2. Высшая школа
Уже в первые годы восстановительного периода благодаря заботам Коммунистической партии в Киеве была создана сеть высших учебных заведений, которые готовили специалистов почти для всех отраслей народного хозяйства и культурного строительства.
Крупным втузом республики был Киевский политехнический институт, имевший в своем составе факультеты: механический, химический, электротехнический и инженеров путей сообщения (так с октября 1922 г. стал называться бывший инженерный факультет института). В 1922 г. в этом институте обучалось 2162 студента [ГАКО, ф. Киевского политехнического института, оп. 1, д. 172, л. 72].
На базе агрономического факультета КПИ в 1922 г. был создан самостоятельный сельскохозяйственный институт с агрономическим, зоотехническим и лесным отделениями, на которых обучалось свыше 600 студентов [там же]. Институт временно помещался в усадьбе КПИ. Позже в Голосеевском лесу для него были построены хорошо оборудованные учебные и вспомогательные помещения.
С 1921 г. стал самостоятельным вузом ветеринарно-зоотехнический институт, открытый в 1920 г. сначала как факультет Народного университета-политехникума. Он имел ветеринарное и зоотехническое отделения.
На базе консерватории и музыкально-драматической школы им.Н.В.Лысенко, существовавшей в Киеве с 1903 г., был создан музыкально-драматический институт.
Советских зодчих и работников изобразительного искусства готовили архитектурный и художественный институты, которые в 1924 г. объединились в единый художественный институт.
Кроме того, в Киеве работали медицинский институт, институты народного хозяйства и народного образования.
Значительным достижением явилось создание в Киеве сравнительно стройной системы высшего образования. Отрицательным явлением было расформирование Киевского университета, как и других университетов Украины, осуществленное тогдашним руководством Наркомпроса УССР. Ликвидация университетов на Украине имела своим последствием временное распыление научных сил республики, некоторое снижение уровня подготовки специалистов, сужение научно-исследовательской работы.
Подготовка новой, советской интеллигенции, специалистов из среды рабочего класса и трудового крестьянства являлась в период перехода на мирную хозяйственную работу одной из важнейших, первоочередных задач. Большим препятствием на пути к осуществлению этой задачи, кроме огромных финансово-экономических трудностей, было отсутствие у трудящихся достаточных знаний, необходимых для учебы в высших учебных заведениях.
С целью подготовки рабочих и крестьян к поступлению в вузы на Украине, по примеру РСФСР, начиная с 1921 г. создается сеть рабочих факультетов при институтах [«Бюллетень Укрглавпрофобра», 1921, № 1, стр. 6-7]. Одним из первых в мае 1921 г. был открыт рабфак при Киевском политехническом институте. Вслед за ним организуются рабфаки при институтах народного образования, народного хозяйства, медицинском, сельскохозяйственном. Кроме того, на базе рабоче-крестьянского университета, который возник в Киеве в 1920 г., был создан вечерний рабфак. Всего в 1925 г. в Киеве было 6 рабочих факультетов, где обучалось 1387 студентов [М.Грунський, Робфак Київського інституту народної освіти (1923-1925 рр.), К., 1926, стр. 46]. Чтобы обеспечить набор в вузы в первую очередь рабочих и крестьян-бедняков, прием в институты производился по командировкам общественных организаций и государственных учреждений.
Советская власть уделяла много внимания материально-бытовому обеспечению пролетарского студенчества: были созданы общежития, открыты студенческие столовые, студенты получали стипендии и т.д.
В результате большой работы по демократизации и пролетаризации высшей школы в вузах Киева из года в год росло число студентов из рабочих и крестьян. Если в 1922 г. в КПИ рабочие составляли 7%, а крестьяне 11 % всех студентов, то уже в 1925/26 г. рабочих стало 32% и крестьян 15%, а в 1927/28 г. соответственно – 41% и 16% [ГАКО, ф. Киевского политехнического института, д. «Достижения КПИ за 10 лет в цифрах», л. 82]. Значительную часть студенчества составляли выпускники рабфаков. В 1927/28 учебном году в КПИ, например, на первых курсах их было 23%, на вторых 42% [там же].
Каждый выпуск рабфаковцев трудящиеся города отмечали как большой праздник. Так, по случаю первого выпуска рабфака КПИ рабочие завода «Арсенал» прислали выпускникам приветствие, в котором писали, что они с надеждой смотрят на рабфаковцев, ожидая того времени, когда появятся красные инженеры, плоть от плоти рабочего класса [«Пролетарская правда» от 8 октября 1922 г.].
Несмотря на большие материально-финансовые трудности первых лет восстановительного периода, рабфаковцы были бодрыми, уверенными в своих силах. Рабфаки сыграли исключительно важную роль в деле завоевания трудящимися высшей школы, подготовки специалистов из среды рабочих и крестьян.
С увеличением удельного веса пролетарского студенчества в вузах росли партийные, комсомольские, профсоюзные организации, проводившие большую идейно-воспитательную работу среди студентов и преподавателей. Партия давала решительный отпор сменовеховцам, троцкистам, националистам и другим врагам, которые пытались в своей антисоветской деятельности использовать студенческую молодежь; в ходе большой организаторской и идейно-воспитательной работы партийные организации привлекали на сторону Советской власти все лучшее, что было среди студенчества.
Важнейшим завоеванием в области высшего образования к концу первого десятилетия Советской власти явилось коренное изменение социального состава студенчества. Хотя пролетаризация вузов еще не была полностью осуществлена, решающее изменение состава студенчества представляло бесспорный факт.
Много внимания уделялось обеспечению вузов квалифицированными профессорско-преподавательскими кадрами как путем привлечения к активной работе лучшей части старой профессуры, так и путем подготовки новых преподавателей. В вузах Киева продолжала добросовестно работать большая группа старых профессоров и преподавателей. В то же время на 25 научно-исследовательских кафедрах города (1924 г.) готовилась молодая научная смена [ЦГАОР УССР, ф. Наркомпроса УССР, оп. 5, д. 454, л. 37].
Среди старой профессуры происходил процесс дифференциации и разлома. Кроме передовых ученых, перешедших на службу к трудящимся, были и такие, которые желали реставрации буржуазных порядков в стране, вели антисоветскую пропаганду с вузовских кафедр. Советская общественность дала решительный отпор реакционной части профессуры. Лучшая часть ученых сплотилась вокруг Советской власти.
Важную роль в привлечении старой профессуры на сторону народа сыграла секция научных работников профсоюза работников просвещения, имевшая свои отделения во всех вузовских и научных центрах, в том числе и в Киеве.
Большое внимание уделялось перестройке учебно-методической работы в вузах Киева, преподаванию в высшей школе на родном языке и т.д.
Увеличилась сеть высших учебных заведений по сравнению с дореволюционным временем. Если в 1914 г. на территории Украины было 19 вузов, то в начале 1928 г. в УССР их стало 38. Это явилось большим завоеванием Советской власти, особенно если принять во внимание тяжелые материально-финансовые условия, в которых приходилось работать высшей школе в первые годы после революции.
В Киеве в 1914 г. насчитывалось семь вузов, больше половины их содержалось за счет внесения студентами платы за обучение. В 1927 г. в городе функционировало девять государственных институтов: политехнический, сельскохозяйственный, ветеринарно-зоотехнический, кооперативный, медицинский, музыкально-драматический, художественный, народного хозяйства, народного образования. На 26 факультетах этих вузов обучалось свыше 9 тыс. студентов. Педагогическую работу в институтах вело свыше 1 тыс. профессоров и преподавателей [«Всесоюзний шкільний перепис 15.XII.1927 р., т. II. Установи професійної освіти на Україні», X., 1930, стр. 160-161]; на 6 рабфаках готовились к поступлению в вузы почти 1,5 тыс. рабочих и крестьян [там же]. К этому следует прибавить еще 10 техникумов [«Увесь Київ на 1927 р.», К., 1927, стр. 69], готовивших специалистов хотя и узкого профиля, но высокой квалификации (на Украине в 20-е годы техникумы причислялись к высшим учебным заведениям).
Однако достигнутые к концу первого советского десятилетия успехи в развитии высшего образования оказались недостаточными в последующие годы, когда советский народ приступил к выполнению плана первой пятилетки. Нужно было в кратчайший срок расширить подготовку специалистов для народного хозяйства. В 1928 г. вопрос о перестройке работы высшей школы встал как одна из важнейших политических задач. Конкретной программой в области высшего образования в соответствии с новыми задачами социалистического строительства явились решения июльского (1928) и ноябрьского (1929) Пленумов ЦК ВКП(б) по вопросам улучшения подготовки новых специалистов для народного хозяйства.
На основе этих решений в 1929-1930 гг. проводилась коренная реорганизация системы высшего образования. Высшие учебные заведения были перестроены по отраслевому принципу и переданы в ведение хозяйственных наркоматов и ведомств. Открылось много новых институтов. Наркомпросы союзных республик должны были осуществлять программно-методическое руководство работой высшей школы. ЦК ВКП(б) обязал наркомпросы пересмотреть учебные планы и программы, ликвидировать вредный разрыв теории с практикой, улучшить производственное обучение, систематически совершенствовать учебно-воспитательный процесс в высшей школе.
ЦК ВКП(б) со всей остротой выдвинул задачу дальнейшего улучшения социального состава студенчества и его идейно-политической закалки. С этой целью была расширена сеть рабфаков и увеличен контингент студентов в них, в вузы систематически командировались на учебу коммунисты, классовый принцип при приеме в вузы был усилен.
Идя навстречу пожеланиям трудящихся всех Советских республик, правительство СССР издало в 1929 г. постановление об унификации системы среднего специального и высшего образования. Техникумы УССР, которые считались раньше высшими практическими учебными заведениями, призваны были теперь готовить специалистов средней квалификации.
За годы первой пятилетки сеть высших учебных заведений значительно выросла. К началу 1931 г. в Киеве было 23 института [«Подготовка кадров в СССР. 1927-1931 гг.», М. -Л., 1933, стр. 197-259], а к началу 1932 г.- свыше 30 [«Научно-исследовательские институты и высшие учебные заведения СССР в 1932 г.», М., 1932, стр. 28-59]. Увеличилось также количество студентов и преподавателей в вузах города.
Рост сети высшей школы происходил главным образом за счет разукрупнения многофакультетных институтов и реорганизации некоторых техникумов в институты.
На базе факультетов Киевского политехнического института в 1930 г. было создано восемь самостоятельных институтов. Некоторые из них превратились вскоре в ведущие вузы республики. Такими стали, в частности, технологические институты пищевой и легкой промышленности. Для технологического института пищевой промышленности, например, в сжатый срок были построены учебные корпуса, хорошо оборудованные студенческие общежития, жилые дома для профессорско-преподавательского состава, вспомогательные помещения. Только в 1931-1941 гг. институт дал социалистической пищевой промышленности 2535 инженеров-механиков, технологов и инженеров-экономистов [«Киевский технологический институт пищевой промышленности им.А.И.Микояна за 20 лет (1930-1950). Историческая справка», К., 1950, стр. 5]. В 1940 г. в институте пищевой промышленности обучалось 1,5 тыс. студентов, научно-педагогическую работу вело 135 профессоров и преподавателей.
Нужно, однако, отметить, что в 1929-1931 гг. в строительстве высшей школы был допущен ряд ошибок и искривлений линии партии, что проявилось в создании карликовых вузов, в распылении научно-педагогических кадров, в широком внедрении в учебный процесс вредного «бригадно-лабораторного метода» и т.д. В результате этого уровень подготовки специалистов снизился.
Между тем развитие социалистического хозяйства на новой научно-технической основе настоятельно требовало решительного улучшения подготовки специалистов. Исключительно важное значение в этом отношении имела реализация постановления ЦИК СССР от 19 сентября 1932 г. «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах». ЦИК СССР осудил порочный «бригадно-лабораторный метод», который насаждался прожектерами, и выдвинул требование решительно улучшить учебно-методическую работу в вузах.
В соответствии с постановлением ЦИК СССР в Киеве была проведена значительная работа по пересмотру номенклатуры специальностей, сети высших учебных заведений, учебных планов, программ, по укреплению учебно-производственной базы институтов. Повысилась роль лекций в учебном процессе, практические занятия стали проводиться в связи с лекционной работой, должное внимание уделялось самостоятельной работе студентов [«Кадри», 1933, № 3, стр. 23-27].
Руководствуясь постановлением ЦИК СССР, правительство Украинской ССР в 1933 г. восстановило на Украине университеты, в том числе и в Киеве. Это сыграло важную роль в деле подготовки специалистов для разных отраслей народного хозяйства и культуры, развития научно-исследовательской работы. Из года в год увеличивалось число студентов в Киевском университете. На 15 сентября 1934 г. в нем обучалось 1384 студента, в 1935 г. – 1972, в 1936 – 2298, в 1937 – 2766 студентов [«Культурное строительство в СССР. Статистический сборник», М.-Л., 1940, стр. 124].
В годы второй пятилетки далее упорядочивалась сеть высших учебных заведений, устранялся параллелизм в подготовке специалистов и т.д. Карликовые вузы были слиты с однотипными институтами, обеспеченными квалифицированными профессорско-преподавательскими кадрами, достаточным количеством учебных и учебно-вспомогательных помещений. И хотя количество вузов сократилось, контингент студентов непрерывно возрастал. На 1 января 1936 г. в Киеве было 19 институтов, в которых обучалось 20 759 студентов, и 11 рабочих факультетов с 3 742 студентами [«Народногосподарський план м. Киева на 1936 р.», стр. 276].
Большое значение для дальнейшего укрепления высшей школы в Советской стране, в том числе в Киеве, имело постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 23 июня 1936 г. «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой». На укрепление высшей школы были направлены и постановления Советского правительства об установлении ученых степеней и званий для профессорско-преподавательского состава вузов, о введении штатных должностей в них. Этими постановлениями определялся порядок повышения квалификации преподавателей и создавались условия для творческой научной работы.
За годы первых двух пятилеток (1928-1937) высшие учебные заведения УССР дали стране около 110 тыс. молодых специалистов. Немалую часть их составляли воспитанники вузов Киева. Только Киевский политехнический институт за указанный период подготовил (без заочников и экстернов) около 4,5 тыс. инженеров [«Киевский индустриальный институт. Юбилейный сборник к 40-летию института», К., 1939, стр. 67].
Высшие учебные заведения Киева внесли значительный вклад в дело подготовки кадров новой, советской интеллигенции, которая вышла из народа, связана с народом, отдает все свои силы служению народу, великому делу строительства коммунизма. Создание такой интеллигенции является одним из важнейших результатов культурной революции в СССР, осуществленной под мудрым руководством Коммунистической партии.
Накануне Великой Отечественной войны в Киеве работало 22 вуза: университет, консерватория, торговая академия, институты – авиационный, ветеринарный, связи, индустриальный (КПИ), киноинженеров, лесохозяйственный, 1-й медицинский, 2-й медицинский, мелиоративный, педагогический, силикатов, сельскохозяйственный, стоматологический, театральный, торфяной, финансово-экономический, пищевой, художественный, кожевенный [Справочник «Радянська Україна», К., 1940, стр. 191].
В них обучалось свыше 23 тыс. студентов [«Культурное строительство в СССР», стр. 116]. Таким образом, число вузов по сравнению с 1914 г. выросло в Киеве втрое, а контингент студентов – в полтора раза.
В крупный вуз республики превратился за это время Киевский государственный университет, которому в марте 1939 г. правительство присвоило имя великого сына украинского народа Т.Г.Шевченко. На восьми факультетах университета овладевали передовой советской наукой около 4 тыс. юношей и девушек – представителей украинского и других братских народов Советского Союза. Научно-педагогическую работу здесь вели около 350 профессоров, доцентов, ассистентов, преподавателей. На 58 кафедрах университета работало много видных советских ученых, среди них академики В.П.Яворский, Н.Г.Холодный, Г.В.Пфейфер, А.В.Палладин, К.Г.Воблый, профессор Б.Я.Букреев и др.
Университет успешно готовил научную смену через аспирантуру, где в 1939 г. обучалось 195 человек. Он имел ряд научно-исследовательских учреждений, хорошо оборудованных лабораторий, кабинетов, фундаментальную библиотеку и т.д. Годовой бюджет Киевского университета составлял 15 млн. руб., в том числе стипендиальный фонд – свыше 5 млн. руб. [«Пролетарська правда» от 21 октября 1939 г.] Студентам были созданы все условия для овладения знаниями, культурного развития, здорового отдыха. В 1940 г. был построен новый корпус университета. В нем разместились гуманитарные факультеты.
Вторым крупным вузом Киева был политехнический (индустриальный) институт, в котором накануне войны обучалось около 3,5 тыс. студентов. Годовой бюджет института составлял почти 14 млн. руб., стипендиальный фонд – около 5 млн. руб. Стипендии получало подавляющее большинство студентов (83%). В институте работало около 200 научных работников, в том числе 2 академика и 7 членов-корреспондентов АН УССР, 31 профессор. К научно-педагогической деятельности готовилось 67 аспирантов. В 1938 г. КПИ дал стране около 700 инженеров. Это был самый большой выпуск (не считая ускоренного выпуска 1930 г.) за всю предыдущую 40-летнюю историю института [«Киевский индустриальный институт», стр. 56-57].
Как и в университете, в КПИ широко развернулась научно-исследовательская работа, направленная на решение важнейших научно-теоретических и хозяйственных задач.
Вузы Киева были тесно связаны со всеми районами необъятной Советской страны, с многочисленными предприятиями и учреждениями, для которых они готовили кадры квалифицированных специалистов, выполняли научно-исследовательскую работу и т.д. Крепкая связь установилась между вузами столицы Советской Украины и учебно-научными заведениями Российской Федерации; они оказывали друг другу помощь и поддержку.
Вероломное нападение немецко-фашистских захватчиков на нашу Социалистическую Родину и временная оккупация Украины врагом не смогли прекратить деятельность самых больших киевских вузов. Эвакуированные в глубокий тыл, они продолжали там свою работу, ковали победу над ненавистным врагом, готовили высококвалифицированные кадры для фронта и народного хозяйства СССР.
По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 2, с. 277 – 285.