Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Тревога в ночном море

Г.Куров. Новороссийск

В газетах опубликовано сообщение Центрального Комитета КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР о гибели у берегов Новороссийска в рехультате столкновения с грузовым судном пассажирского парохода «Адмирал Нахимов».

Что же случилось в ночном море 31 августа накануне первого осеннего дня? Полную картину произошедшего может выявить только компетентное расследование причин катастрофы.

Наш рассказ – о спасении попавших в беду людей, о тех, кто оказывал им помощь.

Пароход, имевший на борту пассажиров, в основном туристов из Молдавии, Украины, Прибалтики и Средней Азии, покинул Новороссийский порт, чтобы продолжить круиз по Черному морю. Сухогруз «Петр Васёв», следовавший с грузом пшеницы, оказался на его пути. Предотвратить столкновение не удалось. Страшный удар разворотил машинное отделение лайнера. Погруженное во мрак судно стало быстро тонуть. Эта трагедия еще раз заставляет задуматься о чудовищной цене человеческой беспечности…

Беда разбудила Новороссийск. И в городе не нашлось растерянных. Каждый, от кого потребовались мужество и самоотверженность, нашел свое место. Моряки, военнослужащие, курсанты, милиционеры, рабочие делали и делают все для спасения пострадавших, оказания им помощи, отправки домой.

…Потом, на берегу, многие из спасенных говорили о военных моряках, пришедших на помощь буквально в первые же минуты после столкновения. Их крепкие руки приняли тяжелую ношу. Сотни человек подняли на борт катера моряков-пограничников.

Первыми на максимальной скорости устремились в кромешную тьму катера, которыми командовали мичман А.Гусев и мичман Е.Терехов. Место аварии обшаривали прожектора, бившие с берега. Но видно было очень плохо. Поднявшийся ветер погнал волну. Ориентировались по огонькам маячков, мигавших на спасательных плотиках.

Рассказывает матрос Станислав Усанов:

– Вода оказалась покрытой слоем топлива, мазута, краски. Откуда-то и она взялась – видно, раздавило бочку. Все это облепило и плотики, и людей, и разные предметы, которые сорвало с теплохода. Обессилевшие люди часто не могли даже ухватиться за руку спасателя, и матросы, рискуя жизнью, сами бросались в воду.

Рассказывает матрос Балихан Хазаров:

– Женщин, детей старались поднять в первую очередь. Наши ребята трех девочек с плотика сняли. Перепуганные, измазанные в мазуте, они, кажется, даже не понимали, что происходит.

Матрос Владимир Белохвостик:

– Катер у нас небольшой, волна поднялась. А тут еще и крен получился: люди у борта лежат, подхватываем их – и поближе к рубке. Все, что можно было, поснимали с себя, поотдавали – бушлаты, простыни…

Катер мичмана Гусева принял на борт 146 человек, катер мичмана Терехова – 86. С рассветом круг поисков расширился, подошли новые корабли.

Когда подоспела помощь из порта, пограничники поспешили доставить спасенных людей в здание морского вокзала.

Мы с гордостью упоминаем здесь тех, кто в числе первых бросился исполнять свой воинский и гражданский долг. Вот их имена, кроме уже названных: старшина первой статьи Владимир Богоняков, боцман Александр Бабкин, матросы Ринат Шамурзин, Олег Конюков, Иван Ожог, Эдуард Багиев, Толгат Ситдиков, Михаил Мамихин, Томаз Айналиев и Евгений Гнездилов.

С первых минут после аварии бросился на выручку тонущим лоцманский бот «90». Экипаж крохотного суденышка – механик В.Беловол и матрос-моторист В.Вологин – спас около 80 человек. «Комета-37» к 4.35 утра доставила на берег 247 спасенных пассажиров и членов команды. На помощь брошены все имеющиеся силы, включая авиацию. Под воду опустились водолазы. Но спасти всех не удалось…

В холл гостиницы «Бригантина», где разместили часть спасенных пассажиров и членов экипажа «Адмирала Нахимова», люди в рабочей одежде заносили большие коробки, пакеты. Подкатывали новые автофургоны. В них были одежда, одеяла. Ведь спасенные вышли из соленой купели практически без одежды. Вот врач обрабатывает ссадины женщине, закутавшейся в простыню.

Рассказывает старший пассажирский помощник В.Просвирнин:

– Я был у себя в каюте во время удара. Мгновенно погас свет. Аварийный дизель-генератор заработал было, но через две-три минуты опять все погасло – вода залила распределительный щит. Я успел забежать за документами, а когда снова оказался на палубе, теплоход уже уходил под воду. Подплыл к плотику. Пробоина была большая, все случилось так быстро.

Рулевой матрос Смирнов встал на вахту в момент столкновения.

– Вышли мы из Новороссийска нормально, все шло хорошо. И видели мы этот сухогруз далеко. Вахтенный помощник стал вызывать его по радио. Взяли пеленг. По пеленгу поняли, что судно движется нам наперерез. После некоторой паузы с «Петра Васёва» ответили: не волнуйтесь, мол, разойдемся, сейчас все сделаем.

Несколько минут спустя мы повторили вызов, потому что сухогруз шел прежним курсом. Вахтенный, второй помощник, А.Чудновский словно чувствовал что-то, нервничал.

Я увидел, как сухогруз врезается в наш борт. Они дали задний ход, но было слишком поздно.

Капитан В.Марков оставался на вахте до конца. Попытался выбросить судно на мель. Но руль отказал. Когда капитан приказал мне покинуть судно, через дверь пришлось пробираться уже как через люк.

…Алена и Юра Павликовские отправились на «Нахимове» в свадебное путешествие. Юра спокоен, выдержан, чувствуется флотская закалка – недавно отслужил. Его юная жена, закутавшись в гостиничное одеяло, пытается заснуть. Не получается. Алена рассказывает:

– У нас каюта была на центральной палубе. Мы выпили по чашечке кофе, и спать не хотелось. Только собирались задремать – и тут удар. Я ужасная трусиха, поэтому закричала. Юра не растерялся, он сразу сообразил, что делать, нашел спасательные жилеты, помог мне. В темноте мы выбрались на палубу. Было очень страшно. Все уходило из-под ног. Мы прямо скользнули за борт. Люди кричали…

Потом в воде держались вместе. Юра меня подбадривал. Рядом бармен плыл – в бабочке. И тоже пытался приободрить.

Часа два мы были в воде. Потом Юра говорит: «Смотри, вон Марс. Марс, он все видит!» И вправду, буксир подошел. «Марс» называется. Нас подняли. А часы, оказывается, остановились в 23.15. На буксире мы спросили время.

Было половина третьего…

Известия, 1986 г., 3.09, № 246 (21688)