максим Белинский в очерках «Типы Царского сада». Позднее часть сада со стороны Крещатика была сдана в аренду Купеческому клубу, а часть, где теперь расположен стадион «Динамо», всего за 5 тыс.руб. в год содержателю кафешантана «Шато-де-Флер», тесно застроившему эту территорию безвкусными коммерческими павильонами. В 1909 г. массив бывшего Царского сада был разрезан надвое Петровской аллеей, над которой в 1912 г. перекинут мостик. Проект его принадлежит Е.О.Патону.
Одновременно с освоением новых территорий под застройку, а также прокладкой новых улиц, разбивкой скверов и парков в Киеве началось строительство больших сооружений. Многоэтажное строительство стало возможным благодаря развитию городского коммунального хозяйства особенно водопровода и канализационной сети. Застройке городов в эти годы не хватало планомерности, что нарушало архитектурное единство улиц, площадей и отдельных районов. Роль архитектора в строительстве сводилась на нет. Зато требования и капризы домовладельца или подрядчика имели решающее значение. Так в Киеве появилось много как будто штампованных кирпичных зданий, создавших, как тогда иронически говорили, «стиль» киевских подрядчиков.
Стихийность застройки, погоня домовладельцев за прибылями и конкуренция привели к разностильности архитектуры города. Каждый владелец доходного дома, магазина, гостиницы желал чем-нибудь оригинальным выделить свой дом из ряда подобных. Вот почему для этого времени характерна пестрота стиля, склонность к перегрузке зданий украшениями, что вело к обнищанию художественной мысли и падению архитектурных вкусов.
Архитектуре периода империализма присущ стилевой разнобой, распространение стилизации, эклектики и модного в то время стиля модерн. Стилизация, то есть подражание в архитектурном оформлении новых зданий классическим и даже средневековым стилям (готическому, романскому и др.), присуща многим зданиям конца XIX – начала XX в.
Так, в середине [1]900-х годов был очень распространен «ренессансизм», родоначальником которого считают немецкого искусствоведа Гаака и архитектора Гарнье; последний построил в этих формах известное здание Парижского оперного театра. Хотя название стиля «ренессансизм» и подчеркивает якобы его близость к распространенному в Европе в XV-XVI вв. прогрессивному стилю ренессанс, оставившему выдающиеся архитектурные произведения, однако в действительности эта стилизация была от него очень далека, так как восприняла только его некоторые формальные элементы.
В Киеве в этом стиле был сооружен архитектором В.Николаевым жилой дом на углу Владимирской и Прорезной улиц. Архитектуре его присуща подчеркнутая пышность: стены с большим количеством колонн и пилястров перегружены украшениями, декоративной лепкой. Украшение фасада, по свидетельству старожилов, стоило дороже самого дома и окончательно разорило владельца.
В 1896 г. в помещении театра, стоявшего на месте современного оперного театра, произошел пожар и театр сгорел. В связи с этим Киев оказался без театрального помещения, так как театр Бергонье, перестроенный в 1877 г. из помещения цирка, был очень мал и не мог удовлетворить нужд города. Вот почему в 1898 г. на собранные среди населения средства был построен драматический театр Соловцова (теперь театр им. И.Франко) с залом на 1200 зрителей. В то время это было по своим размерам значительное сооружение. Архитектор Г.Шляйфер запроектировал театр в стиле, который назывался тогда «неогрек», в действительности же он ничем не отличался от «ренессансизма». Внутренняя отделка театра производилась под руководством архитектора В.Городецкого. Огромный плафон для потолка был изготовлен в Берлине.
С целью сооружения на месте сгоревшего городского театра нового был объявлен всемирный конкурс проектов здания театра. Лучшим был признан проект петербургского архитектора В.Шреттера. Строительство нового театра началось в 1899 г. и закончилось в 1901 г. Здание отличалось показным величием, однако в действительности его художественные достоинства были довольно низкие. Общественность после открытия театра не без основания критиковала его архитектуру в прессе. Шаблонное решение архитектурных форм характерно для того времени. Зал театра был рассчитан на 1630 зрителей и по своим размерам уступал на Украине только Одесскому оперному театру.
Отсутствие четких принципов в архитектуре той эпохи сказалось, в частности, на творчестве известного киевского архитектора В.Городецкого, построившего три различных по стилю здания: музей (теперь Музей украинского искусства), новый костел на Большой Васильковской улице и кенасу (теперь кинотеатр «Заря») на Подвальной улице.
В 1888 г. группа киевских ученых и общественных деятелей возбудила ходатайство о строительстве музея древности на Александровской улице. Однако губернатор не дал на это согласия, мотивируя свой отказ тем, что «по сведениям, собранным в губернии, в учреждении такого рода нужды нет». Только в 1894 г. «Общество древности и искусства» начало сооружение музея на добровольные взносы. Архитектор Городецкий, взяв за основу проект Г.Бойцова, исполнил фасад в древнегреческом стиле, скрупулезно воспроизведя все элементы дорического ордера. Скульптуры, выполненные Саля, также являются наследованием манеры древнегреческих мастеров. Из-за отсутствия денег проект был осуществлен лишь на одну треть, но главный фасад был построен по проекту, и здание производит впечатление законченного сооружения.
Совсем в других формах выполнен новый костел, строившийся с 1899 по 1909 гг. Две одинаковые островерхие башни высотой 62 метра каждая, решение портала, украшение стен и внутреннего пространства – все это повторение стилевых особенностей немецкой готики.
Караимская кенаса выполнена в мавританском стиле с присущей ему живописной орнаментацией.
Городецкому вообще присуще совершенное знание стиля – форм, деталей, орнаментов. Однако воспроизведение различных стилей в его сооружениях было пассивным повторением древних и средневековых образцов.
Совершенно иначе решено архитектором А.Кобелевым здание Государственного банка, построенное в 1902-1905 гг. на Институтской улице. Обратившись к формам южноитальянской готики и раннего Возрождения, он творчески переработал их, создав современное сооружение, отвечавшее своему назначению.
Среди общественных и государственных сооружений периода империализма выделяется здание педагогического музея (теперь Киевский филиал Центрального музея В.И.Ленина), построенного в 1911 г. по проекту архитектора П.Алешина. Здание по своему стилю связывалось с расположенными вблизи университетом и 1-й гимназией. Фасад его облицован плитами из белого камня и украшен скульптурным фризом, выражающим тему стремления к знанию. Вверху здание завершается большим стеклянным куполом, через который свет проникает в центральный зал – аудиторию.
Одним из лучших зданий города, построенных в дореволюционное время, является здание Русского банка для внешней торговли на Крещатике. Оно сооружено по проекту академика архитектуры Ф.Лидваля.
Наряду со стилизацией и эклектикой в России в то время появился стиль модерн, провозглашенный «новым стилем», пришедшим на смену классическим стилям. В нем сознательно подчеркивались новые формы – орнаменты с изображением фантастических больших цветов, линиями, как будто подчеркивающими формы гнутого полосового железа, необычные, слишком усложненные формы балконов, декоративные формы карнизов.
В стиле модерн в Киеве построено немало зданий, в частности, на улицах К.Маркса, Чкалова, Красноармейской и др. В этом стиле, например, построено здание городской железнодорожной станции на Пушкинской улице (архитектор А.М.Вербицкий), гостиница «Киев», самый высокий в то время в городе десятиэтажный жилой дом Гинзбурга по Институтской улице, разрушенный фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны. Дом Городецкого по Банковой улице (теперь ул.Орджоникидзе) украшен скульптурными изображениями фантастических существ и зверей.
Поздний модерн характеризуется некоторым упрощением декоративного оформления сооружений. Постепенно в отдельных сооружениях выступают мотивы исторических стилей. Это заметно в особняке Ковалинского на Левашовской улице (теперь К.Либкнехта), построенном архитектором П.Алешиным. В общей модернистской трактовке зданий заметны мотивы романского стиля.
Определенная сдержанность форм и ясность композиционного замысла проявились в здании Крытого рынка на Бессарабской площади, проект которого разработал архитектор Г.Гай. Сооружение его было закончено в 1910 г. Оно имеет два с половиной этажа и подвалы с холодильными установками. Развитие инженерно-строительной техники дало возможность разработать перекрытие большого зала в виде стеклянной крыши на ажурном металлическом каркасе.
В застройке дореволюционного Киева наряду с определенными достижениями в области благоустройства и инженерного оборудования города, увеличением числа капитальных зданий и расширением озеленения проявились также черты, типичные для градостроительства того периода вообще. Город застраивался стихийно, и улицы и площади не приобрели единства архитектурного решения – рядом с высокими каменными сооружениями оставались еще небольшие одно- и двухэтажные домики, построенные много десятков лет тому назад. В общем архитектурном облике города наблюдался стилевой разнобой и упадок архитектурных вкусов. Прекрасные природные условия Киева не были в достаточной степени использованы архитекторами, а иногда даже ухудшались неудачными сооружениями.
Только после победы Великой Октябрьской социалистической революции создались предпосылки, которые привели к коренному изменению облика города, уничтожению противоположности между центром и окраинами и общему подъему городского хозяйства, призванного обслуживать интересы трудящегося населения.
По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 628 – 634.