Когда рассеялось облако лжи
Корр.ТАСС
Солнечным воскресным днем из Москвы в Краснодар вылетели 38 студентов британских университетов. Ничего особенного в этом факте вроде бы нет. Иностранные учащиеся хотят ближе познакомиться с Советским Союзом, углубить свои познания в русском языке, что здесь особенного? Мы бы не заостряли на этом внимания, если бы не одно обстоятельство: чуть менее месяца назад эти ребята, совершавшие туристскую поездку по нашей стране, под давлением английских властей были вынуждены прервать ее, вернуться домой. И вот они снова в СССР. Что же произошло?
– «Живы ли вы? Как вам удалось уцелеть?» – эти вопросы, нам постоянно задавали по телефону из Лондона после аварии на Чернобыльской АЭС. Нам показалось, что это уже не просто тревога о наших жизнях, а чья-то политика, в которую пытаются втянуть и нас…
Рассказывая об этом корреспондентам ТАСС, английские студенты не могли скрыть удивления, а порой и возмущения.
Истерия, поднятая буржуазными средствами массовой информации, была непонятна ребятам. Неужели в Лондоне знают о положении в Киеве, в Советском Союзе лучше, чем те, кто там живет? Студенты, которых события застали в Киеве, имели возможность убедиться: столица Украины живет своей обычной трудовой жизнью. Никакой паники, как об этом писали английские газеты.
Вспоминая об этих событиях, Бен Добсон, студент университета Суонси в Уэльсе, достал из сумки номер «Сан» и, заметно смущаясь, протянул его нам. В глаза бросился набранный гигантскими буквами заголовок через всю полосу: «2 000 мертвых на улицах Киева».
Эту газету английские ребята увидели уже в Лондоне. Увидели и возмутились. А тогда, в Киеве, они не подозревали о потоке лжи, лившемся со страниц буржуазных газет. Их лишь удивляли странные телефонные звонки из Лондона с требованием немедленно вернуться. Тщательно организованному психозу поддались и родители юношей и девушек, университетское руководство. Студентам осталось только подчиниться…
В лондонском аэропорту Хитроу студенты были в центре внимания. Как же, вернулись живыми «из радиоактивного ада»! Десятки «специалистов» немедленно принялись за работу, вспоминает Саманта де Бендерн из университета в Шотландии. Вся одежда была конфискована и уложена в огромные целлофановые пакеты, чтобы пройти специальную обработку. Ребят заставили подвергнуться дозиметрической проверке. Но сенсации не получилось – уровень «загрязнения» был в норме. И пресса тут же забыла о них, чтобы вспомнить лишь тогда, когда студенты, убедившись в лживости сообщений английской печати, заявили о своем решении вернуться в Советский Союз.
– Многие нас не понимали и даже осуждали, – рассказывает студентка университета Рединге Анетт Кристенсен. – Но мы добились своего и очень довольны этим. Мы любим Советский Союз, его гостеприимных людей. Провокационная возня, поднятая вокруг событий в Чернобыле, преподнесла нам хороший урок. Мы многое поняли.
Труд, 1986 г., 27.05, № 122 (19869).
Але чому ж вони повернулись не до Києва, а до Краснодара? Не інакше як вредні британські чиновники наполягли, щоб їх не було в Києві, а совкомгазета про це промовчала. Та й взагалі радіаційне благополуччя Києва прямо випливає з того, що англійці не бояться їхати до Краснодару.