Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

9. Архитектура

В конце XIX – начале XX в. в Киеве велось интенсивное строительство, принявшее форму «строительной горячки». В этот период в городе, в связи с развитием промышленности и увеличением ее удельного веса на общероссийском рынке, возникли десятки доходных домов, гостиницы, магазины, банки и роскошные особняки местной буржуазии. Цены на лесоматериалы, кирпич, известь, строительный камень быстро росли. В период «строительной горячки» появилось много различных строительных подрядчиков – как отдельных лиц, так и компаний.

Последовавший за этим так называемый домовладельческий кризис привел к банкротству многих строительных фирм и отдельных подрядчиков.

О темпах жилищного и хозяйственного строительства в Киеве в конце XIX в. убедительно свидетельствуют статистические данные о количестве каменных зданий в городе. Так, в 1897 г. в Киеве было только 2630 каменных зданий, а через два года их насчитывалось уже 4265.

В период империализма особенно заметным стало несоответствие между буржуазным благоустроенным центром и убогими рабочими окраинами. Несмотря на большой размах городского строительтства и благоустройства, рабочие окраины города оставались без каких-либо изменений. Они, как и раньше, быстро застраивались небольшими, преимущественно деревянными домиками, многие улицы не были замощены, водопровода, канализации и освещения здесь не было. Эта запущенность окраин отразилась в статистике киевских домовладений. Нарядный в центре, «европейский», как тогда говорили, Киев на окраинах имел облик деревянного одноэтажного города. Из общего числа имевшихся тут жилых домов в 1904 г. насчитывалось 4355 каменных и 9574 деревянных, а в 1912 г. каменных зданий насчитывалось около 5 тыс., а деревянных – около 12 тыс.

В 1896 г. в процессе дальнейшей застройки города был уничтожен большой старинный сад, тянувшийся от Крещатика до Банковой и от Институтской до Лютеранской улиц, принадлежавший профессору университета Мерингу. Эта территория была разбита на участки под застройку и на ней пролегли улицы Николаевская (теперь К.Маркса), Меринговская (теперь Заньковецкой), Ольгинская (современная Маяковского). Пруд, находившийся на месте сквера перед театром им.Франко, был засыпан, и здесь образовалась площадь [ЦГИАЛ СССР, ф. Технико-строительного комитета, оп. 166, д. 16, л. 35, 39].

За Печерском постепенно застраивался Зверинец, за «Новым Строением» – Демеевка, за Подолом новое строительство развернулось на Куреневке и Приорке, за Лукьяновкой город доходил до Сырца.

В 1899-1901 гг. во время праздника древонасаждения ученики и студенты киевских учебных заведений заложили большой парк, который в ознаменование столетия со дня рождения А.С.Пушкина был назван его именем. Деревья в нем были посажены отдельными рощами по породам – березовая, сосновая роща и т.д. Тогда же была заложена роща на территории политехнического института и разбиты скверы на Контрактовой площади на Подоле.

В 1870 г. Царский сад разделили на части, из которых только 4 десятины отошло к дворцу (теперь Первомайский парк). Остальная часть оставалась долгое время заброшенной, куда даже днем мало кто решался зайти так как она служила пристанищем бродяг, о которых образно рассказывает писатель Максим Белинский в очерках «Типы Царского сада». Позднее часть сада со стороны Крещатика была сдана в аренду Купеческому клубу, а часть, где теперь расположен стадион «Динамо», всего за 5 тыс.руб. в год содержателю кафешантана «Шато-де-Флер», тесно застроившему эту территорию безвкусными коммерческими павильонами. В 1909 г. массив бывшего Царского сада был разрезан надвое Петровской аллеей, над которой в 1912 г. перекинут мостик. Проект его принадлежит Е.О.Патону.

Одновременно с освоением новых территорий под застройку, а также прокладкой новых улиц, разбивкой скверов и парков в Киеве началось строительство больших сооружений. Многоэтажное строительство стало возможным благодаря развитию городского коммунального хозяйства особенно водопровода и канализационной сети. Застройке городов в эти годы не хватало планомерности, что нарушало архитектурное единство улиц, площадей и отдельных районов. Роль архитектора в строительстве сводилась на нет. Зато требования и капризы домовладельца или подрядчика имели решающее значение. Так в Киеве появилось много как будто штампованных кирпичных зданий, создавших, как тогда иронически говорили, «стиль» киевских подрядчиков.

Стихийность застройки, погоня домовладельцев за прибылями и конкуренция привели к разностильности архитектуры города. Каждый владелец доходного дома, магазина, гостиницы желал чем-нибудь оригинальным выделить свой дом из ряда подобных. Вот почему для этого времени характерна пестрота стиля, склонность к перегрузке зданий украшениями, что вело к обнищанию художественной мысли и падению архитектурных вкусов.

Архитектуре периода империализма присущ стилевой разнобой, распространение стилизации, эклектики и модного в то время стиля модерн. Стилизация, то есть подражание в архитектурном оформлении новых зданий классическим и даже средневековым стилям (готическому, романскому и др.), присуща многим зданиям конца XIX – начала XX в.

Так, в середине [1]900-х годов был очень распространен «ренессансизм», родоначальником которого считают немецкого искусствоведа Гаака и архитектора Гарнье; последний построил в этих формах известное здание Парижского оперного театра. Хотя название стиля «ренессансизм» и подчеркивает якобы его близость к распространенному в Европе в XV-XVI вв. прогрессивному стилю ренессанс, оставившему выдающиеся архитектурные произведения, однако в действительности эта стилизация была от него очень далека, так как восприняла только его некоторые формальные элементы.

В Киеве в этом стиле был сооружен архитектором В.Николаевым жилой дом на углу Владимирской и Прорезной улиц. Архитектуре его присуща подчеркнутая пышность: стены с большим количеством колонн и пилястров перегружены украшениями, декоративной лепкой. Украшение фасада, по свидетельству старожилов, стоило дороже самого дома и окончательно разорило владельца.

В 1896 г. в помещении театра, стоявшего на месте современного оперного театра, произошел пожар и театр сгорел. В связи с этим Киев оказался без театрального помещения, так как театр Бергонье, перестроенный в 1877 г. из помещения цирка, был очень мал и не мог удовлетворить нужд города. Вот почему в 1898 г. на собранные среди населения средства был построен драматический театр Соловцова (теперь театр им. И.Франко) с залом на 1200 зрителей. В то время это было по своим размерам значительное сооружение. Архитектор Г.Шляйфер запроектировал театр в стиле, который назывался тогда «неогрек», в действительности же он ничем не отличался от «ренессансизма». Внутренняя отделка театра производилась под руководством архитектора В.Городецкого. Огромный плафон для потолка был изготовлен в Берлине.

С целью сооружения на месте сгоревшего городского театра нового был объявлен всемирный конкурс проектов здания театра. Лучшим был признан проект петербургского архитектора В.Шреттера. Строительство нового театра началось в 1899 г. и закончилось в 1901 г. Здание отличалось показным величием, однако в действительности его художественные достоинства были довольно низкие. Общественность после открытия театра не без основания критиковала его архитектуру в прессе. Шаблонное решение архитектурных форм характерно для того времени. Зал театра был рассчитан на 1630 зрителей и по своим размерам уступал на Украине только Одесскому оперному театру.

Отсутствие четких принципов в архитектуре той эпохи сказалось, в частности, на творчестве известного киевского архитектора В.Городецкого, построившего три различных по стилю здания: музей (теперь Музей украинского искусства), новый костел на Большой Васильковской улице и кенасу (теперь кинотеатр «Заря») на Подвальной улице.

В 1888 г. группа киевских ученых и общественных деятелей возбудила ходатайство о строительстве музея древности на Александровской улице. Однако губернатор не дал на это согласия, мотивируя свой отказ тем, что «по сведениям, собранным в губернии, в учреждении такого рода нужды нет». Только в 1894 г. «Общество древности и искусства» начало сооружение музея на добровольные взносы. Архитектор Городецкий, взяв за основу проект Г.Бойцова, исполнил фасад в древнегреческом стиле, скрупулезно воспроизведя все элементы дорического ордера. Скульптуры, выполненные Саля, также являются наследованием манеры древнегреческих мастеров. Из-за отсутствия денег проект был осуществлен лишь на одну треть, но главный фасад был построен по проекту, и здание производит впечатление законченного сооружения.

Совсем в других формах выполнен новый костел, строившийся с 1899 по 1909 гг. Две одинаковые островерхие башни высотой 62 метра каждая, решение портала, украшение стен и внутреннего пространства – все это повторение стилевых особенностей немецкой готики.

Караимская кенаса выполнена в мавританском стиле с присущей ему живописной орнаментацией.

Городецкому вообще присуще совершенное знание стиля – форм, деталей, орнаментов. Однако воспроизведение различных стилей в его сооружениях было пассивным повторением древних и средневековых образцов.

Совершенно иначе решено архитектором А.Кобелевым здание Государственного банка, построенное в 1902-1905 гг. на Институтской улице. Обратившись к формам южноитальянской готики и раннего Возрождения, он творчески переработал их, создав современное сооружение, отвечавшее своему назначению.

Городской музей. Архитектор…

Городской музей. Архитектор В.Городецкий. Фото начала XX в. [с. 629]

Педагогический музей. Архитектор…

Педагогический музей. Архитектор П.Алешин. Фото 1910-х годов. [с. 630]

Среди общественных и государственных сооружений периода империализма выделяется здание педагогического музея (теперь Киевский филиал Центрального музея В.И.Ленина), построенного в 1911 г. по проекту архитектора П.Алешина. Здание по своему стилю связывалось с расположенными вблизи университетом и 1-й гимназией. Фасад его облицован плитами из белого камня и украшен скульптурным фризом, выражающим тему стремления к знанию. Вверху здание завершается большим стеклянным куполом, через который свет проникает в центральный зал – аудиторию.

Одним из лучших зданий города, построенных в дореволюционное время, является здание Русского банка для внешней торговли на Крещатике. Оно сооружено по проекту академика архитектуры Ф.Лидваля.

Здание банка для внешней торговли на…

Здание банка для внешней торговли на Крещатике. Архитектор Ф.Лидваль. Фото начала XX в. [с. 631]

Крытый рынок. Архитектор Г.Гай.…

Крытый рынок. Архитектор Г.Гай. Современное фото. [с. 632]

Наряду со стилизацией и эклектикой в России в то время появился стиль модерн, провозглашенный «новым стилем», пришедшим на смену классическим стилям. В нем сознательно подчеркивались новые формы – орнаменты с изображением фантастических больших цветов, линиями, как будто подчеркивающими формы гнутого полосового железа, необычные, слишком усложненные формы балконов, декоративные формы карнизов.

В стиле модерн в Киеве построено немало зданий, в частности, на улицах К.Маркса, Чкалова, Красноармейской и др. В этом стиле, например, построено здание городской железнодорожной станции на Пушкинской улице (архитектор А.М.Вербицкий), гостиница «Киев», самый высокий в то время в городе десятиэтажный жилой дом Гинзбурга по Институтской улице, разрушенный фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны. Дом Городецкого по Банковой улице (теперь ул.Орджоникидзе) украшен скульптурными изображениями фантастических существ и зверей.

Поздний модерн характеризуется некоторым упрощением декоративного оформления сооружений. Постепенно в отдельных сооружениях выступают мотивы исторических стилей. Это заметно в особняке Ковалинского на Левашовской улице (теперь К.Либкнехта), построенном архитектором П.Алешиным. В общей модернистской трактовке зданий заметны мотивы романского стиля.

Определенная сдержанность форм и ясность композиционного замысла проявились в здании Крытого рынка на Бессарабской площади, проект которого разработал архитектор Г.Гай. Сооружение его было закончено в 1910 г. Оно имеет два с половиной этажа и подвалы с холодильными установками. Развитие инженерно-строительной техники дало возможность разработать перекрытие большого зала в виде стеклянной крыши на ажурном металлическом каркасе.

В застройке дореволюционного Киева наряду с определенными достижениями в области благоустройства и инженерного оборудования города, увеличением числа капитальных зданий и расширением озеленения проявились также черты, типичные для градостроительства того периода вообще. Город застраивался стихийно, и улицы и площади не приобрели единства архитектурного решения – рядом с высокими каменными сооружениями оставались еще небольшие одно- и двухэтажные домики, построенные много десятков лет тому назад. В общем архитектурном облике города наблюдался стилевой разнобой и упадок архитектурных вкусов. Прекрасные природные условия Киева не были в достаточной степени использованы архитекторами, а иногда даже ухудшались неудачными сооружениями.

Только после победы Великой Октябрьской социалистической революции создались предпосылки, которые привели к коренному изменению облика города, уничтожению противоположности между центром и окраинами и общему подъему городского хозяйства, призванного обслуживать интересы трудящегося населения.


По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 628 – 634.