6. Театр
В годы восстановления народного хозяйства, а также в период социалистической реконструкции страны идейно-художественный рост творческих коллективов Киева проходил в сложных условиях борьбы на идеологическом фронте. «Тезисы о художественной политике», опубликованные агитпропом ЦК КП(б)У и Главполитпросветом в 1921 г., отражали основные установки Коммунистической партии в области строительства украинской советской театральной культуры.
«Наша задача, – указывалось в тезисах, – довести боевую силу искусства до высшего социального напряжения, … делая искусство самым могучим способом политпросветработы, то есть государственной пропагандой коммунизма» [«Коммунист» от 1 сентября 1921 г.].
Новая экономическая политика вызвала, как известно, некоторое оживление капиталистических элементов. Это обусловило и усиление влияния буржуазной идеологии в области культуры.
Возобновление частной антрепризы, переход государственных театров на хозрасчет вновь поставило их в зависимость от кассы, от вкусов мелкобуржуазного зрителя, а это в свою очередь определяло выбор репертуара. Так репертуар одной из русских трупп заполнили такие пустые и безыдейные пьесы, как «Ревность» М.Арцыбашева, «Самое главное» Н.Евреинова, «Пощечина» Ф.Бейерлейна, «Старческая любовь» И.Мясницкого, «Мечта любви» А.Косоротова и т.п.
Однако, как и раньше, большое значение для театральной жизни Киева имели гастроли известных русских актеров В.Давыдова, П.Орленева, Е.Полевицкой, К.Яковлева, В.Максимова, Б.Горин-Горяинова, которые ставили такие произведения отечественной классической драматургии, как «Лес», «Гроза», «Последняя жертва» А.Островского, «Ревизор» Н.Гоголя, «Горе от ума» А.Грибоедова, «Обрыв» И.Гончарова, «Свадьба Кречинского» А.Сухово-Кобылина, «Дети Ванюшина» С.Найденова, «Дворянское гнездо» И.Тургенева и др. Именно эти постановки возрождали лучшие реалистические традиции русского театра. Благодаря мастерскому исполнению, глубокому раскрытию социального смысла общественных явлений они привлекали к себе пролетарского зрителя.
Исключительно важную роль в развитии украинской советской драматургии сыграли указания Коммунистической партии о создании советского репертуара, который отражал бы, как подчеркивалось в резолюции XII съезда РКП(б), «героические моменты борьбы рабочего класса». На протяжении 1921-1925 гг. одна за другой появляются пьесы украинских советских писателей Я.Мамонтова («Над бездной», «Веселый хам», «Когда народ освобождается», «До третьих петухов»), Д.Бедзика («Люди, слышите», «Шахтеры», «Чернозем ожил»), Е.Кротевича («Сын совы», «Секретарь премьер-министра», «Сентиментальный чёрт»), И.Днепровского («Любовь и дым», «Яблоневый плен»), Н.Кулиша («97», «Коммуна в степях»), М.Ирчана («Семья щеточников»). И хотя не все они равноценны по своим художественным качествам, а некоторые из них даже имели серьезные недостатки, все же это были первые произведения, которые прокладывали путь новой украинской драматургии.
Завершение восстановительного периода, переход к индустриализации страны определили дальнейшее развитие культуры и искусства. Была окончательно ликвидирована частная антреприза, что положительно отразилось на идейно-творческом росте театров, на повышении идейно-художественного уровня спектаклей. Появились новые произведения украинских советских драматургов, поднимающие наиболее актуальные вопросы современности. В репертуаре киевских театров значительное место заняли пьесы И.Кочерги, М.Ирчана, Я.Мамонтова, Н.Кулиша, И.Микитенко, Ю.Яновского, Л.Первомайского.
Ценным достоянием театрального искусства Киева стали и такие пьесы, которыми к этому времени обогатилась русская советская драматургия, как «Мистерия-Буфф» В.Маяковского, «Поджигатели», «Канцлер и слесарь» А.Луначарского, «Шторм» В.Билль-Белоцерковского, «Виринея» Л.Сейфуллиной, «Воздушный пирог», «Конец Криворыльска» Б.Ромашова, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Мятеж» по Д.Фурманову, «Пугачевщина» г «Любовь Яровая» К.Тренева. Театральное искусство братского русского народа оказало весьма благотворное влияние на становление и развитие советского театра и драматургии на Украине, сыграло неоценимую роль в борьбе за репертуар, созвучный новой, революционной эпохе.
15 сентября 1922 г. в помещении Троицкого народного дома начал свою творческую жизнь еще один украинский советский театральный коллектив, который в связи с 40-летним юбилеем сценической деятельности выдающейся актрисы Марии Заньковецкой был назван ее именем (теперь Львовский государственный украинский драматический театр им.М.Заньковецкой). Вновь организованный театр возглавили Б.Романицкий, В.Яременко и И.Корольчук. Но в Киеве труппа играла только один сезон. Репертуар этого сезона составляли главным образом украинские классические пьесы. Театр первым в стране осуществил постановку драмы И.Франко «Украденное счастье». В дальнейшем театр значительное внимание уделял социально значимым произведениям русской и зарубежной драматургии. Решительно отстаивая и творчески развивая реалистические традиции классической украинской сцены, театр им.М.Заньковецкой вскоре стал одним из активных участников строительства нового, социалистического искусства.
Активную просветительно-воспитательную и пропагандистскую деятельность в эти годы развернули в городе драматические кружки красноармейских клубов и красноармейские театры.
Большинство драматических театров, которые существовали в [19]20-х годах в Киеве, во главу угла своей работы ставили пропаганду идей социалистической революции, удовлетворение духовных запросов нового, пролетарского зрителя. Всем им были близки вопросы дальнейшего развития советского театра на Украине и все они принимали непосредственное активное участие в поисках новых путей в сценическом искусстве, в выработке нового метода и создании нового репертуара.
Всем театрам в то время было присуще в той или иной степени увлечение так называемым «революционным реформаторством». Но особенно выделялся в этом отношении драматический театр под названием «Мистецьке об’єднання Березіль» (МОБ), возникший в марте 1922 г. на базе одной из групп «Молодого театра» и части передвижной фронтовой труппы. Березильцы во главе со своим руководителем Л.Курбасом искренне желали понять дух революции, ее высокий идейный и эстетический идеал. Однако в своей практической деятельности они в центре внимания поставили формальное экспериментаторство, чуждое реалистическим традициям искусства прошлого и далекое от эстетических основ искусства рождавшегося советского театра.
В репертуаре «Березиля» преобладали инсценировки, текст которых часто составлялся самим театром в виде так называемых сценических композиций. Оригинальный текст авторов пьес подвергался существенным изменениям и дополнениям, он был скорее «материалом» для представления, чем его основой. На спектаклях театра отражалось стремление решать важные задачи времени в такой форме и такими средствами, что каждое его представление превращалось часто в оригинальное, с точки зрения формальных поисков, зрелище, в котором, однако, правда жизни, события и характеры окружающей действительности изображались в весьма искаженном виде. И все эти «новаторские» решения «сценических композиций» и отдельных спектаклей истолковывались тогда березильцами и многими представителями театральной общественности как действительно новые формы «театра новейшего времени».
На деле такое «новаторство» в большинстве случаев не имело ничего общего ни с реализмом, ни со здоровыми творческими поисками. И оно было началом того крайне голого формалистического увлечения, которое вскоре сказалось на всей деятельности «Березиля» и привело его к идейному краху.
Своеобразным проявлением так называемого «левого» направления в искусстве был созданный в мае 1921 г. театр-студия во главе с режиссером Марком Терещенко. Как и многие другие творческие коллективы [19]20-х годов, этот театр также появился как результат горячего желания группы представителей молодого поколения украинских актеров «искать и создавать новое искусство новой эпохи». И как и у других подобных театров, у него не было четкого представления о содержании и форме тех поисков, о путях и методах создания действительно нового искусства.
Избрав своим девизом выдвинутый Мейерхольдом лозунг «театрального Октября», М.Терещенко декларировал «коллективную психологию и современное движение жизни» как основу нового театра. Но как декларация театра, так и его практическая деятельность были слишком противоречивы и нечетки. Руководитель театра прежде всего отрицал потребность иметь драматурга как автора художественно завершенного литературного произведения и личности, «стоявшей всегда на первом месте, насилуя волю режиссера и артиста». Он решительно выступал против режиссера, «который в последнее время стал абсолютным индивидуумом, феодальным монархом на сцене», превратив актера в «манекен, движущуюся куклу». Объявив себя защитником актера, «лишенного всякой инициативы», Терещенко требовал, чтобы тот «прогнал от себя всех сторонников и опекунов искусства артиста», призывал «приобрести научные знания, необходимые в работе синтетического действия в искусстве, самому стать сознательным рабочим своего искусства и организовать его действие…».
Первые постановки театра («Первый дом нового мира», «Поэма отваги», «Небо горит», «Печаль последняя», «Карнавал» – по пьесе Р.Роллана «Лилюли») не имели ни конкретного содержания, ни индивидуализированных действующих лиц, ни реальных декораций и этнографически верных костюмов. В качестве литературной основы была использована композиция отрывков из разных произведений или «замыслов» актеров.
Просуществовав несколько сезонов (1921-1925), театр так и не нашел пути к искусству социалистического реализма, оставив после себя ряд попыток театрального эксперимента, не лишенных оригинальной творческой выдумки, но также далеких от эстетических основ реалистического искусства.
Деятельность театра «Березиль» в Киеве прекратилась в 1926 г. в связи с его переездом в Харьков. Вместо него в Киев в том же году приехал украинский драматический театр им.И.Франко. Этот коллектив уже был известен как один из лучших театров республики. В его труппу входили И.Юра, А.Борисоглебская, А.Ватуля, К.Кошевский, В.Варецкая, О.Рубчаковна, М.Пилипенко, Ф.Барвинская, К.Коханова, А.Юрский, Д.Милютенко, Т.Юра, Е.Коханенко, Т.Юривна и др.
В первом сезоне театр показал киевлянам ранее подготовленные спектакли своего репертуара: «Вий» по Н.Гоголю в переработке О.Вишни, «Коронный вор» («Праздник св.Иоргена») Г.Бергстедта, «Волчья стая» Д.Лондона, «Торговцы славой» М.Паньйоля и П.Нивуа, «Мирандолина» К.Гольдони, «» Леси Украинки, «Мандат» М.Эрдмана, «Поджигатели» А.Луначарского, «Воздушный пирог» Б.Ромашова, «97» Н.Кулиша.
Хотя названные пьесы и не были равноценны по своим идейно-художественным качествам, в большинстве из них подчеркивались моменты социально-обличительные, мотивы протеста против порабощения человека, содержалась сатира на буржуазный строй и духовенство, показывалась классовая борьба. Именно поэтому уже первые спектакли театра привлекли к нему внимание широких кругов зрителей.
Особым успехом пользовалась пьеса Н.Кулиша «97», в которой театр правдиво изобразил картины жизни советской деревни начала [19]20-х годов, жестокую классовую борьбу между беднотой и кулачеством, приобретавшую в те тяжелые для молодой Советской республики времена особую остроту. Значительная заслуга в успехе спектакля принадлежит Игнатию Юре – режиссеру и исполнителю главной роли Мусия Копыстки. Эта роль стала одной из лучших в репертуаре артиста.
Постановка пьесы «Воздушный пирог» Б.Ромашова с ее острой политической направленностью против частно-капиталистических элементов, начавших оживать в годы нэпа, тоже была чрезвычайно актуальной, хотя и не свободной от формалистических веяний.
Для киевского периода творческой жизни театра характерно усиление борьбы за современную советскую пьесу, близкую и понятную народным массам, за художественное совершенствование сценического искусства, за высокое реалистическое мастерство.
Но в борьбе за утверждение реалистических принципов искусства сцены, в упорных поисках новых форм художественного изображения величественных преобразований в стране социализма театр им.И.Франко, как и другие театры того времени, не избежал влияний разного рода эстетико-формалистических течений. В результате этого и на его сцене современная жизнь иногда изображалась сквозь кривую призму таких идейно порочных пьес, как «Над» Винниченко (1928), «Мина Мазайло» Н.Кулиша (1929). Некоторые спектакли театра (осуществленные, например, режиссером Б.Глаголиным) были откровенно формалистическими, художественно убогими. Трюкачество, беспредметность художественного оформления, стилизация, сведение актерской игры к динамике движений – все это также имело место на сцене театра.
Однако, хотя театр им.И.Франко и отступал иногда от принципов своей платформы, отдавая дань то «условному реализму», то конструктивизму, а то и голому формализму, его коллектив, воспитанный главным образом на классическом репертуаре, на реалистических традициях отечественного сценического искусства, постепенно преодолевал свои ошибки и становился все более активным пропагандистом советской тематики.
Значительную роль в этом сыграла русская советская драматургия. Такие пьесы, как «Мятеж» по Д.Фурманову, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Сигнал» С.Поливанова и Л.Прозоровского, поставленные И.Юрой, привлекали своей жизненной правдивостью.
Крупным шагом на пути становления искусства франковцев явилась постановка на сцене театра пьесы украинского советского драматурга И.Микитенко «Диктатура» (1929), осуществленная режиссером И.Юрой.
В пьесе изображалась классовая борьба на селе в годы коллективизации и впервые в украинской драматургии был создан образ рабочего-коммуниста (Дударь). Главная идея произведения – борьба Коммунистической партии за прочный союз рабочего класса и трудового крестьянства при руководящей роли пролетариата – была раскрыта театром им.И.Франко в ярких, художественно завершенных сценических образах.
Спектакль имел огромный успех. За два с половиной месяца он прошел 50 раз. «Диктатура» привлекала зрителя и остротой поставленных проблем, и художественным их воплощением (Дударь – А.Ватуля, Малоштан – И.Юра, Чирва Козырь – Т.Юра и В.Сокирко, Гусак – К.Кошевский, Пивень – М.Пилипенко).
Спектакли «Мятеж» и «Диктатура» стали этапными на творческом пути театра и определили его идейно-художественное направление.
Преодолевая эклектизм, эстетство и «бытовизм», борясь за утверждение в репертуаре советской драматургии, поднимая значение актера и режиссера, театр им.И.Франко становился верным и активным помощником Коммунистической партии в строительстве украинской культуры, национальной по форме и социалистической по содержанию.
В 1924 г. в Киеве был создан первый Государственный театр для детей, открывшийся 8 ноября спектаклем «Маугли» («Джунгли») по Киплингу в постановке режиссера И.Деевой. Своего помещения театр вначале не имел и давал представления в педагогическом музее (теперь Музей В.И.Ленина), а позже в театре «Художественные миниатюры» (Крещатик, 36), а также в рабочих клубах. Репертуар театра юного зрителя в первые годы его существования составляли преимущественно народные сказки, детские буффонады, сценические игры, гротески, импровизации, приключенческие и классические произведения.
В то время чрезвычайно остро стояла проблема репертуара для детских театров. Советской детской пьесы, которая отображала бы современную действительность, почти не было. На сцене нередко показывались произведения случайные. Не всегда эти спектакли отвечали тем важным идейно-воспитательным целям, которые были поставлены Коммунистической партией перед театрами юного зрителя.
Чтобы в какой-то мере удовлетворить запросы молодого поколения, ожидавшего пьес о современной жизни, театр иногда ошибочно пытался осовременить сказку либо классическую пьесу или, что еще хуже, ставил на своей сцене антихудожественные переработки классических произведений. Но тесная связь со школами, пионерскими и комсомольскими организациями помогала коллективу театра ближе познакомиться со своим зрителем, понять его художественные вкусы и запросы. Театр организовывал творческие встречи актеров с юношеством, детские конференции, на которых обсуждались спектакли, проводил большую шефскую работу. При театре работали группы школьной художественной самодеятельности; была создана специальная детская студия художественного воспитания; оказывалась всяческая помощь кружкам художественной самодеятельности в школах, при пионерских и комсомольских клубах.
Особое внимание театр обратил на очищение репертуара от идейно порочных, вредных произведений, стремясь придерживаться в своей сценической деятельности лучших традиций отечественного реалистического искусства.
С 1928 г. Киевский ТЮЗ все больше обращается к пьесам советской драматургии, посвященным изображению жизни нового общества, формированию нового человека. На протяжении 1929-1930 гг. он показал «Так было» А.Бруштейн и Б.Зона, «Внук коммунара» А.Дроздова и Н.Лойтера, «Хо» Я.Мамонтова, «Винтовка» А.Крона, «На грани» и «Штурм» А.Корнейчука.
Активную позицию в борьбе за советский театр, за искусство социалистического реализма занял с первых дней своего существования Государственный театр русской драмы (названный в 1939 г. именем великой украинской поэтессы Леси Украинки). Театр начал свою деятельность 15 октября 1926 года (в помещении бывшего театра «Бергонье») комедией Б.Ромашова «Конец Криворыльска».
Если в первом сезоне большинство спектаклей составляли еще такие пьесы, как «Любовь под вязами» О'Нейля или «Мисс Гобс» Джерома, то уже в последующие три года главное место в репертуаре театра занимали произведения советской драматургии: «Луна слева» В.Билль-Белоцерковского, «Разлом» Б.Лавренева, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Ярость» Э.Яновского, «Квадратура круга» В.Катаева, «Человек с портфелем» А.Файко, «Инженер Мерц» Л.Никулина, «Огненный мост» Б.Ромашова, «Чудак» А.Афиногенова. В этот же период театр осуществил интересные постановки классических произведений – «На дне» М.Горького, «Горе от ума» А.Грибоедова, «Воскресенье» по Л.Толстому и «Собор Парижской богоматери» по В.Гюго.
Творческий путь театра в первые годы его существования был чрезвычайно сложным. Коллективу приходилось преодолевать значительные организационные и художественные трудности, вести упорную борьбу с последствиями частной антрепризы, за пролетарского зрителя. Театр также увлекался сценическими конструкциями, динамикой и ритмикой движений. Все это отрицательно сказывалось на его творческом облике.
Активную работу проводили также районные театральные коллективы при заводских клубах и Домах культуры. Среди них особенно отличались театры при Лукьяновском народном доме, им.М.Старицкого – на. Печерске, им.И.Франко – на Подоле, театр на Демеевке, им.Леси Украинки – на Лукьяновке, им.И.Карпенко-Карого – на Куреневке. Последние два привлекали к себе особое внимание как репертуаром, так и достаточной слаженностью актерского ансамбля, квалифицированной режиссурой.
В 1927 г. в Киеве было создано два украинских передвижных театра – им.Областного совета профсоюзов под художественным руководством режиссеров А.Смирнова и А.Искандер и им.М.Коцюбинского под руководством А.Ратмирова. Они ставили свои спектакли в рабочих клубах, проводя большую культурно-массовую работу среди населения, оказывали творческую помощь коллективам художественной самодеятельности.
В 1928 г. начал свою деятельность Театр рабочей молодежи (ТРОМ), а также Киевский областной драматический театр, обслуживавший население не только Киева, но и многих городов и сел области.
Огромные успехи социалистического строительства во всех областях хозяйственной и культурной жизни страны обусловили еще более бурный расцвет искусства, в том числе драматургии и театра.
Появляется ряд социально значимых драматических произведений, которые раскрывают историческое прошлое народа, его самоотверженную борьбу за национальное и социальное освобождение, героические события Октябрьской революции, вдохновенную борьбу трудящихся за индустриализацию и коллективизацию страны.
30-е годы в истории театрального искусства Киева отмечены наибольшим творческим подъемом. Театры столицы Украины все увереннее включались в социалистическое строительство, становились могучим идеологическим оружием в деле коммунистического воспитания масс.
Отборный репертуар и высокий художественный уровень спектаклей обеспечили им постоянное внимание и признание советского зрителя. Так, репертуар театра им.И.Франко с каждым годом все более пополняется произведениями советских драматургов. На его сцене одна за другой появляются пьесы И.Микитенко («Кадры», 1930; «Дело чести», 1931;. «Девушки нашей страны», 1932; «Бастилия божьей матери», 1933; «Соло на флейте», 1934), А.Корнейчука («Каменный остров», 1930; «Штурм», 1931; «Гибель эскадры», 1933; «Платон Кречет», 1934; «Банкир», 1936; «Правда», 1937; «Богдан Хмельницкий», 1939; «В степях Украины», 1940), И.Кочерги («Мастера времени», 1934), Л.Первомайского («Коммольцы», 1930; «Неизвестные солдаты», 1931; «Местечко Ладеню», 1932), В.Суходольского («Устим Кармелюк», 1936), А.Афиногенова («Страх», 1932), В.Катаева («Шел солдат с фронта», 1938) и многие другие.
Лучшие из этих спектаклей помогли театру окончательно освободиться от эклектичности, стилевого разнобоя, условности оформления, имевших место в его предыдущей практике, обогащали (в зависимости от своей художественной ценности) творческую палитру театра, еще более приближали его искусство к конкретной действительности, играли значительную роль в деле становления и утверждения театра на позициях социалистического реализма.
Некоторые из названных пьес, сыграв определенную положительную роль, исчезали из репертуара. Такие же пьесы, как «Кадры», «Гибель эскадры», «Платон Кречет», «Правда», «Богдан Хмельницкий», «Мастера времени», стали этапными на пути художественного роста коллектива.
К 20-летию Великой Октябрьской социалистической революции театр им.И.Франко показал пьесу «Правда» А.Корнейчука (режиссер И.Юра). Величественные события борьбы народа за Советскую власть ожили в мастерски воспроизведенных художественных образах. Особое волнение вызывал незабываемый образ вождя революции Владимира Ильича Ленина в исполнении А.Бучмы.
Коллектив франковцев продолжал упорно работать и над освоением лучших образцов классического наследия, которые стали для него прекрасной школой высокого сценического мастерства, благоприятствовали росту культуры украинского театра. Такие спектакли, как «Суета» (1936), «Бесталанная» (1937), «Хозяин» (1939) И.Карпенко-Карого, «Дон Карлос» Ф.Шиллера (1936), «Борис Годунов» А.Пушкина (1937), «Последние» М.Горького (1937), «Последняя жертва» А.Островского (1939), «» И.Франко (1940), «Много шума из ничего» В.Шекспира (1941) вошли в сокровищницу украинского реалистического искусства.
Вместе с театром расцветал и талант его мастеров А.Борисоглебской, И.Юры, А.Бучмы, Ю.Шумского, Н.Ужвий, А.Ватули, К.Кошевского, Ф.Барвинской, Д.Милютенко, В.Добровольского, Е.Осмяловской, Е.Пономаренко, П.Нятко, П.Сергиенко и др.
Театр русской драмы им.Леси Украинки также продолжал работать над советской пьесой, сосредотачивая внимание на самых важных вопросах современности. На его сцене нашли яркое отображение и героика революции и гражданской войны, и индустриализация страны, и вопросы воспитания военных кадров и перевоспитания старой интеллигенции, и советский патриотизм. Спектакли «Первая конная» и «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, «Страх» А.Афиногенова, «Бойцы» Б.Ромашова, «Слава» В.Гусева, «Мой друг» и «На берегу Невы» К.Тренева,«Кремлевские куранты» Н.Погодина, «Фельдмаршал Кутузов» В.Соловьева, «Разлом» Б.Лавренева свидетельствовали о больших творческих возможностях театра, знаменовали его идейно-художественную зрелость.
Высокую оценку получили постановки классических пьес: «Волки и овцы» А.Островского, «Плоды просвещения», «Живой труп» Л.Толстого, «Дети солнца», «Враги» М.Горького, «Дворянское гнездо» И.Тургенева, «Каменный властелин» Леси Украинки.
Советская пьеса заняла главное место в репертуаре театра юного зрителя. За короткий период на его сцене были показаны: «Рейд», «Скрипка гуцула» Ю.Мокриева, «Зямка-копач» М.Даниеля, «Кочубей» А.Первенцева и Н.Охлопкова, «Сережа Стрельцов» В.Любимовой, «Как закалялась сталь» по роману Н.Островского, «Брат героя» по повести Л.Кассиля, «Десятиклассники» А.Копыленко, «Детство» по повести М.Горького и др. В этих спектаклях оживали героические события революций 1905-1907 и 1917 гг., гражданской войны, рассказывалось о роли комсомола в борьбе за новое общество, о счастливой жизни советских школьников, затрагивались вопросы семьи, воспитания детей, дружбы и формирования характера.
До 1935 г. театр, к сожалению, почти не ставил сказок и классических произведений. За этот период была показана только одна классическая пьеса – «Мещанин во дворянстве» Ж.-Б.Мольера (1933). Репертуар сказок полностью перешел в кукольный театр, открытый при ТЮЗе еще в 1927 г. Кукольный театр был передвижным и давал представления в клубах, школах, детских домах, выезжал на села.
В 1935 г. юные киевляне получили новое, прекрасно оборудованное здание для своего театра (ул.К.Маркса, 4). Репертуар его был значительно расширен. Наряду с советской пьесой на сцене появились классические произведения: «Синяя птица» М.Метерлинка (перевод М.Рыльского), «Ромео и Джульетта» В.Шекспира, «Мещане» М.Горького, «Доходное место» А.Островского, «Проделки Скапена» Ж.-Б.Мольера, «Сорочинская ярмарка» по Н.Гоголю (инсценизация В.Суходольского), а также сказки: «Конек-горбунок» П.Ершова, «Ивасик-телесик» А.Шияна и Е.Фомина, «Кузнец Бассим» И.Франко и др.
В 30-е годы театр юного зрителя создал ряд ценных в художественном и идейном отношении спектаклей. На Всесоюзном смотре театров для детей, состоявшемся 15 ноября 1940 г. в Москве, Киевский театр юного зрителя занял второе место за спектакли «Проделки Скапена» Ж.-Б.Мольера и «Скрипка гуцула» Ю.Мокриева в постановке режиссера К.Кошевского.
В 1931 г. в Киеве был создан театр Красной Армии КОВО, который открылся 29 декабря спектаклем «Межбурье» Д.Кудрина. С самого начала деятельность театра была направлена на политическое и художественное воспитание бойцов и командиров Красной Армии, на проведение агитмассовой работы способами сценического искусства, на установление тесной связи с военным зрителем. На сцене театра ставились пьесы: «Плацдарм» М.Ирчана, «Разгром» по А.Фадееву, «Мстислав Удалой» И.Прута, «Продолжение следует» А.Бруштейн, «Интервенция» Л.Славина, «Восточный батальон» братьев Тур и Прута, «Накануне» по повести А.Куприна, «Далекое» А.Афиногенова, «Слава» В.Гусева, «Любовь Яровая» К.Тренева, «Аристократы» Н.Погодина, «Бойцы» Б.Ромашова, «Земля» Н.Вирты, «Генеральный консул», «Очная ставка» Л.Шейнина и братьев Тур, «Как закалялась сталь» по Н.Островскому, «Пархоменко» Вс. Иванова, «Полководец Суворов» И.Бехтерева и А.Разумовского и лучшие произведения классической драматургии. Спектакли шли на русском языке. При театре работал также кукольный театр, ансамбль красноармейской песни и театр малых форм, который показывал водевили, комедии, сатирические сценки и концертно-эстрадные номера.
Театр Красной Армии проводил большую шефскую работу. Он был руководящим центром художественной самодеятельности воинских частей. Его коллектив в целом или агитбригады часто выезжали в военные лагеря, на погранзаставы или в места расположения воинских частей. Театр Красной Армии очень быстро занял видное место среди творческих организаций республики. Он завоевал любовь и популярность не только среди киевлян, но и среди широких слоев населения многих городов Украины.
Из года в год в столице Украины продолжала развиваться художественная самодеятельность, достигшая благодаря постоянной заботе Коммунистической партии уже в предвоенный период большого размаха. Во главе драматических кружков стояли опытные художественные руководители. Расширялся репертуар. Наряду с агитпьесами и классическими произведениями на сцене любительских коллективов все чаще появляются спектакли русской и украинской советской драматургии, поднимающие актуальные вопросы современности.
Бурный расцвет художественной самодеятельности на Украине продемонстрировала Первая республиканская олимпиада, прошедшая в Киеве с 5 по 8 ноября 1936 г. В ней приняли участие и драматические кружки киевских предприятий.
Центром народного художественного творчества республики стал Дом народного творчества УССР, организованный еще в 1919 г.
По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 2, с. 359 – 372.