Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

В море близ Новороссийска

Специальный корреспондент «Труда» С.Таранов передает из района аварии

На верхней палубе играл оркестр. Только что шофер из Самарканда Виктор Габрильянц за лучшее вальсирование получил маленький приз – календарик. Виктор отошел к борту судна и вдруг увидел: прямо на него бесшумно скользит… корабль! Габрильянц протер глаза кулаком – не мерещится ли? Но черная громада судна уже была совсем рядом. Виктор бросился по коридору в каюту, где спали двое его детей – Анжела и Лаура.

Из официальных материалов известно, что пароход «Адмирал Нахимов» 31 августа вышел из Новороссийского порта курсом на Сочи в 22.30. Через 14-15 километров он затонул в результате столкновения с сухогрузом «Петр Васев».

Странное, нелепое столкновение кораблей, которые со всеми своими радарами и радиостанциями при нормальной погоде и видимости не смогли все-таки разминуться. Почему так вышло? Кто виноват? Это устанавливает правительственная комиссия. Уже сейчас можно, очевидно, сказать, что в этой трагедии переплелись и непростительная халатность, и величайшее человеческое мужество… Эти заметки восстанавливают лишь некоторые фрагменты трагического события в Цемесской бухте, рассказывают о том, как в чрезвычайной обстановке повели себя люди.

С первой же минуты неожиданная беда разбудила Новороссийск.

– Как только мы получили сообщение об аварии парохода «Адмирал Нахимов», в горкоме партии был создан штаб, – рассказал Н.Ф.Хворостянский, первый секретарь Новороссийского горкома КПСС. – Он координировал все действия по спасению людей. При штабе были созданы группы спасательных работ в море, медицинская и продовольственная, вещевой помощи, регистрации и размещения спасенных, материально-технического обеспечения работ, транспорта и связи, общественного порядка… Эти группы возглавили наиболее опытные работники. Все действовали самоотверженно, со знанием дела. Надо отметить главное – четкое взаимодействие участников операции.

Сразу же после известия о бедствии в район аварии на максимально возможной скорости двинулись катера, теплоходы, спасательные средства с судов, стоявших на рейде. Менее чем через час на месте происшествия уже действовало 60 плавединиц. На помощь пришли все – пограничники, военные моряки, матросы портового флота… Прибывшие вертолеты и гидросамолеты высвечивали прожекторами неспокойное море. Летчики непрерывно сообщали командам судов о местонахождении потерпевших.

– Нас подняли по сигналу тревоги, – рассказывает матрос-пограничник Хамалутдин Кадыров. – К месту столкновения шли на предельной скорости. Ветер нагонял волну, было темно. А уже на месте аварии вода почему-то оказалась с пленкой из мазута и краски. Наверное, бочки потекли пря столкновении кораблей.

Мы успевали только подавать руки, размещать напуганных и обессилевших пассажиров «Нахимова». Это была тяжелая работа, ее нужно было делать очень быстро. Что запомнилось? Вдруг я увидел, как схватившая леер женщина отпустила его и стала уходить под воду. Тогда я нырнул и вытолкнул ее наверх… Набрали целый катер людей – он даже накренился. Спасенные у левого борта скопились. Ребята снимали с себя бушлаты, давали простыни, чтобы согрелись люди. Да что говорить, все матросы старались как могли, – Женя Гнездилов, Ринат Шамурзин, Ваня Ожог, Эдик Багиев, Миша Мамихин…

…С Виктором Габрильянцем я встретился в гостинице «Новороссийск». У двери отеля уже стоял автобус, следующий до аэропорта, и Виктор собирал домой двух своих девочек. Сам оставался пока в городе, ждал, когда в больнице поправится жена Галина. Пассажиры «Адмирала Нахимова» вовсе не были пассивными жертвами стихии. В трудную минуту они не спасовали, а боролись за жизнь, помогая друг другу. Вот что рассказал мне Виктор Габрильянц:

– Я побежал по коридору и кричал: «Люди, выбегайте! Авария». Двери нашей каюты заклинило. Я выбил ногами вентиляционную решетку внизу двери, с трудом залез в каюту. Там нащупал маленькую Лауру, протолкнул ее в коридор. Потом помог выбраться Анжеле. Сам полез следом, поставив детей на ноги. Потом я вспомнил, что в каюте есть спасательные жилеты. Вновь пробрался туда… И мы побежали к выходу. Корабль уже ложился на бок. По-видимому, крен был градусов 45. Я повторял девочкам: «Держитесь! Держитесь!»

Судно тонуло очень быстро. Я перекинул детей за борт, крепко держа их руками. Потом корабль как-то очень быстро, почти мгновенно окунулся в воду. Поток воздуха вытолкнул меня, ударил головой о верхнюю палубу. В это время Анжелу вырвало из рук, и с Лаурой я пошел под воду. Очнувшись, метрах в четырех от себя увидел Лауру. К ней подплыл парень, который сказал, что поможет. Ведь рядом был перевернутый надувной спасательный плот. С парнем мы втащили Лауру туда. Но сам я не залез на плат, а, увидев тонущую женщину, поплыл к ней. Подтащил к плоту. Забравшись на плот, она сняла с себя платье, укутала Лауру и посадила ее с собой, согревая теплом своего тела. Потом я увидел девочку, которая плыла к плоту. Я ее уже знал. Это была Оксана Немна из Кировограда. Я подтолкнул кусок доски, а потом помог забраться на плот. В конце концов к нам попала еще старушка. Всего нас было человек восемь.

Мы уселись на плоту и стали ждать помощи. Чтобы не перевернуться, ц предложил тем, кто был на соседних плотах, соединяться, держаться друг за друга, чтобы не унесло в разные стороны. Мы нашли длинный шест и с разных плотов ухватились за него. Кто-то нашел ракетницу и выстрелил из нее. Корабль, который подплыл через несколько минут, уже и без того знал, где мы находимся. Нам подали канат. Сначала мы подняли женщин и детей, потом залезли сами. Уложили старушку и ребенка на койки. Мужчины стояли в тесном помещении плечом к плечу. Потом нас привезли на морской вокзал. И там я понял, какие чуткие люди позаботились о нас. На мороком вокзале были все, кто необходим в этот момент: и врачи, и службы по размещению в гостиницы…

Но меня, естественно, интересовало, где же Анжела и жена Галина. Минут через десять мы встретились с женой. Еще через минуту – с Анжелой. Оказывается, Анжеле помог один парень из Латвии – Михаил Шварцберг. Договорились, что будем дружить всю жизнь…

К сожалению, спасти удалось не всех… Поисковые работы продолжаются.

Сейчас напряжение в городе не спадает. Новороссийцы делают все, чтобы максимально помочь всем, кого удалось спасти, родственникам погибших. Большинство спасенных уже разъехалось по домам.

Председатель правительственной комиссии, член Политбюро ЦК КПСС, первый заместитель Председателя Совета Министров СССР Г.А.Алиев встречался со спасателями, беседовал в больнице с пострадавшими во время аварии и с родственниками погибших.

Труд, 1986 г., 5.09, № 206 (19953).