Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Победу на-гора выдали шахтеры Донбасса и Тулы

В.Жуковский, В.Хрустов. Специальные корреспонденты РАТАУ

Они проложили к поврежденному реактору 168-метровый тоннель и открыли дорогу строителям

Главной задачей первых дней, как объяснили нам специалисты из Государственной комиссии по ликвидации последствий аварии, было закрыть реактор сверху изолирующими материалами, чтобы не допустить радиоактивных выбросов в атмосферу.

Авиаторы, действуя слаженно и решительно, выполнили поставленную задачу. Реактор, этот огнедышащий радиоактивный вулкан, теперь закрыт мощным слоем защитных материалов – песка, свинца, бора, глины.

Теперь можно было переходить к работам второго этапа – сооружению над всем четвертым энергоблоком защитного саркофага, который изолирует его от внешнего мира.

С чего начинать? Разумеется, с фундамента. Причем, его надо возводить под собственным, уже существующим фундаментом аварийного реактора, который еще не остыл и по-прежнему выделяет тепло. Следовательно, необходимо предусмотреть возможности охлаждения гигантской бетонной плиты, которая послужит также основанием будущего могильника поврежденного блока. Нетрудно представить чисто техническую сложность проблемы, которую предстояло решить специалистам.

Впрочем, она решалась с первых дней аварии. Пока вертолетчики «бомбили» реактор защитными материалами сверху, с «тыла» – из-под земли, ударили шахтеры.

С заместителем командира сводного отряда шахтеров Юрием Петровичем Ахалиным (в «мирной» жизни он заместитель начальника объединения «Укршахтострой») мы встретились в штабе Минуглепрома СССР (всеми работами руководил на этом этапе министр угольной промышленности УССР Николай Сафонович Сургай). Спокойный и деловой, каким и должен быть настоящий командир производства, тем более в такой ситуации, Ю.П.Ахалин всем своим видом доказывал: для шахтеров нет невыполнимых задач.

– Прежде всего, – рассказывает он, – был отрыт котлован в районе третьего блока. Затем начали проходку горизонтальной выработки – к четвертому. Пробили 168-метровую штольню, а из нее – 13 заходок непосредственно под реактор. В этих подземных галереях монтажники собирали так называемые «регистры» – устройства для охлаждения основания реактора и заливали их бетоном. Все это и образовало огромную защитную плиту.

Условия, конечно, очень тяжелые, продолжает Ю.П.Ахалин. Из всей техники только отбойные молотки, лопаты да вагонетки, которые откатываем, разумеется, вручную. Никакой механизации применить нельзя. Жара, теснота, пыль. Поэтому смена длится всего три часа. Ребята работают так, что даже выделять кого-то совестно, чтобы не обидеть остальных. Бригадиру, не то что приказывать – просить не приходится: здесь понимают друг друга с одного взгляда.

К словам Юрия Ахалина добавим, что здесь собрались настоящие профессионалы. Это посланцы «Укршахтостроя», «Мосбасшахтостроя», «Донецкшахтопроходки», производственных объединений из Тореза, Макеевки, Павлограда, Тулы, других шахтерских городов. Все – добровольцы. Желающих поехать оказалось значительно больше, чем требовалось. Поэтому отбирали наиболее опытных: даже среди рядовых проходчиков здесь немало тех, кто у себя дома работает мастерами, бригадирами, словом, профессионалы высокого класса.

– О том, чтобы работать вполсилы, «отдохнуть», спрятавшись за спину товарища, – рассказывает партгрупорг отряда Владимир Пыжов, – ни у кого даже в мыслях быть не могло. Наоборот, каждый стремится как можно больше взять на себя, чтобы легче было соседу, с охотой выполняет самую тяжелую работу. У себя на шахте «Покровская», что в объединении «Тулауголь», я горный мастер. Здесь – проходчик. Горд и счастлив, что мне доверили эту работу. Когда служил срочную в Забайкалье, стал коммунистом. Сегодня есть возможность на деле доказать, что мои командиры, давшие рекомендации в партию, не ошиблись.

К этим словам мог бы, наверное, присоединиться каждый из 62 коммунистов-горняков и все 43 посланца комсомолии Донбасса и Тулы. Мы считаем обстановку здесь боевой, подчеркнули они, и попросили нас не брать эти слова в кавычки. Познакомившись с горняками, мы и сами поняли: примером для них были отцы и деды, выигравшие ту страшную войну.

Все здесь высокая правда. А это сегодня самое нужное. В.Пыжову можно верить. Все эти дни он трудился в звене Николая Кондрахина откатчиком, видел ребят в настоящей работе, в настоящем мужском деле.

Нам остается только добавить, что 24 июня, как и планировалось, шахтеры полностью выполнили свою работу. Более того, один день они отработали в фонд помощи пострадавшим от аварии чернобыльцам и перечислили на счет номер 904 около 160 тысяч рублей.

Вряд ли нужно говорить особо о том, сколь важно и своевременно сделанное горняками. Они заложили – и в прямом, и в переносном смысле – прочный фундамент для строителей, всех, кто пойдет вслед за ними.

Битва с атомом на АЭС не прекращается ни на минуту. И это не бои местного значения, а крупная битва, в которой участвует вся страна, пришедшая на помощь чернобыльцам. И как всякая битва она складывается из отдельных боев. Один из них успешно выиграли шахтеры. На этот раз им надо было выдать на-гора не антрацит, а нечто более важное – победу.

Правда Украины, 1986 г., 26.06, № 145 (13415).