Гонка навстречу гибели
Свидетельствует пресса / [А у самих що робиться]
Журнал «Штерн»: новые подробности трагедии в небе Флориды
Семь астронавтов на борту «Чэлленджера» были уже мертвы, когда оба ракетных ускорителя на умопомрачительной скорости унеслись прочь. Правительствеиная комиссия констатировала, что причиной катастрофы 28 января была грубая неосторожность. Все предупреждения об уязвимости космического корабля многоразового использования при низких температурах были проигнорированы. Только теперь участники предыдущих полетов в рамках программы «Спейс Шаттл» узнали, какому риску подвергалась их жизнь.
Компьютеры знали все. Они зарегистрировали признаки надвигающеюся катастрофы: падение давления в правом твердотопливном ускорителе (ТТУ) вследствие негерметичности и его сильный крен, после того как прогорело крепление подвесного топливного бака. Они зарегистрировали даже «контрмеры» автопилота: он повернул двигатели космического корабля многоразового использования, чтобы компенсировать уменьшение тяги поврежденного ТТУ.
Компьютеры зафиксировали все те события, что произошли за 73 секунды, прошедшие между стартом «Чэлленджера» и катастрофой, с точностью до одной тысячной секунды. Но у ЭВМ «не хватило ума» сделать правильные выводы на основании этого потока числовой информации и подать сигнал тревоги.
То, что ракеты на твердом топливе, которые выводят космические корабли многоразового использования серии «Шаттл» за орбиту, а затем сбрасываются, могут однажды явиться причиной катастрофы, было давво известно руководству НАСА. Твердотопливные ракетные ускорители представляют собой простые трубы из листового металла, наполненные порохом и снабженные сзади соплом.
НАСА, которое в начале 70-х годов нуждалось в деньгах, широко использовало эту примитивную технику: по ее заданию были созданы самые большие в мире ракеты на твердом топливе, которые при старте выполняют 80 процентов работы.
…Утром в день старта в «солнечном штате» Флорида температура была около нуля градусов. Накануне на стартовой платформе лопнула одна из труб, и за ночь установка покрылась коркой льда.
Когда в Калифорнии, за четыре тысячи километров, Рокко Петроне, президент фирмы «Рокуэлл», которая строит космические корабли многоразового использования, увидел в телевизионной передаче метровые сосульки на топливопроводах и на распределительных ящиках, он пришел в ужас. Петроне позвонил своему заместителю Роберту Глейшеру на мыс Канаверал. Он настоятельно рекомендовал отложить запуск «Челленджера».
Во время совещания по телефону, которое НАСА проводит перед каждым стартом между своими важнейшими центрами пилотируемых полетов в Хьюстоне, Хантсвилле и на мысе Канаверал, а также фирмами-поставшиками «Рокуэлл» и «Мортон тиокол», инженер Роджер Божоли заявил, что «низкие температуры могут привести к порче уплотнительных колец в конструкции ракетных ускорителей». Он указал на то, что после предыдущих полетов неоднократно обнаруживались следы сажи за первым из двух уплотнительных колец – свидетельство того, что пороховой газ нашел себе путь мимо прокладки.
На этом совещании представители промышленности напомнили, что ракетвые ускорители относятся к самым опасным элементам космической системы, ибо, как только произойдет воспламенение топлива, отключить их уже невозможно.
Неполадки на этапе взлета – это было известно каждому – считаются «аварией, в которой невозможно выжить».
Однако накануне двадцать пятого полета космического корабля многоразового использования подобные возражения не произвели впечатления на должностных лиц НАСА. Они были раздражены многочисленными задержками в реализации программы «Спейс Шаттл». Например, предыдущий полет откладывался семь раз. ВВС США, один из главных клиентов НАСА, уже много месяцев выражали недовольство «ненадежным космическим извозчиком».
Лоренс Маллой, возглавляющий в центре космических полетов в Хантсвилле отдел НАСА, занимающийся ракетными ускорителями, накричал на представителей фирм, которые рекомендовали отложить старт, и в грубой форме спросил: «Когда же, по вашему мнению, мне производить пуск? Может быть, в апреле?»
Через два с половиной часа вице-президент «Мортон тиокол» Джеральд Мейсон, до свидетельству журнала «Тайм», положил конец бурной телефонной дискуссии, заявив вопреки согласованному накануне мнению поставить принятие решения в зависимость только от позиции инженеров: «Сейчас мы примем решение как менеджеры». Мейсон натребовал от своего коллеги Роберта Лунда, отвечающего за техническую сторону дела, «снять с головы шлем инженера и надеть шляпу менеджера». В кабинете Лунда находились его сотрудники. Все они были поражецы, когда Лунд от имени фирмы «Мортон тиокол» подписал рекомендацию для НАСА произвести пуск. Но они больше не протестовали.
Только ли резкое похолодание во Флориде было причиной гибели «Челленджера»? Как установили ученые НАСА, довершил дело, по всей вероятности, так называемый «мостик холода» между подвесным топливным баком и ракетными ускорителями. От подвесного топливного бака, высота которого 45 метров, исходит сильнейший холод: в нем содержатся сотни тонн жидкого водорода (температура минус 253 градуса) и жидкого кислорода (минус 183 градуса). Если этот огромный холодильник подвергается воздействию хотя бы легкого ветерка, то – как показывают измерения в аэродинамической трубе, проведенные ВВС США, – сразу же образуются воздушные вихри, которые передают холод от топливного бака ракетному ускорителю. В день запуска «Челленджера» правый ТТУ был на затененной стороне подвесного топливного бака. Именно этот ракетный ускоритель позже вызвал взрыв.
«Серьезные упущения НАСА – главная причиня катастрофы», – констатировали специалисты еще до завершения работы комиссии, расследующей обстоятельства гибели «Челленджера».
Астронавты требуют точного установления причин аварии, прежде чем они еще раз «сядут на бомбу замедленного действия», как назвал программу «Спейс Шаттл» бывший астронавт Уолтер Ширра.
Астронавт Джон Янг выразил недовольство участников полетов на космических кораблях многоразового использования в выдержанной в резких выражениях служебной записке. Этот ветеран американской астронавтики, который был командиром экипажа в самом первом полете космического корабля многоразового использования, подверг критике лихорадочную поспешность, с которой НАСА, несмотря на явные недостатки в обеспечении безопасности полетов, подгоняла астронавтов от старта к старту.
(Перепечатывается с сокращениями).
Комсомольская правда, 1986 г., 9.05, № 108 (18611).