Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Безопасность гарантируется

Интервью вел Я.Лошак

Сочувствие, желание помочь – вот главные настроения писем-откликов на аварию, случившуюся в Чернобыле, Пытаясь осмыслить последствия происшедшего, читатели задают газете и волнующие их сегодня вопросы. Неудивительно, что сейчас, в преддверии лета, многие из них касаются того, как будет организован отдых на Украине. Можно ли ехать в Крым или Одессу всей семьей? Каков будет режим работы санаториев и домов отдыхе этим летом? «Хотим взять детей с собой на Кавказ, – пишет товарищ Антонов из Ленинграда. – Или не стоит этого делать…». «Решили этим летом поехать на Рижское взморье, но, по слухам, делать этого не стоит…», – это из письма харьковчан Садовниковых.

Спрашивают и о другом. Скажем, не изменилось ли в худшую сторону качество продуктов, продуктов с Украины? «Мне рассказывали, что весь скот в Киевской области и ближайших областях Белоруссии уничтожен из-за опасности заражения людей». (Т.Шатункова, Москва).

С письмами, нуждающимися в комментарии, наш корреспондент побывал в Центральном совете по управлению курортами профсоюзов, Главном санитарно-эпидемиологическом управлении Минздрава СССР и Главном управлении ветеринарии с ветеринарной инспекцией Госагропрома.

К Черному морю? Пожалуйста!

Рассказывает председатель Центрального совета по управлению курортами профсоюзов Ю.Ступин:

– Прежде всего скажу: в Прибалтике, Крыму, Одессе, на Кавказе – нигде нет угрозы здоровью приехавших на отдых. Медики совершенно твердо заявляют: никаких сомнительных «участков», никаких территорий, где отмечена хоть в какой-то мере повышенная радиация, в курортных зонах нет.

Вместе с тем могу предположить одну из причин возникших кривотолков: путевки на ряд курортов нами отозваны и не будут распределяться, как обычно. Более того, сейчас есть корпуса в домах отдыха и санаториях, которые еще не заселены. Решено: несколько тысяч мест, главным образом в пансионатах Черноморского побережья, отдать в профилактических целях проживавшим в Чернобыле и рядом, эвакуированным из 30-километровой зоны.

Естественно, что все эти места заполнятся не сразу.

Своим решением президиум ВЦСПС определил и количество туристских баз, пионерских лагерей, санаториев-профилакториев предприятий, которые также будут закреплены на лето за жителями пострадавших районов Украины и Белоруссии. В нашей системе около двух тысяч мест в районе Анапы и полутора – в Евпатории отдаются под пионерлагеря санаторного типа.

В зонах отдыха определена некоторая специализация: Геленджик, Адлер примут родителей с детьми, Анапа – в основном детей.

Немало мест в Кисловодском санатории имени Димитрова, курорте Куяльник в Одессе, выделены нами для тех, кто работал в зоне аварии.

Продукты – под постоянным контролем

Рассказывает заместитель главного государственного санитарного врача СССР А.И.Заиченко:

– Сейчас и к нам поступает немало вопросов по поводу зелени: можно ли ее покупать без боязни? Так вот, вся, что появляется на прилавках магазинов или на рынках, тщательно проверяется.

Особое внимание – молочным продуктам. Проверяют их как минимум дважды: на фермах и молокозаводах. Замечу, что переработка молока в масло или сыр вообще исключает всякие подозрения в радиоактивности.

Даже в районах, далеких от зоны аварии, сейчас усилен санитарный контроль за поступающими на базы и в торговую сеть продуктами. Украина, Белоруссия, Молдавия, европейская часть РСФСР – везде работают дозиметрические посты.

Что касается государственных закупок, то они по-прежнему осуществляются повсеместно на Украине и в Белоруссии. Излишне говорить, что, будь санитарные, медицинские службы, службы Госагропрома в чем-то неуверены, эти закупки были бы приостановлены [1].

Рассказывает начальник Главного управления ветеринарии Госагропрома СССР А.Д.Третьяков:

– Нами усилен ветеринарный контроль на фермах, рынках, перерабатывающих предприятиях. В районы, прилегающие к зоне аварии, мы дополнительно направили дозиметрическую технику, дезинфекционные машины, специальную аппаратуру. Там работают ученые из подведомственных Госагропрому научно-исследовательских институтов.

Поголовье крупного рогатого скота из зоны аварии сохранено полностью. Животные сейчас распределены по другим хозяйствам, за ними установлен самый пристальный ветеринарный контроль. Хозяйства, чьи фермы приняли пополнение, получили дополнительные фонды на корма. Весь скот, находившийся в личном пользовании нынешних переселенцев, куплен государством.

Что касается птицы, вывезенной из тридцатикилометровой зоны, то она практически не пострадала. Тут сказались сразу несколько факторов: биологическая защищенность, нахождение главным образом в закрытых помещениях, питание прошлогодними кормами.

Ежедневно в Госагропроме изучают и обобщают сведения из района аварии. Ситуация ни на час не выходит из-под контроля.

Известия, 1986 г., 25.05, № 145 (21587).

[1] Звичайно, такого бути не може : радіація в плані заготовок харчів не передбачена, а план – закон совєтського життя. Тому заготовка харчів йшла своїм порядком, а радіаційний контроль – своїм, і вони ніде не перетинались – не могли перетнутись, бо вони проходять по різних відомствах.