В час испытания
Капитан 3 ранга В.Пасякин
Корреспондент «Красной звезды» рассказывает о спасении пассажиров и экипажа парохода «Адмирал Нахимов».
Как уже сообщалось, 31 августа в 23 часа 14 минут в результате столкновения с сухогрузом затонул пассажирский пароход «Адмирал Нахимов», Это произошло примерно в 15 км от Новороссийского порта. В работу по спасению пассажиров и экипажа без промедления включились службы порта и города, пограничники, моряки, летчики.
Одними из первых на месте аварии оказались морские пограничники [1]. В 23 часа 28 минут в дивизион пограничных кораблей, которым командует кавалер ордена «Знак Почета» капитан 2 ранга Г.Климов, поступил сигнал тревоги. Через несколько минут, значительно перекрыв норматив, от стенки отошел лучший катер дивизиона под командованием мичмана А.Гусева. Через две минуты вышел второй катер, экипаж которого возглавил коммунист старшина электромеханической команды мичман Е.Терехов. Следом – на пограничном сторожевом корабле вышел командир дивизиона. Затем еще два корабля и катер.
Кроме высокой скорости и маневренности, что позволяло катерам обгонять другие многочисленные плавсредства, следующие к месту аварии, у морских пограничников было и еще одно большое преимущество – доскональное знание рейда, особенности района, отработанность и слаженность действий. Первым к месту происшествия подошел катер А.Гусева. В районе плавали десятки надувных плотов, люди в спасательных жилетах, множество различных предметов и обломков.
Чтобы случайно не задеть кого-то из людей, Гусев, подойдя как можно ближе к группе плотов, приказал застопорить ход. Моряки начали принимать на борт пострадавших.
Обстановка осложнялась с каждой минутой. Десятки единиц самых разнообразных плавсродств прибывали в район бедствия.
Командир дивизиона решил оставить в районе гибели парохода лишь юркие низкобортные катера, на которые легко было поднимать людей. Командирам же трех кораблей приказал осуществлять периферийный поиск. Григорий Степанович Климов, за плечами которого 30 лет службы (из них два десятка корабельной), не раз участвовал и в спасительных работах. Так что опыта, знаний ему не занимать. Он умело организовал управление силами дивизиона.
Действия спасательных сил координировались с помощью авиации. В короткое время было предпринято все возможное для самого тщательного обследования огромной территории.
…Пограничный катер принимал на борт пострадавших. 26-летний коммунист, сын фронтовика полковника в отставке, мичман Александр Гусев и восемь его подчиненных делали все зависящее от них для спасения людей. С берега им и другим экипажам помогали пограничники двух застав. Два стационарных прожектора и один передвижной вместо десятиминутного рабочего режима всю ночь с 30-секундными перерывами освещали место спасательных работ. Плюс прожекторы на катерах и судах, осветительные ракеты. И все же света не хватало. Пограничники ориентировались в обстановке и по крикам людей, плававших в воде. Дело осложнялось тем, что начал крепчать ветер. Волна становилась все ощутимее.
Дорога была каждая секунда. Пограничники понимали, что людей покидают силы. Некоторые не в состоянии были ухватиться за руку спасателя. И тогда воины сами бросались в воду для оказания помощи.
Матрос X.Кадыров увидел, что пожилая женщина, только что ухватившаяся за леер, вдруг ослабла и ушла под воду. В следующее мгновение пограничник бросился в море, подхватил утопающую.
С борта катера на плотик с обессилевшими людьми прыгнул боцман старший мичман В.Леднев. На катер моряк вернулся последним, когда люди были уже в безопасности.
Воины отдали спасенным одеяла, простыни, бушлаты, все, что могло согреть людей, старались их приободрить. И пострадавшие, несмотря на потрясение, тепло благодарили моряков. А пограничники, не замечая усталости, продолжали свою работу.
145 человек поднял на борт катера экипаж под командованием мичмана Гусева.
Выровняв крен, – спасательные работы велись с правого борта, – тяжело груженный катер со всеми мерами предосторожности пошел в порт. По пути экипаж оказывал пострадавшим медицинскую помощь.
Когда второй катер под командованием мичмана Терехова доставил на берег 88 человек, катер Гусева вновь вышел в море. Мужественно, смело, подчас рискуя собственной жизнью, действовали воины. Все они – от матроса-первогодка до командира дивизиона проявили самоотверженность и мастерство в нелегкий час испытаний.
Красная звезда, 1986 г., 5.09, № 206 (19093).
[1] Пасивність «Васьова» у рятувальних роботах ніяк не підкраслюється і не пояснюється – так, неначе його на місці катастрофи взагалі не було або він затонув разом із «Нахімовим».