Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Надёжность

Анна Шеремет

Творческим отчетом киевских графиков, побывавших в зоне, прилегающей к Чернобыльской атомной станции, стала выставка, которая открылась в Республиканском доме художника. Здесь отображена лишь небольшая часть увиденного, понятого, прочувствованного Юрием Северином, Ильей Аникиным, Дмитрием Нагурным, Юрием Левченко и Юрием Дрюченко за эти жаркие летние дни, проведенные в Чернобыле. Когда время было спрессовано сверхплотно, когда вещи обычные, такие как труд, отдых, приобретали особый смысл, когда с предельной откровенностью обнажается человеческая суть, когда за скромной неприметностью видится большое и настоящее. Все это еще предстоит художникам осмысливать в своем творчестве.

«Рядовой А.Дмитренко» Ю.Дрюченко

«Рядовой А.Дмитренко» Ю.Дрюченко

Сейчас же киевские зрители имеют возможность познакомиться с портретами людей, проявивших мужество и самоотверженность в борьбе с аварией, которые графики создали за время поездки.

«Проходчик ШПСУ-3 Донецкшахтопроходка…

«Проходчик ШПСУ-3 Донецкшахтопроходка И.Говатюк» И.Аникина

Собственно, нынешняя экспозиция является как бы продолжением той главной выставки, начавшей свою работу еще в Чернобыле. Ведь деятельность художников неизменно вызывала интерес всех свободных от вахты, будь то энергетики, строители или пожарные. Живо обсуждая, беседуя, порой подшучивая, они наблюдали, как создавался портрет кого-то из их товарищей. А сам герой смущался, долго, горячо и настойчиво убеждая художника, что вовсе не его надо рисовать…

«Летчик-штурман, лейтенант…

«Летчик-штурман, лейтенант А.Вылегжанин» Ю.Северина

– Действительно, каждого из этих настоящих парней, пожарных, среди которых я провел лишь четыре дня, хотелось запечатлеть, суметь понять в них главное, – рассказывает молодой график Юрий Дрюченко. – Ведь они – мои ровесники, а то и моложе. Разные лица, характеры, темпераменты, но всех объединяет цельность, профессионализм, надежность. Федор Кулемза, Алексей Дмитренко, Николай Грицик… Они становились похожими, когда одевали защитную форму, они и действовали, как монолит, как единый организм.

«Сестра милосердия. Пионерский лагерь…

«Сестра милосердия. Пионерский лагерь «Сказочный» Ю.Левченко

Пять художников. Естественно, их произведения отличает индивидуальность восприятия и воспроизведения, индивидуальность взгляда и манеры [1]. Особенно наглядно мы видим это, когда разные авторы делают героями своих работ одних и тех же людей. Скажем, военного химика П.Мегрилишвили запечатлели Юрий Северин и Юрий Левченко. Человек с мудрой, чуть усталой улыбкой, на минуту оторвавшийся от дел – таков он у Северина и уже более жесткий, волевой у Левченко. И вот мы, переходя от портрета к портрету, вглядываясь в эти лица, постигаем сам дух, атмосферу, царящую там, на передовом рубеже поединка со стихией. Где в особой чести не только твои знания, навыки и инициатива, но и умение помочь и поддержать товарища. Тема дружбы и взаимопомощи советских людей звучит на выставке отчетливо и убедительно. Скажем, героями работ Ильи Аникина стали донецкие шахтеры и шоферы из Белоруссии.

«Внимание, дезактивация!» Д.Нагурного

«Внимание, дезактивация!» Д.Нагурного. Фото Григория Кубланова

Киевские графики искренне и вдохновенно рассказали нам о немногих из тех, кто рискуя жизнью, старался предотвратить беду, кто сегодня ликвидирует последствия аварии. Лица, обращенные к нам, в большинстве своем суровые и уставшие, и вместе с тем уверенные и ясные. А, впрочем, взгляните сами…

Вечерний Киев, 1986 г., 26.06, № 147 (12762).

[1] Подивіться на відтворені роботи, не заглядаючи у підписи, і скажіть, скільки художників працювало – 5 чи 1? Саме індивідуальності й нема, все виглядає як у богомазів у переході на майдані Незалежності.