7. Изобразительное искусство
Направление и характер развития изобразительного искусства в Киеве в конце XIX и в начале XX в. сравнительно с 60-80-ми годами XIX в. существенно изменились. Если в предыдущие десятилетия творческая деятельность большинства киевских художников носила реалистический характер, то в это время в искусстве все более распространялись упаднические течения и направления – импрессионизм, натурализм, кубизм, символизм и т.д.
Провозглашая те или иные принципы, идеологи их сходились в одном: отрицательном, нигилистическом отношении к отечественному классическому наследию, отрицании социального значения искусства, активной проповеди отрыва искусства от жизни народа, стремлении дискредитировать реалистическое искусство. Художники, руководствовавшиеся в своем творчестве этими принципами, приходили к разрушению художественной формы, к созданию формалистических работ, лишенных какого-либо содержания и художественной ценности.
Распространение антиреалистических направлений в искусстве было обусловлено общим кризисом буржуазной культуры в эпоху империализма, а также той идейной растерянностью, которая существовала среди русской и украинской интеллигенции после поражения революции 1905-1907 гг. Представители этих направлений, выдавая свои формалистические упражнения за новаторство в искусстве, дезориентировали определенную часть художников-реалистов, на творчестве которых пагубно сказалось увлечение модернистским искусством. Пагубное влияние формализма заметно сказалось, в частности, на творчестве таких художников, как А.Мурашко и Г.Дядченко.
В условиях дальнейшего обострения социальных противоречий в эпоху империализма, интенсивного разложения буржуазной культуры упаднические антиреалистические течения получили особенно значительное распространение. Активизация модернистских течений в искусстве нашла свое проявление в устройстве художественных выставок, организованных журналом «В мире искусств», группой «Кольцо», «Союзом русских художников», журналом «Мир искусства», художественным кружком «Венок» и др. Особенно много таких выставок было организовано в период с 1907 по 1913 гг.
В этот период в Киеве появились первые журналы, посвященные вопросам изобразительного искусства: «Искусство и печатное дело» (1909 г.) (в последующие годы выходил под названием «Искусство», «Искусство в Южной России»), «В мире искусств» и др. В них публиковались статьи по вопросам украинского, русского и зарубежного изобразительного искусства, например, «Шевченко как живописец и гравер» В.Горленко, «Материалы по истории гравюры на Украине» М.Макаренко, «М.А.Врубель» А.Иванова и др., популяризировались произведения выдающихся отечественных и иностранных художников, публиковалась хроника художественной жизни и т. д.
Деятельность этих журналов, особенно журнала «Искусство», издававшегося на высоком полиграфическом уровне, способствовала ознакомлению общественности Киева и всей Украины с достижениями и историей отечественного и зарубежного искусства. Однако участие в этих журналах таких идеологов группировки «Мир искусства», как А.Бенуа, С.Яремич и др., в значительной степени превращало их в рупор модернизма. Упомянутые журналы всячески восхваляли и популяризировали модернистские течения в искусстве и были полны нападок на представителей реалистического искусства, в частности на передвижников.
В Киеве в этот период возник ряд творческих группировок: «Товарищество киевских художников» (1907 г.), объединявшее исключительно художников реалистического направления (Светославский, Бахтин, Куринной, Левченко, Менк, Орловский, Пимоненко, Селезнев, Яровой, Мурашко и др.), «Группа украинских художников», в которую входили Бойчук, Кричевский, Кульчицкая, Мозалевский, Красицкий, Судомора, Бурачек, Дядченко и др., группа художников, близких к журналу «В мире искусств», издававшегося с 1907 г. (Браз, Врубель, Шаврин, Крюгер-Прахова, С.Яремич и др.). Следует также упомянуть группу «Кольцо» (1914 г.), состоявшую из реакционных представителей антиреалистических группировок, проповедников идеализма, формализма и безыдейности в искусстве (Богомазов, Васильева, Крон и др.) и «Общество охраны памятников старины и искусства» (1910 г.).
Каждая из этих группировок организовывала свои выставки. Так, в течение 1910 г. в Киеве было организовано 12 художественных выставок: художников-передвижников, польско-чешско-моравских художников общества «Zero», международная выставка «Салон», выставка «Сатирикон», А.Маневича, журнала «В мире искусств», «Союза русских художников», акварелей А.Бенуа, посмертная выставка акварелей и рисунков М.Врубеля и т.п.
Реалистическое искусство было представлено главным образом на выставках, организованных «Товариществом киевских художников», художниками-передвижниками, на выставках произведений Т.Г.Шевченко (1911 г.) [«Искусство», 1911, № 15, стр. 251], С.Светославского (1908 г.) [«В мире искусств», 1908, № 2-3, стр. 13] и др.
Несмотря на засилие формализма в эти годы, представители реалистического искусства достигли определенных творческих успехов. В Киеве продолжали работать художники-реалисты Н.Пимоненко, Г.Светлицкий, И.Ижакевич, Ф.Красницкий, А.Мурашко, Г.Дядченко. Лучшие их произведения этого периода обогатили сокровищницу украинской реалистической живописи и графики. Высоким мастерством отличаются, в частности, такие произведения, как «В воскресенье» А.Мурашко, «Призыв запасных» Н.Пимоненко, «Гость из Запорожья», «Портрет Т.Г.Шевченко» Ф.Красицкого, «Двор» Г.Дядченко, «Наводнение в Киеве» С.Светославского, «Портрет артистки» И.Селезнева, «Ранняя весна» К.Бахтина и др. Тем не менее обращение киевских художников к отображению жизненных явлений, в большинстве лишенных глубоких социальных конфликтов, далеких от актуальных событий современности, не отвечало запросам жизни.
Искусство теряло свое воспитательное общественное значение, в связи с чем даже лучшие из этих произведений не могли взволновать, увлечь зрителя. Ограничивая свое творчество сюжетами, характерными для конца минувшего столетия, художники не откликнулись на события русско-японской войны, первой русской революции, мировой войны, в их произведениях не нашли отражения также революционное движение и образы представителей пролетариата.
Деятельность скульпторов, работавших в это время в Киеве, – Балавенского, Кавалеридзе, Сниткина, Ксименеса и др. ограничивалась в основном выполнением официальных заказов – сооружением памятников царям и их слугам. Некоторые из этих памятников – Александру II, Столыпину, княгине Ольге были установлены на площадях города в течение 1910-1911 гг. Под давлением общественного мнения было проведено также несколько конкурсов проектов памятника Т.Г.Шевченко в Киеве, в которых участвовало немало скульпторов. Однако дело сооружения памятника, тянувшееся в течение нескольких лет, так и не было доведено до конца.
Сложные условия, в которых происходило развитие изобразительного искусства в Киеве в начале XX в., распространение формализма и ослабление позиций художников-реалистов привели к углублению кризиса в изобразительном искусстве, преодоление которого стало возможным лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.
По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 617 – 621.