Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Три дня спустя

Специальный корреспондент «Известий» А.Дергачев передаёт из Новороссийска

Новороссийск продолжает жить напряженной жизнью, превратившись по сути в город-штаб по ликвидации последствий кораблекрушения, произошедшего в Цемесской бухте.

Обычные, каждодневные дела словно отодвинуты на второй план, главная задача – помочь пострадавшим, их родственникам. Большинство спасенных уже разъехалось по домам. В Новороссийске остались больные и около пятидесяти туристов с затонувшего парохода «Адмирал Нахимов». Они не уезжают – ждут сообщений о работе водолазов, ведущих поиски их родных и близких. Кроме того, в город прибыли более 400 родственников тех пассажиров, которых не удалось спасти. Для работы с ними в составе правительственной комиссии выделены ответственные лица, два раза в день с родственниками погибших туристов встречается член Политбюро ЦК КПСС, первый заместитель Председателя Совета Министров СССР Г.А.Алиев.

…Катер, раскачиваясь на легкой волне, идет к месту кораблекрушения. Водолазы оконтурили буями пароход, лежащий на дне правым бортом. С Маркхотского хребта, возвышающегося над бухтой, дует норд-ост, однако волнение моря небольшое, а это значит, что работы на глубине продолжаются. Как нередко бывает в таких случаях, по городу ходят самые различные слухи – будто бы на затонувшем пароходе находятся известные артисты, дававшие концерт в ту трагическую ночь на верхних палубах «Адмирала Нахимова», и что сохранилась на дне воздушная «подушка», благодаря которой туристы живы-здоровы, но вот-вот кислород закончится, а водолазы тянут со спасательными работами.

Конечно, можно понять людей, которые так неожиданно потеряли близких и все еще не верят в случившееся, как вообще очень трудно самим себе объяснить чудовищную нелепость произошедшей аварии. (В ее причинах сейчас детально разбирается специально созданная экспертная комиссия, составленная из ведущих специалистов). Капитаны судов В.Ткаченко (сухогруз «Петр Васёв») и В.Марков («Адмирал Нахимов») взяты под стражу. Да, следствие даст свое заключение – уже опрошены более 400 человек, – и суд в конце концов назовет тех, по чьей вине произошла катастрофа. А пока водолазы, расположившись в плавучем городке из причаленных друг к другу специальных судов «Аметист», «Антарес», «Гепард», парами уходят под воду, чтобы выполнять свою нелегкую физически, тяжкую в моральном отношении работу.

– Я ушел на погружение с подводной телекамерой, – рассказывает водолаз второго класса Ю.Смага, который первый спустился на борт затонувшего парохода. – Моей задачей было определить, как лежит судно. Определил – лежит на правом борту, получившем пробоину. С помощью камеры я передавал наверх то, что видел на палубах, в каютах через открытые иллюминаторы. Да, видеть все это нелегко.

Юрий Смага спустился на дно 1 сентября, это было в тот день единственное погружение, потому что начавшийся шторм разогнал волну до 4-5 баллов. А потом началась методичная работа. Для многих водолазов она была непривычной.

– Ребята у вас в основном молодые, – говорит, тяжело вздыхая, старший водолазный специалист новороссийской группы спасателей В.Попков, – никто из них, кроме ветеранов, людей с затонувших судов не извлекал – эта работа требует крепких нервов. – В.Попков машет рукой.

Нет, конечно же, не медлят водолазы, как утверждают иные слухи. Прямо над погибшим судном собрано столько техники и мобилизовано столько водолазов, сколько необходимо для того, чтобы работать весь световой день, не мешая друг другу. Здесь же, на спасательных судах, спят, лишь некоторые из местных уезжают на ночь домой и к раннему утру возвращаются на свою плавучую базу. Но, видимо, им понадобится не одна неделя для того, чтобы извлечь всех погибших туристов – осень в Цемесской бухте неспокойная. То и дело срываются ветры – и в считанные минуты поднимают волну, которая мешает водолазным работам.

– Вы передайте – мы сделаем все, что от нас зависит, – твердо обещал В.Попков.

…Когда осмысливаешь аварию, произошедшую в ночном море, то явно видишь две ее стороны, которые никак не «стыкуются». С одной стороны – явная халатность, она проявилась также и в том, что до сих пор еще следствие устанавливает точные списки не только туристов, бывших на борту «Адмирала Нахимова», но членов… его команды. С другой стороны, четкая и колоссальная работа по спасению, проделанная в считанные часы в ночном море. Следует напомнить, что «Адмирал Нахимов», получив пробоину в правом борту (девять на девять метров), затонул почти сразу – всего за семь-восемь минут. Удар пришелся в машинное отделение – погас свет, аварийное освещение продержалось две-три минуты – потом его залило водой. И поэтому команда не успела организовать массовое спасение пассажиров, так как сама оказалась в воде.

– Сейчас напряжение в городе не спадает. Несколько улеглись лишь возбуждение и массовый порыв, который был при спасении утопающих и при оказании им первой помощи, – рассказывает председатель исполкома Новороссийского городского Совета народных депутатов В.Солдатов. – Наши службы продолжают работу с туристами, потерявшими близких при аварии, а также с родственниками погибших. Ни один вопрос не остается без ответа, ни одно критическое замечание в адрес работы служб горисполкома – тут же принимаются меры, наказываются виновные. Мы работаем в тесном контакте с представителями властей из тех регионов, где проживают туристы с «Адмирала Нахимова», – правительственная комиссия вызвала заместителей председателей облисполкомов этих областей Украины, Белоруссии, РСФСР. Дано указание оказывать туристам, прибывшим домой, всяческое содействие и помощь.

Известия, 1986 г., 5.09, № 248 (21690).