1. Народное образование
После четырех лет империалистической войны и трех лет иностранной военной интервенции и гражданской войны Советская страна была разорена. Голод и тиф косили людей. В таких тяжелых условиях партийные организации и органы Советской власти, решая самые сложные задачи хозяйственного и советского строительства, большое внимание уделяли детям, школьному делу. Путеводителем в деле образования и воспитания советской молодежи послужила историческая речь В.И.Ленина на III съезде комсомола в октябре 1920 г. Обращаясь к комсомольцам, В.И.Ленин говорил:
«Перед вами задача строительства, и вы ее можете решить, только овладев всем современным знанием, умея превратить коммунизм из готовых заученных формул, советов, рецептов, предписаний, программ в то живое, что объединяет вашу непосредственную работу, превратить коммунизм в руководство для вашей практической работы» [В.И.Ленин, Сочинения, т. 31, стр. 265].
В 1920/21 учебном году на Украине основным типом единой трудовой школы стала семилетка. Поэтому все четырех- и трехлетние начальные школы, мужские и женские гимназии и приравненные к ним учебные заведения были преобразованы в единые трудовые семилетние школы совместного обучения. В Киеве насчитывалось 196 семилетних школ [ГАКО, ф. Киевского губоно, оп. 1, д. 512, л. 29].
Кроме того, к лету 1921 г. по линии профессионально-технического образования были созданы краткосрочные курсы двух типов: по ликвидации технической неграмотности и по повышению уровня технических знаний (всего 23), 7 школ фабрично-заводского ученичества и 10 районных рабочих школ. Большинство курсов первого типа возникло в связи с необходимостью дать рабочим хотя бы начальные технические знания. Школы фабрично-заводского ученичества тоже были двух типов: одни готовили квалифицированных рабочих для тех отраслей производства, которые требовали длительного обучения, другие готовили технически подготовленных рабочих с меньшим объемом знаний. Рабочие школы обслуживали рабочих различных специальностей и считались школами первой ступени. Содержались все курсы и рабочие школы хозяйственными организациями [«Більшовик» от 29 июня 1921 г.].
Однако в результате разрухи и неслыханного неурожая 1921 г. школы города находились в очень тяжелом материальном положении. Так, 14 августа 1921 г. школьный совет 67-й трудовой школы уведомлял губнаробраз о том, что проводить занятия некому, так как учителя разъехались в поисках средств к существованию [ГАКО, ф. Трудовых школ, on. 1, д. 4, л. 5]. Для оказания помощи школам были введены денежный и натуральный налог на нужды образования и плата за обучение [ГАКО, ф. Школьной секции городского Совета, оп. 1, д. 67, л. 610], а ряд школ переведен на хозяйственный расчет.
Но эти меры не могли коренным образом улучшить положение. Количество школ начало уменьшаться. На 1 января 1923 г. в Киеве осталось 105 трудовых школ, из них на содержании городского отдела народного образования было 53, на совместном содержании родителей и городского отдела народного образования – 18, родителей – 16 и на содержании профорганизаций, предприятий и учреждений- 18 [«Статистика України», серія VII, т. VIII, вип. 1, № 46, Харьков, 1926, стр. 2-3].
Наряду с налаживанием школьного дела Коммунистическая партия и Советская власть поставили перед органами народного образования, комсомольскими организациями и всей советской общественностью задачу ликвидировать неграмотность среди населения, повести решительную борьбу с детской беспризорностью.
В Киеве в 1921 г. было свыше 30% неграмотного населения. Городская партийная, комсомольская и профсоюзная организации создали на предприятиях, в учреждениях, при домоуправлениях сотни групп по ликвидации неграмотности. В результате напряженного труда учителей города, комсомольцев, интеллигенции к 1930 г. неграмотность в Киеве в основном была ликвидирована.
Вследствие империалистической и гражданской войн, разорения народного хозяйства и потери родителей сотни тысяч детей очутились на улице без приюта и материального обеспечения. Неурожай 1921 г. и эпидемия тифа ухудшили и без того тяжелое положение. Из неурожайных районов Поволжья в Киев прибыли десятки тысяч детей. Под руководством городской партийной организации трудящиеся Киева провели большую работу по ликвидации детской беспризорности и безнадзорности. В городе был создан «Совет защиты детей». К концу 1922 г. в Киеве работало 96 детских домов, в которых нашли приют и воспитание тысячи детей. Много детей-сирот было принято в семьи киевлян.
Коммунистическая партия и Советское правительство в это тяжелое время уделяли серьезное внимание народному образованию – как школе вообще, так и созданию нормальных условий для народного учителя. Вопрос о состоянии народного образования обсуждался в декабре 1922 г. X Всероссийским съездом Советов, который принял решение не менее 30% местного бюджета направить на народное образование. Ассигнования местных Советов дали значительно более ощутимые результаты для улучшения работы школ, чем плата за обучение.
В.И.Ленин в своих известных «Страничках из дневника» подчеркивал, что народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на какой он никогда не стоял, не стоит и не может стоять в буржуазном обществе [В.И.Ленин, Сочинения, т. 33, стр. 424].
Партия, весь народ обратили особое внимание на культурное строительство, на дело образования. Председатель ЦИК УССР Г.И.Петровский в обращении «К народным учителям» отмечал, что нужно учителя одеть, дать ему вообще все нужное для того, чтобы он мог творчески работать.
«Сократив нашу Красную Армию, – писал Г.И.Петровский, – мы можем больше внимания уделить народной армии учителей. Те ресурсы, которые освобождаются после уменьшения кадров Красной Армии, – одежду и пайки следует отдать для удовлетворения потребностей народного учителя» [«Більшовик» от 7 февраля 1923 г.].
На нужды народного образования в 1923/24 учебном году по местному бюджету Киева было ассигновано 1750 тыс. руб. и по государственному бюджету – 2 млн. руб., т. е. на 100 тыс. руб. больше по сравнению с 1922/23 г. Принимались меры к увеличению расходов на питание детей в детских домах с 5 до 6 руб. в месяц, а также ассигнований на пионерскую работу, на ликвидацию неграмотности и др. Однако материальное положение школ и дальше оставалось тяжелым. Так, в 1924 г. из 107 школ только 8 ремонтировались на средства коммунального отдела, 10 – за счет отдела народного образования, другие школы произвели небольшой ремонт собственными силами, а 15 школ вообще не ремонтировались.
Материальное положение учительства также оставалось неудовлетворительным, хотя с 1 апреля 1924 г. ставки учителей по местному бюджету были несколько увеличены.
Весной 1924 г. в Киеве насчитывалось 12 техникумов, 34 профшколы, 4 педагогических и 17 различных других курсов, 5 рабфаков и 17 школ фабрично-заводского ученичества. Но существовавшая сеть средних учебных заведений, особенно профшкол, не удовлетворяла нужд города. Она могла охватить только 35-40% выпускников трудовой школы, желавших получить среднее образование.
Прошло два года. К началу июня 1926 г. в Киеве насчитывалось 112 трудовых школ, т.е. одна школа обслуживала в среднем почти 4,5 тыс. жителей: в 92 школах, или 88 % их, были полностью все группы от первой до седьмой, в большинстве школ существовали параллельные группы. Школы удовлетворительно обеспечивались педагогами – в среднем на одно учебное заведение приходилось 16 учителей. 66,8% детей в возрасте 8-14 лет были охвачены обучением. Но профшколы в начале 1925/26 учебного года смогли принять только 37% тех, кто окончил семилетнюю трудовую школу в 1924/25 учебном году.
После XIV съезда ВКП(б), когда индустриализация страны стала первоочередной задачей, возникла потребность значительно увеличить подготовку кадров для промышленности и в первую очередь расширить сеть школ. Встал вопрос о том, чтобы дети рабочих обучались в начальных школах и классах бесплатно, чтобы уменьшить плату за обучение детей кустарей. Начиная с 1926/27 учебного года бесплатное обучение было установлено только для учеников первой и второй групп трудовых школ. Расширить бесплатное обучение на третью и четвертую группы пока не удалось, потому что местный бюджет еще не мог обеспечить этого. Размер платы за обучение детей кустарей в 1926/27 г. был снижен на 25%, при этом он устанавливался в зависимости от имущественного положения родителей.
В целом рост общеобразовательных школ в Киеве начиная с 1923 г. характеризуется такими данными [ГАКО, ф. Киевского городского Совета, оп. 1, д. 265, л. 10. Сюда не включены школы ведомств] :
1923/24 г. | 1924/25 г. | 1925/26 г. | 1926/27 г. | |
Школ | 102 | 114 | 112 | 105 |
Педагогических работников | 1622 | 1638 | 1770 | 1785 |
Учащихся | 34237 | 36336 | 40167 | 40645 |
Процент охвата детей школой | 62,6 | 64,3 | 66,8 | 68,5 |
С 1927/28 учебного года уже не было случаев отказа в приеме детей в школу, а к концу 1927 г. школа охватывала до 92% детей. В последующие годы этот процент возрастал: в 1928 г.- до 95, в 1929 г. – до 98 и в 1930 г. – до 99.
Таким образом, в годы восстановления народного хозяйства и в первый период его реконструкции трудящиеся Киева, под руководством партийной организации, приблизились к полному охвату детей школьного возраста обучением, добились серьезных успехов на пути культурной революции.
Важнейшие основы и направления развития советской школы были определены историческим решением XVI съезда партии о введении всеобщего обязательного начального обучения и постановлениями Центрального Комитета ВКП(б) и Советского правительства о начальной и средней школе.
В постановлении ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 г. «О начальной и средней школе» отмечалось, что Советское государство добилось огромных успехов в деле расширения школьной сети и перестройки школ. Одновременно ЦК ВКП(б) указал на существенные недостатки в организации просвещения, которые состояли в том, что обучение в школе не давало еще достаточного объема общеобразовательных знаний и неудовлетворительно решало задачу подготовки к поступлению в техникумы и в высшую школу вполне грамотных людей, хорошо владевших основами наук (физика, химия, математика, родной язык, география и др.). Вследствие этого политехнизация школы в ряде случаев приобретала формальный характер; школа не готовила всесторонне развитых строителей социализма, которые бы умели увязывать теорию с практикой и владели основами техники. Чтобы повернуть школу на правильный, ленинский путь, Центральный Комитет предложил в основу всей дальнейшей работы школ положить указания В.И.Ленина, которые он дал еще в 1920 г. в «Заметках на тезисы Н.К.Крупской о политехническом образовании».
В последующие годы ЦК ВКП(б) и Советское правительство неоднократно рассматривали различные стороны работы школ. В результате был выработан тип общеобразовательной средней школы (десятилетки), а также разработаны самые важные ее организационно-педагогические основы.
Большие успехи в борьбе за осуществление закона о всеобщем обязательном начальном обучении, принятом в 1930 г., были достигнуты в Киеве. Уже в том же году школы города приняли 99% тех, кто должен был начинать школьное обучение. К концу ноября 1931 г. в школах обучалось 62 775 детей обоих полов (31 668 мальчиков и 31 107 девочек). Начиная с 1930/31 учебного года здесь значительно улучшилась учебно-воспитательная работа: было осуществлено всеобщее начальное обучение, повысилось его качество, увеличился объем знаний учащихся, укрепилась дисциплина, возрос авторитет учителей, учащиеся обучались по стабильным учебникам. В 1934/35 учебном году состоялся первый выпуск учащихся средних десятилетних школ.
Вопросы улучшения работы школ стояли в центре внимания советской общественности. Как отмечал XVIII пленум Киевского горкома КП(б)У (декабрь 1935 г.) в своем постановлении «О работе среди детей», введение прочного расписания занятий, новая система оценок успеваемости улучшили порядок в школе, повысили качество усвоения знаний по программе, повысили дисциплину и уровень культуры учащихся. В помощь школьным работникам в воспитании детей были открыты Дворец пионеров и октябрят, театр для детей, районные и подрайонные детские клубы и детские технические станции на Подоле, Куреневке, Зверинце, Демеевке; увеличено количество детских площадок (до 510) и детских комнат при домоуправлениях (до 253). В школах и внешкольных учреждениях были организованы тысячи кружков юных техников и авиамоделистов и юных друзей обороны, кружков, секций и команд физкультуры. Это дало возможность лучше обслуживать детей во внешкольное время, организовывать их досуг и развивать творческие способности.
Окрепла пионерская организация, созданная еще в 1922 г. В большинстве отрядов юных пионеров были вожатые. Возросла роль школьных пионерских и комсомольских организаций в деле воспитания у учащихся сознательной дисциплины.
Партийные организации города повседневно занимались вопросами воспитания детей в школе, вне школы и в семье. Усилилось их внимание к работе школьных комсомольских и пионерских организаций, более конкретными стали контроль и помощь родителям в трудовом воспитании детей [«Комуністична освіта», 1936, № 3, стр. 1-2].
Однако обнаруживались и недостатки в школьной работе. В ряде школ еще не была обеспечена должная дисциплина: имели место прогулы, опоздания, невыполнение домашних заданий, нарушения правил поведения учащимися. В некоторых школах недооценивалось преподавание родного языка, истории и географии, вследствие чего успеваемость многих учеников по этим дисциплинам была неудовлетворительной. Имели место также факты либерального отношения к оценке успеваемости учащихся со стороны некоторых педагогов. В отдельных школах нарушались расписание занятий и правильная организация урока.
Некоторое время на страницах ряда педагогических изданий пропагандировалась левацкая «теория» об отмирании школы. Из этой теории вытекало, что программы и учебники не нужны, роль учителя – преподавателя и воспитателя – сводилась на нет. Эти нелепые антиленинские взгляды партия разгромила, но даже в 1935 г. они еще не были искоренены до конца среди некоторой части работников народного просвещения. Вот почему в отдельных школах недоставало нужного порядка и дисциплины. Опубликованное в «Правде» 4 сентября 1935 года постановление Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП(б) об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе имело огромное значение для правильной постановки и дальнейшего развития школьного дела.
Конкретные и детальные указания партии и правительства об организации учебного года, школьного режима, проверке знаний и выдаче переводных свидетельств и аттестатов с обозначением оценок успеваемости и поведения способствовали дальнейшему улучшению всей учебно-воспитательной работы.
Одновременно нужно было ликвидировать неправильное размещение школ в районах города, унаследованное от дореволюционного времени. В начале [19]30-х годов в центральной части Киева, в частности в районах улиц Энгельса, Ленина, около Красной площади на Подоле, разместились целые «гнезда» школ, а в районе Красноармейской улицы, в северо-восточных кварталах Подола и в Святошино школ было очень мало. Так, 71-я школа (возле завода «Большевик») обслуживала детей даже из Святошино, хутора Грушки и Демеевки [ГАКО, ф. Горплана, оп. 1, д. 1020, л. 33].
До 1934 г. включительно школы Киева в основном размещались в дореволюционных школьных помещениях. Осуществление всеобщего обязательного начального обучения и переход к семилетнему сопровождались тогда большими трудностями. Школы работали в две, а иногда и в три смены; во многих школах еще были так называемые «странствующие группы», которые не имели своих классных помещений. По постановлению Советского правительства и ЦК ВКП(б) в 1935 г. в больших городах УССР намечалось построить 91 среднюю школу, в том числе в Киеве 12 на 10 тыс. учащихся в одну смену. Это давало возможность полностью ликвидировать третью смену. На строительство школ в Киеве в 1935 г. было ассигновано 10 млн. рублей.
1936 год стал годом значительного сдвига на всех участках народного просвещения в Киеве. Материально-техническая база школ постепенно приближалась к уровню, который требовала советская школа. Если в 1935 г. партийные и советские организации города занимались тем, чтобы полностью ликвидировать третью смену в школах, то в 1936 г. уже была поставлена задача ликвидировать не позже 1937 г. занятия в две смены. Для этого тогда же развернулось строительство 33 школ на 26 тыс. ученических мест. Программа школьного строительства возросла почти втрое против 1935 г. К началу 1936/37 учебного года в городе было построено 32 школьных помещения. Кроме этого, было окончено строительство второй очереди музыкальной средней школы (концертный зал, интернат и служебные помещения).
При выборе места расположения новых школ учитывалась потребность максимально приблизить их к районам наибольшей концентрации учащихся. В Ленинском районе построили 9 школ, в Радянском – 8, в Октябрьском – 7, в Петровском (Подол) – 6 и в Дарницком – 3 школы. На строительство школ было затрачено свыше 28 млн. руб. [«Соціалістичний Київ», 1936, № 3, стр. 23]
В 1937/38 учебном году количество школ в городе выросло до 165. Это давало возможность значительно уменьшить двухсменное обучение. Число учащихся в киевских школах увеличилось до 112 тыс. Государство выделило огромные средства на оборудование школьных кабинетов, лабораторий, библиотек. В 1937/38 учебном году школы получили до 3 млн. учебников соответственно с нуждами преподавания на родном языке.
Главной силой, обеспечивающей дальнейшее укрепление всей системы школьного образования и воспитания, были педагогические кадры. Учительский коллектив Киева в начале 1937/38 учебного года насчитывал свыше 4,5 тыс. преданных своему делу педагогов.
К началу 1938/39 учебного года материальные возможности Советской страны уже позволяли не только осуществить всеобщее обязательное начальное и семилетнее обучение, но и готовиться к переходу к осуществлению полного среднего образования. В 1935-1938 гг. в Киеве построили 71 школу, на что было истрачено свыше 100 млн. руб. В 1938-1939 гг. школы города пополнились примерно 1 тыс. новых учителей. Педагогическая работа в школах велась на более высоком уровне. В начале 1938/39 учебного года была проведена аттестация учителей.
Все эти меры способствовали дальнейшему улучшению обучения детей в школах. Если в 1936/37 учебном году успеваемость учащихся школ Киева составляла 81%, то в 1937/38 г. она достигла 94%, при этом было 11% отличников [КОГА, ф. Киевского городского Совета, оп. 1, д. 11504, л. 61-64]. В 1939/40 учебном году в школах города насчитывалось около 16 тыс. отличников [«Радянський Київ», 1939, № 19-20, стр. 17].
К началу 1939/40 учебного года в Киеве было 175, а в 1940/41 г.- 176 школ [в это число включены все общеобразовательные школы, в том числе железнодорожные. По линии городского отдела народного образования было 159 школ с 94,1 тыс. учеников]. Кроме общеобразовательных школ, на январь 1940 г. в Киеве функционировало 37 школ для взрослых, из них 11 рабфаков, которые охватывали 2686 человек, 26 неполных средних и средних школ для взрослых, в которых обучалось 3814 человек, 27 школ ФЗО и типа ФЗО, где обучалось 4135 человек, и 29 средних специальных учебных заведений (техникумов и училищ) с 7632 учащимися.
В этот период трудящиеся Киева, как и других больших городов страны, вплотную подошли к осуществлению десятилетнего обучения. Для этого уже были серьезные материальные предпосылки. Число полных средних школ только системы горнаробраза увеличилось в Киеве с 36 в 1934 г. до 108 в 1939 г. и составляло 68% всех школ. В 1938 г. 10-е классы окончило около 3 тыс. человек, а в 1940 г. – около 5 тыс.
Таким образом, годы пятилеток характеризовались не только ростом сети учебных заведений, но и качественными изменениями в организации обучения. Особенно большее значение для подъема школьного дела имели решения партии и правительства о повышении зарплаты учителей, установление персональных званий для учителей средних школ и их аттестация.
Заботясь о подрастающем поколении, Коммунистическая партия и Советское государство особое внимание уделяли дошкольному и внешкольному воспитанию детей. Это единство системы воспитания, начиная с дошкольного возраста и кончая высшей школой, со всеми внешкольными мероприятиями неуклонно проводилось с первых дней установления Советской власти.
Именно поэтому за годы пятилеток была расширена сеть внешкольных заведений в Киеве: организовано пять новых отделов во Дворце пионеров (технический, военный, агробиологический, кукольный театр, кинотеатр), пять технических станций, три игротеки, семь детских спортивных баз, детский пляж, четыре детских клуба; количество пионерских форпостов выросло до 253. Настоящим большим комбинатом внешкольной работы среди детей стал Дворец пионеров с многочисленными кружками: художественными, оборонными, физкультурными, науки и техники, юных натуралистов, а также шахматно-шашечной базой и клубом коллекционеров [«Радянський Київ», 1939, № 19-20, стр. 18]. Следовательно, годы пятилеток были годами настоящей культурной революции в Киеве. Воспитание в школе миллионов пламенных патриотов Советской Родины сыграло огромную роль в обеспечении всемирно-исторической победы в Великой Отечественной войне. Советская молодежь, как и все советские люди, проявила в годы войны на фронтах и в тылу невиданный героизм и самоотверженность.
По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 2, с. 263 – 277.